Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида
статья по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_i_organizatsiya_raboty_s_detmi_s_ovz_v_doshkolnyh_uchrezhdeniyah_obshcherazvivayushchego_vida.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Исходя из образовательных потребностей детей с ОВЗ, выделяются задачи социальной направленности, обеспечивающие их адаптацию и коммуникацию в коллективе сверстников. Решение проблемы инклюзивного обучения и воспитания определяет создание предпосылок и психолого-педагогических условий полноценного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества.
Алгоритм деятельности специалистов
При поступлении в ДОУ общеразвивающего вида алгоритм деятельности специалистов подчиняется логике сопровождения и определенной цикличности:
Первый этап соответствует по времени началу учебного года (сентябрь):
- первичная (базовая) диагностика;
- медико-психолого-педагогический консилиум;
- разработка и реализация образовательного маршрута, индивидуальноориентированной коррекционной программы.
Второй этап соответствует по времени середине учебного года — январь:
- динамическая диагностика;
- контрольный медико-психолого-педагогический консилиум (уточнение содержания сопровождения) по необходимости.
Третий этап соответствует по времени концу учебного года (май):
- динамическая диагностика;
- контрольный медико-психолого-педагогический консилиум (уточнение содержания сопровождения);
- перевод ребенка на следующую ступень сопровождения) дошкольную или школьную).
Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ:
Начинайте и заканчивайте занятие всегда теми видами активности, которые нравятся ребенку. Ищите новые стимулы и виды активности, которые заинтересуют ребёнка, привлекут его внимание. Ребёнок с ОВЗ всегда должен быть успешным. В таком случае ему будут легче даваться новые или сложные задания, будет меньше отказов от сотрудничества и вероятность прогресса увеличится.
На постоянной основе необходимо вести поиск и тестирование мотивационных стимулов, для расширения репертуара интересов ребенка и собрать информацию об интересах ребенка дома и в детском саду. Процесс обучения должен быть приятным и интересным для детей.
Меньше слов! Не повторяйте инструкцию многократно, если ребёнок затрудняется выполнить инструкцию, то предоставьте ему подсказку. Многократное повторение одних и тех же инструкций приучает ребенка слушать взрослого менее внимательно.
Постоянно поощряйте ребёнка за правильные реакции, спонтанные просьбы и взгляд.
Не проводите длинных обучающих блоков, быстро предоставляйте поощрение. Если во время выполнения задания ребёнок с ОВЗ проявляет отказ от сотрудничества, то предоставьте ему легкое задание из серии «наверняка» и затем предоставьте поощрение. Это так же позволит чаще хвалить ребенка, что сделает процесс обучения более приятным.
Необходимо помнить, что все ежедневные ситуации можно и нужно использовать в целях обучения. В том числе, следует обучать детей и в естественных условиях окружающей среды (дом, игры, прогулки, поездки).
Чек-листы, таблицы и данные о нежелательном поведении необходимо вести на постоянной основе, сбор данных позволит эффективно отслеживать прогресс ребенка, выявлять сложности и корректировать работу.
Для организации коррекционно-развивающей работы у воспитателей ведётся следующая документация:
- табель посещаемости;
- план непосредственно образовательной деятельности;
- тетрадь взаимодействия с узкими специалистами.
- организует проведение специально-организованных занятий по всем направлениям развития воспитанников, совместную и самостоятельную деятельность детей;
- организует работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков, развитию мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование, развитию общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
- организует реализацию рекомендаций специалистов при осуществлении индивидуальной работы с детьми;
- активно использует в работе с детьми здоровьесберегающие технологии;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики;
- совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, совместно с педагогом-психологом участвует в развитии психических процессов;
- оценивает физическую подготовленность детей;
- составляет и реализует перспективное планирование укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей;
- разрабатывает и реализует план — систему физкультурно- оздоровительных мероприятий в группе;
- участвует в проведении физкультурных занятий и праздников;
- участвует в проведении корригирующей гимнастики после дневного сна, утренней гимнастики, закаливании;
- контролирует состояние здоровья детей, их работоспособность, утомляемость, физическую и психическую нагрузку;
- проводит тематические родительские собрания, беседы, индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, с использованием наглядной информации;
- на основании рекомендаций реабилитационной карты ребёнка инвалида проводит необходимые мероприятия.
Если в дошкольном учреждении общеразвивающего вида имеются такие специалисты, как учитель-логопед (учитель-дефектолог), педагог- психолог, тьютор. У них должна быть следующая документация:
Документация учителя-логопеда (учителя-дефектолога):
- рабочая программа;
- речевая карта;
- планирование;
- журнал посещаемости;
- планирование работы с родителями;
- журнал взаимодействия с воспитателями.
