Составляющие здорового образа жизни
презентация к уроку по обж (9 класс) на тему
Предлагаемый материал можно использовать на уроках в 9-ом и 10-ом классе при изучении темы «Здоровье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlyayushchie_zdorovogo_obraza_zhizni_vosstanovlennyy.pptx | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Здоровье Здоровье — это состояние морального,психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды Перикл, V в.до н.э.
Факторы влияющие на здоровье
2.Экологическая обстановка 20 %
3.Медицинское обслуживание 10 %
4.Образ жизни человека 50 %
Образ жизни Культура потребления различных социальных благ, отличающаяся у различных народов Каким может быть образ жизни? Приведите примеры.
ЗОЖ Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья Что ,по-вашему, включает в себя здоровый образ жизни?
Составляющие здорового образа жизни 1.Умеренное и сбалансированное питание 2.Режим дня 3.Достаточная двигательная активность 4.Закаливание 5.Личная гигиена 6.Грамотное экологическое поведение 7.Психогигиена и умение управлять своими эмоциями 8.Сексуальное воспитание 9.Отказ от вредных привычек 10.Безопасное поведение в быту, на улице, в школе
Здоровое питание — это ограничение жиров и соли, значительное увеличение в рационе доли фруктов и овощей, круп, изделий из муки грубого помола
Здоровое питание Основные принципы рационального питания
Режим дня Высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается постоянный распорядок дня
Чтобы быть здоровым, необходимо помнить:
Психогигиена Психогигиена — это отрасль науки о гигиене, которая отвечает за сохранение поддержание и укрепление психического здоровья человека . В рамках психогигиены разработаны мероприятия и рекомендации, способствующие сохранению психического здоровья человека, поддержанию душевного равновесия и нормализации межличностного и общественного взаимодействия . Соблюдение норм и требований психогигиены труда — залог успешного, результативного и эффективного труда.
1.Неправильная организация учебного и трудового процесса, может вызывать психическую перегрузку. 2.Постоянное присутствие травмирующих факторов приведет к тому, что у человека могут развиваться неврозы, а в худшем случае и психозы . 3. У человека развивается синдром хронической усталости, и более сложная форма «синдром выгорания», который не редко сопровождается тяжелыми психосоматическими заболеваниями. Если трудовая деятельность не соответствует склонностям и возможностям человека, а также не соблюдаются психогигиенические требования: — у человека не редко возникает «чувство мозгового дефицита» — постоянное эмоциональное напряжение; — снижение потенциальных возможностей и работоспособности; — неуверенность в себе, снижение объема внимания и ухудшение памяти Последствия не соблюдения правил и норм психогигиены:
Экологическое поведение — компонент экологического сознания, характеризующийся не только наличием экологических знаний, но и конкретных действий по решению экологических проблем .
— это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей , детей , подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Своей целью половое воспитание способствует: гармоничному развитию подрастающего поколения; повышению сексологических знаний; полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа); созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа),детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание
Отказ от вредных привычек Привычка- сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Вредная привычка- закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу.
1.Алкоголь 2.Курение 3.Техномании 4.Ругательства 5.Наркотики Вредные привычки
Рассмотрим более подробно некоторые из них
Статистика 2/3 населения страны — не занимаются спортом До 30 % населения имеют избыточный вес Около 70 млн человек — курят
Итог : Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества
Задания на выбор: Придумайте эмблему здоровья девиз здоровья ф ормулу здоровья Напишите синквейн по теме «Составляющие ЗОЖ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Презентация о здоровом образе жизни и культуре питания обучающихся.
Занятие, направленное на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
Материал для проведения урока ОБЖ в 10 классе.
В статье говорится о том, что нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных зна.
Методическая разработка урока по теме: «Основные составляющие здорового образа жизни».
Человек – великое чудо природы. Поразительны рациональность и совершенство его анатомии и физиологии, его функциональные возможности, сила и выносливость.
Источник
7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровье человека — это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства.
В большинстве болезней и различных несчастий виновата не природа, не общество, а сам человек (так называемый человеческий фактор).
