Меню

Соматическое здоровье детей дошкольного возраста

Укрепление соматического здоровья по средствам здоровьесберегающих технологий
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Скачать:

Вложение Размер
ukreplenie_somaticheskogo_zdorovya.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Укрепление соматического здоровья по средствам здоровьесберегающих технологий

Дети с нарушениями в речевом развитии, всегда соматически ослаблены. Для сохранения соматического здоровья мы в своей работе используем здоровьесберегающие технологии. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.

Ребенку важно создать гармонию физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у ребенка появляется возможность самореализоваться, самоорганизоваться, самоопределиться. (слайд №1)

Основной целью соматического развития является восстановление энергетического баланса в организме, а также гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга. Для этого необходимо полноценное развитие левой руки в любой практической деятельности: лепке, рисовании, конструировании, а так же в период подготовки к письму и т. д..В школе самовыражения практикуется включение специальных физических упражнений на развитие левой части тела. Придается большое значение развитию телесных «радаров» то есть органов, связывающих внешний мир с внутренним миром.

К ним относятся:

— развитие общей моторики (двигательная гимнастика, физ.минутки);

— развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, использование тренажеров и массажеров);

— развитие артикуляционной моторики (массажи языка и лица, артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика);

— развитие органов дыхания (дыхательная гимнастика) (слайд №2)

Двигательная гимнастика проводится на занятии в форме динамической паузы, во время которой улучшается эмоциональный фон ребенка, дети учатся координировать речь с движением, развивается физиологическое и речевое дыхание.

Упражнение Жираф: Слайд 3

А по развитию ручного и артикуляционного праксиса в своей работе применяем систему упражнений игротренинг автора Верясовой Татьяны Викторовны. Целью которой является совершенствование координации артикуляционной и пальчиковой моторики.

Предлагаем детям на выбор следующие виды упражнений по развитию мелкой моторики рук:

-шнурование, сматывание ниток в клубок, комкание платка

-застегивание и расстегивание пуговиц, молний, булавок

-работа со счетными палочками, со спичками

-рисование и штриховка, работа с трафаретом

-нанизывание бусин на леску

-перебирание разных видов круп, (фасоль, горох)

Особое внимание уделяем разным видам массажа. (слайд 5)

— самомассаж (лица, активных биологических точек)

-массаж кистей рук и пальцев с использование тренажеров и массажеров(слайд6)

Массаж кистей рук с помощью мяча-ежика, шарика — Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов грецкого ореха, шестигранного карандаша не только оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, но также помогает решать и наши коррекционные задачи: активизирует мозг, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовке детей к школе.

Использование самомассажа с помощью мяча-ежика в сопровождении музыки и легко запоминающихся стихов позволяет использовать его как веселые непринужденные минутки отдыха и в тоже время повысить эффективность коррекционной работы на логопедических занятиях, на которые дети идут с огромным желанием.

Источник

Статья на тему ««Психосоматическое здоровье и интеллектуальный уровень детей старшего дошкольного возраста»

специалист в области арт-терапии

«МДОУ Д/с № 66 г. Магнитогорска»,

«Психосоматическое здоровье и интеллектуальный уровень детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенности взаимосвязи психосоматического здоровья и интеллектуального уровня детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: психосоматическое здоровье, интеллектуальный уровень.

Тема достаточно актуальна, так как требования к интеллектуальному развитию дошкольников постоянно повышаются независимо от того имеет ли ребенок психосоматическое здоровье или нет. Существует необходимость в ранней диагностике интеллектуального уровня у часто болеющих дошкольников, для составления плана работы по развитию интеллекта.

Особенностями психологического развития дошкольников занимались как отечественные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) так и зарубежные (Э.Фромм, З. Фрейд и др.) психологи. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений.