Специалист должен помочь воспитателям в организации речевой работы с обучающимися (воспитанниками). Помимо включения определенных требований к речи во все режимные моменты, воспитателю рекомендует проводить так называемые «речевые минутки», составляемые специалистом в зависимости от состава группы. В коррекционные часы могут быть включены речевые игры, направленные на реализацию определенных задач (выработка темпа четкости, выразительности речи, закреплении словаря). Все предлагаемые задания вкладываются в папку, которая имеется в каждой группе.
В конце учебного года специалист составляет отчет о работе, проделанной за год.
- план работы педагога-психолога;
- заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования со схемой учета результатов тестирования;
- журнал консультаций педагога-психолога;
- журнал отчета групповых форм работы;
- карта психолого-медико-социальной помощи ребенку;
- программа работы психолога с группой;
- результаты психологической работы в группе.
В соответствии с законом об образовании в ДОУ общеразвивающего вида в котором обучаются дети с ОВЗ вводится дополнительная ставка — тьютор (сопровождающий педагог).
Документация тьютора включает:
- Папка тьютора (информационная)
- цели и задачи, поставленные тьютором на текущий учебный год;
- план работы;
- список детей.
- Папка «В помощь тьютору» — данная папка содержит основные рабочие нормативно — правовые документы, материалы обучающих семинаров, методические рекомендации.
Дети с ОВЗ, как и другие члены общества, имеют права и потребности в приобщении их к разнообразным формам образования, культуры, труда. Гуманистические тенденции в развитии специального образования требуют определения путей кардинального изменения структуры и содержания
обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ОВЗ.
Президент Российской Федерации в своей Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обращает внимание на то, что в дальнейшем главным результатом образования будут не только «знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни» и что «в любой образовательной организации будет обеспечиваться успешная социализация детей-инвалидов».
Проблему интеграции в современных образовательных условиях необходимо понимать, как тщательное построение последовательной цепочки коммуникативно-образовательных сред, каждая из которой способствует расширению возможностей ребенка с ОВЗ и готовит его к переходу на следующий уровень интеграции.
В психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ целесообразно выбирать те формы обучения, которые могли бы максимально приблизить обучение к окружающей действительности, к взаимодействию с окружением в творческих видах деятельности и повышению мотивации ребенка к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников.
В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками.
По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья.
Задержка речевого развития (ЗРР) детей раннего возраста является актуальной проблемой, в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начин.
Представляю программу межрайонного семинара «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: организация инклюзивного образования» для педагогов дошкольного образования, куратором котрого я была и од.
Специальные требования к предметной развивающей среде и предметно-пространственной организации среды детей с нарушением зрения посещающих дошкольное учреждение общеразвивающего вида.
Цель: Формирование умений педагогов находить выходы из различных ситуаций, которые могут возникнуть в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Индивидуальный план работы воспитателя с ребенком, имеющим особые возможности здоровья
Елена Плуталова
Индивидуальный план работы воспитателя с ребенком, имеющим особые возможности здоровья
В настоящее время основным документом, которым руководствуется образовательное учреждение, в том числе и дошкольное образовательное учреждение, предусмотрено освоение образовательной программы детьми, имеющими особые образовательные потребности.
2 сл. Так закон об образовании гарантирует право на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья.
3 сл. Федеральный государственный образовательный стандарт, в связи с этим учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
4 сл. Кто же такие дети с ограниченными возможностями здоровья? На сегодняшний день существует норма психического развития. Она означает, что уровень психосоциального развития, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и существует отклоняющееся развитие, это развитие, которое отклоняется в ту или иную сторону.
5 сл. В настоящее время образование этих детей организуется по двум моделям. Модель инклюзивного образования и модель интеграции. Что же такое инклюзия? Это гибкая система,где учитываются потребности всех детей: с проблемами в развитии, разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Интеграция — это социальное «погружение», «включение» особого ребёнка в группу нормально развивающихся сверстников.
6 сл. Если ребенок помещен в группу нормально развивающихся детей, то для него создаются особые условия для получения образования.
7 сл. Одним из условий является индивидуальная коррекционно — развивающая программа. Эту программу разрабатывает коллектив педагогов, которые будут сопровождать ребенка. Я воспитатель группы должна разработать пландеятельности по разделам: развитие социально-бытовых навыков, познавательное развития, речевое развитие, сенсорное развитие. Этот план я предлагаю вашему вниманию.
