Меню

Состояние здоровья человека как динамический процесс

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА: МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава» (г. Новосибирск)

На основании многолетних исследований по вопросам индивидуального здоровья школьников, студентов, людей зрелого возраста и использовании методологии системного (целостного) подхода разработаны понятие и структура индивидуального здоровья человека, имеющие существенное значение для профилактической медицины и физического воспитания.

Ключевые слова: системный подход, понятие индивидуального здоровья, показатели здоровья, профилактическая медицина

История развития науки убедительно показывает, что только ис­пользование объективного философского метода позволяет выбирать эффективную стратегию научного поиска, в том числе в медицине. При выраженном интересе к проблеме здоровья человека, при низком оздоровительном эффекте многих предлагаемых программ опирающихся на существующие представления об индивидуальном здоровье, в современной литературе не выявлено попыток рассмотрения сущности понятия «здоровье» с использованием методологии системного подхода.

Наличие сравнительно большого количества определений понятия «здоровье», раскрывающих разнообразные его стороны, свидетельствует о том, что речь идёт о сложном явлении, сложном объекте познания. Сущность же любого сложного объекта в настоящее время принято рассматривать на уровне системного исследования. Прежде, чем анализировать сущность понятия «здоровье» с позиции системного подхода, следует доказать правомерность использования последнего и поэтому необходимо рассмотреть основные принципы системности как одного из методологических приемов науки.

Системность является одной из универсальных черт действительно­сти. Подобно тому, как в мире нет явлений, не имеющих качества и количества, в действительности нет и явлений, не имеющих пара­метров системности. Это в полной мере относится и к человеку, его основным характеристикам. Человек принадлежит к органическим системам. Органическое целое, или, как его называют, диалектиче­ски расчлененное целое, не состоит из внешне координированных во времени и пространстве частей, а характеризуется функциональной взаимосвязанностью компонентов, каждый из которых обладает спецификой и вместе с тем строгой подчиненностью целому. Последнее оказывается способным к саморазвитию и самовоспроизведению, а составляющие его компоненты являются результатом внутренней дифференцировки целого, играют роль его функциональных членов [4].

Системный подход является средством объективизации, выделения в качестве объекта исследования целостных явлении и системных комплексов, характеризует общие механизмы интеграции, раскрывает качественную многомерность явлений. Основными же свойствами системы являются структура (тип связей между её элементами), упорядоченность (количественный показатель структуры), организованность (отличие системы от простой суммы её частей), целостность (она является частным случаем упорядоченности и организованности), взаимоотношение структуры и её элементов, структурные уровни, развитие системы [3].

Всё перечисленное позволяет использовать принцип системно­сти при анализе сущности понятия «здоровье». Не вызывает сомнений, что только применение системного подхода позволит понять здоровье как целостность, вычленить элементы здоровья, выявить их взаимосвязь и взаимозависимость в целостной структуре, иными словами, определить материальный субстрат здоровья человека.

В наших монографиях [5, 6] подробно изложены представления о понятиях «состояние», «процесс», «количество и качество», «норма». Все пе­речисленные категории имеют фундаментальное методологическое значение. При анализе представлений о сущности понятия «здоровье» мы используем эти категории. Иными словами, здоровье — это целостное состояние, свойственное человеку, и только исследовав различные состояния здоровья на различных этапах онтогенеза, можно познать процесс его развития, изменения под влиянием различных условий среды.

Отвечая на вопрос, здоровье человека — это состояние или процесс, без всякого сомнения можно сказать, что это и состояние, и процесс; это имеет существенное значение для разработки различ­ных программ формирования, поддержания и укрепления здоровья.

Существующие определения понятия «здоровье» не имеют базисного, фундаментального обоснования для его количественной оценки. В то же время потребность в этом велика. В профилактической и спортивной медицине, в авиационной, космической и военной практике, в профпатологии, в определении группы инвалидности и во многих других областях, особенно при динамическом наблюдении, количественные критерии оценки индивидуального здоровья представляются просто необходимыми.

