IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ
Актуальность исследования психологического здоровья обусловлена, в первую очередь, определяющим значением самого феномена здоровья.
Наметившийся в современном обществе кардинальный пересмотр взглядов на здоровье приводит к изменению восприятия самой сущности данного понятия. На сегодняшний день здоровье считается одной из главных общечеловеческих ценностей. Между тем психологическое здоровье является важнейшей составляющей здоровья человека и рассматривается как условие социальной стабильности и прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.
Психологическое здоровье представляет собой интегральную характеристику личностного благополучия, которая включает когнитивно-оценочный компонент биологического, психологического, социального уровней и отводит исключительную роль высшим психологическим образованиям, выполняющим функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути. Существует множество факторов, как внешних, так и внутренних, влияющих на состояние психологического здоровья.
В настоящее время, когда спорт и физическая культура набирают все большую популярность становится актуальным вопрос: как наличие или отсутствие регулярных физических нагрузок в жизни личности влияют на психологическое здоровье этой личности.
В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Телесное или физическое здоровье — это состояние организма, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, физической формой, тренированностью, физической активностью в их соответствии способности организма выполнять свою функцию и главным образом обеспечивать свое сохранение и развитие. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.
Душевное или психическое здоровье — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отражением психического здоровья является психологическое благополучие человека.
Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья — это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.
Психологическое здоровье — динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями индивида и общества и являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию (Т.Н.Жбанов).
Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым зрелым людям. А.Маслоу выделил следующие характеристики:
• наличие ориентации на реальность;
• принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
• центрированность на проблеме, а не на себе;
• наличие потребности в одиночестве;
• автономность и независимость;
• отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
• идентификация с человечеством;
• способность к близким отношениям с людьми;
• наличие чувства юмора;
• высокая креативность и др.
По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека, то есть психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (не упомянутые А. Маслоу), это:
открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств,
отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств
способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения.
Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность. (В.М. Шепель).
В наше время физическая культура и спорт приобрели такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития, но и положительно влияют на психологическое здоровье человека.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство — одна из прекраснейших ценностей жизни. Высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических.
А.П. Нечаев в своей монографии писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность — мускульными пороками».
В волевом отношении невозможного достичь продуктивного результата в спорте, не преодолев целых комплекс как объективных, так и субъективных трудностей. Повседневно ежечасно проявляя напряжённую борьбу с самим, появляется благоприятная атмосфера для создания объективных условий с целью формирования таких жизненно важных волевых качеств человека, как настойчивость, целеустремлённость, смелость и решительность, самодисциплина и инициативность.
Кроме того, спорт обладает и важной практической пользой: у людей регулярно занимающихся физической активностью уменьшается тревожность, напряжение и агрессия. Спорт – это своего рода антидепрессант, помогающий хоть на время забыть о своих проблемах, разгрузиться и просто отдохнуть, проводя это время с пользой для организма.
Дозированные нагрузки выравнивают уровень сахара в крови и устраняют хроническое мышечное перенапряжение, которое характерно для постоянно нервничающих людей. Такие физические нагрузки позволяет держать уровень стресса под контролем, так как спорт способствует выплеску накопившейся агрессии не на близких и со скандалом, а во вне и с пользой.
Во время занятий спортом организм вырабатывает эндорфины – природные антидепрессанты. Эндорфины (химические соединения, по структуре сходные с опиатами, которые естественным путем вырабатываются в нейронах головного мозга) приводят человека в состояние эйфории, по этой причине эндорфины часто называют «гормонами счастья» или «гормонами радости». Физическая активность вызывает активный приток кислорода ко всем органам тела, в том числе и к головному мозгу. Это способствует уменьшению симптомов многих психических беспокойств, таких как уныние, депрессия, стресс, бессонница.
Первое исследование, призванное выяснить, как физическая активность влияет на настроение, было проведено еще в 1970 году. В нем участвовали две группы мужчин. Первая — в течение шести недель тренировалась: в программу были включены пробежки, плавание, езда на велосипеде. Вторая — вела свой обычный малоподвижный образ жизни. В результате оказалось, что мужчины из первой группы испытуемых гораздо быстрее выходили из подавленного состояния.
Было установлено, что после бега уровень этого гормона «счастья» в крови значительно повышается: через 10 минут — на 42 %, а через 20 минут — уже на 110 %. Предполагается, что продолжительная физическая нагрузка, направленная на развитие выносливости, повышает уровень содержания бета-эндорфина в большей степени, чем кратковременная. Бета-эндорфин обладает сильным эйфорическим действием — способствует выходу из депрессии и обретению душевного равновесия.В период стресса и уныния люди стремятся отгородиться от окружающего мира. Однако в этот период очень важно найти «отдушину» и занятия спортом в этой ситуации подходят как нельзя кстати. Здесь много факторов, объективных и субъективных: расширение круга общения, появление новых интересов, знаний и целей, смена обстановки и переключение с угнетающих мыслей, избавление от агрессии, злобы и прочих деструктивных эмоций.
