Меню

Соматическое здоровье по апанасенко

Методическая разработка по оценке уровня физического здоровья

В данной работе описана методика ознакомления и изучения с системой определения уровня физического здоровья по Г. Л. Апанасенко, которая считается одной из самых простых и доступных методик определения антропометрических измерений.

Скачать:

Вложение Размер
metod.razrabotka_po_ocenke_urovnya_fizicheskogo_zdorovya_.docx 39.07 КБ

Предварительный просмотр:

-Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва

ГОУ СПО РТ «Республиканский медицинский колледж

По теме: «Оценка уровня физического здоровья»

Подготовлено преподавателем Салчак С В.

Тема : Оценка уровня физического здоровья человека

(по Г.Л. Апанасенко)

Мотивация : формирование «психологии здоровья», укрепление индивидуального здоровья, еще точнее физического здоровья. Основными являются следующие мотивы: укрепление здоровья, формирование красивой фигуры, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и др.

Тип занятия : семинарско-практическое

Цель : ознакомить и изучить экспресс-оценку уровня физического здоровья (по Г.Л. Апанасенко, 1988).

  1. Экспресс-оценка физического здоровья
  2. Сравнительный анализ физического здоровья с критериями экспресс-оценки уровня физического здоровья по Апанасенко

Знать : основные показатели индивидуального здоровья человека; критерии состояния физического здоровья и его показатели; методы оценки состояния здоровья.

Овладеть умениями : проводить оценку индивидуального здоровья; анализировать материалы, полученные при обследовании, рассказать о значении оценки состояния здоровья.

  1. Эффективность взаимодействия с коллегами
  2. Соблюдение на рабочем месте правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Межпредметные связи : анатомия и физиология человека, терапия, русский язык, математика, физвоспитание.

  1. Лекционный материал.
  2. Раздаточный материал по теме (инструкция по выполнению практического занятия).
  3. Представление о здоровье, об образе жизни, образ жизни и факторы риска.

4.Инструментарии: ростомер, весы, динамометрия, тонометр, спирометр.

1. О.В. Масияускене, Ж.Г. Муравянникова. Валеология. Ростов-на Дону: Феникс, 2008.

2. Учебно-методическое пособие для преподавателей. М.: ВУНМЦ, 1999

1. Устный опрос студентов по теме -5 мин.

2. Инструктаж практической части самостоятельной работы (проводит преподаватель).-3мин.

3. Практическая работа студентов -30 мин.

4. Тестовый контроль знаний.- 5 мин.

5. Заключительная часть.-2 мин.

  1. Что такое здоровье.
  2. Что такое индивидуальное здоровье.
  3. Что такое физическое здоровье человека. Показатели физического здоровья. Критерии физического здоровья.
  4. Антропометрические показатели. Дать определения.

2. Инструктаж проводит преподаватель.

1.Ознакомит с системой Апанасенко Г. Л.

2.Проведение оценки основных показателей.

3. Выделение проблем.

4.Рекомендации по улучшению индивидуального здоровья, в том числе и физического.

Основные мотивы занятий физическими упражнениями, оптимальная двигательная активность, уровень здоровья.

Любым видом человеческой деятельности предшествует выбор цели или мотивов. По данной теме большинство отметили следующие мотивы: укрепление здоровья, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и другие.

Каждому человеку, решающему задачу укрепления здоровья, раньше или позже приходиться заниматься самостоятельно, поэтому рассмотрим этот мотив более подробно.

За короткий исторический период (чуть более 50-ти лет) доля тяжелого мускульного труда в процессе производства сократилась почти в 200 раз, что повлекло за собой проявление целого букета болезней, связанных недостатком движений (двигательной активности). Среди наиболее часто встречающихся при ведем атеросклероз, ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, ожирение, диабет, остеохондроз, неврастению и др.

Исследования, проведенные в области здоровья человека, позволили установить, что количество движений, позволяющих поддерживать организм в оптимальном состоянии, составляет 10 000 движений в сутки.

Деятельность, связанная с бытом занимает 3000-5000. Еще 5000 движений ежедневно остается невостребованным. Для того, чтобы их выполнить требуется не менее 30 минут непрерывной физической работы. Это составит в неделю 6-8 часов. Именно такая величина принята в качестве оптимальной двигательной активности человека.

Количественный подход позволил сформулировать еще одно очень важное понятие – уровень здоровья, под которым понимают сумму резервных мощностей кислородно- транспортной системы. Этот показатель оценивается по максимальному потреблению кислорода (МПК). Для расчета уровня здоровья сейчас используют ряд методик. На сегодняшний день наиболее доступной, наиболее приемлемой является система Г.Л.Апанасенко

3. Практическая часть самостоятельной работы студентов .

