Меню

Составление паспорта здоровья класса

Паспорт здоровья класса
методическая разработка по теме

Архив «Паспорт здоровья» содержит:

— шаблон паспорта здоровья

— методические рекомендации по заполнению

— анкеты для школьников

— анкеты для родителей

Скачать:

Вложение Размер
pasport_zdorovya.rar 61.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по заполнению паспорта здоровья класса

1. Заполнение раздела II

  • II.1 — в графах «Количество случаев заболеваний» и «Количество пропущенных дней» записывать информацию помесячно суммируя её в конце года, например

Количество случаев заболеваний

Количество дней пропущенных по болезни

  • II.2 – заполняется на основании раздела II.1 в конце года. «Индекс здоровья» рассчитывается следующим образом: нужно разделить количество детей, не болевших ни разу в течение учебного года, на число учащихся в классе и умножить на 100.
  • В разделе II.3 информации по двум предыдущим годам заполняется на основании данных классных журналов за эти годы, третья строка по мере поступления информации в этом учебном году.
  • Аналогично заполняются первые две строки в разделе II.4, а третья в конце этого учебного года
  • Раздел II.5 заполняется на основании справок о перенесенных заболеваниях предоставляемых детьми по мере накопления информации в конце каждого месяца.

2. Заполнение раздела III

  • Большая сводная таблица заполняется на основании данных медицинской карты ребёнка (взять у медсестры) и данных листка здоровья в классном журнале. Из медицинской карты можно взять информацию о росте, весе ребенка, медицинской группе здоровья, физкультурной группе и постановке на «Д» учет.
  • Информацию об ОГК (окружности грудной клетке), АД (артериальном давлении) и ЧСС (пульсе) необходимо спросить у детей или организовать на классном часу измерение этих показателей. Показатель АД берется средний после трехкратного измерения: первое измерение в спокойном состоянии, умеренная нагрузка в виде 30 приседаний, затем повторное измерение, а через 1 минуту третье измерение. Рассчитать средний показатель можно по формуле:

АД ср I измерения = (АД верх – АД ниж ) / 3 + АД ниж, затем также считается АД ср II III измерения, затем находится их средее арифметическое.

Показатель ЧСС измеряется тем же способом, что и АД. Лучше эти показатели измерять одновременно. А ОГК измеряется сантиметровой лентой в спокойном состоянии при опущенных руках: ленту накладывают на углы лопаток сзади, а спереди по нижнему краю околососковых пигментарных полей. У девушек с хорошо развитой грудной железой ленту спереди проводят под ней. Измерения повторяю 2 раза: первый раз на максимальном вдохе, а второй на максимальном выдохе и берут средний результат (оба результата складывают и делят на два).

  • Определить гармоничность или дисгармоничность физического развития, можно лишь сравнив показатели веса, роста и ОГК с таблицами данных соответствующих возрасту ребёнка. Табличные данные приводятся ниже. Развитие гармонично, если номера «коридоров» совпадают или разность номеров между двумя из трёх показателей не превышает единицы. Развитие дисгармонично, если разность между «коридорами» составляет две единицы. Крайняя степень дисгармоничного развития наблюдается, если разность составляет три и более единиц.

Таблица № 1. Величины длины тела, см

«Коридор» и соответствующие ему показатели

Таблица № 2 Величины массы тела, кг

«Коридор» и соответствующие ему показатели

Таблица № 3 Величины окружности грудной клетки, см

«Коридор» и соответствующие ему показатели

Для определения уровня физического состояния (УФС) нужно знать АД СР и ЧСС. Как их определить описано выше. Проверить соответствуют ли они норме, можно используя таблицы № 4 и 5.

Таблица № 4 Величины частоты сердечных сокращений (ЧСС = пульс)

Таблица № 5 Величины среднего артериального давления (АД)

Рассчитать УФС можно по формуле:

УФС= 700 – 3 * ЧСС – 2.5 * АД СР – 2.7 * возраст + 0.28 * массу / 350 – 2.6 * возраст + 0.21 *рост

Полученные данные оцениваются по таблице № 6.

Таблица № 6 Определение УФС человека

Анализ полученных результатов производится на основании полностью заполненной таблицы. Отклонения в физическом развитии выявляются следующим образом:

— если вы не находите реальные данные веса или роста ребенка среди табличных, то необходимо посмотреть как эти показатели находятся относительно допустимых границ: выше или ниже.

— если они выше, то это избыточная масса тела,

— если ниже – то дефицит массы тела или низкий рост.

Диспансерный учёт при возможности можно оценить в динамике за три последних года. Данные есть у школьной медсестры.

