Меню

Соматические показатели физического здоровья

Определение уровня физического состояния индивидуума

Актуальным аспектом современной медицины является ее профилактическая направленность, предупреждение заболеваний путем воздействия на факторы риска. Одним из ведущих факторов риска в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы, принявшим масштаб эпидемии, является гиподинамия, наблюдающаяся более чем у 1/3 мужского взрослого населения и более чем у 40% женщин в нашей стране. Поэтому рекомендации по повышению уровня двигательной активности являются официально утвержденными и обязательными для практикующего врача при лечении болезней сердечно-сосудистой системы и их профилактике.

Определение двигательного режима — врачебное назначение, должно проводиться индивидуально с учетом уровня физического состояния (УФС) пациента, так как назначение неадекватной физической нагрузки может отрицательно сказаться на его здоровье: привести к ухудшению течения основного заболевания или к появлению симптомов перетренированности. Недостаточная же физическая активность не даст должного тренирующего, лечебного и профилактического эффекта. В связи с этим актуальным является вопрос определения УФС для обоснования и назначения оптимального двигательного режима (ОДР).

Имеется значительное количество различных методов оценки уровня физического состояния. Практика показала, что в ряде случаев при оценке уровня физического состояния одного пациента различными способами, результаты могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Это затрудняет работу врача, делает необъективными его рекомендации в отношении назначения ОДР. Особенно ярко эта тенденция прослеживается при заполнении «Врачебно-контрольной карты физкультурника и спортсмена» — УФ № 061У, в которой определен перечень обязательных исследований. Исходя из вышеизложенного была определена цель и задачи исследования.

Определить, какой из методов оценки уровня физического состояния пациента, предложенный в УФ № 061У наиболее объективно отражает состояние пациента и может быть выбран как приоритетный при рекомендации оптимального двигательного режима.

Задачи:

  • Определить уровень физического состояния в группе здоровых людей с применением различных методов оценки;
  • Определить уровень физической работоспособности индивидуумов в обследуемой группе;
  • Методом математического анализа установить сопоставимость значений УФС, найденных различными методиками;
  • Определить, какой метод оценки уровня физического состояния наиболее достоверно отражает уровень работоспособности у здоровых людей.

Материалы и методы.

Для достижения поставленной цели было обследовано 108 человек — 1-2 медицинской группы, в возрасте 22-26 лет, в том числе 36 мужчин и 72 женщины, что составило соответственно 33,3% и 66,7%. Исследования проводились с сентября по май в первую половину дня с 9.00 до 12.00 часов. У обследуемых проводился сбор медицинского и спортивного анамнеза, стоматоскопическое и физикальное исследование, определение уровня физического состояния, проведение функционального тестирования. Полученные результаты обрабатывались с применением компьютерных программ Excel, Statistica. Определение достоверности (р) различий абсолютных показателей, результатов корреляционного анализа проводилось при помощи критерия Стьюдента (t), относительных — по критерию Фишера (F).

Определение уровня физического состояния проводилось следующими способами:

1. Определение уровня физического состояния по Е.А. Пироговой:

ЧСС — частота сердечных сокращений, уд. в. мин. в покое;
АД ср. — артериальное давление среднее в покое, мм рт. ст. Находится по формуле:


АДд
— артериальное давление диастолическое, мм рт. ст.;
АДс — артериальное давление систолическое, мм рт. ст.;
В — возраст в годах;
МТ — масса тела, кг;
Рост — рост, см;

Полученное цифровое значение оценивается по таблице с градацией на 5 уровней: 0,255-0,375 — «низкий», 0,255-0,375 — «ниже среднего», 0,376-0,525 — «средний», 0,526-0,675 — «выше среднего», 0,826 и более — «высокий».

2. Оценка уровня физического (соматического) здоровья по Г.Л. Апанасенко:

Проводится комплексная оценка уровня физического здоровья по специальным таблицам с подсчетом общего количества баллов. Принимаются во внимание масса тела, рост, жизненная емкость легких, результаты динамометрии, ЧСС покоя, АДс, время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек, (в сек).

Полученное цифровое значение оценивается по таблице с градацией на 5 уровней: ≤ 4 — «низкий», 5-9 — «ниже среднего», 10-13 — «средний», 14-16 — «выше среднего», 17-21 — «высокий».

