Меню

Сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”

Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

Т.Ю. Синюгина

Разъяснения
о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее — приказ N 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Таким образом, тьютор — это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Читайте также:  Как укреплять здоровье сердца

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

на постоянной основе.

Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038).

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.

Т.Ю. Синюгина

Обзор документа

Минпросвещения дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъяснило:

— статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;

— порядок введения в штатное расписание таких сотрудников;

— особенности их деятельности.

Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны.

Источник

Комплексное сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях образовательной организации
статья по психологии на тему

Опыт работы по сопровождению учащихся с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
iuo_sosh6_kompleksnoe_soprovozhdenie_uchashchihsya_s_ovz_v_usloviyah_obrazovatelnoy_organizatsii_2.doc 143.5 КБ

Предварительный просмотр:

инновационного управленческого опыта (ИУО)

Алексеева Ирина Николаевна

Градобоева Татьяна Ивановна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым

Стаж работы в должности

  1. Тема инновационного управленческого опыта

Комплексное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации

Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Необходимость построения адекватной системы психолого-социально-логопедического сопровождения обусловлена увеличением учащихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов в общеобразовательной школе.

3. Идея изменений

Идея изменений заключается в необходимости организации комплексного психолого-социально-логопедического сопровождения детей с ОВЗ при включении всех участников образовательных отношений в условиях сетевого взаимодействия и привлечения социальных партнеров.

Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающее его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. В связи с этим обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзии стало возможно в массовой школе, что в свою очередь требует введения инновационных технологий сопровождения.

В школе создана многоуровневая организационная структура управления, которая объединяет управляющие и управляемые подсистемы, и их звенья, находящиеся во взаимодействии. Деятельность службы сопровождения отличается целостностью и включает в себя комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребенка с ОВЗ.

  • Успешное освоение школьниками с ОВЗ адаптированной образовательной программы в соответствии с рекомендациями тПМПК с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка.
  • Социализация школьников с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
  • Гармонизация детско-родительских отношений в семье.
  • Профессиональное и личностное самоопределение выпускников.

Затруднения в реализации

  • Недостаточная разработанность федеральной нормативно-правовой базы по сопровождению детей с ОВЗ.
  • Сложность обеспечения эффективных здоровьесберегающих условий для различных категорий детей с ОВЗ в условиях образовательной организации.
  • Недостаточное материальное и кадровое обеспечение для введения тьюторского сопровождения.
  • Формализованный подход участников образовательных отношений к осуществлению сопровождения школьников с ОВЗ: реализация индивидуального коррекционно-образовательного маршрута без четкого целеполагания, структурированности, продумывания результатов работы.

Условия реализации изменений

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ предусматривает создание в образовательной организации специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, использование специальных методов, приёмов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

•обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
2.Программно-методическое обеспечение:

  • коррекционно-развивающие программы с диагностическим инструментарием для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда.
  • коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование. Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности отвечает квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
  • наличие материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации.
  • создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно коммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа участников образовательных отношений к сетевым источникам информации, к информационно методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций, мультимедийных, аудио­ и видеоматериалов.
  1. Результат изменений
  1. Разработаны нормативно-правовые документы ОО по сопровождению детей с ОВЗ.
  2. Введен в реализацию индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ.
  3. Функционирует четкая модель взаимодействия участников образовательных отношений по сопровождению детей с ОВЗ.
  1. Публикации

•Статья «Комплексное сопровождение участников учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС в МОУ «СОШ №6 с УИОП», г. Надым ЯНАО в выпуске №6 периодического печатного издания «Сборник педагогических идей Всероссийского слета учителей», 2013г.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым ЯНАО

Комплексное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья

в условиях образовательной организации

Алексеева Ирина Николаевна,

учитель-логопед высшей кв. категории,

Градобоева Татьяна Ивановна,

педагог-психолог высшей кв. категории

Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающее его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Особо значимым является комплексное индивидуальное сопровождение развития, обучения ребёнка для его дальнейшей успешной адаптации в социальном пространстве. В связи с этим обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в ситуации инклюзии стало возможно в условиях образовательной организации. В настоящее время в нашей школе обучается 7 учащихся с ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития, тяжелыми речевыми нарушениями и дети-инвалиды. В школе создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги. Специалистами службы сопровождения разработаны и апробированы программы, направленные на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер школьников с трудностями в обучении и (или) поведении, их социальную адаптацию, профессиональное и личностное самоопределение. Организационно-управленческой формой сопровождения является школьный психолого-медико-педагогический консилиум (шПМПк). Целью деятельности шПМПк является создание целостной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, исходя из реальных возможностей образовательной организации, в соответствии с образовательными, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Если школьный консилиум не пришёл к общему мнению о том, какая развивающая или коррекционная работа с ребёнком необходима, если не достигнуты ожидаемые результаты и (или) у ребёнка наблюдается стойкая отрицательная динамика развития, а так же непринятие родителями рекомендаций консилиума, то ребёнок может быть направлен на территориальную ПМПК. Дальнейшее сопровождение ребенка осуществляется по рекомендациям тПМПК в рамках адаптированной образовательной программы (АОП) с разработкой индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.

Комплексное сопровождение предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Работа специалистов службы направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии учащихся с ОВЗ и оказание помощи детям в освоении Образовательной программы. Эффективность психолого-социально-логопедического сопровождения достигается через реализацию личностно ориентированного и дифференцированного подхода.

