Побуждайте детей двигаться!
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Интенсивный учебный процесс, присущий современной школе, создает психоэмоциональное напряжение, которое не сопровождается необходимой двигательной активностью.
Школьники испытывают дефицит движения: в дни, когда у них есть уроки физической культуры, этот дефицит достигает 40%, а в остальные дни – 80% от суточной потребности.
Гиподинамия уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, реактивность, уменьшает объем мышечной массы, ухудшает координацию движения, ведет к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: 63% школьников имеют нарушения осанки.
Недостаток движений приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшаются ударный и минутный объем крови, общая масса циркулирующей крови.
Гиподинамия в совокупности с психоэмоциональными нагрузками ведет к переутомлению и как следствие – к еще большему ухудшению здоровья.
Единственная мера предупреждения отрицательных последствий гиподинамии – расширение двигательной активности школьников, ведение ими здорового образа жизни.
МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
В школьные годы закладывается фундамент здоровья, формируется работоспособность организма, совершенствуются функциональные системы.
От того, насколько уровень функционального состояния адекватен возрастному статусу, зависит дальнейшее развитие всех систем организма.
Модель физического здоровья школьника – это состояние мышечной и функциональной систем (уровни здоровья), которые обеспечивают жизнеспособность организма, представленную в педагогических тестах.
Принципы построения модели
- В онтогенезе формируется морфологическое строение органов и систем организма.
- Физическая нагрузка оказывает существенное влияние на формирование органов и систем («Правило скелетных мышц», М.А. Аршавский).
- Физическая нагрузка создает резерв органов и систем организма (теория Н.М. Амосова «о здоровье как резервных мощностях»).
Основным критерием модели физического здоровья являются резервы организма.
Модель физического здоровья можно представить в виде графика. Уровни здоровья с 1 по 5 расположены по оси Y, педагогические тесты мышечной и функциональной систем – по оси X (1–6 – мышечная система, а 7 – функциональная система).
Для создания целостного восприятия данной системы мы разделили ее на теоретическую часть (учащиеся получают информацию о воздействии физических упражнений на организм) и практическую (в ее процессе учащиеся выполняют физические упражнения).
График физического здоровья школьника
Теоретическая часть представлена основными сведениями о роли мышц, сохранении и формировании здоровья. Оптимальный уровень сердечно-сосудистой системы следует рассматривать как потенциальную способность организма адаптироваться к физическим нагрузкам (cм. табл.).
Модель физического здоровья школьников 10 лет*
*Такие же модели физического здоровья разработаны для детей в возрасте от 11 до 17 лет.
а) верхний плечевой пояс
Подтягивание на перекладине
(юноши – на высокой,
девушки – на низкой)
И. п. – вис на перекладине хватом сверху на ширине плеч, руки прямые. Подтянуть тело к перекладине до уровня подбородка, а затем вернуться в и. п., упражнение выполнять плавно, без рывков.
Сгибание и разгибание рук в упоре
И. п. – упор лежа, руки на ширине плеч. Сгибая руки, коснуться пола грудью. Разгибая, выйти на прямые руки. Туловище не сгибать.
И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях на 90о. Партнер держит ноги. Руки скрещены и прижаты к груди. Поднять туловище, коснуться руками бедер. Фиксируется количество подъемов за одну минуту.
И. п. – лежа поперек гимнастического коня, руки за голову. Партнер удерживает ноги. Поднять туловище до прямой линии туловище – ноги. Упражнение выполняется 30 секунд.
И. п. – ноги врозь, руки опущены. Приседания, руки вперед, пятки не отрывать от пола. Фиксируется количество приседаний за одну минуту.
Прыжки со скакалкой
И. п. – скакалка в руках. Прыжки со скакалкой на обеих ногах.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое. Частота пульса довольно точно оценивает готовность сердца к физической нагрузке. Частоту пульсовых толчков определяют на лучевой артерии у основания большого пальца.
Стандартная ЧСС у школьников
(По Ф.С. Синякову)
Индекс Руфье показывает способность сердца к проявлению двигательного качества: выносливость
где n1 – пульс в покое;
n2 – пульс после нагрузки
(20 приседаний за 30 сек.);
n3 – пульс после 1 мин. отдыха.
Очень низкий, с резко сниженными возможностями функциональных систем. Не позволяет успешно адаптироваться к изменениям окружающей среды. Часто встречаются отклонения в физическом развитии, заболевания. Низкий уровень работоспособности, низкие показатели состояния сердечно-сосудистой системы (индекс Руфье, ЧСС в покое).
Коррекция: воздействие на все системы (мышечную, функциональную). Оздоровительные мероприятия. Активизация двигательной активности на уроках физической культуры, самостоятельные занятия. Мотивация.
Низкий, со сниженным уровнем функциональных систем. Низкие адаптация и работоспособность. Возможны отклонения в физическом развитии. Показатели индекса Руфье и ЧСС на низком уровне.
Коррекция: целенаправленное воздействие на все системы. Оздоровительные мероприятия. Активизация двигательной активности. Мотивация.
Удовлетворительный. Функциональные системы работают удовлетворительно. Адаптация и работоспособность удовлетворительные. Средние показатели индекса Руфье.
