Меню

Соматическое здоровье физическое развитие

Соматическое здоровье подростков

Как и почему подростки болеют

Особенности соматического здоровья у подростков определяются двумя основными процессами, происходящими в этом возрасте. Это пубертатная перестройка регуляторных структур, обеспечивающая физическое, половое и психосексуальное развитие, с одной стороны, и вступающее в завершающую фазу психосоциальное развитие, с другой.

Структура заболеваний подростков характеризуется наличием:

  • нозологических форм, общих для всех возрастных групп (например, анемия, пневмония);
  • заболеваний, специфичных для пубертата (например, синдром Жильбера, остеохондропатии, гипоталамический синдром периода полового созревания, гиперплазия щитовидной железы);
  • типичных для периода социализации «болезней поведения» – высокий травматизм, заболевания, передаваемые половым путем, алкоголизм, наркомания и пр.;
  • отсутствующих или крайне редких болезней (например, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца).

Заболеваемость подростков существенно выше, чем у детей и взрослых. Пубертатный период выступает в виде естественной функциональной нагрузочной пробы, обусловленной как мощной вегетативной, эндокринной и иммунной перестройкой на фоне физиологического ростового скачка, менархе и отклонений в пубертатном созревании, так и вновь появляющимися серьезными нарушениями психосоциальной адаптации.

В это время формируются многочисленные транзиторные функциональные расстройства, и становятся явными все ранее скрытые органические дефекты здоровья. Наиболее характерным следует считать усугубление перинатально обусловленной гипоталамической дисфункции в форме психонейроэндокринноиммунной дизрегуляции с широкими клиническими проявлениями, врожденной неполноценности соединительной ткани (остеохондроз, нарушения системы гемостаза, висцероптозы, суставная гипермобильность, появление ангиоэктазий и пр.).

Появляются и новые, типичные для периода полового созревания функциональные расстройства, например, гипоталамический синдром периода полового созревания. Лабильность гомеостаза в пубертатном периоде приводит к учащению нервных и эндокринных расстройств, снижению адаптации к воздействию внешней среды. После завершения полового созревания клиническая симптоматика исчезает или уменьшается. Это подтверждает существование естественной возрастной нагрузочной пробы, приводящей к пубертатной психонейроэндокринноиммунной дезадаптации. Следствием этого можно считать преобладание у подростков функциональных нарушений над органическими.

По большинству нозологических форм заболеваемость у подростков действительно является максимальной. По сравнению с другими возрастными группами, у подростков явно доминируют заболевания эндокринной системы, нервной системы, мочевыделительной системы и костно-мышечной системы. Инфекционные и простудные заболевания преобладают у детей. В зрелости возрастает частота новообразований и болезней системы кровообращения.

Вклад в специфику подростковой заболеваемости вносит продолжающийся рост и развитие органов и систем. Знание анатомо-физиологических особенностей необходимо для дифференцировки возрастной нормы от патологии. Например, гиперкинетический кардиальный синдром могут трактовать как признак врожденных пороков сердца, а инвертированные зубцы Т в III стандартном отведении ЭКГ – как признак ревмокардита или даже ишемии в задней стенке левого желудочка и пр.

Типична зависимость физиологических нормативов от биологического, а не календарного возраста. Например, уровень артериального давления у подростков одного и того же календарного возраста, но с разными темпами пубертатного созревания, будет неодинаков. Так, нормальный для мезосоматиков уровень артериального давления может рассматриваться как артериальная гипертензия для микросоматиков и артериальная гипотензия – для макросоматиков. В полной мере это относится и к другим функциональным и морфологическим параметрам – трактовке размеров почек и полостей сердца.

