Сообщение богиня здоровья 5 класс
Гигиея
Важнейшей фигурой среди божественных детей Асклепия является его старшая дочь Гигиея — богиня здоровья. От ее имени произошло слово «гигиена». Иногда считают, что Гигиея, являлась дочерью реально существовавшего греческого врача Асклепия и была обожествлена вместе с ним. В ее обязанности входил уход за священными змеями храма Асклепия. По некоторым даным, почитание культа Гигиеи началось (ок. V в. до н. э.) независимо от культа Асклепия и только со временем эти культы объединились.
Греческий поэт Арифрон Сикионский (V-IV вв. до н. э.) написал гимн в честь Гигиеи:
Обычно Гигиея сопровождает изображения бога врачевания, являясь частью его сущности. Она была больше, чем просто помощницей Асклепия. «Безупречная» богиня здоровья Гигиея, единственная из божественных дочерей Асклепия, наряду с ним и Аполлоном имела собственные жертвенные алтари. В дар ей приносили золотые серебряные волосы.
Гигиея. Античная скульптура, найденная в Остии
Античная камея с профильным изображением Гигиеи
Античная мраморная плита с изображением Асклепия и Гигиеи
Место зарождения культа Гигиен считают Титанис (около Сикиона), затем Пелопоннес, где она всегда была богиней-попечительницей здоровья людей. В Афинах она олицетворяла чистый воздух и целебные источники. Культ богини Гигиеи пришел из Греции в Рим вместе с культом бога Асклепия (Эскулапа). До этого в Риме существовала своя богиня здоровья, символизировавшая здоровье и хорошее самочувствие; сначала ее называли Валетуда, а к концу периода Римской республики стали называть Салута (Здоровье). Богиня Салута, первоначально являвшаяся символом личного здоровья, со временем стала символом общественного благосостояния и благополучия. В ее честь в Риме на холме Квиринал около 307 г. до н. э. был сооружен храм.
Изображение Асклепия и Гигиеи. Скульптура. Рим
Изображение богини Салуты на римской серебряной монете
Бронзовая медаль с изображением Гигиеи
Классический облик Гигиеи (стоящей, реже сидящей) дошел до нас в различных скульптурах и в изображениях на античных монетах, а также на медалях. Так, на некоторых русских наградных серебряных и бронзовых медалях XIX в., ежегодно выдававшихся студентам медико-хирургических академий Петербурга и Вильно «За успехи в науках», изображена сидящая Гигиея с чашей и змеей и имеется надпись: «Воспитаннику, подающему надежды быть хранителем народного здоровья». Вначале Гигиея изображалась сильной, зрелой женщиной, а позднее (с III в. до н. э.) — молодой девушкой в хитоне, иногда с посохом Асклепия в руках. Обычно ее символом была чаша, из которой она поит (или кормит) змею или жертвенных животных. По преданию, змея, поедающая (или пьющая) что-либо, служит счастливым предзнаменованием.
Основные атрибуты Гигиеи — чаша и змея — первоначально изображались отдельно, затем они были соединены; так появилась одна из наиболее широко распространенных общемедицинских эмблем. К сожалению, значение символа чаши, в отличие от других атрибутов богов исцеления, пока еще изучено недостаточно.
Источник
Гигиея — богиня здоровья
Гигиея, известная также под другими именами — Гигея и Гигия (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία ) — богиня здоровья.
Божественное предназначение Гигиеи относится не столько к непосредственному исцелению, сколько к профилактике болезней и сохранениею хорошего здоровья, гигиеническим рекомендациям.
Согласно древнегреческой мифологии Гигиея была дочерью бога медицины Асклепия (др.-греч. Ἀσκληπιός ).
Относительно вопроса, кто же являлся матерью Гигиеи, существует две версии. По одной из них, ею являлась богиня Эпиона (др.-греч. Ἠπιόνη ) — «облегчающая боли» и «успокаивающая», одно из божеств, олицетворявших заботу, необходимую для выздоровления. По другой, — Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ ) — богиня мудрости, военной стратегии и тактики (Афина также была и целительницей: именно она дала Асклепию кровь Горгоны, с помощью которой он получил возможность воскрешать мёртвых; указала Периклу на траву для излечения его раба).
В пользу версии о материнстве Афины свидетельствует и труд «Описание Эллады» древнегреческого писателя и географа II века Павсания.
Гигиея по преданиям была постоянным спутником своего отца, его неизменным и важным помощником, заботилась о его змее, что нашло отображение в античных статуях, барельефах и более поздних предметах искусства. Среди других «всеисцеляющих» дочерей Асклепия: Панакеи (др.-греч. Πανάκεια ), Иасо (др.-греч. Ἰασώ , Ἰησώ ) и Акесо (др.-греч. Ἀκεσώ ), Гигиея занимала особое положение.
