Меню

Состояние здоровья детей минздрав россии

Новости Здоровье

15.08.2019

Новости , Кратко , Популярное

Минздрав о болезнях школьников: мальчики страдают ожирением, девочки – недостатком веса

Здоровье российских школьников постепенно ухудшается с 1-го по 11-й класс. Об этом свидетельствуют данные десятилетнего исследования Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей при Минздраве России.

По данным специалистов, абсолютно здоровыми в первом классе были признаны 4,3% наблюдаемых школьников, к концу обучения таких не осталось. При этом за 11 лет школьной жизни распространенность функциональных отклонений у детей возросла почти на 15%, а хронические заболевания стали диагностироваться на 52,8% чаще, передает RT.

Мальчики чаще всего страдают от язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, ожирения, плоскостопия, бронхиальной астмы и гипертонии.

Среди девочек больше распространены нарушения в области массы тела – дефицит веса, головные боли, неврозы, близорукость.

Самым напряженным периодом учебы для мальчиков стали 1-3-й и 11-й классы. Девочкам приходится психологически трудно в период с 9-го по 11-й класс.

Исследование проводилось в четырех школах Москвы. Врачи наблюдали 426 учеников с 2005 по 2015 год. В общей сложности было проведено более 25 тысяч медицинских осмотров.

Москва, Служба информации РИА «Новый День»

Москва. Другие новости 14.08.19

Перспектива России: в Европе появились «врачебные пустыни». / В тюменском депздраве рассказали, почему в регионе растет число психбольных. / В Сургуте разлив нефти, на место ЧП выехали чиновники, спасатели и полиция. Читать дальше

Источник

Минздрав России: общая заболеваемость детей за десять лет снизилась на 9%

Материал опубликован 06 декабря 2019 в 00:15.
Обновлён 07 декабря 2019 в 13:03.

При анализе заболеваемости детей до 14 лет по впервые выявленным заболеваниям, а этот показатель считается наиболее информативным методом анализа, выявляются позитивные тенденции.

Общая заболеваемость детей (то есть общее число болезней, которыми они заболевали в пересчете на 100 тыс. детей соответствующего возраста) с 2000 по 2009 нарастала, а за период с 2009 по 2018 года напротив, снизились на 9%.
Если анализировать заболеваемость отдельных классов заболеваний, то отмечается, что некоторые инфекционные и паразитарные заболевания, снизились больше чем на 30% с 2000 года. Безусловно, это связано с развитием вакцинации. За прошедшие 20 лет был значительно расширен национальный календарь профилактических прививок, введены новые вакцины, и это обусловило тот позитивный эффект, который наблюдается сегодня. Все это добавляет дополнительных аргументов в пользу вакцинации.
Что касается других классов заболеваний, то здесь наблюдалось нарастание в 2008 – 2011 годах, а затем снижение. Например – болезни нервной системы – с 2011 года снизилась заболеваемость на 18%, болезни мочеполовой системы – с 2008 года снизились на 16 %, врожденные аномалии развития – с 2011 года снизились на 16%. Эксперты отмечаю, что как именно перед годами начала тенденции к снижению заболеваемостью стартовал Приоритетный национальный проект «Здоровье».
В рамках реализации проекта строились новые перинатальные центры, с 2006 начат неонатальный скрининг новорожденных 5 заболеваний. Активное развитие получила пренатальная диагностика, начаты профилактические осмотры, при которых заболевания не только лучше выявлялись, но и сразу начиналось лечение.
Кроме того, за прошедшие годы были возрождены и профилактические осмотры всего детского населения (0 – 17 лет). За 9 месяцев текущего года профилактические осмотры прошли почти 19 млн. детей.
Результаты реализации проекта ясно видны сегодня и особенно при анализе за такой длительный промежуток времени.
Наиболее частые заболевания у детей – это, конечно же, болезни органов дыхания, куда входят и респираторные заболевания, фарингиты, бронхиты. Этими заболеваниями регулярно болеют и взрослые и дети. Однако заболеваемость этими болезнями с 2009 года также сократилась на 2 %.
Обеспокоенность Минздрава России вызывает отсутствие явного снижения (волнообразные колебания) заболеваемости травмами и отравлениями. Снижение детского травматизма – это междисциплинарная задача, к ее решению должно подключиться все общество.
Отмечается повышение заболеваемости детей новообразованиями, однако, из этих заболеваний злокачественные составляют всего 3 – 3,5 %, остальные – это доброкачественные заболевания.
В подростковом возрасте (15 – 17 лет) нарастает частота болезней глаз, что может быть связано с повышенной нагрузкой на зрение.
Мероприятия федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» направлены на развитие профилактического направления в педиатрии, что будет способствовать дальнейшему снижению заболеваемости детей.