Коррекция: целенаправленное воздействие на все системы. Активизация двигательной активности. Мотивация.
Выше среднего. Незначительное напряжение функциональных систем. Адаптация и работо¬способность средние и выше среднего. Показатели индексов Руфье – средний и хороший.
Коррекция отдельных систем.
5-й уровень Высокий. Достаточность функциональных систем.
Коррекции не требуется.
Рекомендуемые уровни – высокий, выше среднего.
Допустимый уровень – средний.
Недопустимые уровни – низкий, очень низкий.
Оценить физический уровень здоровья можно с помощью информативных тестов.
Методика их проста и доступна каждому школьнику. Тестовые упражнения являются и основой двигательной программы.
Уровень физической подготовленности и уровень здоровья оцениваются по результатам всех тестов. За каждый тест начисляется столько очков, сколько выполнено упражнений. Например, учащийся выполнил подтягивание на перекладине 6 раз – это значит, что он набрал 6 очков и т. д. 6 раз подтягивание + 12 раз сгибание рук + … = 340 очков, что соответствует 4-му уровню подготовки и здоровья.
Заключение об общем уровне составляется на основании суммирования набранных очков. При оценке результатов отдельных тестов определяется уровень той или иной мышечной группы или степень состояния функции.
МОТИВАЦИЯ
Многоуровневая система тестирования физического здоровья создает условия для мотивации двигательной активности через сравнительные характеристики предлагаемых стандартов (уровней) и результаты собственного тестирования. Источник возникновения мотивации – противоречие между предлагаемым стандартом (уровнем) и местом ученика в данной системе.
Создается ситуация критической самооценки, которая вызывает потребность в изменении своих физических кондиций.
Для успешного перехода на более высокий уровень физического здоровья каждому ученику предлагается индивидуальная программа занятий физическими упражнениями как на уроках физической культуры, так и дома. Например, ученик выполнил тест «сгибание и разгибание рук в упоре» 14 раз, через 2 недели выполнил 16 раз; успех оценивается учителем оценкой «5». Создание ситуации успеха, отличная оценка вызывают положительные эмоции, которые являются пусковым механизмом в стремлении ученика к самосовершенствованию.
РЕАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основную нагрузку в реализации двигательной программы несет урок физической культуры, на котором учащиеся получают информацию о воздействии физических упражнений на здоровье. Самостоятельные занятия позволяют закрепить и расширить уровень подготовки на базе полученных знаний и умений.
Для того чтобы упражнения имели оздоровительный эффект и позволили ученику занять более высокое место в системе уровней, необходимо знать и реально применять дозировку упражнений. Дозировка характеризуется параметрами интенсивности и объема:
П. М. (повторный максимум в одном подходе) 8–10 раз + 2–3 серии, через 60–90 сек. отдыха.
Метод выполнения – повторно-серийный. Упражнение выполняется до отказа в каждой серии.
Индивидуальная программа составляется по результатам тестирования. Например, учащийся 7-го класса (12 лет) прошел тестирование по полной программе и набрал 1300 очков, что соответствует 3-му уровню, при этом имеет низкие уровни по тестам 1, 3, 6.
Профиль физического здоровья
(учащегося 7-го класса С. Осина)
Данному ученику предлагается индивидуальная коррекционная программа по этим тестам, намечается промежуточное тестирование, на котором отслеживается степень продвижения ученика. Учащиеся, которые в силу своей неподготовленности не могут выполнять данную нагрузку, выполняют упражнения в облегченных условиях.
Например, ученик не может выполнить упражнение «сгибание и разгибание рук в упоре от пола» – значит, надо подобрать ему такую высоту опоры, чтобы он мог выполнить упражнение 8–10 раз.
Критерием правильного дозирования является выраженное утомление в повторениях.
Главным упражнением на выносливость является равномерный непрерывный бег. Для нагрузок, направленных на развитие выносливости, информативным показателем является ЧСС, она характеризует степень воздействия упражнения на аэробную систему организма.
Оптимальная интенсивность, выполняемая равномерным методом, составляет 140–160 уд./мин. Время с данной интенсивностью составляет от 4 до 20 мин. Дозировка упражнения в недельном цикле может составлять 4–8 мин. 2–3 раза в неделю при ЧСС 140–160 уд./мин. для учащихся 1–2-го уровней, 15–20 мин. 2–3 раза в неделю при ЧСС 140–160 уд./мин. для учащихся 4–5-го уровней.
Рост выносливости при тестировании выражается в увеличении расстояния, пробегаемого за 6 минут.
На уроках физической культуры силовые упражнения и упражнения на выносливость выполняются в зависимости от темы и задач урока во вводной и основной частях урока.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностика 4 раза в году позволяет отслеживать состояние организма. Положительная динамика результатов сказывается на самочувствии учащихся, вызывая мышечную и психологическую радость.
Результаты тестирования учащихся 10–11-х классов и распределение их по уровням физического здоровья показало, что ситуация критической самооценки вызывает желание занять более высокое место в рейтинге уровней физического здоровья.
