Меню

Соматическое здоровье у подростков

Модель здоровья подростков, или детерминанты подросткового здоровья

В обобщенном виде все факторы, обеспечивающие соматическое, психическое и репродуктивное здоровье подростков и влияющие на него, можно представить в виде модели «Цветок здоровья подростков», предложенной кафедрой педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова

Цветок здоровья подростков:

1 — ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

2 — ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ

3 — ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

4 — ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

5 — СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

8 — ПОЗВОНОЧНЫЙ СТОЛБ

12 — ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Здоровый подросток – это геометрически правильный красивый «цветок», имеющий пропорциональность и гармоничность лепестков развития и в соответствии с этим – полноценное соматическое, психическое и репродуктивное здоровье. Красоту «цветка» определяют все перечисленные факторы: наследственность, семья, отношение общества к проблемам молодого поколения, внешняя среда, а также функции гипоталамуса и состояние позвоночника.

Переход от детства к подростковому возрасту сопровождается активизацией роста и развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходит бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим – и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. Окончательно определяются индивидуальные типологические особенности пропорций тела, завершается формирование признаков полового диморфизма. К 15–17 годам тело подростка практически не отличается от тела взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, и становлением сексуальности.

В то же время уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности и составляют основу специфики консультирования молодежи. Они также помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и в рискованных для здоровья формах.

Подростковый возраст – это период подготовки к зрелости, для которого характерен ряд ключевых аспектов развития. Помимо физического и полового развития эти аспекты включают продвижение к социальной и экономической самостоятельности, а также развитие личности, приобретение навыков, необходимых для установления отношений и выполнения ролей в зрелом возрасте, и формирование способности к абстрактному мышлению. Подростковый возраст – это время бурного роста и огромного потенциала, но, при этом, и время значительных рисков, когда мощное влияние оказывает социальный контекст.

Источник

Факторы психического благополучия подростков

Составляющие психического благополучия

Важным аспектом психического благополучия подростков является удовлетворенность жизнью, высокая оценка качества жизни, что тесно увязано с субъективным состоянием здоровья. Ощущение счастья в детстве связано с обладанием навыками социализации и способностью адаптироваться к условиям среды, что, в свою очередь, ведет к более позитивным результатам во взрослом периоде жизни.

В подростковом возрасте удовлетворенность жизнью в большой степени зависит от переживаемого опыта и отношений. В числе основных защитных факторов – чувство связанности с родителями/семьей, включая социальную поддержку, по меньшей мере, со стороны одного проявляющего заботу взрослого; гармоничное общение в семье и благожелательные сверстники, которые могут помочь приспособиться к новым ситуациям и противостоять жизненным стрессам. Удовлетворенность жизнью также связана со структурой семьи: дети и подростки, живущие с обоими родителями, выражают бόльшую удовлетворенность жизнью в сравнении с теми, кто живет с другими родственниками, с людьми, не состоящими с ними в родственных отношениях, и/или с опекунами.

Важную роль играет и школьная среда. Одной из целей развития в подростковом возрасте является усвоение знаний, при этом школьная успеваемость оказывает большое позитивное влияние на удовлетворенность жизнью. Низкий уровень удовлетворенности жизнью и субъективной оценки состояния здоровья связаны также с таким факторам, как насилие и издевательства в школе.

По данным исследования поведения детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC), проведенного в 2009–2010 гг., в странах Европы и Северной Америки подавляющее большинство детей в возрасте 11–15 лет удовлетворены жизнью.

Читайте также:  Божественная сила или энергия здоровье

Самые высокие показатели удовлетворенности жизнью у 11-летних подростков зафиксированы в Армении (95% девочек и 96% мальчиков), Нидерландах (94% девочек и 96% мальчиков) и Греции (94% девочек и 95% мальчиков), а самые низкие – в России (82% девочек и 83% мальчиков), Украине (82% девочек и 82% мальчиков), Румынии (79% девочек и 79% мальчиков) и Турции (70% девочек и 74% мальчиков). С возрастом удовлетворенность жизнью снижается, особенно у девочек; у мальчиков это снижение менее выражено. Среди 15-летних подростков самый высокий показатель степени удовлетворенностью жизнью сохраняется в Нидерландах, Бельгии и Финляндии. По этому показателю Армения (81% девочек и 88% мальчиков) опускается с 1-го на 14-ое место, Украина (75% девочек и 77% мальчиков) сохраняет свое место среди стран с низким показателем, а в России (81% девочек и 86% мальчиков) показатели возрастают до среднеевропейских (79% девочек и 86% мальчиков). Гендерные различия невелики в 11 лет, но в некоторых странах они превышают 10% в 15-летнем возрасте.

Для мальчиков и девочек почти всех стран и областей существует прямая зависимость между высоким достатком семьи и высокой степенью удовлетворенности жизнью. Различие в распространенности высокой степени удовлетворенности жизнью между группами с низким и высоким достатком обычно было выше среди девочек, практически в половине стран и областей превышая 15%.

