Состояние физического здоровья преподавателей
Целью настоящего исследования явилась комплексная социально-гигиеническая оценка здоровья и психологического статуса профессорско-преподавательского состава медицинского вуза.
Материалы и методы
В исследование было включено 209 профессоров и преподавателей клинических кафедр ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», работающих на полную ставку, в возрасте 27-80 лет. Средний возраст опрошенных составил 45,5±3,4 лет. Все специалисты имели высшее медицинское образование. Среди обследованных 31,6% были мужчинами, 68,4% — женщинами.
Оценка состояния здоровья преподавателей проведена на основе анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ), углубленного медицинского осмотра (с включением «узких» специалистов: невролога, офтальмолога, отоларинголога) и самоанализа самочувствия. Источником статистической информации о ЗВУТ послужили данные из листов временной нетрудоспособности преподавателей ИГМА за 4-летний период (2007-2010 гг.). Полученный материал после алфавитизации и логической проверки качества данных подвергнут шифровке, компьютерной обработке с занесением в разработочно-аналитические таблицы. Разработка и систематизация его осуществлялась в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (ВОЗ). При этом оценивались число случаев и дней нетрудоспособности на 100 работающих и средняя длительность одного случая.
Социологический опрос проведен с использованием разработанной «Карты социально-гигиенического исследования состояния здоровья, условий труда и образа жизни преподавателей медицинского вуза г. Ижевска». Анкетирование проведено с информированного согласия респондентов и соблюдением этических норм.
Психологический статус изучен на основе оценки личностной и ситуативной тревожности по опроснику Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина, диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), уровня невротизации по Л.И. Вассерману и формирования синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) по адаптированной методике В.В. Бойко [3]. Математический аппарат включал альтернативный, вариационный и корреляционный анализ.
Результаты и обсуждение
Сравнительный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности за период 2007-2010 гг. показал, что у преподавателей клинических кафедр медицинского вуза по сравнению с медицинскими работниками Удмуртской Республики в целом по всем видам нетрудоспособности показатели были ниже. Так, у профессорско-преподавательского состава число случаев ЗВУТ в среднем было меньше по всем причинам в 1,5 и по болезни — в 1,4 раза (рис. 1).
Число дней нетрудоспособности у преподавателей было снижено по сравнению с медицинскими работниками по всем причинам в 1,7 раза, по болезни — в 1,5 раза (рис. 2).
Средняя длительность одного случая ЗВУТ составила 8,4 дня, что также ниже, чем у медицинского персонала в целом (соответственно 13,4 дня). Полученные показатели ЗВУТ мы считаем условно благополучными и связываем их с низкой активностью взятия листка нетрудоспособности преподавателями, аргументированной (по данным социологического опроса) необходимостью поддержания у студентов высокого уровня знания преподаваемого предмета, большой преподавательской нагрузкой и отсутствием адекватной замены на период болезни.
При сравнительном анализе структуры заболеваний с ВУТ в целом по отдельным ведущим классам болезней установлено, что в обеих группах первое место по числу случаев и дней нетрудоспособности занимали заболевания органов дыхания, второе место принадлежало болезням системы кровообращения. На четвертом месте у преподавателей находились болезни глаза и его придаточного аппарата. Болезни органов пищеварения и мочеполовой системы в обеих группах занимали пятое-шестое место, новообразования были на восьмом месте. Обращает на себя внимание, что на третьем месте у преподавателей находились болезни нервной системы, тогда как у медицинских работников они занимали седьмое место (табл. 1).
Таблица 1. — Заболеваемость с ВУТ по отдельным классам болезней (на 100 работающих)
Классы, группы,
нозологические формы болезней
Преподаватели
Медицинские работники
Число
случаев
Ранг
Число случаев
Ранг
1. Инфекц. и паразитарные заболевания
3. Болезни крови и кроветворных органов
4. Болезни эндокринной системы
5. Психические расстройства
6. Болезни нервной системы
7. Болезни глаза и его придаточного аппарата
8. Болезни уха и сосцевидного отростка
9. Болезни системы кровообращения
10. Болезни органов дыхания
11. Болезни органов пищеварения
12. Болезни кожи и подкожной клетчатки
13. Болезни костно-мышечной и соединительной ткани
14. Болезни мочеполовой системы
15. Травмы, отравления и некот. др. последствия воздействия внешних причин
Всего по заболеваниям
По нашему мнению, это связано с особенностями трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, связанной с необходимостью принимать оперативные решения, неравномерностью нагрузки, высокой плотностью межличностных контактов, возможностью конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в строгие временные рамки, что приводит к развитию нейроциркуляторных расстройств и формированию СЭВ.
Анализ состояния здоровья показал, что 60,0±3,7 из 100 опрошенных считали свое самочувствие удовлетворительным, плохим — 9,6±2,7, треть (30,4±3,3) относили себя к практически здоровым. Однако наличие хронических заболеваний, по данным социологического опроса, выявлено у большинства (82,7±3,1) преподавателей, у каждого шестого — частые простудные заболевания. Эти результаты подтвердили и данные углубленного медицинского осмотра: только 7,7±2,6% специалистов были отнесены к группе практически здоровых. При этом сочетание двух хронических заболеваний было выявлено у 34,2±5,9% обследованных, трех — у 9,1±1,1%, четырех — у 3,6±1,9%. В целом заболеваемость, по данным углубленного медицинского осмотра, превысила регистрируемую в 1,8 раза, а результаты социологического опроса — в 2,9 раза.
Оценка формирования навыков здорового образа жизни и гигиенического поведения показала низкий их уровень: из 100 опрошенных 62,3±2,0 употребляло спиртные напитки, 31,3±3,8 — курили, из них значительное число респондентов выкуривало больше пачки сигарет в день. Анализ медицинской активности также выявил низкий ее уровень. Так, из 100 опрошенных за медицинской помощью при заболевании сразу при ухудшении состояния обращалось 20,9±3,4, после того как не помогает самостоятельное лечение — 35,1±3,1. Среди причин необращения за медицинской помощью 37,8±3,0 из 100 преподавателей отметили, что лечатся самостоятельно, обращались за медицинской помощью, если не помогало самолечение 27,1±3,5, когда становилось трудно работать 22,4,0±3,4. Примечательно, что большинство специалистов (74,3±3,7) считали рекомендации врача лишними.
Рекомендации по совершенствованию образа жизни и здоровьесберегающего поведения выполнялись еще меньшим количеством респондентов. Так, активно занималось физкультурой и спортом только 8,1±2,5 из 100 преподавателей, 33,9±3,0 занимались от случая к случаю, а 50,4±1,5 — не занималось вообще. Мотивация невыполнения рекомендаций врача при заболевании повторяла причины негигиенического поведения, что свидетельствует об отсутствии сформированных навыков здорового образа жизни и установки на сохранение здоровья. Печально, что сознательное отношение к своему здоровью отсутствует у специалистов, призванных не только оказывать медицинскую помощь, но и пропагандировать здоровый образ жизни среди студентов.
При оценке психологического статуса высокий уровень личностной и ситуативной тревожности выявлен соответственно у 64,3±2,7 и 42,4±2,9 из 100 специалистов. Уровень невротизации профессоров и преподавателей соответствовал среднему (14,3 балла), оперативная оценка самочувствия, активности и настроения респондентов находилась в верхней границе статистической нормы (4,6-5,1 баллов).
Анализ уровня развития СЭВ показал, что у половины преподавателей он был сформирован или находился в стадии формирования (в 25,8% и 36,6% случаев соответственно), только у 37,6% специалистов он не был сформирован. Практически половина преподавателей медицинского вуза находилась в сформировавшейся фазе «резистенция», характеризующейся снижением рабочей продуктивности и самооценки своей компетентности. Обращает на себя внимание, что у четверти была сформирована фаза «истощение», связанная с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к студентам, приводящего к редукции (упрощению, сокращению) профессиональных обязанностей и чувству опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, что имеет важное социальное значение. По нашему мнению, это связано с тем, что по роду своей деятельности преподаватель находится в постоянном контакте со студентами, требующем значительного физического и эмоционального напряжения, при этом он должен проявлять терпимость, уравновешенность, собранность, быть выдержанным и спокойным, что довольно непросто и способствует формированию СЭВ.
В результате исследования выявлены доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз СЭВ. Так, в фазе «напряжение» наиболее выражен был симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», составивший в среднем 21,1 баллов. В фазе «резистенция» превалировали симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей» (21,1 и 21,4 балла соответственно), проявляющиеся как снижение чувства компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. В фазе «истощение» ведущими симптомами являлись «эмоциональный дефицит» и «личностная отстранённость» (21,8 и 24,0 балла соответственно), представляющие собой приёмы психологической защиты в форме дистанцирования от студентов и коллег. Следствием этого становится невозможным получать обратную связь и социальную поддержку, а профессиональная деятельность не приносит морального удовлетворения. Это имеет важное медико-социальное значение, так как приводит к ухудшению качества преподавательской деятельности и отсутствию творческого подхода к решению задач.
Заключение
Проведенное исследование показало, что уровень здоровья у большинства обследованных преподавателей был низким, отношение к нему деструктивным, образ жизни не способствовал его укреплению, а у половины специалистов сформирован синдром эмоционального выгорания. В этой связи требуется разработка и внедрение в систему здравоохранения мероприятий по социальной, психологической и юридической профилактике здоровья профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. Кроме того, необходимо проведение психологической коррекции многогранного профессионального становления преподавателей как с позиций адаптации к профессии, так и в плане реализации потенциала специалиста, удовлетворенного своим трудом.
Рецензенты:
- Подлужная М.Я., д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения факультета повышения квалификации ГОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера», г. Пермь.
- Садыкова Т.И., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, г. Казань.
Источник
Рекомендации по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
статья на тему
Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.
На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:
Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.
Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации по сохранению фи-зического и психологического здо-ровья педагога | 520.5 КБ |
Рекомендации по сохранению фи-зического и психологического здо-ровья педагога | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова »
Рекомендации по сохранению
физического и психологического здоровья педагога
Рекомендации по сохранению физического и психологического
Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье учащихся.
Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.
По состоянию физического здоровья педагогов можно составить список наиболее распространённых заболеваний:
I м. Сердечно-сосудистые заболевания
IV м. Желудочно-кишечные заболевания
V м. Заболевания органов дыхания
VI м. Опорно-двигательные заболевания
VII м. Нервно-психические заболевания
VIII м. Другие (гинекологические, кожные, диабет, онкология и др.)
Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения и др..
Принципиально важно, что значительное ухудшение здоровья и физической работоспособности приходится на самый продуктивный для учителя период — 35-45 лет. С возрастом существенно уменьшается число лиц с удовлетворительной адаптацией и увеличивается процент педагогов со срывом механизмов вегетативной регуляции. Заслуживает внимания то, что состояние здоровья иногда зависит и от специализации учителей. Так, наиболее выраженные невротические изменения обнаружены у учителей литературы и русского языка, а наименее выраженные — у преподавателей физической культуры и труда. Возможно, это является еще одним подтверждением антистрессового эффекта физических упражнений.
Осуществление политики, направленной на сохранение физического благополучия педагогов, требует предусматривать реализацию двух направлений здоровьесбережения:
1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни) .
2. Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания.
Таким образом, речь идет об осуществлении индивидуальной здоровьесберегающей работы с педагогами в области их физического здоровья.
Преуспев в информационных технологиях, сделав одно за другим открытия в разных областях наук, человек, казалось бы, сделался отважнее и сильнее. Будто закалившийся в битвах воин. Но на «поле брани» неизменно остается огромное количество раненых. А именно: нас самих. Не потому что природа гораздо могущественнее (хотя это так), а потому, что душа человека им самим мало постигнута, а посему особенно уязвима.
Большинство учителей, даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с учениками, коллегами по работе, но и со своими домашними. Все чаще они начинают говорить о том, что у них нет больше сил так работать, не осталось никаких чувств: «Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел».
Это своеобразное состояние получило название «выгорание личности» .
Сам термин введен в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как «прекращение горения». Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. Он сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности (по исследованиям Маслах и Джексон).
Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Посмотрите, как это подтверждают исследованиям специалиста Гари Чернисса. Риску выгорания подвержены:
*люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
*стремящиеся к непременному успеху;
*не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
*уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.
Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:
— стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности
— беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость
— не всегда разумная организации труда
— невнимание к своему здоровью
Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.
У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.
На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы «вернуться», ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслах полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.
Хочется верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:
Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.
Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.
Удовлетворение от работы в какой-то мере может окупить душевные затраты. Здесь очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно.
За активную работу может быть введена следующая система поощрений педагогов:
премия по итогам года и участия в методической работе;
благодарность в приказе;
отгул (ходатайство перед администрацией школ);
направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации;
творческий отпуск в каникулярное время (ходатайство перед администрацией школ);
дополнительные дни к отпуску;
представление к награждению.
Что делать, если чувствуешь, что указанные симптомы тебе знакомы? Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит — восстановить эмоционально-психологический баланс.
Как его восстановить?
1. Ограничить степень «рабочей» заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом — таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.
2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.
3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной — еще одной причиной профессионального выгорания.
4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.
Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.
Хочется отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровья но свойственных только образовательным учреждениям:
— увеличение объема двигательной активности
— рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности.
— включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
— повышение роли психологической помощи педагогам и учащимся в обучении, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса.
— организация систематической научно-методической работы с педагогами и специалистами, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.
Хочется отметить, что в нашей школе для поддержания здоровья педагогов существуют:
— массажный кабинет, где сотрудники могут бесплатно воспользоваться массажной кроватью;
— медпункт, где сотрудникам измеряют давление, оказывают необходимую медицинскую помощь.
Наши педагоги принимают активное участие в городских спортивных мероприятиях.
Так на зимней Спартакиаде среди трудящихся г.Горно-Алтайска педагоги нашей школы заняли 2-е место в беге на коньках и в лыжных гонках, а в эстафете заняли 3-е место. Так же принимали участие в таких видах спорта как, Футбол, полиатлон, горные лыжи, спортивное ориентирование, хоккей. В командном зачёте на зимней Спартакиаде наши педагоги заняли 2-е место.
На летней Спартакиаде наши педагоги принимали участие в плавании, полиатлоне (2-е место), пневматической стрельбе, футболе (3-е место), волейболе.
Конечно, до полного решения проблемы профессионального выгорания ещё далеко, ведь это остается проблемой даже для профессионалов. Но хочется, чтобы педагоги поняли справедливость слов эксперта по профессиональным стрессам Гари Чернисса «Мы не можем быть большим, чем мы есть, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».
Источник