Меню

Состояние работы с детьми ослабленного здоровья

Работа с детьми с ослабленным здоровьем

Коржева Наталья Владимировна,
учитель физической культуры высшей категории,
МБОУ «СШ № 6», Республика Адыгея, г. Майкоп;
E-mail: volkova_nata@list.ru

Огурцов Сергей Леонидович,
учитель физической культуры, высшей категории,
МБОУ «Лицей № 8», Республика Адыгея, г. Майкоп

Физическая культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, достижений общества, относящихся к сфере физического развития, образования и воспитания.

Первостепенная задача школы направлена на то, чтобы дать школьникам знание без утраты их здоровья. Лишь совместными усилиями врача, учителей, воспитателей, психолога, логопеда, можно глубже понять сущность того или иного дефекта, выбрать наиболее оптимальный результативный комплекс ребенку. Учеными доказано, что более чем на половину здоровье зависит от образа жизни. Вот почему каждый человек является кузнецом своего здоровья.

Здоровье ребенка во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте.

Укрепление общего физического состояния и здоровья, а главное — привитие навыков постоянных занятий физической культурой в будущем будет, по-видимому, способствовать и сохранению и улучшению функций организма.

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Нагрузка на уроках подбирается с учетом возраста, пола, медицинской группы и подготовленности учащихся. Т.е. на уроках присутствуют такие методы обучения, как групповой и индивидуальный.

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

— укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

— улучшение показателей физического развития;

— освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

— постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

— закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

— формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

— воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

— овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

— обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

— обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

— соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Программа работы с детьми делится на несколько разделов.

1) Подготовительный раздел.

С этими учащимися решаю следующие задачи:

— умеренное общетонизирующее воздействие на организм;

— организация занимающихся в целях подготовки их к выполнению сравнительно сложных по координации движений;

— фиксация внимания на осанку.

Для решения этих задач применяются упражнения: ходьба, кратковременный бег, общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения с фиксацией правильной осанки (см. приложение № 1, 2, 3).

2) Основной раздел.

Здесь решаются следующие задачи:

— коррекция основных и сопутствующих проявлений дефекта осанки;

— укрепление отдельных мышечных групп;

— совершенствование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Для решения этих задач применяются упражнения: корригирующие, общеразвивающие без отягощения, с гимнастическими палками, со скакалками, гантелями, с сопротивлением, нетрадиционные спортивные игры.

Во второй части основного раздела решаю следующие задачи:

— осознание мышечно-суставных ощущений правильной осанки;

— совершенствование координации движений и двигательных навыков на фоне сохраняемой правильной осанки;

— совершенствование деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и др. систем органов.

Читайте также:  Блок показателей уровня здоровья

Для решения этих задач применяются упражнения специальные упражнения, способствующие осознанию мышечно-суставных ощущений правильной осанки, формированию навыка правильного положения тела во время игр, ходьбы. Для сохранения правильной осанки очень важно уметь расслаблять и напрягать отдельные мышечные группы.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

При занятиях подвижными играми учитывается реакция на организм обучающихся. Это тем более важно, что игры труднее дозировать, чем физические упражнения.

Выявление уровня развития двигательных качеств у школьников сопряжено с определенными трудностями, связанными, в первую очередь, с недостаточным освоением видов движений, недостаточным уровнем мотиваций при выполнении упражнений, то есть неспособностью адекватно понимать задания.

Важным обстоятельством, которое необходимо учитывать при работе по коррекции двигательных нарушений у детей с ЗПР, является то, что у них в наибольшей степени нарушены не элементарные движения, а сложные двигательные акты, требующие осмысления, словесного опосредования, регуляции со стороны коркового уровня. Вместе с тем, дети с органическим поражением ЦНС имеют значительные потенциальные возможности в развитии.

Индивидуальный подход выражается в коррекции конкретного двигательного нарушения у ребенка, индивидуального развития каких-либо двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости). Особое внимание уделяется координации движений.

Некогда не ругайте детей за то, что они на уроках крутят головой, а это очень полезно. А именно в это время усиливается кровоток и головной мозг начинает работать.

Например, сядьте пожалуйста ровно, закройте глаза и попробуем с Вами порисовать цифры. Сначала рисуем цифры справо-налево, а затем слева-направо. Рисуем цифры носиком так, чтобы голова то же двигалась. Рисуем сначала нолик (справа налево, а затем наоборот), затем единицу (при рисовании единицы — она будет получаться одна правильная, а другая нет) и т.д.

Источник

Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми

Елизавета Хакимова
Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми

Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском саду.

В основе оздоровительно-воспитательной работы лежит особое междисциплинарное научно-практическое направление — педагогика оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его основоположников был российский ученый-педиатр, педагог, психолог Ю. Ф. Змановский.

Основные идеи педагогики оздоровления реализуются в программе «Развивающее дошкольное образование» В. Т. Кудрявцева в программной области «Развитие культуры движений и оздоровительная работа».

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов.

1. Организация оздоровительного режима.

2. Организация двигательной активности с преобладанием циклических упражнений.

3. Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.

4. Реализация системы эффективного закаливания.

5. Обеспечение полноценного лечебного питания

6. Обеспечение психологического комфорта.

7. Использование развивающих форм оздоровительно-воспитательной работы.

Оздоровительный режим

Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в детском саду является оздоровительный режим.

Известный ученый ЕЛ. Аркин считал, что, когда мы имеем дело с ослабленными детьми, этот вопрос требует огромного внимания.