Из таблицы видно, что при определении уровня здоровья используются следующие физиологические показатели:

  1. Весо-ростовой индекс (Кетле) – соотношение веса к росту, измеряемого в гр/см;
  2. Жизненный индекс –соотношение жизненной емкости легких к массе тела (мл/кг);
  3. ЧСС – частота сердечных сокращений в покое (уд/мин);
  4. АД – артериальное давление (мм.рт.ст.);
  5. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (сек.);
  6. Силовой индекс – сила кисти руки (кг.)/ вес тела (кг.)  100.

Экспресс-оценка уровня физического здоровья (по Апанасенко Г.Л.)

Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергетического потенциала.

Для оценки уровня здоровья, измеряются в состоянии покоя:

  1. жизненная емкость легких (ЖЕЛ),
  2. частота сердечных сокращений (ЧСС),
  3. артериальное давление (АД),
  4. масса тела,
  5. длина тела,
  6. динамометрия кисти (определение силы кисти руки)

Определив физиологические показатели организма, проведя расчет этих показателей, обследуемый делает вывод об уровне своего физического здоровья. Учитывая свой жизненный опыт, он выявляет причины проблем, связанных со здоровьем и дает себе рекомендации по укреплению физической активности.

Рекомендуемые процедуры по физической активности

1. принимать во внимание на 4 основных факторов:

* частота — физическая нагрузка 3 раза в неделю считается оптимальной, нежелательно заниматься физическими упражнениями подряд несколько дней подряд несколько дней во избежание боли, усталости, возможных травм.

* продолжительность — необходимо, чтобы занятие затрачивалось от 25 до 60 минут и чтобы они имели 3 фазы: разминку %-10мин.),нагрузку (15—40 мин), расслабление (5-10мин).Чем старше человек, чем менее он тренирован, тем важнее стадия разминки.

* интенсивность — оптимальная интенсивность для нетренированных составляет 30-50% в фазу разминки и расслабления 60-80%, в фазу нагрузки 70-90%.

* типы рекомендуемых физических упражнений могут включать комплексы с легкой, умеренной и тяжелой нагрузкой. Например, ходьба (быстрая и энергичная), езда на велосипеде (вместо машины), подъем по лестнице(вместо лифта). Также могут быть рекомендован такие виды физической активности, как работа в саду, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, игры, танцы. Чем больше вид физической активности подходит к образу жизни человеку, тем больше оснований его рекомендовать.

2. рекомендуемые частота, продолжительность и интенсивность упражнений должны соответствовать возможностям каждого конкретного человека и зависеть от исходного уровня его тренированности. Те, кто ведет сидячий образ жизни и недостаточно тренированы, должны начинать медленно, но регулярно с непродолжительных и не очень интенсивных нагрузок и повышать свою тренированность постепенно в течение несколько недель.

3. специальные советы по физической нагрузке могут понадобиться пациентам с определенными проблема здоровья, которые могут быть усугублены физическими упражнениями (кардиологические проблемы, высокое АД избыточный вес, диабет, хронический бронхит, заболевания вен нижних конечностей, заболевания костей и суставов).

Источник

Оценка уровня здоровья (по Апанасенко Г.Л.)

С учетом физиологических закономерностей, проявляющихся в зависимости от степени развития физического качества общей выносливости (экономизация функций и расширение физиологических резервов) на основании ряда исследований Г.Л. Апанасенко была разработана экспресс-система оценки уровня здоровья. Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергетического потенциала.

Чем выше уровень здоровья, тем реже выявляются признаки хронических неинфекционных заболеваний и эндогенных факторов риска.

Для оценки уровня здоровья, измеряются в состоянии покоя:

· жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ),

· частота сердечных сокращений (ЧСС),

· артериальное давление (АД),

Затем выполняется функциональная проба (проба Мартинета). Учитывается время восстановления ЧСС в течение 3 мин.

На основании полученных данных рассчитываются следующие индексы:

Массовый индекс :

Масса тела, кг/(Рост, м 2 ), кг / м 2

Жизненный индекс:

ЖЕЛ, мл/(Масса тела, кг), мл / кг

Силовой индекс:

Сила кисти, кг/ Масса тела, кг, %

Индекс Робинсона:

Функциональная проба (проба Мартинета )

Проба выполняется следующим образом:

· После 3-4 мин отдыха в положении сидя, испытуемый измеряет ЧСС за 10 с, умножив затем полученное число на шесть.

· Выполняется 20 приседаний за 30 с, т.е. в темпе одно приседание за 1,5 с.

· Сразу же после выполненной нагрузки измеряется ЧСС за 6 секунд в положении стоя. Затем полученное число умножается на десять.

