ОГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья
Сдавать выпускные экзамены трудно всем школьникам, а детям с инвалидностью или значительными проблемами со здоровьем – еще сложнее. Закон «Об образовании» и ведомственные акты Минобрнауки обязывают организаторов аттестации создавать в экзаменационных пунктах особую, максимально комфортную обстановку проведения ОГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья: устанавливать необходимое дополнительное техническое оборудование, отводить больше времени на подготовку и ответ, предоставлять участникам право выбора формы аттестации.
Категории участников ОГЭ
Действующие с осени 2016 года образовательные стандарты (ФГОС ОВЗ и УО) определяют ОВЗ как значительные медицинские проблемы:
- со зрением или слухом (частичная или полная утрата);
- с речью (серьезные случаи дисфункции речевого аппарата);
- с опорно-двигательной системой;
- с психическим развитием (в том числе и диагностированные аутистические расстройства).
Заключение о наличии проблем со здоровьем дает психолого-медико-педагогическая комиссия. Документ, подтверждающий ОВЗ, носит рекомендательный характер: школьник может проходить аттестацию на общих основаниях или воспользоваться льготными условиями и дополнительными правами, предоставленными законом. Если выбран второй вариант, то в пункт проведения экзамена (обычно ППЭ устраиваются в образовательных организациях, где учатся участники ГИА) надо подать заявление, в котором указываются необходимые ребенку особые условия, и приложить копию заключения комиссии.
Особенности ГИА для участников с ОВЗ
В зависимости от дальнейших образовательных планов выпускники с ОВЗ и инвалидностью по желанию могут сдавать только обязательные математику и русский язык, совсем отказавшись от аттестации по дополнительным предметам или сократив их количество.
Оговоренные нормативной базой особенности проведения ГИА для участников с ОВЗ можно условно разделить на две категории:
- Организационно-технические – образовательное учреждение должно предоставить детям с ОВЗ комфортный доступ в учебные помещения, санузлы, лифты (если пункт приема экзаменов (ППЭ) размещен не на первом этаже). Классы оснащаются дополнительной аудиовизуальной техникой, соответствующей характеру заболевания, или же ученикам разрешено пользоваться собственными вспомогательными средствами.
- Методические – контрольно-измерительные экзаменационные материалы разрабатываются на основании требований ФГОС к уровню знаний выпускников, но с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий участников ОГЭ.
Формы проведения аттестации
В какой форме обучающиеся с ОВЗ могут сдавать ГИА, решают школьники, их родители или опекуны. По желанию вместо стандартной государственной итоговой аттестации можно выбрать устный экзамен с традиционными билетами или один из письменных форматов: сочинение, изложение, диктант. Главное – заранее в заявлении на сдачу ОГЭ указать, как именно выпускник намерен проходить ГИА.
Сдавать экзамены допускается как устно, так и письменно. Те, кто по состоянию здоровья не может писать от руки, выполняют работу на компьютере.
Формы проведения ОГЭ для разных категорий выпускников с ОВЗ согласно методическим рекомендациям ФИПИ.
Продолжительность
Льготный дополнительный лимит экзаменационного времени для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья составляет полтора часа. Эти 90 минут прибавляются к стандартным предметным нормативам. Например, ОГЭ для детей с ОВЗ по математике может длиться не 235 минут, а 325.
Длительность ОГЭ по предметам на выбор.
Продолжительность ОГЭ по обязательным предметам.
Кроме того, добавляется полчаса на устный ответ на экзаменах по иностранным языкам. Сдача «Говорения» обязательно записывается на звуковые носители.
Особые условия
К выпускникам, которые не могут прибыть в ППЭ, экзаменаторы с необходимым оборудованием выезжают на дом. Для тех, кто сдает ОГЭ в учебном заведении дольше 4 часов, организовывается перерыв для приема пищи, выполнения обязательных медицинских манипуляций. В остальном особенности экзаменационного процесса зависят от специфики ограничения возможностей учащихся.