Интеллектуальное развитие — это и процесс, и уровень познавательной деятельности ребенка во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Низкий уровень интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

Теоретически мы рассмотрели, что существует взаимосвязь психосоматического здоровья и интеллектуального уровня детей старшего дошкольного возраста

Данное положение мы попытались обосновать с помощью эмпирического исследования на двух группах: экспериментальной и контрольной. Экспериментальную группу составляют 15 часто болеющих старших дошкольников в возрасте пяти — шести лет, имеющие в анамнезе за последний год более 6 больничных листов (ОРЗ). Контрольная группа состоит 15 здоровых дошкольников, в возрасте от пяти до шести лет.

Для этого мы использовали как теоретические (индукция, дедукция, обобщение, синтез, анализ и т.д.), так и эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, беседа и психодиагностика).

Для исследования интеллектуального уровня развития старших дошкольников, как в экспериментальной так и в контрольной группе, были использованы следующие м етодики психодиагностики:

1. «Корректурная проба из геометрических фигур» (устойчивость внимания).

2. Методика «Заучивание десяти слов» А.Р. Лурия. (память).

3. «Внимание – Угадай-ка» (мышление).

4. « Методика определения воображения».

5. Тест «Цветные прогрессивные матрицы» Дж. Равенна (невербальный интеллект).

На основе эмпирического исследования мы сделали выводы.

Дети, не имеющие проблем со здоровьем, общительны, инициативны, проявляют интерес к учебе и всему новому, творческому. Также уровень мышления находится на высоком уровне.

Часто болеющие же дети, имеют показатели по изученным характеристикам немного ниже. Влияет как отсутствие посещения на развивающих занятиях, так и общее состояние ребенка (утомляемость, рассеянность внимания и пр.)

Ощущается разница между группами в основном количественная, т.е. если и имеются высокие значения в обеих группах, то в контрольной, они будут у большего количества учащихся, чем в экспериментальной.

Итак, существует взаимосвязь психосоматического здоровья и интеллектуального уровня детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.

2. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Юрайт, 2019. — 222 с.

3. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.

4. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с.

Источник

«Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста».
статья

В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одними из важнейших направлений деятельности дошкольных учреждений.

Скачать:

Вложение Размер
statya_cohranenie_i_ukreplenie.docx 77.78 КБ

Предварительный просмотр:

« Сохранение и укрепление психосоматического здоровья

детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста».

В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одними из важнейших направлений деятельности дошкольных учреждений. Особенно данные проблемы актуальны для северных территорий. Основываясь на данных департамента здравоохранения г. Нижневартовска 15% детей в возрасте от 1 года до 3 лет имеют отклонения в состоянии здоровья, а детей от 6 до 7 лет — 59%. Статистический анализ состояния здоровья детей г. Нижневартовска подтверждает, что количество здоровых детей с каждым годом снижается.

Первопричинами снижения уровня практически здоровых детей в городе Нижневартовске являются суровые климатические условия, сложная экологическая обстановка, низкая двигательная активность детей. В последнее время наблюдается ослабление многих функций современной семьи, которые имеют прямое отношение к здоровью детей и их развитию.

В городе Нижневартовске, как и в Ханты-Мансийском автономном округе активно развернулась работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 66 «Забавушка» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и невротическими расстройствами. Это часто болеющие дети, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям, определяются сопутствующие нарушения в состоянии здоровья, включая неврологические, соматические нарушения, замедление темпов нервно-психического развития.

С учетом данных паспорта здоровья детского сада имеют отклонения в психическом развитии 22 ребенка – 11.5%; стоят на диспансерном учете 169 детей — 88,5%. Тенденция такова, что с каждым годом процент поступающих детей в ДОУ с нарушениями здоровья увеличивается. Поэтому приоритетными видами организации образовательной деятельности выступают физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа.

Несмотря на сложившуюся в дошкольном учреждении систему оздоровительной работы возникла необходимость в повышении эффективности процесса оздоровления детей на основании их возрастных, физиологических и психологических особенностей всеми участниками образовательной деятельности. Активизация процесса оздоровления позволит добиться максимальных результатов по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, сформировать у них основы знаний, умений и навыков ЗОЖ и главное, сформировать и развить внутренние мотивы детей к пониманию ценности здоровья, стремлению выполнять гигиенические процедуры, физические упражнения, вести подвижный образ жизни.