Стоит заметить, что систематические занятия игровыми (командными) видами спорта благоприятно влияют на развитие таких коммуникативных способностей человека, как общительность, коммуникабельность, порыв к творчеству, самостоятельность в принятии решений. Так же формируется чувство долга и ответственности перед коллективом и обществом. Человек играющий в команде учится проявлять эмпатию и заботу.
Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия к спортивному действию.
Специфической особенностью любого вида спорта являются соревнования. Они положительно влияют на морально-этическое воспитание личности. Человек занимающийся спортом и участвующий в соревнованиях учится «здоровой» конкуренции, которая развивает личностные качества. Действующий регламент обусловливает не только сам ход соревновательной борьбы, но и подготовку к ней. Правила требуют от спортсмена конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления, допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость неоднократного проявления свойств и качеств неизбежно приводит к их развитию.
Спорт придаёт человеку уверенность в себе и своих силах. У каждого человека, есть необходимость оценивать себя и свои возможности. Повышение уровня самооценки за счет спортивных достижений влияет на волевые стремления и построение цели, плодотворность, качество и полезность человеческой деятельности.
Не маловажно, что благодаря спортивной деятельности происходит развитие и интеллектуальных способностей человека. Это происходит за счет процесса творческого поиска спортивной тактики, овладения новой спортивной техникой, умения управлять своими эмоциями, находить моментальные решения и принимать их. Всё это оказывает содействие развитию глубины, широты, критичности, гибкости мышления, а также познавательной активности, чему в значительной мере способствуют общение в сфере спорта.
Спорт без сомнения не только один из важнейших аспектов укрепления и поддержания здоровья, физического состояния организма, но и средство воспитания личности.
В процессе занятий спортом закаляется воля человека, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска
С каждым годом спорт становится всё сложнее, умнее, интереснее, однако и активное проявление интереса к спорту тоже возрастает. А это означает, что доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается.
Необходимо еще раз отметить, что физические упражнения и спорт улучшают психическое здоровье человека. В результате физкультуры снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность. Особенно полезны в этом отношении вечерние тренировки, которые снимают отрицательные эмоции, накопленные за день, и «сжигают» избыток адреналина, выделяемого в результате стрессов.
Источник
Психическое здоровье спортсмена
статья по физкультуре
Спорт отличается от других видов деятельности человека тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор – соревнование. В силу его изменчивости и непредсказуемости полностью адаптироваться к этому стрессору практически невозможно. Поэтому спортивный успех неизбежно связан с уровнем нервно-психического здоровья. В зарубежных исследованиях установлено, что спортсмены с признаками невротизации проигрывают спортсменам той же квалификации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье спортсмена.
Спорт отличается от других видов деятельности человека тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор – соревнование. В силу его изменчивости и непредсказуемости полностью адаптироваться к этому стрессору практически невозможно. Поэтому спортивный успех неизбежно связан с уровнем нервно-психического здоровья. В зарубежных исследованиях установлено, что спортсмены с признаками невротизации проигрывают спортсменам той же квалификации [1] .
Известно, что у каждого человека существует строго индивидуальный барьер психической адаптации, имеющий биосоциальную основу. Если истощаются резервы психической активности, то может произойти его “прорыв”, что ведет к пограничным состояниям – невротизации и психопатизации. Ведущим фактором является нехватка “степеней свободы” для адекватного реагирования в условиях стрессовой ситуации. При психопатизации на первое место выходят расстройства биологической ос- новы адаптационного барьера. В результате расстройств личности акцентуации характера могут трансформироваться в психопатию. При невротизации личности происходит «прорыв» социальной основы адаптационного барьера, и повышенная нервность человека сопровождается возбудимостью, тревогой, раздражительностью (В.Д. Менделевич, 1998). Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в критических ситуациях. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным средовым условиям сопровождается изменением психологических реакций на границах нормы. Здесь организму приходится жертвовать какой-то одной или несколькими функциями для сохранения более жизненно важных, без которых существование в данных условиях невозможно. Предпатология представляет собой выход организма за пределы адаптационных «лимитов». При этом возможны: а) сохранение высокого уровня интеграции при одновременной утрате менее важных функций; б) переход на более низкий уровень интеграции функций; в) сочетание первого и второго вариантов. Границы адаптивной психофизиологической нормы различны для отдельных функциональных систем (И.Г. Малкина Пых, 2005). Частые нарушения соматического здоровья являются одним из проявлений дезадаптации, которая может быть как следствием, так и причиной общей социальной дезадаптации. Поэтому так важен вопрос о своевременном выявлении среди спортсменов тех, состояние нервно-психического здоровья которых свидетельствует о возможных нарушениях в работе адаптационных механизмов.
Адекватность восприятия для спортсменов также имеет весьма существенное значение. Причем из всех известных видов восприятия для лиц, занимающихся разными видами спорта , более важными будут не все имеющиеся, а определенные виды восприятия, доминирующие в конкретном виде спорта . Например, для единоборцев – это восприятие движений соперника, а для легкоатлетов (бегунов) или лыжников – восприятие времени и т.д.
