Меню

Состояние репродуктивного здоровья подростков

Состояние репродуктивного здоровья подростков

Подростковый период – важнейший период в жизни каждой женщины. В большинстве стран мира принято считать подростками лиц в возрасте от 10 до 19 лет (классификация ВОЗ). В это время происходит становление образа жизни, вырабатывается стиль и стереотипы поведения, включая сексуальное и репродуктивное. Поэтому девушки–подростки отличаются сниженной выносливостью к физическим нагрузкам, повышенной ранимостью нервной системы и восприимчивостью к факторам внешней среды. При этом в любом регионе мира наблюдается такая тенденция, что плохо образованные или малообеспеченные девочки, проживающие в сельской местности, подвергаются большему риску забеременеть, чем их более обеспеченные и образованные сверстницы, живущие в городах. Кроме того, риск забеременеть выше у девочек, которые являются выходцами из этнических меньшинств или маргинализированных групп, лишены права выбора и возможностей в жизни или имеют ограниченный доступ к услугам в сфере охраны сексуального и репродуктивного здоровья, включая информацию о противозачаточных средствах и соответствующие услуги, или вовсе лишены такого доступа. Около 19 % молодых женщин в развивающихся странах оказываются беременны до достижения 18-летнего возраста. На долю девочек в возрасте до 15 лет приходится 2 млн. из 7,3 млн. детей, ежегодно рождающихся у девочек-подростков в возрасте до 18 лет в развивающихся странах [2]. У матерей-подростков наблюдаются высокие уровни послеродовой депрессии и родительского стресса, это является важным фактором риска для последующей послеродовой депрессии [3].К сожалению, одним из решений проблемы подростковой беременности является аборт, который представляет для юного организма большой вред, часто – непоправимый. Частота осложнений после абортов у подростков в 2–2,5 раза выше, а материнская смертность в 5–8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Вероятность смерти 15-летней девушки от причины, связанной с материнством, составляет 1 на 3700 в развитых странах и 1 на 160 в развивающихся странах [4,6]. Это связано с тем, что половая зрелость, то есть готовность организма к беременности и родам анатомически, функционально и психологически, наступает у подростков лишь к 18–19 годам. Поэтому прерывание беременности у лиц, не достигших этого возраста, сопровождается особенно сильным гормональным, физическим и психологическим нарушениями. Основные причины абортов у подростков обусловлены особенностями поведения в этот период жизни, низкой сексуальной культурой и отсутствием должного уровня знаний о репродуктивном и сексуальном здоровье, современных методах контрацепции и опасных последствиях аборта для организма девушек [4]. Одной из причин является несостоятельность или отсутствие служб работы с подростками, которые широко практикуются за рубежом. Результаты одного исследования подтверждают предположение о том, что лица, ведущие профилактическую работу с подростками должны обратить пристальное внимание на свою деятельность. Способность персонала (например, социальные работники и медсестры) заниматься с подростками является важным шагом в улучшении состояния здоровья [5]. Именно на определение уровня знаний молодежи о репродуктивном здоровье, которая как потом оказалась довольно низкой, и устранение этого пробела, ведущего к столь серьезным и ущербным последствиям для юного организма была направлена реализация социального проекта «Адаптация сельской молодежи в условиях мегаполиса».

Материалы и методы исследования

Были разработаны 2 анкеты: для девушек, состоящая из 36 вопросов и для юношей, состоящая из 33 вопросов. Анкеты созданы на русском и казахском языках. Для проведения анонимного онлайн анкетирования была разработана компьютерная программа и адаптирована к мобильным приложениями Android и iOS. Анкетирование построено таким образом, что можно было выбрать только один из предложенных ответов. Невозможно перейти к другому вопросу, не ответив на предыдущий. По некоторым вопросам анкета предусматривает расширение, при положительном ответе идет углубленный вопрос. Ответ «Другое» предполагает введение ответа респондентом в произвольной форме.

По результатам анкетирования было получено 2087 анкет, из них 31 анкета была выбракована как тестовые, таким образом, статистическую обработку в программе SPSS (StatisticalPackageforSocialScience) прошли 2056 анкет.