Чаще всего несчастья случаются с человеком из-за безответственного отношения к своему здоровью, пренебрежительного отношения к нормам здорового образа жизни и правилам безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Для того чтобы сохранить свое здоровье, прежде всего нужны собственные усилия, постоянные и немалые. Нужны знания основных норм здорового образа жизни и твердая установка соблюдать их в повседневной жизни. Нужна продуманная система личного поведения, которая способствует формированию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, охватывает организацию всей вашей жизни и обеспечивает рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, труда и отдыха, рациональное питание, активный отдых. Все это в целом и составляет вашу индивидуальную систему здорового образа жизни. Здоровый образ жизни можно характеризовать как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечивает ему духовное, физическое и социальное благополучие, а также снижает факторы риска последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Здоровый образ жизни способствует формированию у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Отметим, что каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализация замыслов носят индивидуальный характер.
Основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер, поэтому каждый человек, ориентируясь на них, строит свою, только ему необходимую систему здорового образа жизни с учетом своих индивидуальных особенностей. Естественно, любая перестройка своего поведения всегда требует определенных усилий, но это не должно быть фанатичным следованием каким-то сверхжестким установкам здорового образа жизни. Все должно делаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть ровно столько, чтобы они не показались напрасными.
Это должен знать каждый
Основные составляющие здорового образа жизни, способствующие формированию духовного, физического и социального благополучия Для формирования духовного благополучия необходимо:
- научиться прежде всего жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки:
- сформировать психологическую уравновешенность и сохранить ее в любых жизненных ситуациях;
- иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;
- не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
- развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
- воспринимать каждый день как маленькую жизнь;
- научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
- стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;
- постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;
- выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака.
Для формирования физического благополучия необходимо:
- выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей. Тренированные люди меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они лучше спят, сон у них крепче, их организм легче сопротивляется болезням. Физическая тренированность придает человеку уверенности в себе, улучшает внешний облик, повышает умственную и физическую работоспособность. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой и спортом, свободно ориентируются в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, они имеют больше шансов выйти из опасной ситуации;
- выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно, а это уменьшает вероятность развития инфекционных болезней. Закаливание способствует повышению активности и мощности всех защитных сил организма. Закаливание формирует у человека силу воли;
- выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рациональное сочетание: труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, режим питания и сна;
- придерживаться системы рационального питания 1 . Пища обеспечивает организм человека всеми питательными веществами, которые требуются для выработки энергии. Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в определенной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и какой-то идеальной пищи. Вероятно, важно не только то, что мы едим, а то, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты;
- выработать привычку в соблюдении правил личной гигиены. Их должен соблюдать ежедневно каждый человек, учитывая при этом свои индивидуальные особенности (возраст, профессиональную деятельность), условия окружающей среды и свои возможности;
- выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики);
- выработать умение в оказании первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.
Занятия дома на спортивном тренажере
Для формирования социального благополучия необходимо:
- уметь жить в согласии с окружающими вас людьми (сверстниками, родными и близкими и со взрослыми — знакомыми и незнакомыми), находить с ними компромиссы в спорных вопросах, спокойно разрешать возникающие конфликтные ситуации;
- формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;
- анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;
- стремиться постоянно изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли;
- постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья как индивидуальной, так и общественной ценности;
- формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства
Мы перечислили вам наиболее общие составляющие, соблюдение которых способствует формированию духовного, физического и социального благополучия.
Ваше индивидуальное здоровье более чем на 50% зависит от вашего образа мышления и поведения.
Решение о том, какой образ жизни более привлекателен, будете принимать вы сами. Готовых рецептов для каждого нет. Наше пожелание вам: каждое решение в жизни принимать обдуманно и осмысленно, четко уяснив, зачем это вам надо и к чему оно приведет.
Мы надеемся, что вы будете строить свой образ жизни обдуманно и взвешенно.
Вопросы
- Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?
- Какое значение имеет здоровый образ жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности?
- Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?
- Какие факторы способствуют формированию физического благополучия человека?
- Какой образ поведения человека обеспечивает формирование его социального благополучия?
Задание
Разработайте примерный план своего поведения в повседневной жизни для укрепления и сохранения своего здоровья.
1 Рациональное питание — разнообразное питание с учетом своих особенностей (наследственных, возрастных), а также физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей природной среды.
Источник
Конспект урока ОБЖ 9 класс «Здоровый образ жизни и его составляющие»
методическая разработка по обж (9 класс) на тему
Данный урок содержит в себе информацию о ЗОЖ и его составляющих. Предназанчен для 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zozh_i_ego_sostavlyayushchie.rar | 187.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Цель : формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».
· сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»;
· обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
· привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью.
· формировать способность конструктивного взаимодействия в малых группах по достижению общей цели;
· развивать способность применения полученных знаний;
· развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
· стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья;
· повышение общей информационной культуры учащихся.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке ОБЖ, затрагивающем очень важную и актуальную тему, а что это за тема – попробуйте определить её самостоятельно. У вас на столах лежат фразы, в них отсутствуют ключевые слова, или слова в них перепутаны. Ваша задача-сложить фразу, озвучить её и ответить на вопрос: Какое понятие объединяет данные предложения?
(Обучающиеся зачитывают по очереди пословицы и поговорки, лежащие на столе:
- Движение- жизнь !
- Закаляйся , если хочешь быть здоров!
- Холода не бойся, сам по пояс мойся.
- Пешком ходить — долго жить .
- Утро встречают зарядкой , вечер провожают прогулкой»,
- Умеренный в пище всегда здоров», (Здоров в пище умеренный всегда)
- «Завтрак скушай сам , обед подели с другом , а ужин свой — отдай врагу «,
- Человек любой от лени — лишь болеет, а от плодотворного труда – лишь здоровеет»,
- Труд одолеет не только недуг, но и старость (старость одолеет труд не только недуг)
- Сон лучше всякого лекарства
- В чистом ходить — здоровым вечно быть
- Кто за зря людей сердит, у того всё и болит
- Безопасное поведение – гарант долгой жизни
- Зол и нравом горяч — не поможет и врач
- Бочка вина ядом полна
- Заядлого курильщика муха крылом перешибет (курильщика крылом муха заядлого перешибёт)
Учитель : Какое понятие объединяет все эти пословицы и поговорки?
Ответ учеников: Здоровый образ жизни
Учитель: Совершенно верно. И именно о нём и его составляющих пойдет сегодня речь. Давайте запишем тему урока в тетрадь.
Ну раз уж мы совместно выявили тему урока, давайте поставим и цель: чего бы мы хотели достичь на уроке? Не забываем, что цель мы формулируем с глагола (узнать, понять, определить)
Ответы учеников: Сегодня на уроке мы хотели бы дать определение понятию «ЗОЖ», выявить основные составляющие ЗОЖ, найти дополнительную информацию о некоторых из них, определить роль человека в формировании ЗОЖ
Учитель: Для того чтобы определить, что такое ЗОЖ, давайте обратимся к учебнику ОБЖ страница 143. Я даю вам 2-3 минуты, чтобы вы нашли сформулировали, пользуясь текстом учебника определение ЗОЖ.
Ученики: ЗОЖ- это индивидуальная система поведения человека в повседневно жизни, которое обеспечивает ему духовное, физическое и социальное благополучие.
Учитель: обратите внимание, что частью этого понятия стало другое, не менее важное для нашего сегодняшнего урока – это здоровье. Кто может озвучить его?
Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, Беляева Аня провела небольшое анкетирование среди обучающихся 9-х классов. Его содержание и результаты она сейчас представит.
Беляева Аня : Среди учеников 9 класса ( а это 26 человек) я провела небольшую работу и результаты которой я представила в данной таблице. Я задала ребятам один единственный вопрос: «Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?» На что получила ответы
- Заниматься спортом (Двигательная активность) ответили – 80% обучающихся
- Правильно питаться 62%
- Выполнять правила личной гигиены 42 %
- Отказаться от вредных привычек 62%
- Соблюдение редима труда и отдыха 42 %
- Соблюдение правил безопасности 8%
- Посещение врача 8%
Из чего я делаю вывод, что многие мои одноклассники знают основные составляющие ЗОЖ. Но вот выполняют они их или нет? На этот вопрос мы должны ответить каждый сам себе.
Учитель: Да действительно, основные составляющие ЗОЖ названы, но я не вижу такие не менее важные части ЗОЖ как «Безопасное поведение на улице, дома и в школе», «Правильное экологическое поведение», «Психологическая уравновешенность». Над этими составляющими я предлагаю поработать отдельно, решив ситуационные задачи.
Для этого мы разобьёмся с вами на группы, каждая из которой получит свою ситуац.задачу и новую информацию, с которой необходимо будет поработать, выделить ключевые понятия, влияние на здоровье, выработать правила поведения для формирвания данной составляющей. В каждой группе будет работать модератор, который проанализирует вклад каждого члена группы в ходе работы над материалом и даст оценку.