Почитание Гигиеи известно ещё с VII века до нашей эры, хотя её имя и пребывало некоторое в тени Афины (о культовом названии Афины Гигеи упоминает Плутарх, рассказывая о случае исцеления, произошедшем при строительстве Парфеона). Культ Гигиеи как независимой богини (вышедшей из тени матери) начинается с момента, когда о ней узнал дельфийский оракул и значительно укрепляется после разрушительной чумы в Афинах (430—427 гг до н.э.) и в Риме в 293 году до н.э.
Также Павсаний, при описании входа в Афинский акрополь, отмечает статуи Гигиеи и Афины как независимых богинь.
Величие и почитаемость Гигиеи трудно переоценить. Она считается важнейшей среди всех девяти детей бога медицины Асклепия, хотя каждый из них связан с исцелением, здоровьем или врачебным искусством. Более того, она единственная из «божественных» отпрысков, в честь которой в Асклепионе возводились собственные храмы и святилища, основные из которых были в Эпидавре, Коринфе, Косе и Пергаме (о Пергамском храме упоминает известный ритор Элий Аристид в своих «Священных речах», указывая на то, что в нём же находилась и статуя брата Гигиеи, бога выздоровления Телесфора). Так, её влияние проникло в Римскую республику одновременно с культом отца, а знаменитая «Клятва Гиппократа» начинается словами «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями»…
Асклепий и Гигиея
По мотивам работы скульптора Бертеля Торвальдсена 1872 г.
Изначально образ Гигиеи ассоциировался с хорошим самочувствием, чистотой и свежестью, она олицетворяряла кристально чистый воздух и целительные источники. Позже в Риме стала отождествляться с римской богиней Салюс (лат. Salus ), а её «божественный» символизм сместился от роли хранительницы личного здоровья к обеспечению общественного благополучия и благосостояния. Интересен и тот факт, что даже после принятия Римом греческой медицины сами римляне ещё долгое время крайне презрительно и с отвращением относились к целителям (среди которых было много шарлатанов), врачебному делу и медицине, однако при этом Асклепий и Гигиея пользовались у них, а особенно у римских легионеров, исключительным почитанием.
Павсаний в своём труде приводит еще один интересный факт о богине. Так, Алексанор (др.-греч. Ἀλεξάνωρ ) — внук Асклепия, в одном из основанных им Асклепионов Титана, что расположен в Сикионе, установил статую Гигиеи. Её сложно было увидеть, поскольку вся она была покрыта женскими волосами, которые женщины отрезали в честь богини, и закутана в многочисленные ленты из вавилонских одежд (молящему следовало отрезать лоскут своих волос и полосу от одежды и укутать богиню, чтобы молитва была услышана). Зачастую Гигиею сопровождал её брат Телесфор (др.-греч. Τελεσφόρος ) — бог выздоровления.
Именно Гигиее современная медицина обязана за название одной из её дисциплин — гигиене. Но, безусловно, один из самых узнаваемых символов фармации, который прошел сквозь века до наших дней, также ассоциируется с дочерью Асклепия — сосуд Гигиеи — чаша со змеёй, обвивающей её ножку и свисающей над фиалом, также является атрибутом Гигиеи. Изображение этого символа первым встречает посетителей аптеки-музея «Под чёрным орлом» во Львове, поскольку свисает над его входом на железных цепях. Также бронзовые статуи Гигиеи и Асклепия демонстрируются в экспозиции Торгового зала музейного комплекса. Богиню часто изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши, а 1796 год, когда было создано Парижское фармацевтическое общество (Société de pharmacie de Paris), принято считать официальным годом утверждения символа сосуда Гигиеи. Также с 1818 общество выпускало для своих членов медальоны с изображением профиля Гигиеи.
Медальон Парижского фармацевтического общества
Изображение богини Гигиеи — Салюс. Медальер Jean Jacques Barre, 1830 год.
Для одной из старейших медицинских организаций, Медицинского общества Лондона (Medical Society of London), основанного в 1773 году, модельер John Kirk изготовил бронзовую медаль, на которой предположительно изображена Гигиея.
Многие из фармацевтов в своё время использовали мотивы с изображением богини здоровья. Так, английский аптекарь Томас Холлоуэй (Thomas Holloway) любил размещать облик Гигиеи на своей фирменной аптечной посуде, а в 1857—1858 чеканил её на токенах, которыми сначала расплачивался со своими сотрудниками, а позже эти рекламные жетоны даже были в денежном обращении в Новой Зеландии наряду с официальной валютой.