Множественность заболеваний

Наиболее яркой особенностью оказывается полисистемность (полиморбидность) заболеваний. Например, у девушки, считающей себя практически здоровой, при тщательном обследовании можно выявить: дисменорею, нарушения осанки, плоскостопие, нефроптоз, нестабильность шейного отдела позвоночника, хронический тонзиллит, миопию, железодефицитное состояние, нарушения ритма сердца, функциональное расстройство желудка, трактуемое как поверхностный распространенный гастродуоденит; кристаллурию, дискинезию желчевыводящих путей, дискинезию чашечно-лоханочной системы, трактуемую как пиелонефрит; дискинезию кишечника, трактуемую как колит.

Наличие нескольких заболеваний у одного подростка и необходимость их своевременного лечения сталкивается с ограниченными возможностями врачей-специалистов. Лечащий врач должен найти истоки страданий больного, установить взаимосвязь выявленных нарушений, назначить подростку рациональное обследование и лечение.

В основе такой полисистемности лежат три основные причины – эндокринные расстройства (нарушения в пубертатном развитии), болезни нервной системы с декомпенсацией перинатальных поражений центральной нервной системы и дисплазия соединительной ткани (возрастная слабость соединительной ткани и врожденная мезенхимальная неполноценность). Целесообразно корригировать основные патологические процессы, а не заниматься лечением всех отдельно взятых нарушений.

При анализе здоровья каждого подростка важно найти и оценить взаимообусловленность отдельных слагаемых здоровья (соматический, репродуктивный, психический и социальный компоненты). Это необходимо для выбора оптимального метода лечения и профилактики. Яркой иллюстрацией в этом отношении оказывается нервная анорексия. Поводом для обращения к врачу обычно служит прекращение месячных. Непосредственная причина аменореи – снижение массы тела и соматические сдвиги, в частности, нарушения функции печени. Пусковым фактором выступают отклонения в психическом здоровье и социальной адаптации. Восстановление менструальной функции у таких девушек возможно только при одновременном воздействии на репродуктивную, психоэмоциональную и соматическую сферу.

Отмечена специфика соматических заболеваний у подростков с отклонениями в биологическом развитии. Так, у бурно созревающих девушек с тенденцией к гиперэстрогении имеется более тяжелое течение бронхиальной астмы, есть высокий риск развития анемий и сосудистых церебральных дистоний. Каждому типу нарушений в психосексуальном развитии соответствует свой профиль соматических заболеваний.

Соматические заболевания и становление репродуктивной сферы

Исходя из теории системогенеза, все происходящие в организме подростка изменения, в том числе и ведущие к особенностям в заболеваниях внутренних органов, следует рассматривать с точки зрения становления репродуктивной сферы. Существует достоверная зависимость между состоянием соматического и репродуктивного здоровья подростков (Кротин П. Н., Куликов А. М., 1999; Уварова Е. В., 2005). У соматически здоровых девушек частота гинекологических расстройств в 1,5 раза ниже, чем у лиц, имеющих экстрагенитальную патологию. Наиболее типичное для подростков сочетание соматических заболеваний и нарушения менструального цикла (НМЦ) имеют единые причины и механизмы их формирования. Взаимосвязь между соматической сферой и половым развитием осуществляется на двух уровнях. Центральный – через гипоталамические механизмы путем регуляции висцеральных систем и репродуктивной сферы в соответствии с механизмами прямой и обратной связи. Местный – по типу «внутренний орган-яичник». На уровне межорганного взаимодействия наиболее тесными представляются связи яичников с печенью, почками, желудочно-кишечным трактом и респираторной системой.

Читайте также:  Бальзам здоровье крымская роза

НМЦ могут иметь своей причиной, например, эндокринные заболевания, эндогенные интоксикации, метаболические расстройства, хронические заболевания печени, почек и желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Соматические заболевания могут привести к сдвигам в физическом и психосексуальном развитии. Формирующиеся или усиливающиеся на этом фоне заболевания внутренних органов (анемии, геморрагические диатезы, расстройства функции печени и ЖКТ, заболевания почек) и НМЦ отягощают течение друг друга. С позиций подросткового врача, НМЦ у девушек следует рассматривать как легко выявляемый маркер системных нарушений. Подростки с овариальными дисфункциями нуждаются в тщательном соматическом обследовании, даже если они считают себя полностью здоровыми.