Результаты исследования и их обсуждение

В целом в анкетировании приняли участие 1258 девушек (или 61,2 %). Две трети или 64,9 % респонденток были в возрасте до 20 лет, одна треть или 33,9 % – в возрастной категории от 20 до 24 лет и чуть больше одного процента -1,2 % составили молодые женщины старше 25 лет. Большинство опрошенных студенток (94,6 %) учатся в четырех высших учебных заведений, расположенных в г. Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, КазГЖПУ, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНТУ им. Сатпаева и чуть более 5,4 % – это учащиеся других ВУЗов. До поступления в ВУЗ почти треть девушек (31,5 %) проживала в городе и около двух третей (68,5 %) – в сельской местности. Это позволило нам обратиться к целевой группе – девушкам, приехавшим из сельской местности в город для учебы в ВУЗе.

Читайте также:  Проблемы для здоровья от долгого воздержания

Социальный портрет респонденток представлен следующим образом: почти половина девушек (45,6 %) выросли в семьях, где есть 3-4 ребенка, каждая третья опрошенная (32,6 %) студентка из семьи, где имеется 5 детей, и только чуть больше 2 % (2,4 %) составляют семьи с количеством детей 1-2. Больше половины опрошенных (55,0 %) отметили, что живут в семьях с хорошим материальным достатком, 35,9 % респонденток проживают в семьях со средним достатком и могут позволить себе средние расходы, 5,6 % обучающихся отметили минимальный материальный уровень проживания, а 3,4 % студенток указали на то, что родители живут раздельно и у отца с матерью разный прожиточный уровень. Две трети респонденток (63,6 %) указали на то, что им не хватает денежных средств для проживания в городе, почти каждая пятая опрошенная (21,3 %) отметила, что денег хватает не всегда, хватает, но только на еду или минимальный прожиточный минимум, или «когда как», 15,1 % девушек отметили, что им достаточно средств для проживания в г.Алматы.

62,8 % респонденток ответили, что сами все знают о репродуктивном здоровье (беременности, половых контактах, ЗППП), почти треть опрошенных (30,8 %) никогда не разговаривали на эту тему с родителями и только с 6,4 % эти вопросы обсуждали со своими родителями. Трое из 5-ти студенток (66,0 %), информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье хотели бы получать на лекциях в университете, 16,3 % респонденток – из специальной литературы, 7,9 % – в Интернете, 4,6 % опрошенных – в беседе с врачом, 2,1 % – в беседе со сверстником, 3,0 % – из просмотра видеофильмом и видеопередач. По итогам анкетирования четверть девушек (25,8 %) указали на наличие сексуальных отношений. При этом на вопрос: «В каком возрасте это произошло впервые?», до 15 лет – у менее 1 % респонденток, в 15 лет – у 3,7 % опрошенных, в 16 лет – у 12,9 % девушек, в 17 лет – 8,0 % респонденток, в 18 лет – у 29,2 %, в 19 лет – у 25,2 %, в 20 лет – у 8,3 %, после 20 лет – 12,7 %. У девушек чаще всего первый половой контакт произошел в возрасте 18 лет – 29,2 %.

Из опрошенных 36,9 % ответили, что знают о методах предохранения от нежелательной беременности только в общем, 37,2 % респонденток знают практически все, 25,9 % ответили, что впервые слышат об этом. На вопрос «Кто рассказал о способах предохранения о нежелательной беременности?» каждая третья респондентка отметила, что узнала о контрацепции от родителей (31,0 %), от друзей (34,2 %) и из Интернета (34,2 %). Среди методов контрацепции наиболее популярными у девушек оказались противозачаточные таблетки – в 21,8 %, и 20,0 % пользуются презервативами. Прерванный половой акт практикуют 26,5 % девушек. Не предохраняются от нежелательной беременности 31,7 % девушек.

