Меню

Сообщение формирование зож у дошкольников

Доклад «Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»
консультация на тему

Докладдлявоспитателей на тему:Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_konferentsiyu.docx 24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»

Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

Доклад для воспитателей.

Подготовил: воспитатель МБДОУ «Детский сад№81»

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

  • Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
  • Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Особенности процесса формирования представлений в ЗОЖ.

Неправильно организованный труд может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий с малых лет правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в дошкольном возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим;
  • отказ от вредных привычек
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Режим дня – одно из основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет дошкольнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа — формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

  • Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание — длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.
  • Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного образовательного учреждения(сетки занятии), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.
  • Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части рационального иконы жизни дошкольника, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим . Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности.

Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания . В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств для укрепления здоровья.

В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

  • Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени — главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.
  • Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.
  • Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.
  • Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена . Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Гигиена умственного труда – следующий компонент здорового образа жизни. Можно выделить три вида умственной деятельности.

К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У дошкольников – это повторение пройденного материала. В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5—2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

Говоря о положительных эмоциях , следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям.

Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

Анализ результатов дает основания считать, что одной из причин роста патологической пораженности учащихся является их завышенная оценка своего здоровья и, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму. Этот вывод еще раз указывает на актуальность валеологического образования дошкольников, в рамках которого важное место должно занять обучение методам валеологического самоанализа и коррекция своего образа жизни.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим;
  • отказ от вредных привычек
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям.

Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл.

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка.

О здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста.

laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове.

Источник

Доклад: «Формирование привычки здорового образа жизни у дошкольников».
материал на тему

Выступление на РМО

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_privychki_zdorovogo_obraza_zhizni_u_doshkolnikov.docx 18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование привычки здорового образа жизни у дошкольников.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей дошкольного возраста быть здоровыми. Начиная работу в этом направлении, я поставила цель.

Цель: разработать систему по формированию у дошкольников элементарных представлений о своем здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении своего здоровья, выработать стойкую привычку к потребности в здоровом образе жизни. Поэтому я начала систематическую, целенаправленную работу по формированию у детей привычки здорового образа жизни, используя различные виды деятельности с детьми, созданием развивающей среды, а так же в организации помощи родителям для проведения ежедневной работы в семье.

За основу я взяла организацию здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям детей, на разных возрастных этапах.

Систему выстроила по годам обучения (средний, старший дошкольный возраст). Связывающим звеном работы на разных этапах дошкольного возраста является постепенное осознание ребенком себя, своих возможностей и способностей. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по таким направлениям: «Я – человек», «Внимание – опасность! », «Гигиена и этикет», «Физкульт-ура»

Через которые решаю такие задачи:

— развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

-формировать положительную оценку и образ себя;

-способах бережного отношения к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности.

-Изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в доступном для детей соответствующего возраста объеме;

-сформировать привлекательность здорового образа жизни и безопасного поведения;

-выработать практические навыки здорового образа жизни и безопасного поведения.

«Гигиена и этикет»

— Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно — гигиенических навыков;

-Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

— Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения — мотивов укрепления здоровья

— формирование положительной мотивации, и стойкой привычки к спорту, физической культуре, зарядке.

-осознание важности и пользы занятий спортом для здоровья.

План работы я реализую:

Через специально организованные занятия «Ребенок и окружающий мир».

Выделяю следующие требования к занятиям с применением здоровьесберегающих технологий:

• Рациональное включение различных видов физминуток.

• Смена видов деятельности.

• Проветренное и чистое помещение.

• Постановка целей, задач занятия

• Благоприятный психологический фон занятия.

В совместной деятельности, через беседы:

«Ухаживай за своими руками», «Чтобы зубы были крепкими», «Красивая осанка» и т. д.

Использую беседу с детьми, как средство систематизации и уточнения, представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни. Благодаря беседе, знания детей становятся четче, осмысленнее.

Именно дидактические и ассоциативные игры позволяют мне сделать процесс обучения более ярким, занимательным, так как та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной деятельности для детей.