При сильном физическом и нервно-психическом утомлении адекватность восприятия нарушается, что не может не отражаться на психическом здоровье спортсмена. Это означает, что адекватность восприятия является важным фактором в процессе сохранения психического здоровья личности спортсмена.
Следующим фактором, упоминаемым многими авторами, является благополучие. Смысловое пространство этого термина широко. Так, термин «благополучный» трактуют как счастливый, пребывающий в хорошем состоянии, имеющий успешное окончание, добрый.
В понятие благополучие личности, например, Л. Куликов вкладывает представление о том, что это «обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности». Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния – «благоприятного состояния – способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению, поддерживающему психическое и физическое здоровье или, напротив, неблагоприятного».
Благополучие является всегда субъективным, и часто его связывают с чувством удовлетворенности и самосознанием. Психологическое благополучие трактуется с разных, часто противоположных позиций. Так, в исследовании Т. Шеленкова и П. Фесенко выделяется два противоположных взгляда на это понятие. Приверженцы первого объединяют понятие «психологическое благополучие» с такими понятиями, как психологическое здоровье, качество жизни, социальная адаптация и др.
Почитатели второго подхода и взгляда на психологическое благополучие, наоборот, считают, что это понятие является близким по значению к названным понятиям, однако оно не тождественно им.
Эти авторы, на наш взгляд, справедливо относят психологическое благополучие к субъективной эмоциональной оценке человеком себя и собственной жизни, они делают акцент на том, что при наличии благополучия субъект стремится к самоактуализации и личностному росту. Действительно, психологическое благополучие напрямую не связано с наличием каких-либо негативных психических состояний, хотя от степени их выраженности зависит.
Благополучие как субъективно воспринимаемое пребывание в хорошем удовлетворенном состоянии определяется его составляющими: физическим, психологическим, духовным, материальным благополучием. Следует подчеркнуть, что все компоненты благополучия между собой тесно связаны и взаимно влияют друг на друга, что определяет ощущение целостности, внутреннего равновесия и слаженности психических функций и процессов.
В то же время Л. Куликов выделяет только два основных компонента благополучия: когнитивный и эмоциональный.
На наш взгляд, психологическое благополучие личности является интегральным фактором, отражающим субъективно воспринимаемое состояние удовлетворенности собой, процессом самоактуализации, окружением и качеством жизни.
Чаще под психическим здоровьем подразумеваются состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, а также отсутствие каких бы то ни было «болезненных» симптомов, благодаря чему человек может гармонично функционировать в социуме.
Для сохранения и укрепления психического здоровья, и здоровья в целом, большинство молодежи активно занимается спортом . Огромное число работ, посвященных физической культуре и спорту , показывают положительное влияние на организм человека физических нагрузок.
Многие авторы подчеркивают, что природа спорта обладает мощным фактором преобразования личности. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, умение управлять собой. Спорт позволяет формировать систему нравственных позитивных ценностей. Отмечалось, что участие в спортивных соревнованиях способствует воспитанию упорства, ценных моральных и волевых качеств, мужественности и т. п. Вместе с тем, это – люди, которые испытывают огромные мышечные нагрузки и даже перегрузки, чрезмерные нервно-психические напряжения. Вследствие этого спорт может оказывать негативное действие на становление личности, а значит и на психическое здоровье человека.
Концепция А.В. Алексеева «Оптимального боевого состояния» и уникальная методика обучения вхождению в это состояние, доступная любому психически здоровому человеку, является эффективным ресурсом для психического развития спортсмена.
Все, чем занимаются спортсмены и тренеры, все, что приносит им радость и страдания, травмы и награды, все это делается ради одной конечной цели – успешно выступить на соревнованиях. Успех возможен лишь при условии, что спортсмен сможет в нужный момент вывести все свои резервы и возможности на самый высокий уровень самомобилизации и удержать такое предельно мобилизированное состояние столько времени, сколько этого потребует ход соревновательной борьбы. Именно это состояние А.В. Алексеев назвал оптимальным боевым состоянием, или сокращенно ОБС.
Оптимальное боевое состояние – это наилучшее психофизическое состояние, это состояние вдохновения, которое достигается за счет
правильно организованной самомобилизации и обеспечивает предельно успешную реализацию всего имеющегося опыта спортсмена в экстремальных условиях соревновательной борьбы. Поэтому каждый, кто хочет выступить наилучшим образом, должен непосредственно перед началом состязания ввести себя в свое оптимальное боевое состояние и сохранять достигнутую мобилизованность буквально до самых последних секунд своего выступления.
Хотя ОБС для каждого спортсмена весьма специфично и строго индивидуально, в нем можно и нужно выделить три основных компонента, общих для всех, несмотря на вид спорта , пол и возраст.
Физический компонент ОБС – это совокупность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких, как, например, сила, гибкость, легкость, подвижность, расслабленность, чувство свободного глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т.д. Подобные ощущения полностью зависят от качества физической (сейчас чаще говорят «функциональной») и технической подготовки спортсмена. Итак, чем лучше спортсмен подготовлен функционально и технически, тем богаче возможности его физического компонента ОБС .
Источник