Задание №1 Личная гигиена
О какой составляющей ЗОЖ, говорится в стихотворении Корнея Чуковского?
Сергей студент, ему 17 лет, проживает в общежитии. Одевается неопрятно, от него исходит неприятный запах пота. Сергей постоянно берет чужую одежду.
Что неправильно делает Сергей, какие правила он нарушает студент, и какие проблемы его ожидают в будущем.
Задание №2 Психологическая уравновешенность
О какой составляющей ЗОЖ говорится
Шёл урок трудового обучения. Михаил выполнял практическое задание, но гвоздь никак не вбивался, шляпка кривилась, ножка гвоздика сгибалась. В итоге мальчик не выдержал, бросил молоток и с криком выбежал из класса.
Что неправильно сделал Михаил, какие правила он нарушил, и какие проблемы его ожидают в будущем.
Задание №3 Правильное экологическое поведение
О какой составляющей ЗОЖ говорится
Летом 8а класс выехал на природу к реке (место определили по совету друзей). Ребята организовали игры, накрыли красивый и аппетитный стол, но перед обедом пошли искупаться. Как только они вступили в воду, один из одноклассников громко закричал от боли. Оказалось, что он наступил на крышку от консервной банки. Рана оказалась рваной и сильно кровоточила.
По чьей вине произошла травма? К чему могут привести данные действия в будущем.
Задание №4 Безопасное поведение на улице, дома ив школе
В 18.00 в школе прошёл конкурс «Мистер Здоровый образ жизни». В нём победил староста 11 класса Новиков Константин – спортсмен, чистюля, автор проекта «Экология города». На утро в газетах появилась заметка: « 23 октября в 20.00 на перекрестке ул.Горького и Кирова был при переходе на красный свет был сбит ученик 11 класса Новиков Константин.
Чья вина? Каковы последствия в дальнейшем.
Учитель: Ну что, ребята, вы большие молодцы. Спасибо вам за работу! Уважаемые модераторы, сдайте бланки с оценками ваших групп.
Есть очень мудрые слова: «Великие люди ставят перед собой цели. Остальные живут своими желаниями». Если вы хотите добиться чего-то в жизни, сохранив молодость, красоту, энергию, жизнерадостность, а не влачить жалкое существование, охая и жалуясь на то, что жизнь не удалась и интереса жить нет, то вы должны, поставив цель и п
ВОПРОС: Сложно это? ________________________ Да, очень сложно.
Возможно выполнить это?____________ Да, возможно.
Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни – личная заинтересованность человека. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнете работать над собой.
приложив усилия достичь этого.
Вы знаете, в начале урока я очень переживала за вас, ваше отношение к ЗОЖ, но ко мне в руки попал интересный фильм, автором которого является Вавилов Вадим и Угрюмов Андрей – ваши одноклассники. После просмотра этого ролика я поняла, что ваш класс движется в правильном направлении.
Давайте вместе вспомним эту «картину» (просмотр ролика).
Наш урок подошёл к концу, давайте ещё раз вспомним что такое ЗОЖ?
Какие составляющие ЗОЖ вам известны?
Кто ответственен в формировании составляющих ЗОЖ?
Запишите Д/З : Проанализируйте состояние вашего здоровья, соотнесите составляющие ЗОЖ с теми, которые вы выполняете в жизни. Выработайте план действий по изменению ситуации (используя материалы учебника – стр.144-147).
Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова. Кроме всего, гигиеническое воспитание — это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.
Основные правила гигиены для школьников
- Личная гигиена ученика является первоочередным правилом, которое заключается в требованиях к содержанию в чистоте тела, одежды, а также жилища. Ребенка необходимо приучать каждое утро умывать лицо, руки, шею, чистить зубы. Умываться также необходимо и после прогулки. Вечером, перед сном, следует принять водные процедуры и одеть чистое белье. Особого ухода требуют руки, а также ногти на пальцах рук и ног. Для того, чтобы под длинными ногтями не скапливалась грязь, их необходимо аккуратно подстригать 1 раз в 2 недели или чаще по необходимости. Очень важно мыть руки перед едой, после какой-либо грязной работы, после посещения туалета и различных общественных мест. Личная гигиена также включает в себя соблюдение гигиены быта — проветривание помещения, уход за личной одеждой и постельными принадлежностями, создание благоприятных условий для сна и отдыха.
- Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 4 раз в сутки. Еда должна быть свежеприготовленная, сбалансированная, а также обладать приятным запахом и видом. Есть необходимо не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать.
- Еще одним правилом, которое должен соблюдать каждый школьник является гигиена умственного труда. Основная цель данной гигиены — длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости. Для этого ребенку необходимо соблюдать определенный режим дня. Начинать работу следует постепенно, при этом соблюдать последовательность и систематичность. Также, эффективность умственного труда повышается при сосредоточенном внимании, усидчивости и аккуратности.
- Следует не забывать о чередовании работы и отдыха. Для соблюдения данного правила большое значение имеет гигиена рабочего места школьника. Очень важно создать на рабочем месте учащегося благоприятную обстановку для продуктивной работы. В первую очередь должна быть обеспечена правильная рабочая поза, которая зависит от рациональности конструкции стола и стула. Рабочее место должно быть достаточно освещенное, а в помещение должен быть чистый воздух и благоприятная температура.
Если ваши дети будут всегда придерживаться данных правил, думаю, они всегда будут здоровыми, чистыми и опрятными.
Поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Два человека в одинаковой ситуации могут вести себя совершенно по-разному.
Психологическая уравновешенность – это способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, адекватно (соответствующим образом) реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.
Одним из важных направлений в этой работе и является воспитание психологической уравновешенности.
Начать воспитывать её очень важно в 12-14 лет, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, растёт интерес к отвлечённым проблемам.
Основной особенностью вашего возраста является противоречие между духовным и физическим здоровьем, стремление стать «более взрослым», не сообразуясь со своими физиологическими и физическими возможностями.
Вот поэтому вам так важно познакомиться с основными направлениями выработки психологической уравновешенности.
Остановимся на некоторых общих направлениях обеспечения психологической уравновешенности в вашем возрасте.
Одно из них – побороть в себе робость и воспитать уверенность.
Уверенность воспитывается в процессе повседневной жизнедеятельности и достигается умением преодолевать различные трудности. Для этого необходимо ежедневно мобилизовать себя на выполнение своей основной обязанности – обучения. Необходимо постоянно выполнять домашние задания и хорошо усваивать учебный материал в школе, тогда у вас появится уверенность в своих силах и возможностях. Если вы занимаетесь спортом и достигаете каких-то успехов, уверенность в себе растёт. Если дома вы помогаете родителям, у вас появляется опыт в выполнении определённых работ – на дачной участке, при ремонте квартиры или при повседневных домашних делах, это тоже увеличивает чувство уверенности в себе, чувство востребованности.
Когда в глазах окружающих вы считаетесь хорошим учеником, хорошим спортсменом, хорошим помощником, это повышает вашу значимость в собственных глазах и добавляет уверенности в себе. Авторитет человека и уверенность в себе в любом возрасте должны утверждаться на почве полезной деятельности для себя и окружающих.
Индивидуальность каждого человека складывается из множества составляющих: возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Все эти факторы определяют целостность личности. Если у вас вызывают неудовольствие какие-то черты вашей личности, необходимо убедить себя в том, что вы то, что вы есть, и надо научиться чувствовать себя комфортно в этом качестве. Уважайте свои качества, которые изменить нельзя.
Для создания условий психологической уравновешенности требуется также постоянная работа по самосовершенствованию, развитию своих умственных способностей, приобретению знаний и умений для полезной деятельности. Необходимо физическое совершенствование, повышение своих физических возможностей. Надо строить свою жизнь так, чтобы в ней не было «пустого» места, когда не знаешь, чем заняться. Для этого необходимо ежедневно ставить себе посильные задачи и добиваться их выполнения.
Вот пример возможной программы самосовершенствования на день.
Я буду заниматься только теми делами, которые определил для себя на сегодня, не буду пытаться решить все свои проблемы сразу. То, что наметил, сделаю до конца, чтобы больше к этим проблемам не возвращаться.
Сегодня я обязательно сделаю два дела, которые мне делать не хочется. И так каждый день я буду заставлять себя делать хотя бы по два нужных дела, которые мне не хочется делать. Я их сделаю для упражнения силы воли.