Из результатов опроса видно, что очень большой интерес к анкетированию проявили девушки, приехавшие учиться в город из сельской местности. Можно предположить, что у них имеются проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем, и они заинтересованы в их решении. У подавляющего большинства студенток имеются острые материально-бытовые проблемы, особенно в первый год обучения. Недостоверная информация в Интернете, утрата культурных и нравственных ценностей в общем сознании, все это привело к формированию нового стиля сексуального поведения подростков и молодежи, а так же к формированию у подрастающего поколения своих представлений о сексуальной жизни, порой даже ошибочных. Об этом свидетельствует тот факт, что каждая четвертая девушка (25,2 %) начала половую жизнь до исполнения 18 лет. У сексуально активных студенток использование контрацепции низкое, а у 1/3 использующих имеет место неэффективный метод – прерванный половой акт. Вызывает озабоченность тот факт, что треть девушек не имеют представления о методах контрацепции и способах предохранения от нежелательной беременности и ЗППП. Как и предполагалось, основным источником информации о сексуальном и репродуктивном здоровье среди студентов стали интернет-ресурсы, которые не всегда являются правдивыми и надежными. Поэтому возникает острая необходимость в грамотном и правильном информировании молодежи и подростков о репродуктивном и сексуальном здоровье с помощью тренингов и просветительной работы, которые мы провели в нескольких университетах во время реализации проекта. При этом важно регулярное проведение организационно-просветительной работы по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов. К подобным проблемам надо подходить очень серьезно, так как последствия абортов наносят огромный вред юному организму. Следует объединить совместные усилия органов и учреждений здравоохранения с органами и учреждениями социальной защиты, учреждениями образования, молодежными службами, общественными организациями.

Источник

Читайте также:  Охрана здоровья населения это тесты ответы

Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт здоровьесбережения учащихся

Дата публикации: 18.04.2016 2016-04-18

Статья просмотрена: 1583 раза

Библиографическое описание:

Горбунова, И. Л. Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт здоровьесбережения учащихся / И. Л. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.4 (112.4). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28556/ (дата обращения: 08.06.2021).

В последнее время много внимания уделяется здоровьесберегающим технологиям, реализуемым в рамках учебного процесса. Одним из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья учащихся, является их репродуктивный потенциал. В этой связи необходимо отметить, что своевременное информирование и просвещение подростков является одним из ведущих направлений профилактики нарушений их репродуктивного здоровья. Однако в современном российском обществе нет единого мнения и подхода относительно организации и реализации полового просвещения подрастающего поколения. При этом значительная часть граждан, отрицательно относится к системе государственного полового просвещения, полагая, что дети должны получать эти сведения от родителей. Однако многие считают, что половое просвещение следует осуществлять в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении.

Вопрос о возрасте начала полового воспитания в школах также неоднозначен и вызывает много дискуссий. Одни авторы предлагают проводить его в старших классах, другие в более раннем возрасте. Результаты исследования В. А. Бехало, О. К. Лосевой, Е. В. Сысолятиной свидетельствуют, что около 80 % школьников и их родителей считают, что школы должны заниматься сексуальным просвещением, начиная с возраста 12–13 лет, некоторые полагают, что и раньше. Однако существуют и противники введения полового воспитания в школе. Они настаивают, что подобные уроки пробуждают нездоровый интерес, повышают сексуальную активность, число половых связей и беременностей.

Все же практически все специалисты сходятся во мнении, что сексуальное образование должно быть частью школьного учебного плана, но при этом следует четко очертить возрастные и психологические рамки для учащихся. Следует отметить, что продвижение безопасного сексуального поведения особенно эффективно у сексуально активных подростков, и может иметь долгосрочные позитивные эффекты. Таким образом, образовательные программы подростков должны опережать их первый сексуальный опыт, который приходится, в среднем, на 14,5 лет. При этом при проведении занятий с подростками особый акцент необходимо делать на предупреждении ранней половой жизни, давая исчерпывающую информацию о ее негативных последствиях. Однако в настоящее время единая система полового воспитания и полового образования подростков в нашей стране отсутствует. Четко изложенных и адаптированных программ обучения вопросам репродуктивного здоровья крайне мало.

Так можно отметить концепцию полового воспитания подростков И. И. Гребешевой, Л. Г. Камсюк, И. Л. Алесиной, которая содержит три основных направления:

  1. Информирование о проблемах, связанных с сексуальной активностью: возможное заражение ЗПППП и ВИЧ, незапланированная беременность, роды, аборт, контрацепция.
  2. Формирование системы ценностей в сфере репродуктивного здоровья: роль семьи, школы, социума, индивидуума.
  3. Развитие коммуникативных навыков и способности принимать решения.