  • Раздел «Хронические патологии» заполняется совместно со школьной медсестрой

3. Заполнение раздела IV

  • При оценке невротических расстройств и астенических состояний обучающихся в школе необходимо в первую строку таблицы IV.1 вписать фамилии учеников класса и оценить их поведение, по предложенным параметрам используя оценки «0», «1», «2», «3» в итоге суммируя их.
  • Аналогично дается оценка состояния ребёнка дома. Для этого на родительском собрании или при возможности индивидуально провести анкетирование родителей по анкетам № 1 и № 2 /анкеты прилагаются/. Во второй анкете каждый утвердительный ответ оценивается в один балл, и результаты заносятся в сводный протокол (IV.3), где напротив фамилии ученика вы записываете количество баллов в начале уч. года и в конце. В конце учебного года необходимо подсчитать разность между этими показателями и заполнить протокол IV.4. В группу с благоприятной динамикой показателей состояния здоровья относят детей, у которых произошло снижение количества баллов по результатам проведения анкетирования № 2. В группу с неблагоприятной динамикой показателей состояния здоровья относят тех, у кого количество баллов увеличилось, а третью группу со стабильными показателями состояния здоровья относят тех, у кого результат не изменился.

4. Заполнение раздела V

  • Первая таблица данного раздела заполняется на основании данных о сдаче нормативов имеющихся в классных журналах. Эта информация дается учителем физкультуры и оценивается по имеющимся у него табличным данным нормативов.

Примечание: в таблицу вписываются не сами данные, а уровень их выполнения.

  • Протоколы V.1 заполняются на основании предыдущей таблицы. Относительные показатели рассчитываются следующим образом: количество детей справившихся с тестовым заданием на соответствующем уровне необходимо разделить на общее количество детей выполнявших тест и умножить на 100 %. Такие протоколы составляются отдельно для каждого теста, т.е. всего их будет четыре.

5. Заполнение раздела VI

  • Для оценки показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится анкетирование учащихся и родителей по анкете № 3. Анкеты прилагаются.
  • Далее результаты анализируются для того чтобы заполнить протоколы VI.1, VI.2, VI.3
  • Для оценки распространенности факторов риска среди учащихся учитываются ответы на следующие вопросы: в «Анкете для родителей № 3» – с 1 по 9; в «Анкете для школьника» — 5 и 12. Варианты ответов «2» и «3» — оцениваются как наличие фактора.
  • Результаты анкетирования заносятся в «Протокол показателей распространенности факторов риска среди учащихся». По классу подсчитывается раздельно абсолютное количество детей, имеющих тот или иной фактор риска. Для того чтобы получить относительные показатели в процентах (%) необходимо абсолютные показатели разделить на количество анкет, заполненных родителями (для факторов 1-9) и количество анкет, заполненных детьми (для факторов 10 и 11).
  • Показатель информированности в отношении факторов риска школьников определяют по результатам того же анкетного опроса учащихся по «Анкете для школьника». Учитываются варианты ответов «1» на вопросы 1а, 1б, 1в, 1г, 1д, 8-10, 14-19. Каждый вариант ответа «1» оценивается в 1 бал. Чем выше бал, тем лучше информированность школьника. Максимальное число балов – 13 (100 %). Для оценки информированности класса определяется средний бал. Для этого во всех анкетах подсчитывается число ответов «1» , на соответствующие вопросы, затем, делят это число на количество детей, заполнивших анкету. Для определения степени информированности средний бал умножают на 100 и делят на 13. Полученные показатели заносят в строку «Степень информированности в отношении факторов риска».
  • Показатели сформированности установок на здоровый образ жизни школьников определяют по результатам того же анкетного опроса учащихся по «Анкете для школьника». Учитываются варианты ответов «1» на вопросы 2, 3, 6, 7, 13. Каждый вариант ответа «1» оценивается в 1 бал. Чем выше бал, тем сильнее установки на здоровый образ жизни школьника. Максимальное число балов – 5 (100 %). Для определения среднего бала этого показателя во всех анкетах подсчитывается число ответов «1» , на соответствующие вопросы, затем, делят это число на количество детей, заполнивших анкету. Для определения степени сформированности установок на здоровый образ жизни у школьников средний бал умножают на 100 и делят на 5. Полученные показатели заносят в строку «Степень сформированности установок на здоровый образ жизни»

Источник

Исследовательский проект «Составление паспорта здоровья школьника»

специалист в области арт-терапии

г.Назарово Красноярский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г.Назарово

Лисунова Наталья Леонидовна

место работы МБОУ СОШ №3 г.Назарово

должность – учитель биологии

e-mail (обязательно)
Контактный телефон автора

В детском возрасте мы не задумываемся о своём здоровье и не понимаем важность сохранения и укрепление его, но эта тема должна интересовать каждого. Для того, что бы привлечь внимание сверстников, я решил начать работу над проектом.

Объект исследования – школьники.

Предмет исследования: здоровье школьника.