8 сл. Какого же содержание образовательной деятельности в процессе интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья? Содержание составляет 5 образовательных областей. Цель воспитательно-образовательного процесса и задача образовательного процесса.
9 сл. Нашу группу в данный момент посещает ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Для него в настоящее время разрабатывается коллективом педагогическая программа.
10 сл. Планов работы по данным разделам в литературе предлагается много. Я выбрала следующий план. Вначале проводится диагностика ребенка. Исходя из этой диагностики, ставятся задачи. С этими задачами определяется содержание коррекционного раздела, план взаимодействия с семьей и рекомендации педагогам дошкольного учреждения.
Источник
Коррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Коррекционная работа воспитателя должна быть направлена:
— обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
— освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Во ФГОС написано, что — «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. Воспитатели должны строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.
Работа воспитателя включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:
— создание развивающей образовательной среды;
— воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
— непрерывность профессионального роста воспитателя.
— формирование взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
— осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;
— единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
— разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
В своей профессиональной деятельности воспитателю необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное — развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОС ДОУ. Если помочь дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.
Задача педагога — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка, реализации индивидуального образовательного маршрута в детском саду создаётся психолого-медико-педагогический консилиум. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатываем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который включает следующие основные направления: смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания.
В процессе работы психолого-медико-педагогического консилиума идет активный поиск необходимых условий для эффективной и успешной адаптации ребенка в детском саду. Такого рода практика хорошо прослеживается в коррекционной группе, для детей с тяжелыми нарушениями речи. На заседаниях консилиума рассматриваются вопросы особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методах работы с ними и создание необходимых, благоприятных условий в группе. Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляется при помощи различных форм работы: беседы, консультации, составление индивидуальных маршрутов с учетом интересов семьи, вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, консультационные встречи «Ребенок-родители-специалисты». В работе с детьми возникает необходимость консультаций у психоневролога, невропатолога. Среди родителей детей дошкольников проводим просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, психического развития ребенка.
Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создавая здоровьесберегающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.
Среди воспитанников нашего образовательного учреждения высок процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно – коррекционной реабилитации детей.
Основным направлением коррекционной деятельности педагога является рациональная организация режимных моментов (увеличение времени дневных и вечерних прогулок, время дневного сна во время адаптации, щадящий режим для соматически ослабленных детей). Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагоги в образовательном процессе используют дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).
В каждой группе и кабинетах специалистов (учителей — логопедов, педагогов – психологов) создана и оснащена оборудованием предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДОУ, направленная на формирование интегративных качеств и освоение воспитанниками образовательных областей. Учитывая специфику нашего учреждения, в группах оборудованы коррекционные и логопедические уголки, со сменным дидактическим материалом и рекомендациями по их применению.
Дыхательная гимнастика является очень значимой частью оздоровительной работы, проводимой с детьми ежедневно. Качественно отрабатываемые дыхательные упражнения, способствуют выработке диафрагмального дыхания, оптимальной продолжительности, силе и распределению выдоха. Для игр на развитие дыхания воспитатели используют такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки, выполненные руками педагогов и родителей. В коррекционных уголках имеются картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек. В логопедических уголках для выполнения артикуляционной гимнастики используется большое зеркало, в котором ребенок может видеть себя и взрослого, демонстрирующего правильную артикуляционную позу, а для подгрупповых занятий имеются индивидуальные зеркала небольших размеров.
В работе с детьми педагоги постоянно используют комплексы гимнастики для глаз, упражнений и игр, направленных на профилактику и коррекцию нарушений зрения. Группы оборудованы подвесными подвижными «мобилями», которые стимулируют зрительное восприятие, расширяют поле зрения, развивают глазодвигательные мышцы.
Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психо — эмоционального возбуждения у наших воспитанников во время непрерывной образовательной деятельности педагоги проводят мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Воспитателями подобраны игры и упражнения, диски с музыкальным сопровождением, релаксационные панно, пузырьковые колонны.
Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов. Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя, логопеда и психолога. Воспитатели включают элементы логоритмических упражнений в процесс непрерывной образовательной деятельности.
В структуру НОД на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.
Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности. Для игр с водой в каждой группе имеются емкости различной величины и наборы игрушек, фартуки, нарукавники.
Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму. В развивающую среду групп внесены и постоянно обновляются пособия, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, обводки изображений по внешнему контуру, трафареты, панно для плетения и застегивания различными способами, книжки – раскраски, прописи для детей подготовительных к школе групп.
Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа, проводимого ребенком под контролем взрослого. Выполняются массажные упражнения с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, тактильных панно.
Источник