Здоровье как понятие, как категория представляет собой абстрактность. По отношению к человеку такими абстрактными понятиями являются, например, интеллект, духовность, нравственность, гениальность, красота и др. Если изобразить любое из этих качеств в виде линии, то каждая точка этой линии отражает его конкретное состояние, а начало и конец характеризуют его полярность. В полной мере это можно отнести и к такому качеству человека, как здоровье. Получая при рождении определенные его задатки, потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни их реализует, раскрывает, проявляет в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия, особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза на различных его этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересам личности).

Учитывая, что организм человека является многокомпонентной сложноорганизованной вероятностной системой, в которой на разных уровнях могут идти процессы различного типа, его здоровье не может характеризоваться каким-либо одним признаком (здоров — нездоров), а также является многомерным понятием.

Если выводить понятие «здоровье» из сущностной характеристики жизнедеятельности человека, то следует обратить внимание на такой критерий, как жизнеспособность — показатель, интегрально отражающий состояние человека и изменяющийся как во времени, так и под влиянием различных факторов (внутренних и внешних, позитивных и негативных). Правомерность использования термина «жизнеспособность» при анализе сущности здоровья не вызовет сомнений, если учесть, что в логическом словаре [1] понятия «здравый», «здоровый», «здравствовать» рас­сматриваются в смысле «разумный», «большой, полезный, силь­ный», «жить». Можно сказать, что здоровье является целесообраз­ным (разумным) сочетанием определённых качеств, позволяющих человеку жить (здравствовать), в различной степени реализовать биологические и социальные функции.

Читайте также:  Поздравляю с днем рождения желаю здоровья долгих лет

Как всякая система, система «здоровье» должна характеризо­ваться структурой, состоящей из системообразующего фактора (или ядра) и элементов (в нашем случае показателей здоровья). Сущностью (ядром) данной системы является определенный уровень жизнеспособности, который, как в любом живом организме, зависит от степени постоянства, консервативности, стабильности его внутренней среды. В. В. Парин [2] это универсальное свойство, выработанное в процессе длительной эволюции, обеспечивающее устойчивость организма в различных условиях среды, в том числе в космосе, называл стационарностью гомеостаза (в развивающемся организме — гомеореза). Способность к развитию и поддержанию стабильности гомеостаза обеспечивают фундаментальные биологические свойства живого организма — адаптивность и саморегуляция.

Среди элементов системы «здоровье», на наш взгляд, наиболее существенными являются следующие, интегрально характеризующие её различные стороны:

— уровень и гармоничность физического развития;

— резервные возможности организма;

— уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты;

— способность организма выводить метаболиты («ишаки»).

При целостном подходе к оценке здоровья мы рассматриваем болезнь или какой-либо дефект развития в качестве одного из его показателей (элементов системы) как часть целого. В зависимости от количественного проявления (степени компенсации) это может по-разному влиять на целостное состояние организма (являться негативным показателем здоровья).

Характер проявления каждого показателя здоровья (элемента системы) не может не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, приносящего или укрепление, или ущерб здоровью, степени активности в поддержании здорового образа жизни, морально-волевых и нравственных качеств. Без учёта этих факторов все профилактические и оздоровительные программы будут носить «обезглавленный» характер и заранее обречены на неудачу. В целостной оценке здоровья необходимо учитывать личностные качества, которые могут быть определены как уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Таким образом, мы выделили шесть основных показателей здоровья (элементов системы), которые характеризуют его как целостное многомерное динамическое состояние.

Каждый из названных признаков представляет собой самостоя­тельную качественность, которая может иметь количественное выражение. В зависимости от последнего (степени развития, проявления) они могут позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние. Например, при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой и других систем у человека может быть низким уровень иммунитета, закалённости и в результате — частые простудные заболевания, склонность к обострению имеющегося хронического заболевания.

