Компоненты здоровья
Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.
Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Телесное или физическое здоровье .Физическое здоровье— важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.
Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.
Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.
Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).
Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.
Фактически физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.
Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
Психологическое здоровье — динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями индивида и общества и являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию (Т.Н.Жбанов).
Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым зрелым людям. А.Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:
• наличие ориентации на реальность;
• принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
• центрированность на проблеме, а не на себе;
• наличие потребности в одиночестве;
• автономность и независимость;
• отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
• идентификация с человечеством;
• способность к близким отношениям с людьми;
• наличие чувства юмора;
• высокая креативность и др.
По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека, то есть психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (не упомянутые А. Маслоу), это: открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения.
Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, которые можно охарактеризовать как душевное здоровье, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.
Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья — это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.
Понятие «социальное здоровье» является достаточно новым в педагогике и психологии. Пока еще не сформулировано единое мнение о его критериях. В отечественной психологии и педагогике в качестве критериев социального здоровья выделяют наличие моральных норм и уровень духовного развития индивида (Е.В. Волынская), адаптацию к социальной среде (В.А.Магин), освоение нравственных ценностей в процессе реализации базовых потребностей и формирование валеологической культуры (Г.К.Зайцев).
Один из ведущих специалистов по вопросам психологии здоровья Г.С.Никифоров предлагает следующий «набор» качеств и свойств личности: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно-полезное дело, освоение культуры потребления материальных благ, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении. В юношеском возрасте важной составляющей социального здоровья, связанной с адекватным восприятием социальной действительности и адаптацией к общественной среде, является профессиональное самоопределение. В педагогических и психологических исследованиях, посвященных проблемам профессионального образования, профессиональное самоопределение рассматривается как определенный этап личностного и социального развития индивида.
Критерии социально-психологического здоровья человека:
• осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
• позитивная критичность к себе и собственной деятельности (в том, числе и психической) и ее результатам;
• соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
• способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;
• способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана;
• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.
Связующим элементом для двух форм здоровья (психофизиологическое и социально-психологическое) и необходимым условием для их целостного гармонического развития является индивидуальный стиль жизнедеятельности человека. Негативные изменения индивидуального стиля жизнедеятельности приводят к различным формам проявления нездоровья (от соматических до психических и личностных), которые могут со временем принять хронический характер и тем самым предопределить патогенное развитие человека как социально-биологической целостности.
Сексуальное здоровье –– комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
Репродуктивное здоровье –– компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.
Нравственное здоровье –– комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Профессиональное здоровье –– состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Соматический компонент здоровья человека
Основы здорового образа жизни студента
1. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Как отмечает А.Г. Сухарев (Здоровье и физ. воспитание детей и подростков,1991 г., с.34), среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.
В ХIХ веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30% населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека.
Что же такое здоровье?
Известно также определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым
По мнению Г.А.Апанасенко (2001) феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью:
В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):
В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья — я могу; для психического здоровья — я хочу; для нравственного здоровья — я должен.
Источник
Компоненты здоровья
Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья. В настоящее время выделяют несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:
Первый уровень – биологическое здоровье. Это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация к окружающей среде. Здоровье на это уровне имеет две компоненты:
а) соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека; его основу составляет биологическая программа индивидуального развития;
б) физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма; его основу составляют резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Второй уровень – психическое здоровье. Это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. К компонентам психического здоровья относится нравственное здоровье – это комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида.
Нравственное здоровье определяет духовность человека. Греки говорили: Mens sana in corpora est – «В здоровом теле – здоровый дух».
Третий уровень – социальное здоровье. Это мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, однокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Предболезнь
Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.
Гален указывал на существование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третье состояние (преморбид или предболезнь).
Третье состояние – это состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.
Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.
Авиценна говорил: «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», т.е. это еще не болезнь, но уже и не здоровье.
Признаки предболезни: общее недомогание, снижение аппетита/переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, боли в мышцах, нервный тик, повышенная потливость, слезливость без причины, боль в спине, головокружения, тревожность, беспокойство, бессонница/сонливость, постоянное чувство усталости, хроническая раздражительность и др.
В период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если (из-за нежелания или невежества человека) и дальше давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью. Французскому врачу Рене Лариш принадлежат мудрые слова: «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тиши тканей, при погашенных огнях. Когда появляется боль или другие неприятные ощущения, это почти всегда второй акт».
В «третьем» состоянии люди могут находиться годами и даже всю жизнь.
Болезнь
Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, нарушение адаптации к среде обитания (дезадаптация), нарушение функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т.д.
Существует множество теорий возникновения болезней:
1) социальная – болезнь есть результат социальной дезадаптации;
2) энергетическая – болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человечес-
3) биологическая – основой болезни является нарушение соответствия биологи-
ческих ритмов организма природными ритмами и т.д.
Согласно определению ВОЗ болезнь– это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов.
Болезнь, также как и здоровье, помимо биологического, включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект проявляется в нарушении саморегуляции поведения человека. То есть, болезнь – это процесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Поэтому болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики.
Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.
Болезнь возникает при воздействии вредных факторов (болезнетворных агентов), когда сила их воздействия превышает защитные силы организма. Но болезнетворный агент, оказывая повреждающее действие, одновременно способствует мобилизации его защитных и приспособительных реакций. Таким образом, болезнь характеризуется сочетанием двух процессов – повреждения и защиты. (Например, при воспалении наряду с повреждением тканей происходит фиксация бактерий и токсинов в воспалительном очаге, усиление притока крови к очагу воспаления и активация функции клеток, которые как бы очищают пораженную ткань от продуктов распада и способствуют быстрому ее восстановлению).
Болезнь протекает через несколько стадий:
1. Скрытая (латентная) стадия – это время от момента повреждающего воздействия до первых клинических проявлений. Продолжительность колеблется от нескольких мгновений (при травме) до нескольких лет (при лепре).
2. Стадия разгара болезни – это проявление типичных для данного заболевания симптомов. Имеет формы: а) стертая форма – основные симптомы болезни проявляются неотчетливо; б) абортивная форма – симптомы могут исчезать, не достигнув полного развития.
3. Заключительная (исходная) стадия – характеризуется полным или неполным выздоровлением, развитием стойких изменений в каком-либо органе или системе органов, обуславливающих переход заболевания в хроническую форму. Эта стадия бывает резкой, внезапной (кризис) и постепенной.
По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия.
Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные).
Источник