Исследуя данную тему, я поставил следующую цель: обратить внимание учащихся на сбережение своего здоровья и составить паспорт здоровья школьника.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать литературу о здоровом образе жизни.

2. Изучить вопрос о состоянии здоровья школьников за последние пять лет.

4. Описать мероприятия, проводимые в школе по укреплению здоровья.

5. Провести анализ соответствия парт и стульев росту ученика в моем классе.

6. Познакомить одноклассников с моими исследованиями и попытаться пробудить у них интерес к укреплению своего здоровья.

Гипотеза: укрепление здоровья с раннего детства формирует здоровую личность.

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение.

Что такое здоровье. История возникновения термина «здоровье»

Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объёме.

В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.

Здравствуйте. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Это приветствие родилось из выражения «я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья». Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она здоровья полна».

Новое определение понятия «здоровья» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Таким образом, здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.

Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.

Здоровье — это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека — материальной или духовной. Нередко можно услышать: «Было бы здоровье, а остальное приложится». С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.

Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни — это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.

Здоровый образ жизни — это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Один из главных показателей здоровья — продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.

Факторы, влияющие на здоровье

В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения)[7, стр.38] несколько лет назад.

В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:

1. Гиподинамия (недостаток движения);

2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);

3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);

Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. Неблагоприятное влияние первых трёх факторов есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточного воспитания, отсутствия у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровье каждого фактора в отдельности.

Чтобы школьник был здоров.

Неожиданно холодная пора вновь заставила снова задуматься о здоровье детей. И было бы гораздо лучше, если бы они росли крепкими, закалёнными и выносливыми. Чтобы не думали о врачах и лекарствах, а развивались и учились всем на радость. Но что делать, если болезнь всё-таки настигла? Как помочь ребёнку избежать грозных осложнений? Что должна знать и уметь грамотная, нет, правильнее сказать, заботливая мама, чтобы ребёнок не оказался на больничной койке?

Сколько угодно случаев, когда, как говориться, «мама не доглядела». И речь идёт даже не о конкретных симптомах болезни, а об общем образе жизни ребёнка, который должен быть, в первую очередь, здоровым, и обеспечить это должны родители.

Во-первых, нужно следить за тем, как ребёнок одет. И если со старшеклассниками вопросы одежды обсуждать бывает трудно, то в начальной и средней школе контролировать данный вопрос вполне возможно. Ребёнок должен быть одет удобно, по погоде, а самое главное — в одежду, которая ему нравится. Ведь куртку, которая не по душе, он снимет тихохонько за первым же углом. Снимет и, естественно, переохладится.

Во-вторых, школьник должен правильно питаться, а это означает не бутерброды с чаем, а полноценный горячий обед. И запомните, благом для ребёнка являются не экзотические фрукты, которые он поедает с удовольствием и в огромных количествах, а местные фрукты и овощи, выращенные в родном регионе, не соки из пакета, а сваренные мамиными руками компоты. И вообще, чем проще блюдо, тем оно полезнее для здоровья. Впору вспомнить старую русскую поговорку «Щи да каша — пища наша».

Для того чтобы ребенок не болел, есть одно главное средство — его надо любить. А это значит — не отмахиваться от его проблем, в том числе связанных со здоровьем. Ребёнок, которого любят, будет и правильно одет, и вкусно накормлен, и вовремя уложен спать. Ещё любящий родитель всегда найдёт время для того, чтобы погулять со своим чадом или сводить его в бассейн. Все эти моменты: питание, режим дня, здоровый сон, активный отдых — являются главными составляющими здоровья детей. И без них любые усилия любого доктора очень часто бывают безрезультатными. Врачи всегда помогут ребёнку, но многое, очень многое, зависит от родителей.

Предупреждение заболеваний и несчастных случаев

Травмой называют внезапное острое нарушение здоровья, связанное с повреждением тканей и органов. Переломы, растяжения, вывихи, ушибы, ранения, поражения электрическим током, химические и термические ожоги, сотрясения мозга, отморожение — всё это различные виды травм.

Высокий уровень травматизма среди детей и подростков обусловили введение с 1991 года в систему школьного образования курса «Основ безопасности жизнедеятельности», этот предмет в школе ведёт Кудрин П.Г. (с 5-го по 9-ый класс).

Профилактика вредных привычек

Школьный возраст — период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам.

Алкоголизм вызывается злоупотреблением напитками, содержащими этиловый спирт. Обычно спирт действует в довольно больших дозах, исчисляемых десятками граммов. Алкоголь, прежде всего нервный яд, но он действует и на другие системы органов.

Наркоманами называют больных, проявляющих непреодолимое влечение к наркотикам; последние вызывают в малых дозах эйфорию, в повышенных — оглушение и сон. Наркомания сопровождается поражением внутренних органов, нервными и психическими расстройствами вплоть до полной деградации личности.

