Составляющие здоровья
статья на тему
Представлены факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни, модель здорового образа жизни,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sostavlyayushchie_zdorovya.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Вислых Юлия Александровна, ГБДОУ № 9 Пушкинского района г. СПб., воспитатель
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось.
Среди факторов, влияющих на здоровье человека, исследователи называют физические, духовные и социальные.
Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования генетики человека свидетельствуют о существенном влиянии биологических факторов, прежде всего наследственного предрасположения, практически на все аспекты состояния физического и психического здоровья.
Духовные факторы являются важными составляющими здоровья и благополучия. Это — понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни не очень легко. Знать, что такое здоровый образ жизни — это одно, а вести его другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Зачастую вредные для здоровья привычки могут дать приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания, воли и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор зависит от образа жизни человека.
Социальные факторы также влияют на здоровье каждого. Уровень благополучия, а как следствие, и здоровья может быть нормальным только тогда, когда имеется возможность для самореализации, когда человеку гарантированы хорошие жилищные условия, образование, медицинское обслуживание и т.п. Каждый человек отвечает за свое здоровье. Родители ответственны за свое здоровье и здоровье своих детей. Чтобы быть здоровым, нужны усилия постоянные и неустанные.
Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.
Модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих.
Это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.
Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.
Это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, социальной группе).
Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
Здоровый образ жизни.
Это типичные формы и способы повседневной жизни человека, укрепляющие и совершенствующие резервные возможности организма, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья.
Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:
— физической – управление движением;
— физиологической – управление процессами в теле;
— психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
Интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно – духовных ценностей.
Таким образом, современная педагогика и медицина сходятся в понимании человека и, следовательно, в своих задачах, направленных на его сохранение и развитие. Можно сказать, что их объединяет идеал, или эталон, человека, на который они ориентируются в своей деятельности. Мало того, педагоги и врачи – партнеры в деле достижения этого идеала. Каждый со своей стороны постоянно уточняет параметры образа, каждый ищет собственные средства для его достижения. Более конкретно это партнерство проявляется в том, что для успешного выполнения своих задач они нуждаются в помощи друг друга: для успешного обучения и воспитания необходимо здоровье, а для обеспечения здоровья ребенка нужно научить здоровому образу жизни.
Педагогическая антропология, согласно мнению К.Д.Ушинского, должна обеспечить «открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей в жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». То есть в данном случае речь идет и формировании своеобразного психического иммунитета по аналогии с биологическим, который способствовал бы предпочтению здорового образа жизни нездоровому.
Актуален для педагогики и первый принцип медицины «не навредить». Понятию о гармоничном развитии человека в педагогике, идущем от Я.А.Каменского (1592 – 1670), соответствует понятие о гомеостазе (постоянстве внутренней среды) в медицине, сформулированное физиологом У.Б.Кенноном (1871 – 1945). Суть этого принципа педагогики и медицины – системность, т.е. представление о том, что организм и психика человека представляют собой целостную совокупность взаимодействующих элементов.
Таким образом, сформировать у ребенка интерес к реальному миру и людям является первоочередной задачей воспитания. Интерес к жизни и полноценное ее проживание выступает как основа здоровья человека. Активная жизнедеяетельность неотделима от процесса творчества. Творить собственную жизнь – активная позиция здоровой личности.
Работа в области формирования культуры здоровья дошкольников способствует созданию атмосферы сотрудничества, активизирующей творческое развитие детей, повышающей их внутреннюю активность и эффективность формирования навыков культуры здоровья.
- Чумаков Б . Н.; Основы здорового образа жизни ; РПА; 2004 г.; 416 с.
- Христолюбова В. Сохранить здоровье ребенка. Как?. СПб., Питер, 2009 – 128 с.
- Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. М., 2001 – 344 с.
- Нечепуренко В.В.Формирование здорового образа жизни дошкольников. – СПб., 2007 — 84 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей валеологического сознания т.е. бережное и заботливое отношение к своему здоровью.
«Мой ребенок здоров» — говорят родители, чаще всего имея ввиду физическое здоровье и отсутствие заболеваний. В памятке раскрываются понятия четырех составляющих здоровья — физическое, социальное, духо.
Составляющие здорового образа жизни.
Цель: Познакомить воспитателей с опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, привлечь к участию в совместных с детьми оздоровительных мероприятиях. Задачи: Продолжать работу по .
Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристо.
Данная консультация содержит маиериал для развития знаний педагогов о культуре питания – как одной из составляющих здоровья дошкольников в ДОО.