3. Оценка уровня физического состояния по С.А. Душанину с соавт.:

Проводится комплексная оценка уровня физического состояния с помощью специального опросника со специальной системой подсчета баллов. Принимаются во внимание возраст, вес, уровень артериального давления и ЧСС в покое, восстановление пульса после 20 приседаний за 40 сек, употребление алкоголя и курение, количество регулярных аэробных тренировок в неделю.

Полученное цифровое значение оценивается с градацией на 6 уровней: менее 20 баллов — «очень плохое», 20-50 балов — «плохое», 51-105 баллов — «неудовлетворительное», 106-160 баллов — «удовлетворительное», 161 — 300 баллов — «хорошее», более 300 баллов — «очень хорошее».

4. Определение физической работоспособности проводилось при помощи пробы Руффье:

(30 приседаний в течение 45 с) с расчетом индекса Руффье — Диксона (ИРД, усл. ед.) по формуле:

Уровень физической работоспособности по ИРД оценивается как: «хороший» от 0 до 2,9 усл.ед.; «средний» от 3,0 до 5,9 усл. ед.; «удовлетворительный» от 6,0 до 8,0 усл.ед.; «плохой» — выше 8 усл. ед.

Гипотеза исследования.

Как видно из представленных формул, определение уровня физического состояния в основном базируется на математических расчетах, где в качестве исходных значений используются морфометрические показатели и физиологические параметры, измеренные в состоянии покоя. В ряде случаев во внимание принимается восстанавливаемость пульса после незначительной физической нагрузки (20 приседаний), а в методе С.А. Душанина с соавт. оценивается так же спортивный анамнез — наличие регулярных аэробных нагрузок. В то же время известно, что ведущим показателем функционального состояния организма и объективным критерием здоровья является уровень общей физической работоспособности (ФР).

Физическая работоспособность — понятие комплексное. Складывается из многих факторов: телосложения, антропометрических показателей, мощности, емкости и эффективности механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем, силы и выносливости мышц, нервно-мышечной координации, состояния опорно-двигательного аппарата, состояния эндокринной системы, психического статуса, мотивации и др. и определяется путем функционального тестирования.

Было выдвинуто предположение, что за наиболее объективный метод определения уровня физического состояния должен быть принят тот, результаты которого в цифровом выражении наиболее значимо коррелируют с результатами определения уровня физической работоспособности.

Результаты определения уровня физического состояния по различным методикам представлены в табл. 1.

Как видно из представленной таблицы, количественное распределение обследуемых по уровням физического состояния значительно различается при применении различных методик определения физического состояния, как у женщин, так и у мужчин.
Так, при применении методики Апанасенко большинство женщин имеет УФС низкий и ниже среднего — 72,5%. Женщин с высоким уровнем не выявлено.
А при определении уровня физического состояния по Пирогову большинство женщин имеют высокий уровень; количество женщин с низким уровнем достоверно уменьшается в 7,8 раза, имеющих УФС ниже среднего — более, чем в 31 раз. Та же тенденция — у мужчин: при определении УФС по Пироговой в 10,3 раза увеличивается количество мужчин с высоким и выше среднего УФС, в 6,2 раза снижается количество мужчин с низким УФС и в 1,6 раза — с УФС ниже среднего по сравнению с результатами определения состояния по методике Апанасенко, р А В

Примечание: н — низкий, н. ср. — ниже среднего, ср — средний, в ср — выше среднего, в — высокий уровень; оч пл — очень плохое, пл -плохое, неуд — неудовлетворительное, уд — удовлетворительное, хор — хорошее, оч хор — очень хорошее состояние.

Проведенный корреляционный анализ подтвердил отсутствие значимых корреляционных связей между числовыми значениями результатов определения УФС по различным методикам, кроме наличия корреляции между УФС по Апанасенко и Душанину в группе некурящих без разделения на половые подгруппы, r = 0,45, р Здоровый интерес


    Убережет ли гимнастика от искривления позвоночника: развенчиваем мифы о сколиозе

Источник

Соматическое, физическое, психическое, нравственное, индивидуальное, популяционное и репродуктивное здоровье.

Определения понятия «здоровье» . Здоровье как целостное, динамическое, многоуровневое состояние.

Здоровье человека — это не только наличие или отсутствие у него болезней, а такое состояние индивида и среды его обитания, которое обеспечивает ему достижение чувства полноты жизни и максимально возможный для него вклад в человеческую культуру и цивилизацию.