Итак, здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Разнообразие комбинации элементов системы «здоровье», свой­ственных конкретному человеку, определяет уровень его здоровья, жизнеспособности. Иными словами, здоровье человека характеризуется индивидуальными проявлениями, которые могут быть сгруппированы в определённую типологию. Например, по результатам диспансеризации может быть выделена группа лиц с негармоничным физическим развитием за счёт избыточной массы тела, с низким уровнем неспецифической резистентности и иммунной защиты, с низкими резервами сердечно-сосудистой системы, различными сочетаниями этих или других отклонений, что позволит целенаправленно осуществлять профилактику, коррекцию, реабилитацию.

Существенным является признание того, что здоровье (как одна из качественных характеристик человека, отражающая его жизнеспособность) имеется у каждого индивидуума, но оно различно в зависимости от количественных показателей отдельных его составляющих. Это принципиальный уход от дуалистического противопостав­ления: здоровье — болезнь.

Список литературы

  1. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. – М. : Наука, 1975. – С. 44–45, 456.
  2. Парин В. В. Избранные труды / В. В. Парин. – М. : Наука, 1974. – Т. 2. – 343 с.
  3. Симанов Л. А. Понятие «состояние» как философская категория / Л. А. Симанов. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1982. – 127 с.
  4. Фролов И. Т. Философия глобальных систем / И. Т. Фролов // Вопр. философии. – 1980. – № 2. – С. 38–42.
  5. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья : методологические аспекты / А. Г. Щедрина. – Новосибирск : СО РАМН, 2003. – 164 с.
  6. Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни : методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А. Г. Щедрина. – Новосибирск : ООО «Альфа-Виста», 2007. – 144 с.

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

Читайте также:  Причинение тяжкого вреда здоровью уголовно правовая квалификация

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Источник

Состояние здоровья человека как динамический процесс

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Тем не менее, изучение феномена здоровья позволяет сформулировать ряд аксиоматических положений:

— в абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье — идеал;

— каждый человек здоров условно, ибо ни один человек не бывает вполне здоровым на протяжении всей жизни;

— каждый человек может быть здоров лишь в определенных условиях, поскольку есть подходящие и не подходящие жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного человека, могут быть совершенно неподходящими для другого.

При всей важности понятия здоровья его однозначное определение до сих пор остается проблематичным. Число попыток решить эту задачу значительно, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Очевидно, причина кроется в том, что данная категория обладает сложной интегративной природой и требует комплексных научных исследований.

Самостоятельным вопросом проблемы здоровья является классификация и анализ уже предложенных определений. В этой связи привлекает внимание работа П.И. Калью [4], в которой представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия.

Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, мы обозначили те определения здоровья, которые доминируют:

1) нормальная функция организма на всех уровнях его организации (от генетических до организменных структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

2) динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3) способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.

4) способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

5) отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

6) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил.

Изучение сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, показывает, что все определения можно представить несколькими моделями:

медицинская модель — предполагает такое определение, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья (отсутствие болезней и их симптомов);

биомедицинская модель — рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;

биосоциальная модель — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, рассматриваемые в единстве, но при этом последним отдается предпочтение;

ценностно-социальная модель — здоровье рассматривается как ценность, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей, участие в труде и социальной жизни.

Заметим, что в определении понятия здоровья в одном случае акцентируется внимание на его состоянии, в другом — здоровье рассматривается как динамический процесс, в третьем — причастность здоровья к какой-то одной категории не абсолютизируется. В этой связи наиболее приемлемым можно признать определение здоровья, даваемое В.П.Казначеевым [3]. Ученый считает, что здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В ХХ в. одной из характерных черт научного познания стало системное мышление. Большое влияние на становление системной теории оказали труды не только философов, но и психологов — Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева и др. Среди авторских точек зрения на идею системности в рассмотрении человека особой конструктивностью отличается позиция Б.Ф.Ломова, согласно которой человек — это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных уровнях функционирования — биологическом, психологическом и социальном. На каждом из них здоровье человека имеет особенности своего проявления. На биологическом уровне под здоровьем понимается динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды (У.Кэннон, А.А.Маркосян, Н.И.Пирогов, Г.Спенсер, А.Тхакер и др.). Представления о сущности здоровья на психологическом уровне пока еще далеки от желаемой ясности, однако на данном уровне вопросы здоровья так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое (Б.В.Зейгарник, С.С.Корсаков, А.Ф.Лазурский, Б.Перэ, Л.Л.Рохлин и др.). Переход от психологического к социальному уровню довольно условен. По мнению Б.Ф.Ломова [5], психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существует. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Разумеется, на психическое здоровье оказывают влияние разнообразные социальные связи. При этом последствия воздействий могут иметь как негативный, так и позитивный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.