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольного образования.
Источник
Эссе «Моё здоровье».
материал на тему
Век новых скоростей требует от челевека невероятных усилий. Как трудться, чтобы не сломаться и збежать профессионального выгорания. Мои откровения, анализ прожитого с точки зрения сохранности здоровья. Нужно начинать с себя! Зачётная работа на курсах повышения квалификации «Здоровьесберегающая деятельность образовательны организаций в условиях реализаци ФГОС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_moyo_zdorove_.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила слушатель курсов : «Здоровьесберегащая деятельность образовательных
организаций в условиях реализации ФГОС».
Мазай Юлия Владимировна
Учитель МБОУ СШ№18
1 Моё понятие здоровья.
2 Моя история здоровья.
3 Шаги по укреплению здоровья.
4 Здорвье — это жизнь.
Моё здоровье. Что я понимаю под этим термином? Здоровье – это счастье, это хорошее самочувствие, улыбчивое настроение, отличная физическая форма, желание «свернуть горы», душевное равновесие, уверенность во второй половинке, благополучие в семье и относительная стабильность на работе. Все эти составляющие взаимосвязаны. Благополучие в семье и на работе влияет на настроение и помогает «творить», вдохновляет. А здоровье внутренних органов, натренированность организма даёт ощущение радости,эйфории от того, что ты можешь всё сделать.
К сожалению, в молодые годы редко прислушиваешься к советам взрослых и не обладаешь нужными знаниями. Молодые люди позволяют себе излишества в еде, напитках, развлечениях, лености., подвергая организм рискам. И поскольку ресурсы организма ещё большие, опасность не ощущается. Человеческий организм – это такое сокровище, к которому нужно относиться бережно.
Стиль воспитания, культура питания, образ жизни отдельной семьи накладывают отпечаток на здоровье и благополучие последующих поколений. Это понимаешь поздно, набив свои собственные «шишки». Здоровье, как и честь, нужно беречь с молоду.
По моему мнению грамотные, интеллектуальные семьи имет более крепкое здоровье и благополучное существование.
К своим сорока семи годам могу сказать, у меня был ряд заболеваний, пережить которые было тяжело и морально и физически. Болезни – это наши грехи, ошибки, которые нужно отработать, исправить. Болезни заставлят нас усиленно думать, искать выход, изучать опыт поколений, перелопачивать литературу, отсеивать лишнее, быть милосердным и сострадать,учат понимать истинные ценности, отказываться от материального, ценить духовное. В болезни человек приходит к Богу, обращается с покаянием и просьбой о помощи. Это очищение совести. Слёзы радости и облегчения катятся от осознания произошедшего. После этого начинаешь стремиться к лучшему.
Если проанализировать свои болезни,причины их возникновения, то причиной первой болезни было отсутствие опыта, глупость,неправильно расставленные приоритеты в жизни. Другое заболевание открылось случайно. Это ошибка медперсонала, не качественная работа системы. Следующий удар по здоровью случился после сорока лет. Причиной были то перегрузки организма, переутомления на работе, то длительная гиподинамия. Погрешности в питании так же имели место. Последующие болезни явились следствием предыдущих.
В настоящее время многое понимаешь что можно и чего не нужно.
Например, я твёрдо убеждена, что сон – это лучшее лекарство, что это одно из важнейших условий хорошего самочувствия и здоровья человека.
Мне кажется, что повар – это самая важная профессия, так как нет ничего сложнее, чем то, как правильно приготовить пищу, чтобы она была ценной и достаточной. Сейчас стараешься готовить «спокойную» пищу без жирного, жареного и солёного, употреблять витамины в овощах и фруктах, молочное давать больше детям. Знаешь, что полезная пища – разнообразная, что нужно питаться регулярно, не голодать , но и не переедать.
Теперь я понимаю что вода играет важну роль для здоровья. Многие годы я жила без неё, пила чай и кофе – это непростительная безграмотность! Сейчас каждое моё утро начинается с двух стаканов воды
Сейчас я знаю, что в закислённом организме образуются страшные болезни, поэтому полезно употреблять продукты, защелачивающие его: бананы, картофель, арбуз, дыня… Вредны закисляющие продукты: все мясные и молочные. Нужно следить за кислотно-щелочным балансом организма. Питьевая сода – уникальное средство, защилачивающее и оздаравливающее организм.