Ни для кого не секрет, что алкоголизм, токсикомания и наркомания губят не только здоровье отдельных людей, но и нарушают нормальный ритм жизни общества. Прогулы, несчастные случаи, многочисленные аварии, преступления, допускаемые людьми, употребляющими наркогенные вещества, затрудняют нормальный рабочий ритм многих производств, транспорта, создают опасность для имущества граждан, разрушают семьи, уродуют детей, наконец, ставят под удар здоровье и жизнь граждан, с которыми сталкиваются эти люди.

Поэтому главная задача профилактики вредных привычек — это формирование у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни.

Таким образом, для пропаганды здорового образа жизни среди учащихся в школе проводятся классные часы по темам:«Скажем, нет вредным привычкам», «Посеешь привычку — пожнёшь характер», «Школьнику о вреде никотина и алкоголя», «Влияние алкоголя и никотина на развитие организма», «СПИД и его профилактика».

В классе проводятся конкурсы рисунков:»Полезные привычки человека»,

«Вредные привычки человека».

Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности.

Физическая культура по определению — очень широкое понятие. Оно включает в себя использование физических упражнений в определённом количественном и качественном сочетании, направленных:

1) на закаливание организма;

2) поддерживание и укрепление здоровья человека;

3) рациональную организацию труда и отдыха;

4) формирование активной жизненной позиции и долголетия.

Физическая культура во всех возрастных группах является также важным фактором воспитания, особенно в подростковом возрасте, формирования личности и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

После окончания учебных занятий, обеда и послеобеденного сна нужно организовать двухчасовой активный отдых на свежем воздухе с подвижными играми, соревнованиями и упражнениями на снарядах. Подвижные игры носят состязательный характер, развивают ловкость и смекалку, совершенствуют двигательные навыки. Они доставляют большое удовольствие детям, потому что сопровождаются переживаниями, вызывают яркие эмоции.

Регулярные занятия в спортивных кружках и секциях — надёжный путь физического совершенствования.

Три урока физической культуры в неделю лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная цель уроков физической культуры — научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, катании на лыжах, при работе на спортивных снарядах.

Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем. Большое значение для каждого имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить не только из стремления остаться в привычной компании, но и из анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья.

Важное условие успешности любых мероприятий по физическому воспитанию — не забывать, что формирование организма происходит не только во время, отведённое на зарядку, спортивные занятия и игры во дворе, но в любую минуту жизни ребёнка, когда он ест, спит или готовит уроки. Надо следить за тем, чтобы мебель была подобрана правильно, чтобы были соблюдены гигиенические правила для полноценного сна, а пища удовлетворяла требованиям по содержанию калорий, витаминов и минеральных солей.

Для подавляющего большинства подростков наилучшими видами спорта являются плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При этих видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническому развитию организма.

Исследуя данную тему, я узнал, что ребята занимаются физкультурой согласно своим физкультурным и медицинским группам [см. приложение 1].

Оздоровительные мероприятия в учебном процессе

В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу.

Основными причинами роста заболеваемости принято считать ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированность питания.

Наряду с семьёй и системой здравоохранения немалая ответственность за здоровье детей несут органы образования. Высокий уровень патологии у школьников указывает на приобретённость проблемы здоровья подрастающего поколения. Решить данную проблему одной медицине не под силу, поэтому значительную часть работы взяли на себя образовательные учреждения.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками.

Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Исследуя данную тему, я проанализировал ситуацию в моей школе. Для соблюдения валеологических принципов и требований СанПиНа в школе присутствует ростомерная мебель, соблюдается тепловой режим, горячее питание. В начальных классах, а также учителя старшего звена стараются проводить физкультурные минутки на уроках.

Физкультурные минутки — кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель проведения – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультурные минутки делятся на следующие виды:

· Подвижные игры (уроки иностранного языка, факультативы);

· Гимнастика для глаз;

· Дидактические игры с движениями;

· Двигательные действия и задания

· Гимнастика для ума (с использованием физкультурного мяча, кегли и др.);

· Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);

· Сюжетно – ролевые игры;

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в сою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Анализ данных показывает, что в школе забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактика заболеваний и вредных привычек), а также физическое воспитание.

На всё есть свои нормы

Неудобное рабочее место вызывает раздражение, мешает сосредоточиться. Надо позаботиться, чтобы школьнику было удобно заниматься. Для этого в первую очередь надо подобрать мебель по росту, а не по возрасту. Мебель должна быть удобной и разгружать статические мышечные напряжения.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неудобная обувь и одежда, тяжелые ранцы и портфели. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Осанку школьников портит неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель.

В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двуместные). Расстановка столов, как правило, трёхрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной расстановкой столов.

Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится её цветовая маркировка.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причём ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.[9]

Источник

Читайте также:  Дорожка здоровья для улицы своими руками для детского сада
Adblock
detector