· Испытуемый по 10-секундным отрезкам времени в течение 3-х минут измеряет частоту пульса. Фиксируется (в минутах и секундах) момент, когда пульс стал равен исходному уровню. Умножая подсчитанное количество ударов на цифру шесть, обследуемый, получает количество сердечных сокращений за одну минуту, пример (таблица 1).

Полученные результаты по всем перечисленным выше показателям оцениваются в баллах по таблицам 1 и 2, и записываются в сводный протокол результатов. Суммируя баллы, по всем пяти показателям и сопоставляя их со шкалой, испытуемый определяет уровень своего физического здоровья — низкий (1), ниже среднего (2), средний (3), выше среднего (4), высокий (5).

Оценка уровня физического здоровья мужчин
(по Апанасенко, Науменко, 1988)

Источник

Экспресс-оценка уровня соматического здоровья (по Апанасенко)

В биологическом и медицинском аспекте «уровень Здоровья» соответствует энергопотенциалу организма. Попросту говоря, сколько единиц энергии в единицу времени на единицу массы тела из единицы вещества может произвести данный организм.

На практике энергопотенциал напрямую можно померить несколькими общедоступными способами в специальных лабораториях при помощи специального оборудования и реактивов. А так же косвенными методами, исследуя выносливость испытуемого на велоэргометре и т.п. Получается примерно одинаковый (соизмеримый) результат максимального потребления кислорода (МПК) и порога анаэробного обмена (ПАНО).

Порог у каждого свой. Но есть общая закономерность: начиная с определенного уровня энергопроизводительности организм не подвержен развитию заболеваний и максимально устойчив к факторам риска.

Этот уровень называется «безопасным уровнем здоровья».

Существует очень простой, достоверный и доступный метод измерения уровня Здоровья – метод профессора Апанасенко Г.А. Оценка в баллах, полученная этим методом, полностью коррелирует с аэробной производительностью.

Для того, чтоб вычислить свой уровень Здоровья, необходимо замерить всего несколько показателей своего организма.
А именно:

1. Массу тела (кг).

3. Артериальное давление систолическое («верхнее»).

4. ЖЕЛ — жизненную емкость легких (мл).

5. Силу (динамометрию) кисти (кг).

6. ЧСС — частоту сердечных сокращений (пульс).

7. Время (в минутах) восстановления пульса после стандартизированной нагрузки (20 приседаний за 30 секунд)

Согласно приведенным ниже таблицам Вы самостоятельно можете вычислить свой уровень Здоровья: по каждому показателю получить балл и просуммировать по всем показателям.

Кроме того, Вы можете проанализировать низкие баллы в полученном расчете результата и понять, какой параметр работы Вашего организма ухудшает резервы Вашего Здоровья.

Показатели Баллы
Масса тела (кг) рост 2 (м) 18,9 и менее -2 балла 19.0 — 20.0 -1 балл 20.1 — 25.0 0 баллов 25.1 — 28.0 -1 балл 28.1 и более -2 балла
ЖЕЛ (мл) масса тела (кг) 50 и менее -1 балл 51 — 55 0 баллов 56 — 60 1 балл 61 — 65 2 балла 66 и более 3 балла
ДМК (кг) х 100 масса тела (кг) 60 и менее -1 балл 61 — 65 0 баллов 66 — 70 1 балл 71 — 80 2 балла 81 и более 3 балла
ЧСС х АДсист 111 и более -2 балла 95 — 110 -1 балл 85 — 94 0 баллов 70 — 84 3 балла 69 и менее 5 баллов
Время (мин.) восстан. ЧСС после 20 прис. за 30 сек. 3 и более -2 балла 2 — 3 1 балл 1.30 — 1.59 3 балла 1.00 — 1.29 5 баллов 0.59 и менее 7 баллов
Показатели Баллы
Масса тела (кг) рост 2 (м) 16,9 и менее -2 балла 17.0 — 18.0 -1 балл 18.1 — 23.8 0 баллов 23.9 — 26.0 -1 балл 26.1 и более -2 балла
ЖЕЛ (мл) масса тела (кг) 40 и менее -1 балл 41 — 45 0 баллов 46 — 50 1 балл 51 — 55 2 балла 56 и более 3 балла
ДМК (кг) х 100 масса тела (кг) 40 и менее -1 балл 41 — 50 0 баллов 51 — 55 1 балл 56 — 60 2 балла 61 и более 3 балла
ЧСС х АДсист 111 и более -2 балла 95 — 110 -1 балл 85 — 94 0 баллов 70 — 84 3 балла 69 и менее 5 баллов
Время (мин.) восстан. ЧСС после 20 прис. за 30 сек. 3 и более -2 балла 2 — 3 1 балл 1.30 — 1.59 3 балла 1.00 — 1.29 5 баллов 0.59 и менее 7 баллов

