Меню

Сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическое сопровождение как метод коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ

Светлана Мухамадрахимова
Педагогическое сопровождение как метод коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с ОВЗ

В последние годы в нашем городе, отмечается рост числа детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе дети-инвалиды. Ранняя диагностика и направление ребенка в детский сад компенсирующего вида способствует более эффективной социальной адаптации и реабилитации ребёнка [1, 299].

Я работаю во второй группе раннего возраста с малышами имеющими нарушение зрения. Такие дети находятся в более тяжелых условиях, поскольку плохо видят окружающее пространство, внешний облик людей. Поэтому, в первую очередь проводится действенная работа по адаптации детей в детском саду.Знакомство с детским садом начинается в игровой форме в условиях группы: приемная (раздевальная, туалетная комната, игровые зоны, спальня. «Вместе» с куклой Настей рассказываю о назначении различных помещений группы, правилах поведения в них, чтобы ребенок приспособился к непривычным ему условиям. Играя, помогаю преодолевать страх у детей перед незнакомым пространством.

Главная цель коррекционно-образовательной работы в МАДОУ № 18 г. Салавата — использовать потенциал каждого специалиста, объединить усилия педагогов и медицинского персонала. Вся образовательная и воспитательная деятельность воспитателя ведется согласно рекомендациям врача-офтальмолога. В соответствии с совместным планом работы врача-офтальмолога и воспитателя, во всех видах деятельности (игровой, познавательно — исследовательской, двигательной, продуктивной, наряду с общеобразовательными ставятся и коррекционные задачи [5, 208] .

Одна из главных задач при работе с детьми с нарушением зрения — научить беречь глаза, поэтому уже с раннего возраста провожу с детьми дидактические игры и упражнения, направленные на активизацию и стимуляцию зрительных функций. Обязательным элементом является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня. Очень нравятся детям зрительная гимнастика в стихах. Провожу гимнастику индивидуально с каждым ребенком, а так же со всей группой (в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий). Выполнение различных упражнений в комплексе с движениями глаз, оказывает не только общеукрепляющее влияние на весь организм ребенка, но и выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функции глаз.

В содержание педагогического сопровождения детей раннего возраста с нарушением зрения,входит следующее:

1. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте детей начинают вступать в игру со сверстниками, которая доставляет им большое удовольствие. Несмотря на это, им все еще нужна помощь взрослого. Поэтому привлекаю внимание детей друг к другу, учу играть вместе, хвалю всех и каждого из детей, подчеркиваю достоинства, в этом случае они с большим интересом относятся к общению друг с другом, чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стараются вызвать интерес к себе. В этом возрасте малыши уже понимают указания взрослых и могут менять свое поведение в соответствии с ними. Речь воспитателя особенно привлекает внимание малышей, они с удовольствием слушают сказки, стихи.

Для создания положительного настроя в группе, формирования потребности в общении, доброжелательного отношения друг к другу провожу различные игры и упражнения, например.

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

Дети и воспитатель встают в круг и берутся за руки. Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому,говорит: «Все мы проснулись и собрались вместе. И Карим здесь… И Кирилл здесь…» Все дети повторяют за взрослым. Взрослый вместе с детьмиприветствуют друг друга: «Здравствуй, Вика! Здравствуй, Арсен. Здравствуй, Эмиль! и т. д.»Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!»Дети повторяют хором: «Все здесь!» и обнимают друг друга.

Игра «Сделай как Я»

Цель: создание условий для положительного отношения детей друг к другу.

Воспитатель говорит: «Я взяла Лизу за руку. Посмотри, Вика, сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Лиза.Или: «Я обнимаю Арсена, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Кариму. Сделай как я» и т. д.

2. Сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, на основе которых формируются представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положении в пространстве. Для детей с нарушением зрения, необходимо намного больше времени чтобы увидеть и узнать предметы.

Поэтому, знакомя с игрушками или предметами, их характерными признаками, меняя интонации, произношу слова медленно, певуче, одновременно проводя руками ребенка по игрушке (ощупывающие, поглаживающие движения). При обучении ребенка поиску игрушки или предмета, постепенно добиваюсь от него нахождения его взглядом. (Где мячик (кубик, шарик и т. д.? Вот мячик! На, возьми мячик). После того как ребенок запомнил название одной игрушки или предмета (форму, цвет, переходим к формированию у него понимания названия и признаков других игрушек или предметов.

3. Развитие мелкой моторики и осязания. Осязание — важное чувство для ребенка с плохим зрением. Необходимо включить в работу комплекс мероприятий, благодаря которому дети начинают воспринимать мир не только с помощью зрения, но и осязая его. Формирую у детей умение узнавать на ощупь окружающие предметы и игрушки в процессе игр и упражнений, например.

Игра «Чудесный мешочек»

Предложить детям узнать на ощупь знакомые, объемные предметы, лежащие в мешочке.

Игра «На что похоже»

Предложить детям прикоснуться к какому-либо материалу (мех, вата, зеркало и т. д.) и сказать, что это? и др.

Так же игры с использованием крупной мозаики; с бумагой; с мелкими предметами (камешки, крупа, мелкие игрушки).

Мелкая моторика направлена на развитие умственных способностей, речи. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста. Наряду с популярными и всем известными «Сорокой – вороной», «Ладушками» и т. д., использую авторские комплексы, разработанные в соответствии с календарно-тематическим планом. Они очень занимательные и оказывают положительное влияние на формирование речи и творческой деятельности, вырабатывают ловкость и учат малышей концентрировать внимание.