На каждый день я составлю программу поведения и буду стремиться её выполнить до конца.
При её выполнении я буду бороться со спешкой и нерешительностью, учиться одерживать победу над собой и на этой основе вырабатывать уважение к себе, к своему мнению.
Для обретения психологической устойчивости в вашем возрасте немаловажное значение имеет и умение приобретать себе друзей. Когда вы были маленькими, завести друзей не составляло большого труда. Многие друзья живут по соседству, с ними вас объединяли общие игры. Теперь поддерживать дружбу стало сложнее, дружба требует преданности, доверия, общих интересов и ценностей.
Если у вас нет друзей, повнимательнее взгляните на себя. Что в вас
Для воспитания психологической уравновешенности немаловажное значение имеет умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими вас людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, определять, как к вашему поведению относятся окружающие.
Строя взаимоотношения с окружающими людьми, надо начинать с оценки их положительных сторон, перестав думать о собственных достижениях и желаниях, подчёркивая их значительность. Во взаимоотношениях с людьми всегда следует стремиться дать им то, что вы хотели бы получить от них. Вспомним Евангелие от Матфея: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
«Экологическое поведение»: сознательная, целевая деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления внешней среды, с которыми взаимодействует или планирует взаимодействовать человек.
Дети больше всего способны к искреннему сопереживанию и сочувствию, в них можно пробудить и воспитать любовь к природе. Исследования показали, что именно в младшем школьном возрасте, подобное экологическое воспитание будет производить максимальный эффект.
Безусловно, школьникам не под силу решить какие-либо экологические проблемы, поэтому перед взрослыми стоит следующая задача: всесторонне развить ребенка, научить его жить в гармонии с природой, воспитать в нем любовь и уважение к окружающей его среде, действовать исходя из принципов экологичности, всегда задумываться о том вреде, который могут нанести его действия.
Правила экологического поведения:
- не оставлять мусор на природе и не бросать его на улицах;
- не ломать ветви, не выдирать кустарники, не повреждать кору;
- не сливать грязную воду, бензин в водоемы, не бросать туда мусор;
- не разжигать костер, в крайнем случае, нужно тщательно его тушить, чтобы он не стал причиной пожара;
- стекло, металл, пластмасса – больше ста лет перерабатываются в живой природе, нанося ей огромный урон. Поэтому, подобные изделия нужно отдавать на переработку;
- не рвать листья и ветки для гербария, лучше сохранить их в живой природе;
Готовя проект по обществознанию, школьники уже не просто говорят о том, что мусорить в лесу – плохо, но стараются более разносторонне осветить проблему экологии, а также, ищут пути решения данных проблем, оценивая их с общественной точки зрения.
- знать правила поведения на природе (не рвать растения, не разводить костры, не причинять вред животным, не мусорить, не сливать отходы в водоемы) ;
- знать экологические проблемы современности, видеть их причины и предлагать пути решения;
- все свои действия соизмерять с принципом экологичности, то есть ненанесения вреда окружающей среде;
- нести ответственность и беречь ту среду, в которой он живет, понимать, что нанося ей вред, он, в итоге, наносит вред самому самому себе.
- принимать приоритетность сохранения живой природы в первозданном виде, над ее ценностью в виде добычи ресурсов и полезных ископаемых.
Именно в школе у ребенка формируют элементы экологического сознания, на протяжении всего времени обучения, в разной форме прививают ему любовь к природе, знакомят с экологическими проблемами и учат находить для них решения.
Безопасное поведение на улице, в быту, школе
Столетиями люди создавали и совершенствовали различные технические средства с целью улучшения своего комфорта и безопасного существования. А результаты технического прогресса отнюдь не радуют — сегодня, все мы поставлены перед фактом существования угроз, связанных, прежде всего именно с производством и использованием различного рода техники, причём угрозы эти преследуют людей практически всюду: на отдыхе, на работе, дома и на улице, в транспорте и на пешеходном переходе и т.д. Если взрослые люди каким-то образом могут предотвращать и справляться с возможностью возникновения опасных ситуаций, то дети в большинстве случаев в таких ситуациях абсолютно беспомощны. Что делать? Ответ может быть только один: необходимо с самого раннего детства прививать детям навыки их безопасного поведения – это суровая необходимость, причём заниматься этим следует повседневно .
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые должны дети выполнять неукоснително, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением.
Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей проекта является сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Источник