Все вышесказанное явилось основой для разработки проекта « Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста».

Цель проекта : с охранить и укрепить психосоматическое здоровье детей старшего дошкольного возраста, формировать ценностное отношение к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс инновационных здоровьесберегающих технологий.

Объектом проекта явился процесс с охранения и укрепления психосоматического здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирования у них ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Предмет проекта: система работы по с охранению и укреплению психосоматического здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирование ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

При поэтапной непосредственно образовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, валеологических знаний и практических умений (компетентностей) решались следующие задачи:

  1. Развивать двигательную активность, закреплять у детей целостное позитивное психосоматическое состояние при выполнении оздоровительно-двигательных упражнений.
  2. Формировать и развивать экологические и валеологические знания, гигиенические умения и навыки.
  3. Создавать оптимальные условия для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности и самостоятельности.
  4. Формировать и развивать ценностное отношение детей к своему здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Привлекать профильных специалистов к реализации программы.
  6. Просвещать родителей, вовлекать семью в совместную спортивно-оздоровительную и творческую деятельность

Методологической основой проекта является программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, разработанная под руководством В.Т. Кудрявцева, доктора психологических наук, директора института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В этой программе на основе комплексного междисциплинарного подхода к проблеме нашли своё продолжение и развитие идеи ведущих российских физиологов А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, педагогов П.С. Лесгафта, Ю.Ф. Змановского.

Проект «Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста» строится с учетом принципов коррекционной педагогики, общедидактических и принципов построения оздоровительной работы в ДОУ:

  1. Принцип осмысления моторных навыков. Исследования Запорожца А.В. доказывают, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Формирование произвольности движений ребенка тесно связано с развитием их эмоциональной регуляции. Эта задача не может быть решена лишь путем создания внешней атмосферы радости, бодрости при выполнении дошкольниками тех или иных движений. Для того чтобы превратиться в произвольное движение, оно должно стать не только ощущаемым, но и эмоционально переживаемым. Для этого необходимо выразительное оформление не только внешних условий построения (выполнения) движения, но, прежде всего, его “внутренней картины”. Поэтому формирование любого движения должно предваряться ориентировкой на выразительную характеристику положения тела в пространстве.
  2. Принцип развития творческого воображения детей. Психосоматическое развитие ребенка в ходе организованного воспитания и оздоровления должно разворачиваться как процесс творческого преобразования обыденного двигательного опыта дошкольника и его эталонов, т.е. двигательные эталоны должны задаваться не в готовом виде, а в проблемной форме. Игровое экспериментирование с возможностями собственного тела при построении тех или иных движений позволяет детям легко разрешать возникающие проблемы. Двигательное воображение выполняет функцию переконструирования и достраивания тех исходных сенсомоторных образов, в которых отражаются подвижные состояния тела ребенка.
  3. Принцип закрепления целостного позитивного психосоматического состояния в ходе различных видов деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности оздоровительных развивающих двигательных упражнений. Так, например, во время проведения физкультминутки ребенок делает самомассаж (активизирует биологические точки на руке), выполняя игровое упражнение, ребенок воссоздает последовательность движений. Так у ребенка создается положительный эмоциональный настрой, развивается творческое воображение, формируется уверенность в себе, и как результат — происходит развитие мелких мышц руки.
  4. Принцип формирования способности к содействию и сопереживанию. Использование тактильных ощущений во время упражнений позволяет ребенку осваивать не только невербальную форму общения, но и выражать своё внутреннее состояние и отношение к товарищу.

Основные направления организации оздоровительной работы с детьми:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
  • снятие физического и психического напряжения;
  • формирование основ здорового образа жизни;
  • работа с профильными специалистами;
  • работа с семьёй.

Основным средством для реализации проекта выступает технология организации самостоятельной творческой деятельности и здоровьесберегающие технологии.

