2. Состав законодательства об охране здоровья граждан
Законодательство об охране здоровья граждан и его основной массив — законодательство о здравоохранении — представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы.
Состав законодательства об охране здоровья граждан представлен:
рядом положений Конституции РФ;
нормами международного права, которые регламентируют медицинскую деятельность, деятельность государства по вопросам охраны здоровья граждан;
федеральными законами, содержащими нормы, регулирующие рассматриваемую сферу, которые, в свою очередь, можно разделить на специальные и общие;
подзаконными актами (нормативными актами органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в пределах их компетенции).
Дадим краткую характеристику отдельным законодательным актам.
Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» содержит целый ряд статей, непосредственно определяющих правовой режим личных неимущественных благ личности. Согласно ст. 17 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В части второй ст.
Статьи 20-24 Конституции РФ гарантируют право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Согласно ст. 24 Конституции РФ: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Статья 41 Конституции РФ прямо закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 г. №5487-1. Основы появились в годы реформ и содержали законодательные новации, затрагивающие сферу охраны здоровья, однако их актуальность как правового документа переходного периода прогрессивно снижалась по мере обновления нормативных актов. Прежде всего, следует подчеркнуть, что Конституция РФ не упоминает такой вид закона, как Основы законодательства. Однако они продолжают действовать в части, не противоречащей Конституции РФ. Не являются они и базой для дальнейшего правотворчества, которая позволяла бы ими пользоваться как кодифицированным актом. Акцент в данном законе сделан на декларации государственных гарантий гражданам и льгот отдельным категориям в сфере здравоохранения. Вместе с тем, акценты оказания медицинской помощи гражданам давно переместились от государства в лице Российской Федерации к ее субъектам и муниципальным образованиям.
Закон РФ от 28.06.91 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.
Закон РФ от 02.07.92 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гаранти)х прав граждан при ее оказании». Основной смысл Закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально демократичной и гуманной.
Закон направлен на решение следующих задач:
защиту прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи;
защиту общества от общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами;
защиту медицинского персонала и иных лиц, участвующих в оказании психиатрической помощи.
Для решения этих задач устанавливается ряд специальных процедур:
o государственное страхование специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи.
Закон РФ от 22.12.92 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Органы и ткани, согласно Закону, не могут быть предметом купли-продажи, они выведены из гражданско-правового оборота. Купля-продажа органов и(или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Следует, однако, отметить, что действие закона о трансплантации не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, а также на кровь и ее компоненты.
Федеральный закон от 30.03.95 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Закон вводит следующие основные понятия: ВИЧ-инфекция и ВИЧ-инфицированные. Закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.
Статья 4 Закона «Гарантии государства» содержит следующие гарантии:
регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;
эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;
производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;
доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для осви-детельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;
бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным — гражданам РФ, бесплатное получение ими медикаментов при лечении в амбулаторных или стационарных условиях, а также их бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации; развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;
включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию; социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным — гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;
подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.
Законом определяется правовой статус ВИЧ-инфицированных; последствия выявления ВИЧ-инфекции.
Федеральный закон от 08.01.98 г.
Устанавливаются перечни наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Перечень (списки) утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень устанавливается Правительством Российской Федерации.
Закон определяет направления и принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.
Федеральный закон от 22.06.98 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах». Закон создает правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств, устанавливает систему государственных органов, осуществляющих правоприменительную практику в соответствии с настоящим Федеральным законом, распределяет полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств.
Для целей закона используются следующие основные понятия: лекарственные средства; лекарственные препараты; иммунобиологические лекарственные средства; наркотические лекарственные средства; психотропные вещества; патентованные лекарственные средства; незаконные копии лекарственных средств; оригинальные лекарственные средства; воспроизведенные лекарственные средства; качество лекарственных средств; безопасность лекарственных средств; эффективность лекарственных средств; фармакопейная статья; государственная фармакопея; сертификат качества лекарственного средства; обращение лекарственных средств; субъекты обращения лекарственных средств; фармацевтическая деятельность; предприятие-производитель лекарственных средств; организация-разработчик лекарственного средства; предприятие оптовой торговли лекарственными средствами; аптечное учреждение.
Закон определяет способы государственного регулирования отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств.
Особую значимость для науки и практической медицины представляют нормы главы 9 Закона «Разработка, доклинические и клинические исследования лекарственных средств». Законом впервые урегулирован порядок разработки, доклинических и клинических исследований лекарственных средств. Предпринята попытка защитить права пациентов, участвующих в клинических исследованиях лекарственных средств (ст. 40). Практика применения данной нормы позволит выявить сильные и слабые стороны правового регулирования данных правоотношений.
Федеральный закон от 17.09.98 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
В законе формулируются и используются следующие основные понятия: иммунопрофилактика инфекционных болезней; профилактические прививки; медицинские иммунобиологические препараты; национальный календарь профилактических прививок; поствакцинальные осложнения; сертификат профилактических прививок.
Статья 4 определяет государственную политику в области иммунопрофилактики, направленную на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
Федеральный закон от 30.03.99 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населению». Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статья 33 Закона определяет меры в отношении больных инфекционными заболеваниями. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.
Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. В случае необходимости на основании предложений органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Федеральный закон от 18.06.2001 г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Для целей данного закона используются следующие понятия: туберкулез; активная форма туберкулеза; заразная форма туберкулеза; больной туберкулезом; противотуберкулезная помощь; профилактика туберкулеза; медицинские противотуберкулезные организации. Законом определен порядок диспансерного наблюдения, обследования и лечения больных туберкулезом, а также права и обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом.
Федеральный закон от 31.05.2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Закон определяет правую основу, принципы организации и направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (в том числе, судебно-медицинской и судебно-психиатрической служб РФ). В данном законе используются такие понятия, как: медицинский стационар; психиатрический стационар; судебно-психиатрический экспертный стационар; судебная экспертиза. Глава 4 Закона регламентирует производство судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц.
Отдельные положения, затрагивающие вопросы охраны здоровья граждан, системы здравоохранения, содержатся также в таких комплексных законодательных актах, как: Федеральный конституционный закон от 17.12.97 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный закон от 23.02.95 г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; Семейный кодекс РФ от
29.12.95 г. №223-ФЗ; Федеральный закон от 25.09.98 г. «О ли- цензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от 17.07.99 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другие.
Региональное законодательство об охране здоровья, здравоохранении и собственно медицинской помощи, как уже отмечалось, крайне противоречиво и затрагивает различные аспекты рассматриваемой проблемы. В качестве примеров можно привести: Закон Ленинградской области от 12.02.99 г. «О здравоохранении Ленинградской области»; Закон Московской области от
06.06.96 г. «О компенсационных выплатах работникам государ- ственных учреждений здравоохранения Московской области и муниципальных учреждений здравоохранения в Московской об- ласти, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья на- селения»; ряд региональных законов, направленных на урегулирование правоотношений по финансированию здравоохранения и другие.
Источник