Читайте также:  Современные методы диагностики состояния здоровья

Ежедневно, в течение 5 – 10 минут проводятся занятия с мелкими игрушками, песком, крупой на выполнение заданий различной трудности. Например, достать из песка мелкие игрушки; покормить крупой или семечками птиц. Сюда можно отнести такие движения,как: покатать машинку, мяч, опустить игрушку в коробку и достать ее, покачать куклу, собрать предметы, различные по величине, форме и весу.Эффективными упражнениями для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ являются: шнуровка, собирание пирамидок, матрешек, мозаик, застегивание молний, пуговиц, сжимание мячиков и пищащих игрушек, и другие упражнения.

Закрепление результатов осуществляется в процессе всех видов детской деятельности путем соблюдения зрительных нагрузок, строгого выполнения рекомендаций врача-офтальмолога, соблюдения офтальмо-гигиенических требований.

1. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.

2. Основная образовательная программа МАДОУ № 18 г. Салавата.

«Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС до.» Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями» Управление образования администрации Ленинского муниципального района Московской области МБДОУ Детский сад №42 «Родничок» ТЕМА: «Весёлые.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя — логопеда Хворовой Е. В. на 2017 — 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Наши уголки уединения. Из опыта работы с детьми раннего возраста Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Всем известно, что дети находясь в детском саду, иногда нуждаются в укромном уголке, где.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно — образовательном пространстве семьи и.

Источник

Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Любовь Панагушина
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.

«Каждый ребёнок имеет возможность

быть психологически готовым к школьному обучению

на своём уровне,

соответственно своим личностным особенностям»

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей-инвалидов в Российской Федерации.Наше Учреждение уже имеет опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями: в течение 5 лет функционировала группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». В рамках вариативного образования в ДОУ создан консультативный пункт, направленный на предоставление услуги по оказанию консультативной, методической, практической помощи психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2 до 7 лет, не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.

В 2017 году в нашем детском саду в рамках региональной экспериментальной площадки была открыта Служба ранней помощи с целью решения проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ и инвалидов.

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

• потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;

• значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения;

• необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы;

• необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Наша команда состоит из специалистов,представляющих различные дисциплины: педагог — психолог, учитель — логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.

Цель Службы: оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Читайте также:  Мочегонные таблетки для похудения без вреда для здоровья название

• Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.

• Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

• Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.

• Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

Нормативным основанием для разработки системы ранней помощи являются:

• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»:

Раздел V Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, «создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребёнку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе».

• Поручение Правительства РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года

• Всемирная декларация об образовании для всех. (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990

• Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982

• Конвенция ООН о правах ребёнка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989

• Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания от 10.06.1994

• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблей ООН от 20.12.1993

• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» — Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662 – р

• «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

• «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.99 г. № 3/1

«О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Закон РФ от 03.95.2012 г. № 46-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в РФ» — Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

«Об образовании» — Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266 — (ред. от 27.12.2009)

• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175

• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «15» мая 2013 г. № 26

• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.01.2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»

«О социальной защите инвалидов в РФ» — Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

«Об образовании» — Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175

• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06

• Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области» (с изменениями на 31 октября 2017 года)

• Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014 -2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331.

• Постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 № 279 (ред. от 31.12.2013) «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 -2020 годы».

На сегодняшний день мы разработали систему мероприятий, способствующих успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. К каждому ребенку с ОВЗ подходим не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Ведущие направления деятельности Службы ранней помощи:

1. Консультативно –диагностическое направление:

• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

• консультирование родителей по вопросам;

• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.

2.Коррекционно-развивающее направление деятельности Службы:

• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;

• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.

• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;

• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).

Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностямиоказывается в процессе:

• развивающих занятий в соответствии основной образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;

Читайте также:  Психологическое здоровье методы сохранения

• коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи;

• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

Формы работы в Службе:

• Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.

• Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.

— информационная помощь семье;

— психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;

— педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

• Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

• Групповая работа с детьми — психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

• Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

• Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.

Особенно значимым направлением деятельности службы является содействие с родителями в выравнивании западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к школьному образованию в соответствии с ФГОС.

Принципы организации СРП

• добровольность участия семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями в программах ранней помощи;

• развитие и поддержание активности, чувства компетентности у родителей (законных представителей): мы стремимся выработать у родителей активную позицию в реабилитации своего ребенка;

индивидуальный подход: разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих не только структуру дефекта, но и запрос родителей, а также их состояние, потребность в том или ином виде помощи.

Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ,это и одно из требований ФГОС ДО:

П. 1.4 (Принципы дошкольного образования) «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)».

Индивидуально-ориентированная образовательная программа — персонализированный вариант образовательной программы, ориентированный на индивидуальные особенности, возможности и потребности обучающихся.

Творческой группой ДОУ разработана структура ИООП. Это программа, в которую включены результаты педагогической диагностики конкретного ребенка, объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых этому ребенку и его семье по программе ранней помощи всеми специалистами ОУ.

Что же обеспечит ранняя помощь (ранее вмешательство):

• максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;

• преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;

• предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;

• максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;

• для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

Специалистами доказано, что система раннего вмешательства обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью – 1 руб., вложенный в раннюю помощь детям, окупается экономией в 10 рублей в школьном возрасте.

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.

6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Источник

Adblock
detector