ТАБЛИЦА СООТНОШЕНИЙ ПОЛУЧЕННЫХ БАЛЛОВ УРОВНЯМ ЗДОРОВЬЯ

Уровни Здоровья
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Общая оценка уровня здоровья 3 и менее баллов 4 — 6 баллов 7 — 11 баллов 12 — 15 баллов 16 — 18 баллов
2. Методические указания к практическому занятию № 2 для студентов отделения «Сестринское дело». По теме: Профилактика нарушений здоровья Время — 4ч.: Цель занятия Результатом освоения данной темы является овладение обучающимися профессиональными компетенциями: ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний Получить практический опыт: – проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода уметь: –обучать население принципам здорового образа жизни –проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия –консультировать по вопросам рационального и диетического питания знать: – понятие образа жизни, структуру образа жизни – влияние факторов образа жизни на здоровье –принципы формирования ЗОЖ – принципы рационального и диетического питания; –влияние вредных привычек на здоровье и их профилактика СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ в кабинете доклинической практики 1. Организационная часть(проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.). 2. Начальная мотивация учебной деятельности(название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса); 3. Актуализация опорных знаний(воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях). 4. Контроль знаний. 4.1. фронтальный опрос. 4.2. графический диктант 4.3 индивидуальный опрос Контрольные вопросы: 1.Профилактика онкозаболеваний. 2. Профилактика болезней органов дыхания. 3. Профилактика сердечно — сосудистых заболеваний. 4. Профилактика инсульта 5. Профилактика эндокринологических заболеваний 6. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата 7. Профилактика нарушения репродуктивного здоровья. 5. Самостоятельная работа 1.Субъективное, (ПК 1.1) 2. Объективное обследование (ПК 1.1) Измерение АД, пульса, ЧД, определение в крови глюкозы, холестерина Расчет риска развития сердечно-сосудистых заболеваний по шкале SCORE 3. Составление планов обучения населения (ПК 1.2) 4. Подготовка памятки по профилактике неинфекционных заболеваний ( ПК 1.3) 6. Закрепление 6.1. Решение ситуационных задач 7. Подведение итогов. Рефлексия. 8. Домашнее задание. Обучения работе в школе здоровья. Самостоятельная работа студентов: Выявление факторов риска здоровью в конкретных ситуациях. Составление планов обучения населения здоровому образу жизни. Составление памяток по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний. Вопросы для подготовки 1. Определение здоровья, образа жизни, ЗОЖ 2. Планирование семьи, определение репродуктивного здоровья, сексуального 3. Профилактика онкозаболеваний. 4. Профилактика болезней органов дыхания. 5. Профилактика сердечно — сосудистых заболеваний. 6. Профилактика инсульта 6. Профилактика эндокринологических заболеваний ( сахарного диабета, ожирения) 7. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата 8. Профилактика нарушения репродуктивного здоровья. 9. Профилактика нарушений психического здоровья Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов: Подготовка презентации, памятки, буклета по формированию ЗОЖ Литература: 1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012. 2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011. 3. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2009. 4. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2009. 5.Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Под редакцией Ющука Н.Д., Маева И.В., Гуревича К.Г. – М : Издательство «Перо» 2012г. – 659с. 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009г № 2128 – р «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТАБЛИЦЫ (рис.1)

  • Чтобы оценить суммарный 10-летний риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, в таблице необходимо найти с учетом пола, курения и возраста клетку, которая соответствует уровням систолического АД (мм рт.ст.) и общего холестерина (ммоль/л или мг%).
  • Таблица позволяет оценить результаты более длительного воздействия имеющихся факторов риска (для этого следует переместиться в вышележашие графы). Это может быть полезным для молодых людей.
  • Пациентам низкого риска следует рекомендовать поддерживать его на этом уровне. Максимальное внимание необходимо уделять людям, у которых вероятность смерти в течение 10 лет составляет ≥5% или достигнет этого уровня в среднем возрасте.
  • Чтобы оценить относительный риск, сопоставьте категорию риска с таковой у некурящего пациента того же возраста и пола, с уровнем АД

На основании мультицентрового исследования была предложена

экспресс-шкала для оценки риска развития остеопороза (табл. ). Паци-

ентам, набравшим 6 и более баллов, рекомендовано проведение денсиометрии (определение плотности костной ткани).

ТаблицаЭкспресс-шкала для определения риска развития остеопороза для

лиц старше 50 лет (по: Shepherd AJ, Cass AR, Ray L, 2006)

Источник

Читайте также:  Культура здоровья конспект по обж
Adblock
detector