Самый большой вред организму наносит рафинированный белый сахар, белая мука и дрожжи. О возникновении дрожжей ходят легенды. Белая мука и трансжиры не приемлемы для питания человека.
Мне запомнился в литературе опыт японских учёных, проведённый в 2010 году с сахаром и плесенью. На одном конце лабиринта они расположили кусочек плесневого гриба, на другом кубик сахара. Плесневый гриб пустил два отростка в направлении сладкого. Один напрвился по кратчайшему пути к выходу из лабиринта, а другой вскарабкался по стене и «пополз» по потолку по прямой линии к цели, не блуждая и не теряя времени. Плесень безошибочно находит сахар, питается им и растёт благодаря ему. Употребляя сахар, человек убивает себя. Сахар – это зло!
Вакжным условием человеческой жизни является движение. Ежедневно человек должен заниматься минимум сорок минут физической активностью. После каждого часа «сидячей» работы необходимо десять минут походить. Спорт – это благо! Чем больше человек двигается, тем дольше живёт.
В своей жизни человек постоянно осуществляет выбор: да, или нет, белое, или чёрное, плохое, или хорошее. Нужно задавать себе вопрос и отвечать на него. На каждом шагу нас подстерегают соблазны, искушения. Нужно обладать силой воли и твёрдым характером, чтобы отказаться от вреда. «И не введи нас во искушение…»
Я соглашаюсь с теми мыслями, что человек живёт, пока размышляет, развивается, совершенствуется, учится. Если нет развития – это конец. Развитие – это наши интересы, увлечения, хобби. Всё новое для человека – развитие. Пожилым людям, чтобы избежать Альцгеймера, советуют разгадывать кроссворды.
Многие вещи знаешь и понимаешь. Передо мной встаёт другая задача – как правильно воспитать сына- семиклассника, мне, одинокой маме. Как донести до него культуру общения, питания, бытия. Как научить беречь здоровье. Самое лучшее было бы личным примером. Но в ситуации постоянной занятости это не получается. Большим терпением и выдержкой надо обладать, чтобы объяснить простые истины. Иногда не получается, срываешься. Величайшее изобретение человечества – интернет. Он приносит столько же пользы сколько и зла. Дети в нём познают всё. И плохое тоже. Они пользутся шаблонами, не развивая себя.
Большим нашим с сыном достижением считаю совместные поездки — путешествия. Это великолепная возможность общаться друг с другом, слышать друг друга и понимать. Мы вместе посещаем святые , и исторические места, любуемся природой, отдыхаем, укрепляем здоровье. Сколько сил, эмоций, вдохновенья черпаешь в этих поездках!
Правда жизни такова, что за всё нужно платить. И опять длительный труд и думаешь, как не навредить себе.
Большое значение в жизни человека имеет общение, любовь. Побывав однажды в браке, подвергаю сомнению институт семьи, который противоречит полигаммной природе мужчин.
Интересной кажется теория о зеркалах. Люди, встречающиеся на жизненном пути, как отражение тебя самого, твоих поступков, мыслей. Это заставляет задуматься и вспомнить одну из Божьих заповедей: «относись к другим так, как хочешь чтобы к тебе относились другие».
В момент неурядиц и жизненных катаклизмов, когда земля уходит из под ног, рядом должен находиться человек, способный вдохнуть в тебя веру, подставить плечо, помочь. Таким ангелом для меня является мама. Это святой человек, один голос которой делает меня счастливой, возвращает к жизни. Она всегда для меня пример добродетели и пытливого ума. Её стойкое увлечение в юности фантастическими книжками переросло в потребность узнавать что-то новое о развитии нашей Земли и галактики. И этим она увлекла всех нас: её детей и внуков.
Ещё мне очень нравится одна методика самоисцеления. Человеческий организм – это мощный биокомпьютер, в котором все процессы происходят без сознательного контроля – автоматически. Наше тело имеет сознание, главная способность которого –материализовывать мысли. Поэтому лучше сосредоточиться на своём несокрушимом здоровье. Необходимо всё детально прописать, что именно хочешь в отношении здоровья, что получить, точно сформулировать и скорректировать; медленно прочитать запрос вслух. Мысли возникли, родились и они будут делать своё дело. Процесс выполнения желания разворачивается в скрупулёзном соответствии запросу. Нужно направить мысли в позитивное русло.
Это эссе для меня как исповедь, как анализ, как задача на будущее. Здоровье – это жизнь, это счастье, это цель. Много есть вопросов неотвеченных, но, пока ищу ответы на них, я живу!
Источник