С одной стороны, ослабленный ребенок в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе и полном покое. С другой — только деятельное состояние может усилить обмен веществ, оживить кровообращение, вызвать бодрое настроение, т. е. создать условия, необходимые для укрепления здоровья всего организма.

Читайте также:  Подвергать опасности здоровье ребенка

Неправильно понимать режим как жесткий распорядок с обязательным, специальным повторением определенных моментов в строго установленное время. Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим — это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды.

Организация оздоровительного режима исходит, прежде всего, из особенностей этого профиля, выявленного по показателям сравнительных характеристик умственной, физической работоспособности в течение дня, эмоциональной реактивности детей с последующим их разделением на представителей преимущественно «утреннего» («жаворонки») или «вечернего («совы») типов. В соответствии с этим регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе их обучения и воспитания.

Наряду с околосуточными ритмами важную роль в определении состояния здоровья детей играют сезонные ритмы.

Ряд исследований показал, что рост респираторных заболеваний осенью и весной связан с нарушениями слаженности ритмов и, как следствие этого, со снижением устойчивости организма к болезнетворным воздействиям.

Оказывается, в период биологической весны значительно возрастает амплитуда биоритмов большинства функций организма,так как весной резко ускоряется ход внешних астрологических часов: увеличиваются продолжительность светового дня, солнечная активность, а также напряжение магнитного поля Земли.Внутренние биологические часы детского организма активно реагируют на это: резко возрастает амплитуда большинства биоритмов. Как следствие, повышается возбудимость нервной системы, сокращается количество гормонов эндокринных желез и желудочно-кишечного тракта.

Поскольку весной происходит резкая эндокринная перестройка, ребенок становится менее устойчивым к различного рода неблагоприятным воздействиям, в том числе и к перепадам температуры.

Все это в итоге ведет к снижению иммунитета, поэтому весной отмечается рост различного рода болезней верхних дыхательных путей и легких, желудочно-кишечного тракта, а также аллергических заболеваний.

Для решения этой проблемы рекомендуется разработать четыре типа сезонных оздоровительных режимов дня. При сравнении их выявляется много различий — например,продолжительность прогулок в зависимости от ряда факторов: непосредственного воздействия погодных условий и непрямого воздействия климата.

Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрствования и сна.

Особое беспокойство вызывают дети, которые не спят днем, но по состоянию нервной системы нуждаются в таком отдыхе. Часто причинами нарушения сна являются отсутствие четкого режима, а также несоблюдение единства воспитательных приемов в семье и детском саду.

О важнейшей роли полноценного сна в воспитании здорового ребенка неоднократно писал Ю. Ф. Змановский. Он считал, что индивидуальные различия в продолжительности сна у детей очень велики. Поэтому необходимо определить индивидуальную продолжительность дневного и ночного сна, а также «управлять сном» детей, добиваясь, чтобы ребенок ежедневно (и днем, и вечером) засыпал в одно и то же время.

Одним из компонентов рационально построенного режима дня являются прогулки’ на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность.

В зависимости от возраста детей прогулки (их характер и длительность) имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и хороший сон.

В любое время года желательно организовывать пешеходные прогулки за пределы участка детского сада. В связи с этим появляется возможность использовать природные факторы для развития движений, совершенствования физических качеств — ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений.

Читайте также:  Освобождение от обязательных работ по состоянию здоровья

Нельзя забывать также и об основных правилах ходьбы: после 30—40 минут движения старшим дошкольникам следует устраивать 10—15-минутный отдых (летом в тени, младшим — чаще. Во время отдыха хорошо организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать книгу.

Режим можно считать правильным тогда, когда в нем предусмотрена рациональная двигательная деятельность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные движения, которая способствует нормальному функционированию нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.

Анализ полученных М. Н. Алиевым данных показывает, что на протяжении года суточные объемы двигательной активности у ослабленных детей значительно ниже, чем у здоровых дошкольников. Это позволяет еще раз подтвердить сделанный нами вывод о необходимости иметь в детском саду четыре сезонных

оздоровительных режима.

Одним из основных условий организации двигательной активности ослабленного ребенка является систематическое использование циклических упражнений. Их ценность для жизнедеятельности растущего организма подтверждается выводами гигиенистов, рассматривающих этот вид физических нагрузок как наиболее важную в оздоровительном отношении часть двигательного режима. Если учесть соображения специалистов по возрастной физиологии, считающих, что для достижения активного долголетия, фундамент которого закладыва-ется в период роста и развития, необходимы циклические физические упражнения, повторяемые многократно и систематически, то станет ясно, что такие упражнения должны быть одним из основных средств в физическом воспитании ослабленных детей.

Равномерно повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках и т. д., как считает Ю. Ф. Змановский, способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Однако, планируя данные циклические движения,необходимо соблюдать определенные требования:

регулировать нагрузку не увеличением дистанции, а путем систематического повторения движений;

научить детей правильному дыханию;

не допускать физической и эмоциональной перегрузки и вместе с тем нормировать положительный эмоциональный настрой.

Формирование и коррекция. Профилактика нарушения осанки.

Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по физической культуре с ослабленными детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы еще не завершено. Во многом она состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают должного развития.

Различают два вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребенка.

Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Проектирование процесса овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами и правилами ЗОЖ Воспитание здорового ребёнка — приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания.

Здоровый образ жизни вместе с родителями ЗОЖ вместе с родителями В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и.

Источник

Adblock
detector