Нередко врачи-специалисты игнорируют отклонения в развитии и в состоянии здоровья, проявляющиеся в период ростового скачка. В результате подросток, чувствуя себя нездоровым, ходит от специалиста к специалисту, выслушивая от них объяснения, что «это все – возрастное». Педиатры также чаще всего не считают эти так называемые возрастные изменения серьезными. В то же время, например, угри – это не только и не столько возрастные изменения, но и маркер склерокистозных яичников, надпочечниковой гиперандрогении, хронических стрессов, эндогенной интоксикации; причина обострения дисморфофобии, формирования комплекса неполноценности или даже суицида.

Таким образом, основой, фоном для формирования значительного количества соматических заболеваний у подростков служат типичные для этого возрастного периода отклонения в пубертатном развитии, вегетативные дисфункции и дисплазии соединительной ткани.

Источник

Проектно-исследовательская работа «Влияние физической нагрузки на показатель соматического здоровья и определение соматотипа у девочек-подростков»

Оценить состояние здоровья можно, зная конституционный тип человека, который является показателем физических и функциональных возможностей организма. Морфологическим выражением конституционного типа человека является соматотип, зная его можно прогнозировать особенности реакции организма на влияние различных факторов окружающей среды. Соматотип определяется возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что является показателем соматического уровня здоровья подростка. Гипотеза исследования: дополнительные физические нагрузки (занятие разными видами спорта, танцами) влияют на показатель соматического здоровья человека и на формирование соматотипа у девочек-подростков. Цель: выявить влияние дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на показатели соматического здоровья девушек 15 — 17 лет в зависимости от соматотипа. Методы исследования: экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко, центильный метод, статистический анализ, социальный опрос. Научная новизна: при обзоре литературы, материалов интернета нам не удалось найти исследований и статистических данных по определению показателей соматического здоровья и соматотипов у девочек-подростков, влиянии и значении дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на эти показатели в городе Брянске. Практическая значимость: полученные результаты могут быть полезны для оценки состояния уровня соматического здоровья у девочек- подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска. Знания, полученные при исследовании, позволяют повысить мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и являются профилактикой гиподинамии. Данные исследования играют важную роль при формировании знаний о важности ведения здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
antropometriya.doc 677 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3» г. Брянск

«Влияние физической нагрузки

на показатель соматического здоровья и

определение соматотипа у девочек-подростков»

для участия в Седьмой научно-практической конференции проектных и исследовательских работ

учащихся медико-биологических классов

школ-партнеров Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Предметная область — биология

Авторы: учащиеся МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска

Козявина Кристина Юрьевна

Камышева Екатерина Сергеевна

Руководитель: Бабич Елена Викторовна

Должность: учитель биологии

1.2. Гипотеза исследования ………………………………………………….3

1.5 Объект исследования …………………………………………………. 4

1.6. Методы исследования …………………………………………………. 4

1.8. Практическая значимость ……………………………………………….4

2. Обзор литературы по выбранной теме

2.1. Современные представления о конституции человека ………………4-5

2.2. Понятие соматического здоровья ……………………………………. 5-6

3. Методика сбора и обработки материала

3.1. Экспресс оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко..6-7

4. Проведение исследования, анализ, выводы

4.1. Практическая часть: проведение исследования………………………7-8

4.2. Анализ полученных данных …………………………………………..8-10

6. Список литературы ………………………………………………. 11

1.1. Актуальность : в настоящее время привлекает внимание проблема сохранения и укрепления здоровья у подростков. Не надо убеждать общество в том, что дозированные физические нагрузки улучшают состояние здоровья человека. Согласно научным исследованиям, к концу прошлого века 75 % выпускниц школ имели различные хронические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, отклонения в темпах полового созревания, а также наблюдалось снижение общей двигательной активности [2]. В связи с этим темой нашей работы стало «Влияние физической нагрузки на показатель соматического здоровья и определение соматотипа у девочек – подростков».

