КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ
Продолжаем цикл статей Ольги ХУХЛАЕВОЙ, посвященный психологическому здоровью младших школьников.
Внутриличностные конфликты по-разному проявляются внешне в зависимости от стиля поведения ребенка в конфликте.
А. Бодалев и В. Столин выделяют два основных деструктивных стиля поведения в конфликте: ассимилятивный и аккомодативный.
При ассимилятивном стиле поведения ребенок стремится приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его поведения проявляется в ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих.
При аккомодативном поведении ребенок, наоборот, активно использует наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведения, в преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.
От чего зависит выбор ребенка? По мнению Л. Крейслера, «пара «активность—пассивность» появляется на сцене уже в первый период жизни», то есть уже младенцы проявляют либо активное, либо пассивное поведение.
Можно предположить, что склонность ребенка к активным или пассивным способам поведения во многом определяется особенностями его темперамента, закрепляемыми, естественно, условиями развития.
Конечно, ребенок может в разных ситуациях использовать и тот, и другой стиль. Поэтому можно говорить лишь о преобладающем стиле поведения для конкретного ребенка. Но условное отнесение поведения в конфликте к ассимилятивному или аккомодативному удобно, поскольку дает возможность выйти на поведенческие проявления внутреннего конфликта.
Кроме того, беря за основу стиль поведения в конфликте, можно составить классификацию нарушений психологического здоровья старших дошкольников и младших школьников.
Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья подробно.
ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребенка страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции (преобладании ассимиляции), в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность.
Прежде всего стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение или черта личности. Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности.
В некоторые возрастные периоды — раннем и подростковом возрасте — агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований. Агрессивность, необходимую для развития ребенка, принято называть нормативной.
Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения, как черта личности формируется по разным причинам.
Защитной назовем агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.
Приведем поведенческие проявления защитной агрессивности ребенка:
— часто конфликтует, дерется;
— громко говорит;
— на занятиях и уроках выкрикивает;
— может проявлять обостренную тенденцию к лидерству.
Защитную агрессивность следует отличать от агрессивности, вызванной гиперактивностью. В последнем случае у ребенка также бывает нарушено внимание, он постоянно отвлекается.
СТРАХИ
Если же у ребенка преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность (аккомодативное поведение в конфликте), то у него возникают различные страхи.
Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р. Мэй. Он полагает, что иррациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу.
Становится понятным, почему снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги.
Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает ей компенсировать ее собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда ребенок вырастет.
Приведем характеристику детей со страхами:
— заявляют о большом количестве источников страха;
— многие страхи имеют постоянный характер;
— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;
— у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;
— страх наносит ущерб качеству жизни.
ДЕСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для ребенка не просто нормальной, но особенно важной формой активности, являющейся предпосылкой его последующей успешной социализации.
Агрессивные действия ребенка — это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том, что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребенок столкнется с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать все, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер, остается внутри ребенка, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его собственное «Я» может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования.
Однако дети с активным стилем поведения находят способы проявления агрессии — косвенные — с тем, чтобы все-таки заявить о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.
Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью:
— испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики («туалетных»);
— присутствует стремление ломать (рвать, резать);
— склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка);
— проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);
— в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся);
— в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ
Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте у него возникают различные социальные страхи: он боится не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, становится неуверенным.
И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявить чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но таким образом они как бы отрицают часть самих себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у малышей пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию.
Поведенческие признаки детей с социальными страхами:
— стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами;
— очень стремятся к поощрениям;
— при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это — правильно?»;
— творческие или незнакомые задания выполняют хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые;
— присутствует страх ошибок (в частности, сильно беспокоятся на контрольных);
— не способны к агрессивным действиям;
— могут появляться расстройства речи (запинки);
— имеют развитое чувство долга, ответственности;
— обладают высокой эмоциональной чувствительностью;
— все эмоции переживают внутри;
— остро реагируют на неуспех;
— имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях);
— на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).
ДЕМОНСТРАТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Как мы уже говорили, в дошкольном возрасте для благополучного развития ребенка особенно важны стабильные внутрисемейные отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии.
Дети с активным стилем реагирования могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.
Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость.
Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью:
— стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;
— проявляют преимущественно вербальную агрессию;
— могут прибегать к лживости или воровству;
— проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).
ЗАМКНУТОСТЬ
В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.
При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении. Родители обращаются за помощью к психологу только в том случае, если у ребенка возникает уже те или иные невротические или психосоматические проявления или ухудшается успеваемость в школе.
Поведенческие признаки замкнутых детей:
— на занятиях или уроках мечтают о чем-то, часто не слышат вопросов взрослых;
— снижено внимание;
— в поведении отсутствует спонтанность, живость;
— невелико количество контактов со сверстниками.