Одной из фундаментальных проблем валеологии является отношение к понятию индивидуального здоровья. Системный подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблемы человека в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, формировании культуры здоровья в процессе индивидуального развития.

В настоящее время накоплено немало сведений по постнатальному онтогенезу, в частности, о целостности, дискретности и гетерохронности развития, об индивидуальности и типологии, о «критических периодах», однако в практической медицине, в педагогике, в физическом воспитании эти вопросы не нашли должного отражения, а большинство методических разработок ориентировано на среднестатистического человека.

Необходимо определить материальный (морфофункциональный и психофизиологический) субстрат и структуру индивидуального здоровья. Известно, что здоровье человека формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов, что должно находить отражение в методологических подходах к его изучению. Признание социальной сущности человека предполагает более глубокое изучение его естественного биологического бытия, закономерностей индивидуального развития, чтобы с помощью различных социальных мер способствовать реализации потенциальных возможностей, содержащихся и геноме.

Как видно из представленной таблицы (см. табл. 1), показатели, определяющие индивидуальное здоровье, имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно. В конечном итоге это дает суммарную величину уровня здоровья, динамика которой и позволяет судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека: о силе или слабости каждого из показателей индивидуального здоровья, об эффективности предпринимаемых оздоровительных мер применительно к каждому показателю.

Соматическое, физическое, психическое, нравственное, индивидуальное, популяционное и репродуктивное здоровье.

. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основусоматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Этапрограмма развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапахонтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека(формирование его соматического здоровья), а с другой стороны — обеспечивают индивидуализацию этогопроцесса.

2. Физическое здоровье — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма.Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей,органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровьясоставляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Этосостояние обусловливается потребностями биологического и социального характера и возможностями ихудовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основунормального психического здоровья человека.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационнойосновы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяетсистема ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан собщечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Этот компонент в значительной мере определяетсядуховностью человека, его знаниями и воспитанием.

Роль генотипа и фенотипической изменчивости в формировании показателей здоровья.

Фенотип каждого организма формируется под влиянием генотипа и условий среды. Генотип определяет норму реакции организма — границы изменчивости выражения признака под влиянием изменяющихся условий окружающей среды. Те различия, которые зависят только от условий среды, называются модификациями. Роль генотипа и определенных факторов среды в образовании разных признаков организма может быть очень различной. Есть такие признаки, которые в основном обусловлены генотипом. К ним относятся качественные признаки, такие как группы крови, форма ушей у свиней, окраска тела и др. В то же время на формирование целого ряда признаков, особенно хозяйственно полезных (удой, содержание жира и белка в молоке, живая масса и др.), во многом влияют условия внешней среды.

Организм человека – единое целое. Единство организма и среда.

Организм — это единое целое, в котором строение и функции всех клеток, тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение обмена веществ и функций любой клетки, ткани, органа и систем органов вызывает изменения обмена веществ других клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому обмен веществ и функции клеток, тканей и органов, изолированных из организма, отличаются от происходящих в организме. Следовательно, непосредственный перенос закономерностей изолированных частей организма на целый организм недопустим. Целому организму свойственны функции, отсутствующие в изолированных частях, напримерразмножение, приводящее к образованию новых организмов, поведение, мышление.

Единство организма и среды. Функции целостного организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует ее факторы для своего существования и развития. Основоположник отечественной физио­логии И. М. Сеченов в научное определение организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы регуляции физиологи­ческих процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодейст­вие и единство организма с окружающей средой.

Рост и развитие.

Рост— это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м ,см)

Развитие— это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Возрастная периодизация.

Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определениевозрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Период внутриутробного развития.

Период новорожденности (2—3 недели).

Период грудного возраста — до 1 года.

Преддошкольный, ясельный возраст — с 1 года до 3 лет.

Дошкольный возраст — с 3 до 7 лет.

Период отрочества, или младший школьный возраст, — с 7 до 12 лет.

Подростковый возраст — с 12 до 15 лет.

Старший школьный возраст — с 14 до 18 лет у девушек и с 15— 16 лет до 19—20 у юношей.

Зрительный анализатор.

Зрительный анализаторявляется важнейшим среди других, потому что дает человеку более 80% всей информации об окружающей среде.