Организационная специфика ОГЭ по характеру заболевания
Факторы ограничения | Дополнительное оснащение/организационные меры |
---|---|
Слух |
|
Зрение |
|
Опорно-двигательный аппарат или только дисфункция верхних конечностей |
|
Как и при стандартной сдаче ОГЭ, ведется видеонаблюдение без подключения к сети Интернет.
Демоверсии и тренировочные задания для детей с ОВЗ
Разобраться в требованиях к тому или иному формату аттестации и отточить навыки, необходимые для успешной сдачи ОГЭ, помогут специальные сборники тренировочных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Участники с ОВЗ выполняют задачи того же уровня сложности, что и остальные выпускники, но составленные и оформленные с учетом возможностей здоровья особенных детей.
Математика
По объему проверки изученного материала варианты ОГЭ по математике для детей с ОВЗ не отличаются от обычных. Вопросы охватывают основные разделы учебного курса 5–9 классов: арифметику, алгебру, геометрию, вероятность и статистику.
На устном экзамене ученик должен решить одно из предложенных в каждом из пяти разделов билета заданий и дать краткий или развернутый ответ, поясняя вычисления или обосновывая порядок математических действий и т. д.
В ЭМ (экзаменационных материалах) для письменной ГИА-9 есть задачи:
- с выбором варианта ответа;
- на установление соответствия;
- для полного решения.
По уровню сложности задания устного и письменного форматов ОГЭ не отличаются:
Ознакомиться с критериями оценивания и вариантами заданий на письменном ОГЭ по математике для детей с ОВЗ можно в спецификации ЭМ.
Русский язык
Задания ОГЭ по русскому языку для детей с ОВЗ составлены с учетом специфики заболеваний или особых состояний здоровья выпускников. Для устной аттестации используются билеты с текстами и заданиями для проверки навыков логического мышления, знания грамматических, пунктуационных, орфографических правил. Письменный экзамен проводится в виде:
- сочинения;
- изложения с творческой частью;
- диктанта – особая форма оценивания для детей с аутистическими расстройствами.
Экзаменационные материалы составлены с учетом различных типов заболеваний:
- маркированные буквами «А» и «С» рассчитаны на учеников со слабым слухом, зрением, проблемами опорно-двигательного аппарата;
- литерой «К» помечаются задания для глухих детей, выпускников с тяжелыми речевыми расстройствами или задержкой психического развития.
Критерии оценивания ответов, перечень тем и правил, знание которых проверяется на ОГЭ для выпускников с ОВЗ, а также образцы ЭМ представлены в спецификациях к материалам устного и письменного экзаменов.
Сегодня делается все возможное для того, чтобы трудности, связанные с ОВЗ, не влияли на образовательные и карьерные амбиции молодых людей. Воспользовавшись на ОГЭ дополнительными правами, предоставленными законодательством, участники с ограниченными возможностями здоровья могут получить на экзамене справедливые баллы, которые не испортят аттестат.
Источник
Мониторинг знаний, умений и навыков по русскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья.
специалист в области арт-терапии
Мониторинг знаний, умений и навыков по русскому языку.
Усвоение материала при фронтальной работе
1 – успешно овладевают программным материалом при фронтальном обучении;
2 – понимают фронтальное объяснение, но без помощи сделать выводы и обобщения не могут;
3 – с трудом осваивают программный материал при фронтальной работе;
4 – фронтального объяснения недостаточно, овладевают учебным материалом на низком уровне;
5 – учебный материал усваивается частично, требуется индивидуальная работа и дифференцированный подход.
Самостоятельность в выполнении заданий
1 – задания выполняются самостоятельно, при выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь;
2 – меньшая самостоятельность, нуждаются в активизирующей и организующей помощи;
3 – нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической);
4 – нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов, постоянном контроле и подсказках во время выполнения;
5 – выполнить задание самостоятельно практически не могут.