Ольга ХУХЛАЕВА,
кандидат психологических наук
Спонсор публикации статьи: группа компаний «Современные технологии» — продажа термопринтеров этикеток. Компания предлагаем Вам современные ручные аппликаторы этикеток японского производства, обладающие высокой надежностью и прекрасными эргономическими качествами.
Источник
Классификация нарушений психологического здоровья детей
консультация по психологии на тему
Материалы для педагогов-психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_narusheniy_psihologicheskogo_zdorovya_detey.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация нарушений психологического здоровья детей
Преобладание ассимилятивного поведения
Преобладание аккомодативного поведения
Ч У В С Т В О Н Е З А Щ И Щ Е Н Н О С Т И
Основная причина – нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира.
Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству.
Преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность.
Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни.
Ч У В С Т В О Н Е С В О Б О Д Ы, З А В И С И М О С Т И
Основная причина – отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций.
Поведенческие проявления: склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; в общепринятом смысле почти неагрессивны; в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.
Причина – та же. Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).
Ч У В С Т В О О Д И Н О Ч Е С Т В А, П О К И Н У Т О С Т И
Основная причина – депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.
Цель – привлечь к себе внимание.
Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду.
Замкнутость, уход в себя
Поведенческие проявления: на занятиях мечтают о чем – либо; снижено внимание;
в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.
Если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребёнка страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции (преобладании ассимиляции), в поведении ребёнка отчётливо проявится защитная агрессивность.
Прежде всего, стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение или черта личности. Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности.
В некоторые возрастные периоды – раннем и подростковом возрасте – агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определённой степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития. Например, вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований. Агрессивность, необходимую для развития ребёнка, принято называть нормативной.
Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения, как черта личности формируется по разным причинам.
Защитной назовём агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закреплённое актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребёнку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.
Приведём поведенческие проявления защитной агрессивности ребёнка :
— часто конфликтует, дерётся;
— на занятиях и уроках выкрикивает;
— может проявлять обострённую тенденцию к лидерству.
Защитную агрессивность следует отличать от агрессивности, вызванной гиперактивностью. В последнем случае у ребёнка также бывает нарушено внимание, он постоянно отвлекается.
Если же у ребёнка преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность (аккомодативное поведение в конфликте), то у него возникают различные страхи.
Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р. Мэй.
Он полагает, что рациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу.
Становится понятным, почему снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведёт за собой устранения причины тревоги.
Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной слитности). В этом случае ребёнок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает ей компенсировать её собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда ребёнок вырастет.
Приведём характеристику детей со страхами:
— заявляют о большом количестве источников страха;
— многие страхи имеют постоянный характер;
— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;
— у ребёнка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;
— страх наносит ущерб качеству жизни.
Если у ребёнка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для ребёнка не просто нормальной, но особенно важной формой активности, являющейся предпосылкой его последующей успешной социализации.
Агрессивные действия ребёнка – это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том. что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребёнок столкнётся с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать всё, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер, остаётся внутри ребёнка, мешая здоровому росту.
Ребёнок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его собственное «Я» может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования.
Однако дети с активным стилем поведения находят способы проявления агрессии – косвенные – с тем, чтобы всё-таки заявить о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.
Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью:
— испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики («туалетных»);
— присутствует стремление ломать (рвать, резать);
— склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка);
— проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);
— в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся);
— в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.
Если у ребёнка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте у него возникают различные социальные страхи: он боится не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, становится неуверенным.
И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявить чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но таким образом они как бы отрицают часть самих себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у малышей пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию.
Поведенческие признаки детей с социальными страхами:
— стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами;
— очень стремятся к поощрениям:
— при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это – правильно?»;
— творческие или незнакомые задания выполнят хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые:
— присутствует страх ошибок (в частности, сильно беспокоятся на контрольных);
— не способны к агрессивным действиям;
— могут появляться расстройства речи (запинки);
— имеют развитое чувство долга, ответственности;
— обладают высокой эмоциональной чувствительностью;
— все эмоции переживают внутри;
— остро реагируют на неуспех;
— имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в
эмоционально напряжённых ситуациях);
— на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).
Как мы уже говорили, в дошкольном возрасте для благополучного развития ребёнка особенно важны стабильные внутрисемейные отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии.
Дети с активным стилем реагирования могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.
Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость.
Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью:
— стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;
— проявляют преимущественно вербальную агрессию;
— могут прибегать к лживости или воровству;
— проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).
В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.
При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении. Родители обращаются за помощью к психологу только в том случае, если у ребёнка возникают уже те или иные невротические или психосоматические проявления или ухудшается успеваемость в школе.
Поведенческие признаки замкнутых детей:
— на занятиях или уроках мечтают о чём-то, часто не слышать вопросов взрослых;
— в поведении отсутствует спонтанность, живость;
— невелико количество контактов со сверстниками.
Источник