Оценить состояние здоровья можно, зная конституционный тип человека, который является показателем физических и функциональных возможностей организма. Морфологическим выражением конституционного типа человека является соматотип, зная его можно прогнозировать особенности реакции организма на влияние различных факторов окружающей среды [3]. Соматотип определяется возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что является показателем соматического уровня здоровья подростка [4].

1.2. Гипотеза исследования : дополнительные физические нагрузки (занятие разными видами спорта, танцами) влияют на показатель соматического здоровья человека и на формирование соматотипа у девочек-подростков.

1.3. Цель: выявить влияние дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на показатели соматического здоровья девушек 15 — 17 лет в зависимости от соматотипа.

1.4. Задачи: 1. Изучить теоретический материал и освоить методики определения соматотипов и показателей соматического здоровья у девочек-подростков 15 — 17 лет. 2. Провести исследования по определению соматотипов (центильный метод) и соматического здоровья (экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко) 3. Выяснить взаимосвязь между уровнем соматического здоровья и соматотипом у девочек-подростков в связи с физическими нагрузками (дополнительными занятиями разными видами спорта, танцами).

1.5. Объект исследования: девочки-подростки 15-17 лет.

1.6. Методы исследования: экспресс-оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко , центильный метод, статистический анализ , социальный опрос.

1.7. Научная новизна: при обзоре литературы, материалов интернета нам не удалось найти исследований и статистических данных по определению показателей соматического здоровья и соматотипов у девочек-подростков, влиянии и значении дополнительных физических нагрузок (занятие разными видами спорта, танцами) на эти показатели в городе Брянске.

1.8. Практическая значимость : полученные результаты могут быть полезны для оценки состояния уровня соматического здоровья у девочек- подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска. Знания, полученные при исследовании, позволяют повысить мотивацию к занятиям физической культурой, спортом и являются профилактикой гиподинамии. Данные исследования играют важную роль при формировании знаний о важности ведения здорового образа жизни.

2. Обзор литературы по выбранной теме

2.1. Современные представления о конституции человека

Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, отсутствие болезней и физических дефектов (по определению ВОЗ) [6]. Оно характеризуется анатомическими характеристиками, антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями и физическим развитием. На физическое развитие влияют: наследственность, окружающая среда и социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность (занятия спортом) [1].

По современным представлениям, под термином «конституция» понимается целостность морфологических и функциональных признаков организма. Соматотипирование – объединение индивидуальных конституций по общности строения тела. Для определения соматотипа используют антропометрические измерения. Соматотипы определяют физическое развитие человека, характеризуют особенности его обмена веществ, развитие костной, мышечной или жировой ткани, особенности психики и склонность к определенным заболеваниям. Зная соматотип можно правильно построить свои тренировки, подобрать диету, не допускать развития заболеваний, характерных для вашего соматотипа [3].

2.2. Понятие соматического здоровья

При оценке уровня здоровья используют диагностику определения по прямым показателям, включающую оценку энергопотенциала организма. Основным его показателем является соматическое здоровье — состояние, при котором у человека происходит саморегуляции функций организма, согласованность физиологических процессов и адаптация к внешним факторам. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека, резерв клеток, тканей, органов, систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов. При оценке соматического здоровья используют метод количественной оценки индивидуального здоровья. Наибольшей диагностической эффективностью обладает метод оценки энергопотенциала биосистемы по Г.Л. Апанасенко [1].

3. Методика сбора и обработки материала

Диагностика здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных физиологических параметров, которые могут быть количественно измерены — росто-весовое соотношение, артериальное давление и другие. Они имеют высокую диагностическую эффективность, отражают состояние здоровья субъекта и позволяют прогнозировать изменение здоровья в будущем [5].