Читайте также:  Методы технологии средства укрепления здоровья населения

Источник

Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 декабря 2003 г. N 621

О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:

1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).

1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.

Приказом Минздрава России

от 30 декабря 2003 г. N 621

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

— уровень функционального состояния основных систем организма;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Читайте также:  Тема недели здоровье надо беречь старшая группа

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Приказом Минздрава России

от 30 декабря 2003 г. N 621

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ

ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Источник

ВОЗ: здоровье российских школьников хуже, чем у их зарубежных сверстников

Будем равняться на опыт Пакистана

Здоровье наших учащихся тает на глазах, констатировали участники круглого стола «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих сохранение здоровья школьников», прошедшего в Госдуме 19 июля. Чтобы исправить ситуацию, надо менять закон — с этим согласны все. Однако вместо логичной идеи вернуть в штат школ медиков, законодательные предложения в основном крутились вокруг запретов в школах на мобильники и ужесточения режима прививок.

Читайте также:  Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью

Фото: Геннадий Черкасов

Первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко обозначил лишь основные угрозы здоровью школьников. Но и этот краткий экскурс впечатляет. Тут и чудовищные учебные перегрузки. И вредные привычки самих учащихся, вроде склонности к курению, которой, как оказалось, привержены сейчас 35,1% одиннадцатиклассников и 37,8% (!) их одноклассниц, причем, прямо на территории школы курят 78% юношей и 54% девушек. И плохое школьное питание (по данным Онищенко, оно должно составлять 40-60% суточного бюджета школьника, «а этого и близко нет даже в самых благополучных регионах»). Однако самой большой бедой, чреватой гибелью школьников, является отсутствие в образовательных организациях штатных медиков. И все это вместе объясняет, почему российские школьники имеют худшие показатель здоровья, чем их сверстники других стран, где проходили соответствующие исследования Всемирной организации здравоохранения.

— Лишь за последние 3 года их состояние заметно ухудшилось, а хроническая заболеваемость выросла в 1,5 раза,- уточнила замдиректора Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей Анна Седова. Причем, опасной для детей, по ее словам, является даже сама альма-матер: «Так, в 2018 году почти половина наших школ были отнесены исследователями к группам значительного, высокого или потенциального риска. Вдобавок идет пересмотр санитарных нормативов в сторону снижения требований».

Много вопросов у специалистов и к столь популярной ныне цифровой образовательной среде. Как оказалось, перед ее внедрением в школу, никаких санитарных экспертиз произведено не было, и мы, по словам Седовой, «до конца не знаем рисков ее внедрения». (К слову сказать, не менее популярные здоровьесберегающие образовательные технологии, по ее словам, также не проходили никакой экспертизы, и что уж они там сберегают, бог весть). Зато другой нынешний риск известен прекрасно — повышенная гиподинамия детей. Многим из них невозможно высидеть традиционный урок-сорокапятиминутку, а это значит, что пора менять учебные программы и методики. Но объемы школьной нагрузки только растут. А это — смертельно опасно: по данным ВОЗ, из-за дефицита двигательной активности в мире ежегодно происходит около 1 млн смертей.

Вызов страшнейший! Но в качестве ответа на него Общественная организация содействия здоровью в системе образования предлагает принять закон, жестко регламентирующий использование цифровых технологий (например, Российскую электронную школу) и полностью запретить использование в школе мобилов учащимся моложе 16 лет даже на переменках. Другой законопроект уже готов: он обязывает родителей предоставлять школе всю информацию о болячках ребенка, а на учителя возлагает миссию оказания первой помощи учащимся в чрезвычайной ситуации. И никаких намеков на возвращение в школу штатных медиков.

Правда, Минздрав дал добро на подготовку бакалавров-специалистов по школьной медицине (это, как разъяснили в ведомстве, будет нечто среднее между фельдшером и врачом). Но что от них толку, если медкабинеты, и сегодня имеющиеся в каждой школе, стоят пустыми, а приписанные к ним медработники по договорам разрываются между несколькими учебными заведениями, в каждое из которых входит до десятка отделений, относящихся из-за большой разбросанности, к разным районам?

— Давайте выделим эту проблему в разряд «Работа над ошибками»! Погорячились мы, убирая медиков из педагогических коллективов! — признал Онищенко. С ним, вроде, согласились,, но вместо предложения вернуть школьникам медиков прозвучала идея ужесточить режим прививок, введя ответственность родителей. Особенно порадовала ссылка на «опыт Пакистана, где за отказ от вакцинации дают 10 ударов палкой по пяткам, после чего все бодро бегут делать прививки». Похоже, битва за здоровье школьников выходит на новый уровень!

Источник

Adblock
detector