1-й уровень – у 98% учащихся возникает отрицательное отношение к занятому по итогам тестирования месту и возникает желание физически совершенствоваться;
2-й уровень – такое желание возникает у 87% учащихся;
3-й уровень – у 63% учащихся;
4-й уровень – у 14% учащихся;
5-й уровень – у 8% учащихся.
Динамика роста уровней физического здоровья
у учащихся 11-го класса в течение учебного года
В первой четверти по итогам тестирования ученики распределились следующим образом: на первом уровне – 2 ученика, на втором – 4, на третьем – 12, на четвертом – 2 и на пятом – ни одного.
В четвертой четверти тестирование показало уже такие результаты: на первом уровне – ни одного, на втором – 1 ученик, на третьем – 4 ученика, на четвертом – 8 и на пятом – 7 учеников.
Применение этой методики позволяет получать положительные результаты в укреплении и формировании физического здоровья учащихся.
Источник
Модель здоровья школьника
Модель здоровья школьника
Модель здоровья школьника
МБОУ «Майская СОШ»
Учитель физической культуры: Королев Александр Александрович
Модель здоровья школьника
Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков — актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и другие. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает формирование у подрастающего поколения ценностного отношение к своему здоровью.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Проблема – снижения уровня физического и психического здоровья школьника
Модель здоровья школьника
Модель здоровья школьника
Физическое здоровье – функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, гигиена, режим труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек и т.д.
Модель здоровья школьника
Модель здоровья школьника
Здоровье
Социальное здоровье –
осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний.
Модель здоровья школьника
Модель здоровья школьника
Духовное здоровье –
умение определять своё место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации, становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация.
Модель здоровья школьника
на 50 % зависит от образа жизни,
на 17-20 % — от социальных и природных условий,
на 17-20 % — от особенностей наследственности человека и
на 8-9 % — от органов здравоохранения.
От чего зависит здоровье человека?
Модель здоровья школьника
Исследования показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема состояния здоровья учащихся обрела социальное значение.
Причины — это не только социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, наличие у детей вредных привычек.
Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных адаптироваться к нагрузкам. Как следствие этого: снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.
Состояние здоровья современного школьника
Модель здоровья школьника
Главными условиями, способствующими укреплению здоровья школьника , являются режим дня, двигательная активность, питание, общение с природой
Модель здоровья школьника
Режим дня
Дает возможность придерживаться разумных правил, предусмотренных самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приемов пищи
Модель здоровья школьника
Общая продолжительность движения в режиме дня школьника должна составлять: в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа
В день необходимо посвятить не менее 30 мин умеренной мышечной нагрузке.
1. Смена деятельности
Модель здоровья школьника
Продолжительность ночного сна учащихся 14-18 лет должна в среднем составлять
9-10 часов в сутки.
Модель здоровья школьника
Культура питания складывается из регулярности приема пищи, распределения пищи по приемам в течение дня, поведения за столом, пищевых предпочтений… Школьники часто не успевают вовремя или не спеша поесть.
3. Культура питания
Модель здоровья школьника
Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний, при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы.
4. Умственное переутомление
Модель здоровья школьника
Сильно снижают иммунитет стрессовые ситуации, которым подвержены современные школьники. При эмоциональном стрессе организм ведет себя, как в минуты опасности, готовясь к выработке большого количества энергии
Модель здоровья школьника
1.Табакокурение
2.Алкоголь
3. Наркомания
6. Вредные привычки
Модель здоровья школьника
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
2. «Забалтывание» проблемы здоровья.
3. Сужение понятия здоровья.
4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.
Факторы негативно влияющие на здоровье школьников
Модель здоровья школьника
Задачи современного физического воспитания по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников
Модель здоровья школьника
На уроках физической культуры применяется физкультурно-оздоровительная технология (ФОТ). К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.
Уроки физкультуры проводятся на улице, в спортзале, в зале ритмической гимнастики, в бассейне. На уроках осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его группой здоровья. Используются различные формы работы.
Условия, способствующие укреплению здоровья
Гимнастика, танцетерапия;
Закаливание;
Точечный массаж;
Физиолечение;
Лечебный массаж;
ЛФК;
Дни здоровья;(участие)
Регулярные визиты к врачам
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через уроки физической культуры
Модель здоровья школьника
строгие дозированные физические нагрузки;
использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
Учёт динамики работоспособности на уроке.
1 фаза врабатывание 8-10 минут.
2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 мин
3 фаза преодолеваемого утомления.
использование принципа доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
соблюдение гигиенических требований;
благоприятный эмоциональный настрой;
создание комфортности.
Организация учебной деятельности
Модель здоровья школьника
температура и свежесть воздуха;
рациональное освещение зала;
исключение монотонных звуковых раздражителей;
влажная уборка зала;
наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
наличие аптечки;
спортивный инвентарь
наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Создание комфортных условий на уроке.
Модель здоровья школьника
работа в индивидуальном темпе
возможность обратиться за помощью
отсутствие страха ошибиться
положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности
Модель здоровья школьника
Виды тестирования и анализ результатов проведенных тестов
Источник