Целью сопровождения является разработка системы комплексной помощи учащимся с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальную адаптацию, профессиональное и личностное самоопределение.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • квалифицированной комплексной диагностики возможностей и особенностей развития детей с целью раннего выявления учащихся, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии;
  • определения особенностей образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности;
  • создания условий, способствующих освоению детьми образовательной программы и их интеграции в образовательной организации;
  • осуществления индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с трудностями в обучении с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) в сотрудничестве со специалистами МУЗ ЦРБ, «Центра медицинской профилактики», Центра социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»;
  • разработка и реализация рабочих психологических и логопедических коррекционных программ с целью преодоления трудностей в учебе, коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, преодоления проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, профессионального и личностного самоопределения;
  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • оказание участникам образовательных отношений консультативной помощи.

Основными принципами сопровождения ребенка являются:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы и (или) трудностями в поведении, в том числе с ОВЗ.

Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Теоретико-методологической основой сопровождения является взаимосвязь трех подходов:

  • нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
  • комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний
    о ребенке, преемственность с ДОУ, где ранее воспитывался ребенок;
  • междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределительную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка.

Сопровождение детей с ОВЗ включает в себя четыре направления работы : диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

  • Диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы и (или) трудностями в поведении; проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций для родителей по оказанию психолого­медико­педагогической помощи в условиях тПМПК.
  • Коррекционно-развивающее направление на основе диагностических данных и рекомендаций тПМПК обеспечивает своевременную специализированную помощь школьникам с ОВЗ в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей в условиях образовательной организации; способствует формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
  • Консультативное направление обеспечивает непрерывность специального сопровождения семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся с ОВЗ.
  • Информационно-просветительское направление включает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности со всеми участниками образовательных отношений – учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание направлений работы

  1. Диагностическое направление включает:
  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Учитель устанавливает усвоенный ребенком объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности в образовательной деятельности и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Учитель отмечает особенности личности ребенка, адекватность поведения в различных ситуациях.

В содержание исследования ребенка педагогом-психологом входит следующее:

  • сбор сведений о ребенке у педагогических работников, родителей;
  • изучение истории развития ребенка с целью получения обстоятельств, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы жизни; имеет значение наследственность (психические заболевания, некоторые конституциональные черты);
  • изучение работ ребенка (письменные работы, рисунки);
  • непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития
    посредством диагностического инструментария и КИМов);
  • анализ материалов обследования.

В содержание исследования ребенка учителем-логопедом входит следующее:

  • анамнез раннего речевого развития ребенка, выявление негативных факторов, влияющих на формирование речевых процессов;
  • образцы письменных работ школьника;
  • непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития
    посредством диагностического инструментария) с формулированием заключения.

Социальный педагог изучает:

  • среду, в которой воспитывается ребенок;
  • стиль семейных взаимоотношений и характер воспитания ребенка;
  • проводит патронаж семьи;
  • проводит собеседование с ребенком и родителями;
  • формулирует заключение.

На школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (шПМПк) анализируется целостная ситуация развития ребенка, происходит выработка рекомендаций по обучению и воспитанию школьника, составлению индивидуального образовательного маршрута, психологического, логопедического и социально-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются приоритетные направления в работе с учащимся. Составляется общий комплексный план оказания ребенку психолого-социально-логопедической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.

Мониторинг динамики развития учащихся

Реализация индивидуального образовательного маршрута включает в себя мониторинг развития необходимых психических функций и УУД школьников при поступлении в школу и при получении общего образования следующего уровня, а также промежуточную диагностику эмоционального состояния ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, уровня его личностной школьной тревожности.

Начальный этап мониторинга осуществляется в 1 классе. В течение первого полугодия проводится комплексное диагностика психологических составляющих УУД учащихся, предполагается диагностика познавательных процессов, в том числе состояния устной речи.

В течение первого года обучения у детей формируется учебная деятельность, развивается учебно-познавательная мотивация, желание занять позицию ученика. Поэтому наиболее подробно изучается личностно-мотивационная сфера первоклассников, а также уровень эмоционально-психологического комфорта в условиях школьного обучения. Второй и третий год обучения предполагают промежуточное обследование личностно-мотивационной, регуляторной сфер, уровень развития познавательной деятельности, а также уровня эмоционального комфорта школьников: рефлексивная самооценка, усвоения норм взаимопомощи, уровень тревожности. Мониторинг состояния письменной речи школьников осуществляется ежегодно на начало и конец этапа логопедической коррекции. Заключительный этап мониторинга осуществляется в 4 классе. В марте месяце проводится комплексное исследование уровня развития УУД учащихся 4 классов и формирование 5 классов в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями, состоянием здоровья детей.

На уровне основного общего образования мониторинг включает в себя проведение стартовой диагностики в 5 классе в период психолого-социальной адаптации: изучается уровень эмоционально-психологического комфорта учащихся, развитие мотивационной сферы, межличностные взаимоотношения в классных коллективах. Особенности подросткового возраста предъявляют требования к интеллектуальному и личностному развитию школьника, к степени сформированности учебных действий, способности к саморегуляции, развитию навыков взаимодействия, поэтому на протяжении всего периода обучения на уровне основного общего образования осуществляется текущее мониторинговое сопровождение учащихся специалистами службы. Заключительный этап диагностики осуществляется в 9 классе при выборе учащимися профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

  1. Коррекционно-развивающее направление включает:
  • выбор оптимальных для развития ребёнка с коррекционных программ в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • реализацию индивидуального коррекционно-образовательного маршрута;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Перечень индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий:

Источник

Adblock
detector