Способность следовать словесной инструкции
1 – могут выполнить задание, опираясь только на словесную инструкцию, удерживают последовательность операций;
2 – способны следовать словесной инструкции, но план работы удерживают в памяти частично, требуется активизирующая и организующая помощь;
3 – трудности при работе со словесной инструкцией, значительная помощь в начале задания, организация деятельности;
4 – словесная инструкция запоминается механически, быстро забывается, требуется подробный план работы;
5 – только по словесной инструкции задание выполнить не могут.
Овладение правилами правописания
1 – овладевают правилами правописания, успешно применяют знания на практике;
2 – овладевают правилами правописания, часто заучивают, не всегда успешно применяют их на практике;
3 – правила заучивают, на практике применяют механически, трудности с аналитико-синтетической деятельностью;
4 – усвоение правил правописания затруднено, применить на практике могут редко;
5 – заучивание наизусть элементарных правил, применить на практике не могут.
Овладение звуко-буквенным анализом
1 – достаточно легко овладевают звуко-буквенным анализом;
2 – овладевают звуко-буквенным анализом с небольшими затруднениями, допускают небольшое количество ошибок;
3 – медленно овладевают звуко-буквенным анализом, допускают много ошибок;
4 – большие трудности при овладении звуко-буквенным анализом;
5 – частично усваивают звуко-буквенный анализ на элементарном уровне.
Формирование графических навыков
1 – хорошо владеют навыками списывания с рукописного и печатного текста, хорошо видят строчку;
2 – списывают с печатного и рукописного текста с небольшим количеством ошибок, видят строчку;
3 – наблюдается неаккуратность и ошибки в выполнении работ по списыванию, могут потерять строчку;
4 – большие трудности при списывании с рукописного и печатного текста, требуется контроль со стороны учителя;
5 – плохо видят строчку, при списывании допускают большое количество ошибок и неточностей, пропускают целые слова, требуется постоянныйконтороль.
Овладение письмом под диктовку
1 – достаточно хорошо владеют письмом под диктовку, допущенные ошибки могут найти и исправить;
2 – пишут под диктовку с небольшим количеством ошибок, но найти и исправить их затрудняются;
3 – недостаточное овладение письмом под диктовку, допускают большое количество ошибок, требуется словесно-логическая и наглядная помощь;
4 – с трудом пишут под диктовку, темп работы медленный, при написании сложных слов требуется побуквенное проговаривание;
5 – написание под диктовку возможно при анализе каждого слова и при постоянной контроле учителя.
Работа с текстом
1 – могут работать с текстами, понимают содержание, отвечают на вопросы, составляют план, пересказывают, хорошо работают с деформированным текстом;
2 – прочитанное понимают, но при ответах на вопросы и пересказе допускают неточности, с деформированным текстом работают при активизирующей помощи;
3 – трудности понимания текстов, нередко содержание текста понимается искаженно, при ответах на вопросы и пересказе, работе с деформированным текстом нуждаются в разнообразных видах помощи;
4 – с трудом понимают даже простые тексты с несложным сюжетом, требуется многократное прочтение, пересказать затрудняются, ответить могут только на конкретные вопросы, вопросы на логику не понимают;
5 – работают с текстом только под контролем учителя с использование различных видов помощи, воспринимают содержание фрагментарно, могут ответить только на элементарные вопросы по тексту.
Формирование связной устной и письменной речи
1 – на доступном уровне овладевают связной устной и письменной речью, могут передать мысль без помощи наводящих вопросов;
2 – овладевают связной устной и письменной речью, но для успешной передачи мыслей нужна помощь в виде наводящих вопросов, плана, различных видов наглядности;
3 – формирование устной и письменной речи затруднено, отличается неумение строить фразу;
4 – связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла;
5 – с трудом формулируют мысли, строят фразы, большое количество аграматизмов.
Анализ педагогической диагностики знаний, умений и навыков
учащихся ____ класса по русскому языку.
Усвоение материала при фронтальной работе
Самостоятельность в выполнении заданий
Способность следовать словесной инструкции
Овладение правилами правописания
Овладение звуко-буквенным анализом
Формирование графических навыков
Овладение письмом под диктовку
Работа с текстом
Формирование связной устной и письменной речи
Источник