Общение с родителями

Общение с родителями является одним из важных ресурсов защиты психического и соматического здоровья подростков. Те из них, кто сообщают о легкости общения со своими родителями, с большей вероятностью сообщают о более высокой самооценке здоровья, более высокой удовлетворенности жизнью и у них меньше cоматических и психологических жалоб. Им также с меньшей вероятностью свойственны агрессивные формы поведения и использование психоактивных веществ.

По данным исследования HBSC (2009–2010 гг.), легко общаются с матерью 90% 11-летних девочек и 89% мальчиков. По мере взросления почти во всех странах обнаруживается значимое снижение легкости общения: в 13 лет доля девочек, легко общающихся с матерью, сокращается до 82%, а мальчиков – до 84%, а в 15 лет – до 77% среди девочек и до 78% среди мальчиков.

Легко общаться с отцом удается меньшему числу подростков всех возрастов и по мере взросления их доля значительно сокращается. Так, в 11 лет о легком общении с отцом сообщают 70% девочек и 82% мальчиков, в 13 лет – 56% девочек и 76% мальчиков, а в 15 лет – только 50% девочек и 69% мальчиков.

Если в общении подростков с матерью гендерные различия незначительны, то в общении с отцом они достигают 10% у 11-летних подростков и 19–20 процентов у подростков в 13 и 15 лет. Подростки проводят больше времени со своей матерью и неизменно воспринимают ее как человека, более доступного для того, чтобы поделиться своими чувствами и тревогами. С возрастом легкость общения с матерью и, особенно, с отцом значительно снижается, что отражает возрастающее влияние сверстников.

Общение со сверстниками

Формирование дружеских отношений со сверстниками является важнейшей задачей подросткового возраста и в долгосрочной перспективе влияет на их социальную адаптацию. Дружба позволяет приобретать основные навыки социализации, а друзья предлагают различные виды социальной поддержки и помогают преодолевать сложные ситуации и стрессовые события в жизни. Ощущение поддержки со стороны сверстников представляет собой защитный фактор против депрессивных настроений и ощущения изолированности. Прослеживается связь между дружбой и позитивным развитием, способствующим достижению более высоких уровней счастья, самооценки и адаптации к школе.

Читайте также:  Журнал контроля за состоянием здоровья персонала кто заполняет

У подростков с небольшим количеством друзей может недоставать возможностей освоения социальных навыков, они могут испытывать затруднения в общении с другими ребятами, иметь низкое мнение о своей ценности как личности и удовлетворенности жизнью и чаще страдать от депрессивного настроения. У них также существует бόльшая вероятность стать жертвами причинения обид.

По данным исследования HBSC (2009–2010 гг.), в 11 лет трех и более друзей имеют 82% девочек и 84% мальчиков. С возрастом доля подростков с тремя и более друзьями сокращается. В 15 лет трех и более друзей имеют 75% девочек и 80% мальчиков. Меньше всего друзей в 15 лет у подростков в России (46% девочек и 68% мальчиков) и Греции (52% девочек и 60% мальчиков), больше всего в Англии, Шотландии и Ирландии (от 88 до 90 процентов и у девочек и у мальчиков).

Отношение к школе

Позитивное восприятие школьной жизни рассматривается как ресурс для обеспечения здоровья и благополучия, тогда как отрицательное ее восприятие может являться фактором риска, оказывающим воздействие на физическое и психическое здоровье учащихся. Позитивное отношение к школе защищает подростков от формирования рискованного поведения, такого как употребление алкоголя и наркотиков, курение, ранние сексуальные контакты и насильственные отношения. У учащихся, которым не нравится школа, или которые не чувствуют сопричастности, существует бόльшая вероятность плохой успеваемости, отчисления из школы и проблем с психическим здоровьем.

По данным исследования HBSC (2009–2010 гг.), в 11 лет школа нравится 81% девочек и 68% мальчиков в Армении, 50% девочек и 39% мальчиков на Украине и лишь 29% девочек и 24% мальчиков в России. По сравнению с 11-летними 15-летние подростки значительно реже сообщают о том, что им нравится школа. Так, в 15 лет школа нравится 63% девочек и 45% мальчиков в Армении, 29% девочек и 31% мальчиков на Украине и 21% девочек и 20% мальчиков в России. Российские показатели 15-летних максимально совпадают со средними показателями для стран Европы и Северной Америки в этой возрастной группе.

В целом, развитие социальных навыков общения, разрешения конфликтов, укрепление уверенности в себе благодаря поддержке родителей, друзей и школы способствует предотвращению таких проблем в области психического здоровья, как расстройства поведения, страхи, депрессия, а также рискованных форм поведения, связанных с ранними и множественными сексуальным контактами и употреблением наркотиков.

Источник

Медицинские особенности подросткового возраста

Перицкий Андрей Владимирович

Основные особенности развития детей, которые становятся подростками.