3.1. Экспресс оценка безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко

В 1992 г. Г.Л. Апанасенко разработал экспресс-систему оценок адаптивных возможностей организма для проведения скрининговых исследований, не требующих сложного оборудования. Она включает следующие показатели: состояние сердечно-сосудистой системы в покое и в восстановительном периоде после физической нагрузки, массу и длину тела, систолическое артериальное давления, ЖЕЛ, силу кисти, ЧСС, время восстановления пульса после стандартизированной нагрузки [1].

Автор вводит понятие «безопасного уровня» соматического здоровья, который определяется величиной аэробного энергопотенциала. Этот уровень равен 40 — 42 мл/кг/мин для мужчин и 33 — 35 мл/кг/мин для женщин. Ниже этого уровня возможна активация эндогенных факторов риска и формирование хронических соматических заболеваний [1].

3.2. Центильный метод

Оценить физическое развитие можно с помощью центильных таблиц. Данный метод объективен, корректен, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста, позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными данными, получаемыми при массовых обследованиях [5].

Если полученные результаты соответствуют: 97 центилей – высокий уровень развития; 90 центилей — выше среднего; 75 — 25 центилей — среднее; 10 центилей — ниже среднего; 3 центиля – низкое развитие. (Приложение 7.4.) Физическое развитие считается гармоничным, если антропометрические показатели соответствуют одному центильном ряду, допускается отклонение в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии. Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности, в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела (Приложние 7.4.) [5].

Темповый соматотип – это характеристика темпа роста ребенка, определенная на основе номеров центильных оценок и отражающая биологический возраст ребенка. Соматотип вычисляется как сумма номеров центильных интервалов (возрастно-половой шкалы) для длины, массы тела и окружности грудной клетки. Выделяют 3 вида темпов возрастного развития: микросоматический тип (замедленный темп возрастного развития), мезосоматический тип (средний темп роста), макросоматический тип (ускоренный темпам развития) [5].

4. Проведение исследования, анализ, выводы

4.1. Практическая часть: проведение исследования

Определение уровня соматического здоровья проводилось по методу Г. Л. Апанасенко на 53 школьницах 15-17 лет, проживающих в г. Брянске и обучающихся в МБОУ «Гимназия №3». Оценка соматического здоровья определялась путем перевода количественных показателей (индексов) в баллы, их сумма соответствовала определенному уровню аэробного энергопотенциала. В ходе работы были измерены длина тела (ДТ, см), масса тела (МТ, кг), окружность грудной клетки во время паузы (ОГК, см), частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин.), артериальное давление (АДС, мм.рт.ст.), жизненной емкости легких (ЖЕЛ, мл), мышечной силы рабочей руки (МСР, кг) [1].

Были рассчитаны следующие индексы: весо-ростовой индекс (ВРИ) оценивался по центильным таблицам; жизненный индекс ЖИ = ЖЕЛ:МТ(мл/кг); силовой индекс СИ=МСР:МТ (%); индекс Робинсона ИРоб=(ЧССхАДС): 100 (усл. ед.); индекс Руфье (ИРуф) — реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (30 приседаний за минуту) [1].

Соматотип оценивали по сумме номеров центильных интервалов, полученных для длины, массы тела и окружности грудной клетки:

1. Микросоматический – сумма баллов от 3 до 10.

2. Мезосоматический — сумма баллов от 11 до 17. Данный тип можно разделить на 2 подтипа: а) микромезосоматический — сумма от 11 до 13 баллов; б) макромезосоматический — сумма от 14 до 17 баллов.

3. Макросоматический – сумма баллов от 18 до 24. Все показатели были статистически обработаны с вычислением средних величин [5].