Примечательно, что среди перечня старых именных Львовских аптек есть и аптека, ранее носившая название «Под Гигиеей» (сейчас это Аптека №43). Основал её Эмиль Езерский в 1908 году, располагалась на пересечении улиц Gródecka (Городоцкая) и K. Boczkowskiego (ныне Одесская). При аптеке было собственное небольшое производство, специализировавшееся на изготовлении косметики.
В честь Гигиеи назван астероид Гигея, открытый 12 апреля 1849 года итальянским астрономом Аннибале де Гаспарисом.
Источник
Богиня Иасо
Богиня Иасо (др.-греч. Ἰασώ, Ἰησώ) – божество в Древней Греции, одна из дочерей Асклепия, покровителя медицины. Она входила в группу, которая представляла сбой семью великого врачевателя. Это целый сонм божеств здоровья. Каждый отвечал за свою сферу медицины, например, процесс лечения или само выздоровление. Иасо также была целительницей. Греки считали, что она ответственна именно за выздоровление как результат.
Функции Иасо
Богиня медицины Иасо (или Ясо) носила разные эпитеты. Она была «всеисцеляющей», «целительницей». Само её имя с др.-греч. переводилось как «лечение». Иасо была дочерью Асклепия (Эскулапа у римлян) и богини Эпионы, которая отвечала за облегчение болей при ранах и различных недугах.
Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Иасо, Акесо и Ианискос. Фрагмент вотивного (жертвенного) рельефа из пентелийского мрамора. Национальный археологический музей в Афинах, Греция.
В античности каждая из составляющих лечения (само исцеление как процесс, выздоровление как результат) имела значение сама по себе. Понятия чётко разделялись.
Поэтому и существовали такие мифологические персонажи, как богиня Иасо, а также другие боги. Каждый в свою очередь покровительствовал определённой стороне лечения. Асклепий был главным среди них, великий целитель, открывший секрет бессмертия, сын Аполлона.
Информацию о том, богиня чего Иасо, можно найти и в римской мифологии. Там аналогом Иасо была нимфа Ютурна. Ютурна – это нимфа, охраняющая источники и даже рукотворные колодцы, фонтаны, следящая за их чистотой.
Её связь с целительством проявлялась в существовании так называемого источника Ютурны. Источник Ютурны находился у подножия Палатина, центрального холма из семи главных холмов Рима. Там находился алтарь, возле которого текла вода. Согласно преданиям, она обладала целительными свойствами.
Почитание Иасо
Культ этой богини во многом был в тени её отца Асклепия. Иасо входила в его божественную семью покровителей здоровья, и, хотя её роль как богини выздоровления казалось важной, всё-таки почитание богини не получило широкого распространения. Больше были известные другие дочери Асклепия, также из целителей – Гигиея (богиня чистоты, чистых источников) и Панакея (Панацея, всеисцеляющая).
Панакея была близка к Иасо по функциям, она тоже представляла собой процесс лечения. Но о Панакее известно больше, так, она была богиней, которая искала средство для излечения всех ран и недугов. В мифологии она противопоставлялась Гигиее, которая считала основой лечения профилактику, а также достойную жизнь. Иасо же находилась в тени сестер.
Обогнал по популярности богиню и Телесфор, ещё одно божество из семьи Асклепия, его сын и персонификация целебного сна. При этом он сначала почитался отдельно от Асклепия. Иасо также практически не появляется в древнегреческой мифологии, можно найти только упоминания о ней. И это всегда ситуации, когда богиня сопровождает своего отца, и о ней говорится, как о его помощнице.
У Иасо не было отдельных храмов или памятников, и всё же ей поклонялись и приносили в её честь жертвы.
Самым известным местом поклонения был храм Амфиарая в Оропе, древнем городе, на место которого сейчас стоит город Оропос. Там находился жертвенник, одна из частей которого и была посвящена Иасо. Об этом писал писатель и географ Павсаний в своём труде «Описание Эллады», где учёный изложил историю Древней Греции.
Жертвенник был разделен ещё на несколько частей. Они принадлежали таким богам, как Афродите (покровительница любви, красоты, вечной весны), сестрам Иасо Панакее и Гигиее, а также Афине Пэонии. Эпитет «Пэония» переводился как «целительница», что подчёркивало связь и этой богини с медициной. Поэтому в целом жертвенник в первую очередь предназначался для связи с богами здоровья и лечения.