Проект ориентирован на работу с родителями, которые включаются в совместную работу с педагогом по коррекции и развитию здоровья детей.

Организационные условия. Занятия с группой детей проводятся на основе перспективно-тематического плана работы занятий на месяц. Планом предусматривается интеграция учебного материала и здоровьесберегающих технологий. Медицинскими работниками с группой детей организуется профилактическая работа в соответствии с планом лечебно-оздоровительных мероприятий. Индивидуальный маршрут оздоровления ребёнка обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход с учетом психического, соматического здоровья ребенка, личностных особенностей, актуального уровня развития. Индивидуальные маршруты на каждого ребёнка выстраиваются всеми педагогами и профильными специалистами.

В процессе реализации проекта, в соответствии с перспективно-тематическим планом, один раз в месяц организуются познавательные занятия по ЗОЖ. В структуру занятия входит теоретическая и практические части. К проведению практической части могут привлекаться профильные специалисты.

В детском саду разработан оптимальный режим двигательной активности детей. Продолжительность двигательной активности зависит от вида деятельности и состояния здоровья каждого воспитанника. Например, в ходе учебных занятий длительность специальных оздоровительных упражнений составляет 3 минут, а во время игровой, продуктивной и самостоятельной деятельности детей – 5 минут, во время «коррекционного часа» — 7-10 минут, на прогулке (в зависимости от погодных условий и времени года) – 10 -15 минут. Всего на специально-организованную двигательную активность отводится примерно до 1 часа в день.

Структура внедрения воспитателями и профильными специалистами МДОУ ДСКВ № 66 здоровьесберегающих методик и технологий

Условия охранительно-двигательного режима:

  • организация гибкого режима дня, который позволяет учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий;
  • в структуру режима дня включены обязательные оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, закаливание, дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие крупно и мелкомоторных навыков, самомассаж, пальчиковая гимнастика, фито-витаминная терапия, гимнастика пробуждения, познавательные занятия, оздоровительные мероприятия с профильными специалистами;
  • во время проведения занятий используются специальные методы, формы, приёмы, предотвращающие нервно-психическую перегрузку детей (динамические паузы, упражнения для релаксации, смена видов деятельности);
  • чередование умственной, творческой и физической деятельности.

Условия реализации проекта. Проект реализуется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 66 «Забавушка», который расположен по адресу: улица Пермская, дом 11, город Нижневартовск Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.

  • опора на содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией» под редакцией М.А., Васильевой В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой;
  • анализ исходного состояния детского коллектива, выявление проблем в организации образовательного и оздоровительного процесса;
  • перспективно-тематическое планирование занятий по проекту;
  • перспективно-тематическое планирование работы с родителями;
  • разработка конспектов занятий по проекту;
  • подбор наглядности, разработка дидактических пособий, игр, упражнений;
  • подбор, разработка содержания диагностического инструментария;
  • организация и проведение мониторинга качества реализации проекта;
  • комплектование методической копилки;
  • разработка содержания рекомендаций для родителей;
  • оформление информационного стенда для родителей «Здоровый ребёнок»;
  • обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий, выступления на педагогических советах, семинарах.

Кадровое обеспечение. При разработке проекта в коллективе детского сада были выработаны единые подходы к структуре внедрения здоровьесберегающих методик и технологий. Комплексный подход к организации оздоровительного процесса осуществляется не только со стороны воспитателей, но и администрации, всех профильных специалистов.

Важным является системное повышение квалификации работников. В детском саду сложилась система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических работников. Регулярно проводятся педагогические советы, семинары, мастер классы, заседания методического совета, творческих групп по решению проблемам организации оздоровительного процесса.

Детский сад полностью укомплектован кадрами в соответствии со штатным расписанием. В ДОУ работают высококвалифицированные грамотные специалисты и воспитатели. Специальную коррекционную подготовку имеют 83% педагогов.

Источник

Читайте также:  Здоровье как правильно мыть руки
Adblock
detector