4.2. Анализ полученных данных

1. Наибольший удельный вес имеют школьницы с мезосоматотипом (68,5%), с микро- и макросоматипом встречаются реже (2,9%; 28,6% соответственно). (Приложении 7.1. Таблица 1)

2. Средние значения морфофункциональных показателей девочек с разными соматотипами приведены в Приложении 7.1. Таблица 2. Средние значения длины (ДТ) и массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК) находятся в пределах средней возрастной нормы. У девочек с микросоматов значения ниже среднего, а у макросоматов — выше среднего, с мезосоматов — средняя степень весоростового соотношения и соответствует норме.

3. При оценке физического развития (Приложение 7.1. Таблица 3) выяснено, что микросоматики имеют замедленный тип развития и низкий показатель соматического здоровья, мезосоматики – нормальный темп развития и показатель здоровья нормальный и ниже среднего, макросоматики – отличаются опережающим развитием и показателем здоровья ниже среднего. Нормальный и средний показатель здоровья объясняется тем, что большинство девочек с мезосоматотипом дополнительно занимаются волейболом, баскетболом, плаваньем, фитнесом, черлидингом, лёгкой атлетикой, танцами. (Приложение 7.2. Диаграмма 1). Девочки-подростки с микро-, макро- и мезосоматотипом с негармоничным развитием дополнительной физической нагрузки не имеют.

4. Наши результаты показали тенденцию увеличения значения жизненного объёма лёгких (ЖЕЛ) в ряду микро-, мезо- и маркосоматиков.

5. Средние групповые значения жизненного индекса соответствуют среднему уровню или нижнесреднему уровню.

6. Данные по мышечной силе руки у девочек разных соматотипов находятся в одном интервале и имеют среднее значение по данному признаку.

7. У макро- и микросоматиков отмечаются более высокие значения ЧСС, т.к. сердечная мышца работает в наименее экономном режиме и диапазон компенсаторных возможностей ограничен. Различия в значениях АДС между девочками с разными соматотипами не выявлено.

8. Важный показатель энергопотанциала организма — индекс Робинсона (ИРоб) — характеризует систолическую работу сердца. Чем ниже иРоб в покое, тем выше максимальные аэробные способности и уровень соматического здоровья. Полученные данные у микро–, макросоматиков имеющих высокие значения иРоб, мы относим к группе лиц с пониженными функциональными резервами сердечнососудистой системы (ССС).

9. Индекс Руфье (ИРуф) показывает адаптационные возможности ССС в ответ на дозированную физическую нагрузку. В исследовании у всех девочек иРуф показал уровень резерва функции ССС ниже среднего. Лучшие результаты наблюдаются у макромезосоматиков и макросоматиков.

10. Среднее значение соматического здоровья во всей выборке можно охарактеризовать как среднее и ниже среднего. Девочки-подростки с разными типами телосложения отличаются по уровню соматического здоровья (Приложение 7.1. Таблица 3). Средний и выше среднего уровень соматического здоровья показывают девочки с мезосоматотипом, которые имеют дополнительные физические нагрузки. Девочки с микро- и макромезосоматотипом, не имеющие дополнительной физической нагрузки имеют низкий и ниже среднего уровень соматического здоровья (Приложение 7.1. Таблица 2).

1. Мы провели исследование по определению соматотипов и уровня соматического здоровья с помощью центильного метода и экспресс-оценки безопасного уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко.

2. Исходя из нашего исследования, физические нагрузки оказывают влияние на уровень соматического здоровья и соматотипы девочек-подростков, их антропометрические показатели.

3. Мы можем рекомендовать девочкам-подросткам увеличить долю посильных физических нагрузок для повышения уровня соматического здоровья и формирования их соматотипа (Приложение 7.6.).

6. Список литературы

1. Апанасенко, Г.Л., Попова, Л.А. Медицинская валеология/ Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.

2. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н.Н. Куинджи. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

3. Никитюк, Б.А. Конституция человека/Б.А.Никитюк.–М.:ВИНИТМ,1996.

4. Ярославский педагогический вестник – 2012 – №2 – Том III

Источник

Adblock
detector