Физиологически подростковый или пубертатный возраст соотносится с половым созреванием и в среднем начинается в 11-12 лет у девочек, в 12-13 лет у мальчиков и продолжается до 16-17 лет.

Происходят значительные гормональные изменения как у девочек, так и у мальчиков. Активизируются гормоны роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы. Это дает толчок к изменениям во всем организме. Начинается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки. На подростковый период приходится пик скорости роста, когда дети буквально за несколько месяцев могут вырасти на 5-6 см. и на размер ноги. В этот период высокая опасность развития нарушений осанки и сколиоза, так как период роста и изменений в костной ткани совпадает с периодом интенсивной школьной нагрузки. Родители должны следить и вовремя обращаться к ортопедам и неврологам. Помогает в этих ситуациях ЛФК, мануальная терапия, остеопатия.

Усиливается работа потовых и сальных желез, последние становятся причиной появления подростковых прыщей. Приведя подросшего сына или дочь на прием к дерматологу можно значительно облегчить ему жизнь в этот период. Подростковый возраст, взросление ребенка, это время поиска новых схем взаимоотношений между детьми и родителями. Если есть доверие, снижается риск пропущенных проблем со здоровьем, ребенок скорее расскажет, что-то его беспокоит. У нас в центре мы отмечаем увеличение обращений к психотерапевтам, которые работают с подростками и отношениями в семье. Становится нормальным задать свои вопросы профессионалу и попросить помощи в ситуации, когда не получается найти общий язык. При помощи психотерапии снимаются и многие сопутствующие проблемы со здоровьем.

Читайте также:  Чем вреден натяжной потолок для здоровья

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них” у подростков нашей стране должно быть очень интенсивное медицинское наблюдение. Не стоит относиться к профилактическим осмотрам формально. На них выявляются отклонения в состоянии здоровья, которые родители могут не заметить самостоятельно, можно вовремя принять меры для их лечения.

  • В 10 лет: педиатр, невролог, хирург, стоматолог, эндокринолог, травматолог-ортопед, офтальмолог, отоларинголог, психиатр. ЭКГ, исследование уровня глюкозы в крови
  • 11 лет: педиатр, хирург, офтальмолог, исследование уровня глюкозы в крови
  • 12 лет: педиатр, гинеколог или уролог-андролог
  • 13 лет: педиатр, исследование уровня глюкозы в крови
  • 14 лет: педиатр, стоматолог, гинеколог или уролог-андролог, эндокринолог, невролог, офтальмолог, отоларинголог, психиатр подростковый. Исследование уровня глюкозы в крови, УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной системы, ЭКГ.
  • 15 лет: педиатр, хирург, стоматолог, гинеколог или уролог-андролог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, оториноларинголог, психиатр. Исследование уровня глюкозы в крови, ЭКГ, флюорография легких.

Основные заболевания подростков, почему они возникают? Какие заболевания могут быть связаны именно с подростковым возрастом.

Вопрос подростковой медицины многогранный, так как затрагивает вопросы в профессиональной сфере врачей разных специальностей. Первый рубеж – это педиатры. Они выявляют отклонения в развитии, состоянии здоровья и направляют к узким специалистам. Можно перечислить специалистов, которые больше сталкиваются именно с патологиями, проявляющимися или появляющимися в подростковом возрасте: эндокринологи, гинекологи и урологи, неврологи.

Неустойчивость вегетативной и нервной системы может вызывать бледность, утомляемость, головокружения, головные боли, резкую смену настроения. Стоит отметить офтальмологов, с увеличением нагрузки на зрение от использования экранов электронных устройств, количество детей, которым нужно наблюдение специалиста и коррекция зрения с помощью очков или линз, увеличивается.

Какие «новые» заболевания, свойственные обычно людям более старшего поколения, появляются у подростков?

Для детей больших городов с ухудшением экологии и изменением образа жизни, с увеличением времени, проведенного статично, за монитором и в школе, с увеличением объема пищи с перекосом в жир и простые углеводы, становятся характерными заболевания, которые раньше у детей редко встречались: ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, гастрит, панкреатит.

В Петербурге традиционно лидируют заболевания ЛОР-органов, у детей и подростков это еще более выраженная тенденция. Поток пациентов ЛОР-кабинетов не ослабевает даже летом. Аденоидиты, гаймориты, хронические тонзиллиты, с этими заболеваниями практически каждый житель Петербурга знаком не понаслышке.

Рекомендации профилактики развития заболеваний известны абсолютно всем, можно в тысячный раз написать про рациональное питание, что нельзя значительно превышать требуемую калорийность, учитывать баланс белков, жиров и углеводов, уменьшать простые углеводы (сахар, сладости, лимонад), ограничивать фаст-фуд и прочую не полезную еду. В подростковом возрасте это еще должны контролировать родители, на своем примере формировать правильное пищевое поведение. Для нормального развития опорно-двигательного аппарата, мышечного каркаса необходима достаточная физическая активность, желательно на свежем воздухе для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Источник

Adblock
detector