Понимание природы воздействия разнообразных факторов на состояние здоровья и болезни на вышеуказанных уровнях представляет собой непростую задачу. Но еще более сложным является раскрытие взаимосвязи этих уровней, что особенно важно с позиции системного подхода.

Человеческий организм — сложнейшая система, состоящая из огромного числа образующих ее компонентов и форм связей между ними. В таких условиях вероятность отклонения от нормы в функционировании присущих организму механизмов различной природы вполне реальная. При этом эти отклонения могут носить преходящий характер либо протекать не столь интенсивно, чтобы можно было говорить о выраженном и опасном развитии болезнетворного процесса. За счет внутренних ресурсов, адаптационных и компенсаторных возможностей организма появляющиеся в нем патологические изменения могут не достигать критического значения, и потому не скажутся на его работоспособности. В таком случае принято говорить о практически здоровом человеке. Однако отсутствие объективных признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о безболезненном состоянии организма.

По мнению специалистов, около 80% всех заболеваний берет начало в психической дисгармонии [1]. Абсолютно здоровые, совершенно свободные от каких-либо психических нарушений люди составляют сегодня не более 35% населения. Поэтому содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья — одна из главных задач психологии здоровья. В то же время следует иметь в виду, что не все нарушения, связанные с психологическим уровнем, могут квалифицироваться как наступление болезни. У психически здоровых лиц следует различать те или иные предболезненные состояния, которые могут проявляться как дезадаптации. В таком состоянии вероятность заболевания повышается, но это вовсе не означает, что предболезнь следует отождествлять с самой болезнью. Скорее, это одна из степеней здоровья, и потому прямое отождествление ее с болезнью недопустимо.

Проведенные к настоящему времени исследования показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. В психологии под личностью чаще всего понимается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Иначе говоря, здоровая личность психически устойчива.

Б.С. Братусь [2] предлагает рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как имеющее сложное уровневое строение. По его мнению, высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, то есть уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. Как считает автор, каждый из названных уровней, имея свои критерии протекания, должен иметь и особые закономерности этого протекания. Так, первый уровень обусловлен биологическими характеристиками, а второй и третий — социальными условиями.

Рассматривая личность как биосоциальный организм, А.Ф.Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию.

Дж. Энгель предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе к функционированию индивида не только на биологическом, но и личностно-психологическом уровне, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение.

Если здоровье рассматривать через призму жизнедеятельности человека, то болезнь, как правило, угрожает лицам со следующими личностно-психологическими особенностями:

— решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, чрезмерно и напряженно работающим, отличающимся повышенным чувством ответственности, долга, высоко требовательным к себе лицам;

— педантичным, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;

— предрасположенным к «застреванию» на отрицательных эмоциях, самобичеванию, скрытым, подавляющим эмоции;

— трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни, нестойким в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с индивидуально-психологическими характеристиками человека.

А.Адлер, один из основателей холистической (целостной) системы индивидуальной психологии, рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по А.Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Путь к здоровью — это конструктивное стремление к совершенству и сильное общественное чувство.

Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека.

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания.- СПб., 1996.
  2. Братусь Б.С. Психология личности.- М., 2000.-С. 398-400.
  3. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М., 1983.
  4. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация.- М., 1988.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.,1984.

Источник

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector