Меню

Составьте план беседы по охране репродуктивного здоровья

Классный час «Охрана репродуктивного здоровья женщины»

Классный час предназначен для школьников старших классов и обучающихся ССУзов с целью сохранения репродуктивного здоровья, профилактики абортов и бесплодия.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Охрана репродуктивного здоровья женщины»»

Классный час: «Охрана репродуктивного здоровья подростков — охрана здоровья нации»

Тарасенко Н.В., преподаватель

ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж имени В.Солдатова»,

Цель: санитарно- просветительская работа среди подрастающего поколения в женской подростковой среде по гигиене менструального цикла, профилактике аборта, контрацепции.

научить девушек гигиене менструального цикла, правильной гигиене за половыми органами;

научить раней диагностике берееменности;

профилактике нежеланой беременности;

дать основные понятия контрацепции, об аборте и его осложнениях.

Вид мероприятия: познавательно-обучающий круглый стол.

Характеристика контингента: девушки, обучающиеся 11 классов, студентки средних профессиональных образовательных организаций.

Продолжительность: 60 минут.

Оснащение занятия: менструальные календари, обычные календари 2014 – 2015 год 2 штуки, презервативы, гормональные таблетки КОК, гигиеничекие прокладки, тампоны, тест на беременность, плакат представляющий сагитальный разрез органов малого таза женщины, карточки с заданиями.

Выступление преподавателя (специалиста).

Викторина (Ведущий обучающимся после информационной беседы задают вопросы, если обучающиеся не знают ответа, ведущий аргументированно дает ответ),участниками викторины являются все студенты группы.

За правильный ответ ведущий даёт -2 балла,не полный ответ-1 балл

Выигравшим является тот кто набрал большее количество баллов.

Слово преподавателя (специалиста):

Репродуктивное здоровье девушки, будущей женщины закладывается с детства. Ее здоровье – это здоровье и процветание нации. Знание здорового образа жизни и гигиены менструального цикла закладывает здоровье женского организма на всю оставшуюся жизнь.

Созревание девочки и превращение ее в девушку происходит в 12-13 лет и характеризуется появлением циклических гармональных изменений в организме девочки, клинически проявляющихся менструациями (кровянистыми выделениями из половых путей). Объем кровопотери в норме составляет до 50 мл. Длительность менструации составляет 3-7 дней, цикличность 28 дней. В этот период необходимо соблюдать гигиенические правила: гигиену тела, половых органов, частую смену прокладок, тампонов, избегать тяжелого физического труда.

Знание культуры половой жизни тоже очень важно. Девушка должна в большей степени, чем мужчина быть ответственной за появление здорового человека. Нужно помнить, что при случайных половых связях можно заразиться венерическими заболеваниями (сифилис, гонорея, трихомониаз), которые лечатся, но дают множество осложнений соматического здоровья и репродуктивного (бесплодия); вич-инфекция, которая через 10-15 лет ведет к неизбежной смерти. Также можно заразиться ЗППП (заболеваниями передающимися половым путем): хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз, генетальный герпес, цитомигаловирус, вирус папиломы человека (ведущий к раку шейки матки).

Беременность на ранних сроках можно диагностировать по наличию сомнительных признаков: изменение аппетита, вкуса, сонливость и 100% диагноз дает тест на беременность (смотри аннотацию). Беременность физиологически протекает 9 месяцев, 10 лунных месяцев (28 дней), таким образом 10 месяцев равно 40 неделям.

При нежеланной беременности молодая женщина встает перед вопросом по прерыванию беременности – проведению медицинского аборта. При проведении аборта возможно множество осложнений: как при проведении самой операции аборта (прокол – перфорация матки, кровотечения, неполный аборт), так и отдаленных последствий – таких как инфицирование матки и в дальнейшем сепсис.

Поэтому очень важно знать способы контрацепции. Контрацепция – способы и методы предохранения от беременности.

Их классифицируют на естественные (календарный, базальный, прерванный половой акт, лактационный метод), барьерные методы (ВМС, презервативы, таблетки и др.), гормональные (таблетки).

Каждая уважающая себя девушка должна вести менструальный календарь, отмечая в нем начало и конец менструации и начало следующей.

Таким образом, зная свой менструальный цикл (с первого дня начала месячных) вы можете расчитать дни безопасные (в плане беременности) и опасные (фертильные). Если менструальный цикл нерегулярный, по менструальному календарю смотрим самый длинный менструальный цикл (например 30 дней) и самый короткий (например 26 календарных дней), используя формулу от самого короткого, вычитаем число 18, от самого длинного число 11, получаем 30-11=19, 26-18=8. Таким образом, самый фертильный (опасный) период состравляет с 9 по 18 день.

Подростки должны избегать ранней половой жизни (это ухудшает их соматическое и психологическое здоровье) – это ведет к риску заражения половыми инфекциями, в результате ухудшает репродуктивное здоровье.

Важно знать, что половыми клетками мужчины являются сперматозоиды, которые созревают в семянных пузырьках яичек мужчины, а половая клетка женщины (яйцеклетка) созревает в яичнике. Пол ребенка определяет мужчина, так как яйцеклетка имеет одинаковый набор хромосом-х, а сперматозоиды имеют частично-Х, а другая часть-У, поэтому при оплодотворении яйцеклетки, которая содержит X – хромасому со сперматозоидом, содержащим также Х – хромосому, пол будет женский, а при встрече яйцеклетки со сперматозоидом, несущим У – хромосому – пол будет мужским.

Следите за своим здоровьем, будьте счастливы. А теперь мы проверим ваши знания по гигиене половой сферы и контрацепции.

1.Что такое менструация ?

(это циклические гормональные изменения в организме девушки, происходящие ежемесячно и свидетельствующие о том, что организм ее созрел и готов к зачатию, вынашиванию и рождению ребенка, т.е продолжению человеческого рода. Менструация проявляется внешне в ежемесячном выделении крови из половых путей).

2.В каком возрасте появляется первая менструация?

(В среднем для нашего региона начало менструации 12-13 лет, норма от 9-16 лет).

3. Сколько длится в норме менструация? (3-7 дней).

4. Сколько крови теряется во время менструации? (обьем кровопотери 50-100 мл).

5. Что такое менструальный цикл? (это продолжительность от первого дня менструации, до первого дня следующей менструации, ежемесячно).

Читайте также:  Сохранение здоровья младших школьников доклад

6. Знаете ли вы, как правильно вести менструальный календарь?

7. Можно ли заниматься физическим трудом и физической культурой во время менструации? (занятия тяжелым физическим трудом и физической культурой и ЛФК запрещены, так как это может вызвать серьезные заболевания репродуктивной системы).

8. Расскажите о гигиене во время менструации (во время менструаций соблюдение гигиенических мер необходимо, каждые два часа смена чистых прокладок, 2 раза в сутки душ, ношение ХБ белья, половая жизнь во время менструации противопоказана).

9. Знаете ли вы что такое половая жизнь?(это интимная связь с половым партнером во время которого зарождается новая жизнь ).

10. Что такое беременность? (это развитие оплодотворенной яйцеклетки зародыша, а в дальнейшем и плода полости матки, беременность заканчивается родами, рождением ребенка.

11.Как диагностировать беременность в раннем сроке (ранние признаки беременности, сомнительные и вероятные)? (к ранним признакам беременности относятся сомнительные признаки, такие как изменение вкуса, тошнота по утрам без причины и заболеваний ЖКТ, сонливость, раздражительность, плаксивость).

12. Знаете ли вы что такое «Контрацепция»? (это защита от нежеланной беременности: «конт» – против, «цепция»-задержка, имплонтация в полости матки.

13. Как вы считаете, какими заболеванями можно заразиться при случайных половых связях? (Венеричекими заболеваниями: гонорея, трихомониаз, сифилис; ВИЧ – инфекция; ИППП : хломидии, уреоплазмы, микоплазмы, гинитальный герпес, цитомегаловирус, вирус папиломы человека, кондиломы).

14.Знаете ли вы, что такое аборт? (аборт– прерывание беременности).

И.К. Славянова. Акушерство и гинекология / И.К. Славянова – изд. 5-е, доп. и перераб. Ростов н/д. – Ростов / Д: Феникс, 2012. – 573 с. – (Медицина).

И.К. Славянова. Акушерство и гинекология: практикум. Учебное пособие/ И.К. Славянова – изд. Ростов н/д. – Ростов / Д: Феникс, 2009. – 349 с. ил. – (Медицина).

М.В, Дзигуа Сестринская помощь в акушерстве и при патологии репродуктивной системы у женщин и мужчин: учебное пособие / М.В. Дзигуа; -М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013. – 720 с.: ил.

М.В.Горелова Планирование семьи «Серия средне профессионального образования» Ростов на Дону. Феникс, 2014. -256с.

Источник

Репродуктивное здоровье мальчиков и девочек беседа с родителями

специалист в области арт-терапии

Репродуктивное здоровье мальчиков и девочек

Репродуктивное здоровье — это состояние физического, психического здоровья и со- циального благополучия человека, опреде- ляющее способность к воспроизводству по- томства. В сложившихся социально-эконо- мических условиях репродуктивное здо- ровье является фактором национальной безопасности. Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростково- молодежной среде, когда закладываются основы дальнейшего воспроизводства об- щества. Это раннее начало половой жизни, увеличение числа беременностей и абортов среди несовершеннолетних, рост хрониче- ских заболеваний репродуктивной систе- мы, быстрое распространение инфекций, передающихся половым путем.

В целом система охраны репродуктивно- го здоровья ориентирована, прежде всего, на оказание помощи женщинам детородного возраста. Вне поля ее охвата оказываются девочки и мальчики. Согласно статистике Всероссийской детской диспансеризации 2002 г., каждый пятый подросток в России лишен возможности иметь детей. При этом в рамках общей диспансеризации российских школьников, где обследование у уролога впервые прошли дети начиная с 11 лет, нару- шение в области полового развития было выявлено в 63 % случаев, а у 36 % мальчиков были обнаружены заболевания, ведущие к

бесплодию (см.: Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответ- ственности // www.ecsoctan.edu.ru).

В этой связи с целью активного распро- странения здоровьесберегающих подходов в сохранении и укреплении репродуктив- ного здоровья мальчиков и девочек прово- дятся конференции, педагогические сове- ты, консилиумы. Возникает вопрос: может ли учитель начальных классов внести свою лепту в решение данной проблемы и каким образом? Разумеется, может. И прежде всего с помощью предметов природовед- ческого цикла (окружающий мир, естест- вознание, природоведение и др.), учебное содержание которых имеет большие воз- можности в профилактике заболеваний репродуктивной системы мальчиков и де- вочек, в повышении их репродуктивного потенциала.

Некоторые темы раскрывают такие важ- ные стороны экологии человека, как взаи- мосвязи в живой и неживой природе, где человек — это часть природы и член обще- ства; особенности труда людей в разные времена года и сохранение здоровья в связи с разными видами природоохранной дея- тельности и погодными условиями; при- родные сообщества и поведения человека в окружающей среде; многообразие и красота природы и человеческого организма; уди- вительные свойства человеческой психики

и обусловленность форм и функций орга- нов; роль круговорота в поддержании по- рядка; человек в семье и коллективе и др.

Так, приобретая навыки культурного поведения в природе, дети узнают о том, что нельзя сидеть на сырой земле, камнях, разбивать палатки на низменных лугах, что одежда должна соответствовать сезону и типу деятельности, чтобы не было переох- лаждения, которое является причиной мно- гих заболеваний, в том числе ведущих к неспособности быть отцом или матерью.

Пиелонефрит является наиболее рас- пространенным заболеванием почек и од- ной из наиболее частых хронических ин- фекций в детском возрасте, при этом у де- вочек он встречается значительно чаще (в соотношении 10 : 1), чем у мальчиков. Пи- елонефрит опасен не своей тяжестью, а тем, что во многих случаях он начинается и протекает длительное время почти бес- симптомно, приводя к необратимым пос- ледствиям для здоровья. Важным момен- том профилактики пиелонефрита у дево- чек является лечение и профилактика вульвовагинита (воспаление наружных половых органов и влагалища; занимает первое место среди детских гинекологи- ческих заболеваний).

Читайте также:  Уровень репродуктивного здоровья индивидуального человека

Обсуждая гигиенические требования к обуви, учитель обращает внимание детей на то, что в обуви на высоком каблуке (4–5 см) упор переносится на пальцы, походка ста- новится нетвердой, туловище отклоняется назад, изменяется форма таза. Приобщая детей к общественно полезному труду, учи- тель сообщает девочкам о необходимости выполнять разгибательные упражнения после посадки растений, прополки сорня- ков. Длительная мышечная работа, сопря- женная с утомительной согнутой позой, вредна для жизнедеятельности женских по- ловых органов, формирования скелета, кос- тей таза, которые в будущем будут обере- гать ребенка от повреждений, как скорлупа защищает находящийся внутри орех. Сог- ласно результатам медицинских исследова- ний, женщины, перенесшие заболевания органов малого таза в детстве и юности, имеют высокую распространенность гине- кологических заболеваний, ограничиваю- щих реализацию репродуктивной функции

(воспаление матки, ее труб и яичников, та- зовой брюшины).

В современном обществе стирается грань между мужским и женским трудом. Однако в целях сохранения здоровья буду- щих матерей и воспитания мужественности и женственности как социально необходи- мых свойств личности следует освобождать девочек от особенно тяжелых нагрузок. Причиной патологического отклонения матки, ее перегибов, опущения матки и вла- галища являются ношение тяжестей, не- удобные позы, резкие движения, совершае- мые в наклонном состоянии туловища.

Мальчикам интересно будет узнать, что на работу мышц существенное влияние оказывает музыка. Мышечная деятель- ность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание различных произведений. В большинстве случаев ма- жорные аккорды усиливают работу мышц, минорные ослабляют. Картина меняется, когда музыку слушает утомленный чело- век. В. Бехтерев активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомле- нием. Ученый утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает однородная по характеру музыка П. Чайков- ского «Времена года». Наблюдения за плов- цами, хоккеистами и борцами показали, что прослушивание музыки во время трениров- ки благоприятно действует на организм спортсменов, они меньше устают и выпол- няют больший объем тренировочной наг- рузки, чем без музыкального сопровожде- ния. Успокаивающие и нежные мелодии, такие, как ноктюрны Ф. Шопена, «Утро» и Первая соната Э. Грига, «Осенняя песня» П. Чайковского и др., способствуют быстро- му восстановлению работоспособности и полезны для прослушивания беременным женщинам. Простейшие правила личной и общественной гигиены приучают детей держать в чистоте наружные половые орга- ны; иметь индивидуальные предметы туа- лета, носить только свое белье, лежать толь- ко в своей постели, тщательно мыть руки до и после туалета, после контакта с домашни- ми животными.

Темы «Органы пищеварения», «Гигиена

питания» подводят к серьезной генетиче- ской проблеме — к ожирению в детском

возрасте, связанному в первую очередь с нерациональным в количественном и каче- ственном отношении питанием, гиподина- мией и недостаточной физической нагруз- кой. Избыток калорийности, употребление твердых жиров (жиров коровьего молока и говядины), пищевого сахара, изделий из ра- финированной муки являются факторами задержки полового развития и предраспо- лагающими к возникновению опухоли мо- лочной железы как у девочек, так и у маль- чиков. К продуктам, содержащим массу противораковых адаптеров и повышающим антиоксидантный статус, относятся разные растительные масла (высшие сорта оливко- вого масла, льняное, тыквенное, амаранто- вое), косточковые (виноградное, черносмо- родиновое и др.) масла, зеленый и белый чай, чеснок, капуста брокколи, йодирован- ная соль. А вот кофе, шоколад и какао могут спровоцировать образование опухоли.

Знакомство с условиями образования качественных семян у растений и рождения здорового потомства у животных помогает детям глубже понять необходимость в веде- нии здорового образа жизни. Сформирова- лись обширные группы населения, условия и образ жизни которых обусловлены вред- ными привычками и рисковым поведением. Среди подростков за пять лет показатель неконтролируемого употребления алкого- ля увеличился на 65 %. Темп роста употреб- ления алкогольных напитков среди девочек (девушек) значительно выше, чем у маль- чиков (юношей). У злоупотребляющих ал- коголем девочек-подростков возникают острые воспалительные заболевания орга- нов малого таза с оперативным исходом. При достижении половозрелого возраста страдающие табако- и алкогольной зависи- мостью юноши и девушки в лучшем случае для своего здоровья страдают бесплодием. Медико-социальные проблемы репродук- тивного здоровья тесным образом сопряже- ны с отклонением репродуктивного поведе- ния девочек — каждая десятая из них начи- нает сексуальную жизнь в возрасте до 14 лет, поэтому крайне важным является ан- тинаркотическое воспитание младших школьников (см. подробнее: Харитоно- ва Л.А. Антиникотиновое воспитание млад- ших школьников // Начальная школа.

1999. № 5; Харитонова Л.А. Антиалкоголь- ное воспитание младших школьников // Там же. 2004. № 4).

Наблюдения, уход за комнатными расте- ниями и выращивание декоративных цве- точных культур убеждают детей, что все живые существа способны производить се- бе подобных. Одни размножаются побега- ми, другие семенами. У высокоорганизован- ных животных и человека все происходит гораздо сложнее: для создания новой жизни необходимо участие двух полов — мужского и женского. Не зря распространенный ми- фопоэтический символ— женщина — Вели- кая богиня. На пространстве от Пиренеев до Байкала обнаружено много женских изоб- ражений, выполненных около 35–15 тысяч лет до н.э. В большинстве случаев это не- большие фигурки из камня, мамонтовой кости, оленьего рога; встречаются также ба- рельефы и контурные рисунки, высеченные в камне. В публикациях разных авторов преобладает взгляд, что женские изображе- ния времен палеолита представляли мате- ринских предков, являлись символом един- ства и родственной связи членов общины, служили фетишами идеи продолжения ро- да, были наглядным воплощением идеи де- торождения, выражали заботу первобытно- го коллектива об увеличении числа людей в нем (см.: Нестерова О.А. История и теория мировой культуры. М., 2000). Активное мужское начало во многих культурно-исто- рических традициях связано с образом креста (также крест — символ бессмертия, жизни, страданий). На вопрос: «Хотел бы ты иметь сестричку или братика?» — млад- шие школьники (114) ответили: «Да» и

Читайте также:  Исковая давность при дтп вред здоровью

«Очень много». Видимо, поэтому их так по-

радовало сообщение, что в Китае жениху и невесте на праздничный стол обязательно подают пельмени и лапшу. Пельмени обоз- начают многочисленное потомство, а длин- ная лапша — долгую жизнь. 46,9 % учащих- ся I класса убеждены, что счастливая семья — это когда «все живут дружно», 17 % — «мама, папа и дети любят друг дру- га», 10,5 % — «есть мама и папа», 8,6 % —

«есть мама, папа, бабушки и дедушки», 0,9 % — «когда родители не пьют, не руга- ются», 14,5 % — разное (есть машина, дача; ролики, путешествие в Египет, папа не ез-

дит в командировки; отпускают гулять на- долго и др.), 1,6 % — не знают. Получается, 63,9 % детей, находящихся в предпубертат- ном периоде, имеют высокоморальные представления о семье. Семья — это союз любящих людей. К сожалению, женские об- разы в рекламе, в СМИ, видеоиграх, музы- кальных клипах и Интернете изображают женщин лишь как объект сексуального же- лания. Это приводит к тому, что самооценка девочек базируется исключительно на поло- вой привлекательности, а остальные качест- ва игнорируются. Да, дети еще не знают, что любовь имеет природную, биологическую основу — влечение полов, сексуальные чувства. И все же любовь является единой основополагающей ценностью всех сфер бытия как условие их достижения и ста- бильности. Кроме того, обществу задаются совершенно нереалистические стандарты женской красоты. Женский организм соз- дан природой для главной функции — вына- шивания и рождения здоровых детей. Сов- ременный идеал женщины, полностью ли- шенный подкожного жира, — угроза здо- ровью как самих женщин, так и детей. Подкожный жир участвует в гормональных процессах, накоплении жирорастворимых витаминов, необходимых для полноценного развития плода и других процессов.

Сохранение репродуктивного здоровья

детей — комплексная и многоуровневая за- дача, которая должна решаться в масшта- бах государства, но основная роль ее реше- ния отводится семье, школе, совместным усилиям педагогов, медиков и родителей. Около 75 % женщин хотя бы один раз в жизни перенесли такое серьезное гинеко- логическое заболевание, как вульвоваги- нальный кандидоз. Однако около 10 % ма- терей отметили, что жалобы дочери (жже- ние, зуд и др.) появились давно, но к врачу обратились лишь через год (см.: Байрамо- ва Г.Р. Современные подходы к терапии вульвовагинального кандидоза // Гинеко- логия. 2005. № 7 (3).

Родители упускают из виду сексуальное развитие детей, являющееся одним из глав- ных составляющих репродуктивного здо- ровья человека. Сексуальность всегда была частью человеческого поведения. У девочек

(3–10 лет) сексуальная направленность вы- ражается в чрезмерном кокетливом поведе- нии, объятиях и поцелуях с мальчиками или с мужчинами. Для мальчиков этого возраста характерно стремление прикос- нуться к ногам, прижаться к телу родствен- ниц и посторонних женщин. Иногда негра- мотное наказание родителей может нанести серьезный вред формированию репродук- тивного поведения детей. Как правило, шлепки рукой или плоским предметом не приносят ощутимого вреда здоровью детей, но у некоторых они могут вызвать эроти- ческие, вплоть до оргастических, ощуще- ния. Изредка дети провоцируют взрослых на такие экзекуции. В дальнейшем прият- ные ощущения связываются с болевыми. Приходилось слышать жалобы родителей на процедуру осмотра мальчиков в школе у андролога. Врачи нарушают этикет, а ди- ректора, классные руководители не догады- ваются деликатно напомнить врачам о пра- вах детей. В практике детской андрологии мальчик десятилетнего возраста обладает в отношении информированного согласия так называемой парциальной дееспособ- ностью, т.е. в случае возражений мальчика осмотр проводить противопоказано, в слу- чае согласия — его мнение должно быть уч- тено. Осмотр двух детей совместно в одном помещении без обеспечения их визуальной и вербальной изоляции является прямым нарушением сразу двух правовых норм — врачебной тайной и права ребенка на охра- ну его интересов. Дело в том, что осмотр об- ласти половых органов без согласия может принести серьезную психологическую травму ребенку. Как видим, репродуктив- ное здоровье детей затрагивает многие сфе- ры: политику репродуктивных прав, сред- ства массовой информации, репродуктив- ное здравоохранение и образование. Ведут- ся жаркие баталии между сторонниками полового воспитания в школах и противни- ками, проводятся «круглые столы», собира- ются подписи «за» и «против». А дети не ждут — они растут! И долг каждого педаго- га, используя возможности своей дисцип- лины, по крупицам формировать культуру здоровья, жизненные и семейные ценности будущих отцов и матерей.

Источник

Adblock
detector