Составила и провела физкультурно-спортивные развлечения, соревнования: «Хоровод подвижных игр», «Быть здоровыми хотим», КВН «Я здоровье берегу — быть здоровым хочу» и др. Во время проведения физкультурного досуга дошкольникам в игровой форме сообщаются те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляться гигиенические навыки

Утренняя гимнастика — важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. В утреннюю гимнастику с традиционным комплексом в обязательном порядке включаю коррекционные игры и упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия; оздоровительный бег и релаксация.

После нагрузок использую комплексы дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой, где резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физическую реакцию организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.

Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую я ежедневно используем в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении, оказывает оздоровительный эффект. На прогулках я провожу с детьми наблюдения за природой, индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения, закрепляю знания, полученные на занятиях.

Проводим опыты и эксперименты со снегом, льдом, сосульками, выясняем такие ли они чистые, как нам кажется на первый взгляд. Проводя наблюдение за растениями дети закрепляют знания о их лекарственных свойствах, за солнцем – о благотворном влиянии солнца на здоровье человека, за животными – закрепляем меры безопасного поведения с животными на улице.

Выполняя совместные трудовые действия по уборке участка от мусора, перекапывание и поливка песка в песочнице, закрывание песочницы специальным теном, дети знают и могут объяснить значимость этого для сохранения здоровья.

Занимательный и поучительный кукольный спектакль использую в своей работе, как отличное дополнением к мероприятиям по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников.

Для детей каждой возрастной группы определены трудовые обязанности, приучаю не только добросовестно выполнять эти обязанности, но и осознавать их значимость для своего здоровья, для здоровья окружающих.

Художественное слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Для привития культурно-гигиенических навыков использовала потешки, сказки.

В старше и подготовительной группе авторские сказки Лопатиной А., Скрепцовой М. «Сказочный справочник здоровья», «Волшебная сила фруктов» и другие.

В группе создала такую развивающую среду, которая способствует физическому развитию и оздоровлению детей.

Оборудовала уголок здоровья, в котором находится детская литература, дидактические игры отражающие тему здоровья, культурно-гигиенические навыки, здоровый образ жизни. Уделяю большое внимание наполняемости физкультурного уголка.

Работа с родителями.

Направлена на информирование родителей о содержании работы группы, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. В работе я использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, коллективные, и индивидуальные консультации всеми специалистами беседы, тематические выставки) так и нетрадиционные (совместные развлечения, занятия) .

Подготовила консультативный материал в форме журналов: «Безопасность вашего ребенка», «Права ребенка», «Профилактика нарушений осанки» и др.

Я считаю, что созданная система позволяет качественно решать задачи по формированию привычки здорового образа жизни у дошкольников.

Ориентация на успех, постоянная опора на интерес, все это дает положительный эффект в моей работе. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, сформированы у детей следующие представления:

• что такое здоровье и как его сберечь;

• что такое витамины;

• о своих органах, их работе и значении;

• что такое режим, гигиена и закаливание;

• о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;

• о том, что есть полезные и не полезные

продукты, какие они;

• вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;

• как работает наш главный орган;

• что такое микробы и вирусы;

• какие бывают болезни, что их вызывает;

• как предупреждать болезни;

• некоторые правила оказания себе первой помощи;

• что такое аптека, для чего она нужна;

• сформированы навыки безопасности жизнедеятельности.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности, позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статистика заболеваемости детей дошкольного возраста Комионенты здорового образа жизни Пути решения проблемы Формы, средства и .

успешное формирование потребностей детей к здоровому образу жизни во многом зависит от целенаправленной систематической работы в триаде ребёнок – педагог – родитель.

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То.

Здоровье – это главная ценность любого человека. Обычно выделяют следующие факторы, от которых зависит здоровье подрастающего поколения – окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, .

Основная цель предлагаемой программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного.

Формирование у детей здорового образа жизни.

Доклад : «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников&raquo.

Источник

Читайте также:  Основы зож для пожилых
Adblock
detector