В содержании образовательной программы Ю. В. Коровиной, выделяется шесть направлений обучения:

  1. Формирование уважения и почтительного отношения к моногамному гетеросексуальному браку, установок на создание в дальнейшем полной, состоящей в законном браке, семьи с детьми.
  2. Формирование установок на отказ от ранних сексуальных контактов, от сексуальных отношений до брака и вне брака.
  3. Информирование о возможных эмоциональных и психологических последствиях предподростковых и подростковых сексуальных отношений и последствий нежелательной подростковой беременности.
  4. Информирование об эмоциональных, психологических, гигиенических и социальных аспектах ответственности в семейной жизни и сексуальных отношениях.
  5. Информирование об опасностях безответственных сексуальных отношений и о риске приобретения ВИЧ/СПИД и ЗПППП в результате таких отношений.
  6. Формирование психологических навыков принятия решения, противодействия давлению со стороны членов своего круга и навыков отказа на предложение вступить в сексуальный контакт.

В свою очередь, в зарубежной педагогической практике программы полового воспитания активно внедрялись уже с конца XX в., во многих странах данное направление стало неотъемлемой частью содержания школьных программ. При этом в мире к решению указанной проблемы наметились три ведущих подхода:

1. Демократический подход, который характеризуется открытостью обсуждения проблемы в образовательной системе, включением соответствующего материала в содержание всех школьных ступеней.

2. Либеральный подход отличается сдержанным отношением к половому воспитанию, что выражается в значительном ограничении его содержания.

3. Консервативный подход типичен для государств, культурные традиции которых не позволяют выносить на обсуждение вопросы взаимоотношения полов, поэтому в учебных программах эти темы отсутствуют.

Впервые в мире сексуальное образование было введено в школьные программы в Швеции и Швейцарии (1956 г.). В большинстве европейских стран демократические основы реализации полового воспитания включены в различные предметы, поэтому оно является обязательным. Демократический подход к половому воспитанию учащихся доминирует в Австралии и Новой Зеландии. Австралийские школьные планы содержат предмет «Человеческие взаимоотношения», призванный воспитать чувство ответственности за сексуальное здоровье и поведение. Половое воспитание школьников здесь начинается в 9 лет, а в Новой Зеландии — в 7. В Австралии основные направления полового воспитания в средних школах зафиксированы в официальных документах.

Читайте также:  Тесты охрана здоровья работников промышленных предприятий с ответами

В Латинской Америке в последние годы выпускается новая учебная литература, увеличивается число часов, отводимых на изучение репродуктивной системы и сексуального здоровья человека. В Африке правительства многих государств в течение последнего десятилетия поддерживают программы по борьбе со СПИДом, проводимые ВОЗ. Однако какой-либо системной деятельности по организации полового воспитания школьников там не ведется. На Ближнем Востоке формальные пути получения соответствующей информации имеются лишь в нескольких государствах, так как ислам табуирует этот вопрос, даже семья почти никогда не занимается половым воспитанием детей. В Бангладеш, Мьянме, Индии целенаправленной работы в этом направлении не ведется. В Индонезии, Монголии и Южной Корее сексуальное образование включено в курс биологии в виде основных вопросов. Также ограничено содержание полового воспитания в Китае и на Шри-Ланке. В Таиланде и на Филиппинах либеральный подход позволил расширить содержание сексуального образования информацией о венерических заболеваниях и методах контрацепции.

Большинство образовательных программ, существующих за рубежом и посвященных сексуальности, освещают вопросы ЗПППП, СПИДа, воздержания и профилактики нежелательной беременности. Практика внедрения программ сексуального образования в Европе и США показала их эффективность в отношении роста уровня знаний относительно сексуальных проблем, отсрочки начала сексуальной активности, увеличения использования средств контрацепции, снижения риска виктимного сексуального поведения, самоограничения сексуальной активности, формирования ответственного поведения молодежи. При этом нет данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков. Напротив, исследования, проведенные ВОЗ, выявили, что подростки, своевременно получившие информацию по вопросам взаимоотношений между полами, обычно осмотрительно, разборчиво, осознанно и в более поздние сроки начинают сексуальную жизнь.

Таким образом, в заключении следует отметить, что все вышеизложенное показывает всю сложность, многогранность и неоднозначность обсуждаемой проблемы. Место, содержание и сроки проведения полового воспитания детей и подростков до сих пор вызывают острые дискуссии, как в отечественных, так и зарубежных педагогических кругах. Тем не менее, необходимость реализации подобного рода мероприятий в рамках школьной образовательной практики у специалистов не вызывает сомнений. При этом реализация мероприятий направленных на сохранение и преумножение репродуктивного здоровья учащихся должна осуществляться в рамках современной здоровьесберегающей парадигмы.

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
  5. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  6. Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
  7. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111–114.
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  9. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Источник

Adblock
detector