Образ Иасо в древнегреческой культуре
Иасо практически не изображалась отдельно. Чаще всего она сопровождала своего отца, бога Асклепия, и находится среди других его детей и членов семьи. Иногда её окружают другие боги. Например, такую сцену можно найти на краснофигурной греческой вазе, которая датируется примерно 425 г. до н.э.
На вазе показана подготовка к свадьбе Гипподамии, дочери царя Эномая из Писы, сына Ареса. Он убивал всех её женихов, которые соревновались с ним в гонках на колесницах и проигрывали, пока герой Пелоп не подкупил возничего Эномая. Кроме Иасо на вазе изображены следующие боги:
- Евринома – океанида, одна из старших дочерей Океана, прислуживающая богине Гармонии, мать харит, которых Евринома родила от Зевса;
- Гимерос – бог страстной любви или же просто физической страсти, один из спутников Афродиты, брат Эрота или даже сам Эрот в другой ипостаси;
- Эрот – божество любовного влечения;
- Астерия – звёздная богиня, сестра титаниды Лето и мать Гекаты.
Краснофигурная амфора, на которой среди других божеств изображена Иасо (вторая справа). Ок. 425 г. до н.э.
Имя Иасо мелькает в художественных текстах древнегреческих поэтов и писателей. Например, в лирике неизвестного автора прославляется Асклепий и его дети, «всеславные» и «непорочные».
В греческой комедии Аристофана рассказывается, как двое афинских граждан привели Плутоса, слепого бога богатства, в храм Асклепия. Врачеватель появляется в сопровождении Иасо и Панакеи. Затем описывается процесс лечения, во время которого Асклепий призывает священных змей себе в помощь.
Богиня Иасо в цитатах из классических произведений Древней Греции
В греческой лирике неизвестного поэта, переведённой Кэмпбеллом, говорится следующее:
Асклепий был самым знаменитым, известным богом. Он дал жизнь нескольким детям – в первую очередь это сыновья Махаон и Подалирий. Дальше идут дочери – Ясо (другое имя Иасо), богиня-целительница, светловолосая Эгле, Панакея (также Панацея). Всё потомство Асклепия, рождённое от богини Эпионы, включая также Гигиею – это прекрасные непорочные боги, которые пользуются большой славой и почётом.
У географа Павсания в «Описании Греции» (путеводитель по Элладе, пер. Джонса) есть информация об алтаре Иасо:
В городе Оропа в Аттике был храм Амфиарая. Там Павсанию показывали алтарь, разделённый на несколько частей. Четвёртая часть этого жертвенника посвящена различным богам, в т.ч. Панакее (Панацее), Гигиее, Афине Пэонии (термин, означающий целительные силы бога), а также самой Иасо.
Иасо появляется в греческой комедии комедиографа Аристофана. Она была создана в 5-4 гг. до н. э., переведена О’Нил:
Комедийная пьеса описывает, как в храм Асклепия (асклепион) приходят двое афинских граждан. Они ведут слепого бога Плутоса, который нуждается в исцелении. Асклепий же появляется, сопровождаемый своими дочерьми, Панацеей и Иасо (Ясо).
Одна из героинь спрашивает, приходил ли бог Асклепий. Другой персонаж, по имени Карион, отвечает ей, что Эскулап был в храме, но надолго не задержался. Затем Карион вспоминает о забавном случае, произошедшем в то время, пока Асклепий стоял рядом. Карион ощутил, как его начало пучить, и он громко испустил газы.
На вопрос женщины о том, поморщился ли бог, мужчина отвечает отрицательно. А вот Иасо покраснела после произошедшего. Панацея отвернулась от мужчины, зажав рот рукой, ведь сам Карион признал, что запах не был похож на аромат духов.
Женщина по-прежнему интересуется тем, что же сделал сам Асклепий. Тогда Карион описывает процесс лечения. По его словам, Эскулап сначала обошёл всех больных, осмотрел тщательно каждого. После он обратил внимание на Плутоса. Сев у изголовья его кровати, Асклепия взял совершенно чистую салфетку и обтёр веки.
На следующем этапе процедуры он накрыл голову и лицо тканью пурпурного цвета. Завершилось же всё действо тем, что бог свистнул, призывая своих священных змей огромного размера. Они тут же появились из святилища.
Ещё одно упоминание есть в энциклопедии «Суда», Suda On Line (византийский греческий лексикон, X в. н.э.):
Рассказывается об Эпионе, о том, что она – жена бога Асклепия. Перечисляются её дочери, а именно Гигея, Эгле (Эгла), Ясо (Иасо), Акесо и Панацея.
Источник