Зрительная сенсорная система состоит из трех частей:

• периферической, содержащуюся рецепторным аппаратом сетчатки глаза (палочками и колбочками);

• проводниковой, состоящий из чувствительного правого и левого зрительного нерва, частичного перекреста нервных зрительных путей правого и левого глаза (хиазма), зрительного тракта, вносят много переключений, когда проходит через зрительные бугорки чотиригорбикового тела среднего мозга и таламус (латеральные коленчатые тела) промежуточного мозга и далее продолжается до коры головного мозга;

• центральной, находящийся в затылочных областях коры головного мозга и где именно расположены высшие зрительные центры.

Благодаря хиазмам зрительных путей от правого и левого глаза достигается эффект надежности зрительного анализатора, так как воспринимаемая глазами зрительная информация делится примерно поровну таким образом, что от правых половин обоих глаз она собирается в один зрительный тракт, который направляется в центр зрения левого полушария коры головного мозга, а от левых половин обоих глаз — в центр зрения правого полушария коры головного мозга .

Функцией зрительного анализатора является зрение, то бы то способность воспринимать свет, величину, взаимное расположение и расстояние между предметами с помощью органов зрения, каким является пара глаз.

Каждый глаз содержится в углублении (глазнице) черепа и имеет вспомогательный аппарат глаза и глазное яблоко.

Слуховой анализатор

В процессе эволюции у животных образовался сложный по структуре и функции слуховой анализатор. Слух — это способность животных воспринимать и анализировать звуковые волны.

К периферическому отделу слухового анализатора относятся: 1. Звукоулавливающий аппарат — наружное ухо, 2. Звукопередающий — среднее ухо, 3. Звуковоспринимающий аппарат — внутреннее ухо (улитка с кортиевым органом).

Слуховой анализатор человека является вторым по значимости анализатором, участвующим в обеспечении его познавательной деятельности и адаптивных реакций. Его особую роль связывают с членораздельной речью. Восприятие звуков считается основой членораздельной речи. При потере в раннем детстве слуха, исчезает и речевая способность. При этом сохраняется целостность артикуляционного аппарата. Слуховой анализатор раздражается при воспроизведении звуков. Его периферический (рецепторный) отдел превращает энергию волн звуков в энергию возбуждения нервов. Этот отдел представлен в виде рецепторных волосковых клеток органа Корти, которые находятся в улитке. — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/22600/sluhovoy-analizator

Фонорецепторы относятся к рецепторам механическим и, являясь вторичными, представлены в виде наружных и внутренних волосковых клеток. Человек обладает порядка 20000 наружными и 3500 внутренними волосковыми клетками. Внутренние клетки располагаются на главной мембране в среднем канале внутреннего уха. Слуховой анализатор имеет центральный отдел, представленный слуховой зоной коры. В эту область через нерв передается возбуждение. Слуховая зона представлена в виде точной проекции фонорецепторов улитки. Лежащие у ее основания рецепторы способны воспринимать высокие звуки. Этим рецепторам соответствует особый участок слуховой зоны коры. Другому участку соответствуют рецепторы в верхних отделах улитки, раздражающиеся при воспроизведении низких звуков. Между этими участками располагаются полосами нервные клетки. Каждая полоса способна воспринимать по октаве промежуточных тонов. — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/22600/sluhovoy-analizator Основная перепонка расположена во внутренней части канала улитки. Она включает в себя двадцать четыре тысячи упругих волоконец, на которых располагаются рецепторы слуха. Их количество равно количеству волоконец в основной перепонке. Верхушки этих клеток снабжены волосками. Покровная перепонка свисает над ними. Эта перепонка способна касаться волосковых клеток. Окончания нерва подходят к фонорецепторам. Восприятие звуковых колебаний осуществляется при помощи ушной раковины. Колебания проходят по наружному проходу и, достигая барабанной перепонки, заставляют ее двигаться. В целях поддержания давления внутри среднего уха такого же, как атмосферное давление, есть евстахиева труба. Это, в свою очередь, исключает искажения звуков барабанной перепонкой. Передача движений барабанной перепонки осуществляется к перепонке в окне преддверия и слуховым косточкам. Движения перепонки окна преддверия провоцируют колебания жидкости в улитке, что, в свою очередь, провоцирует возникновение колебаний волоконец основной мембраны. При восприятии различных звуков происходит колебание в определенных группах волоконец. При их движениях происходит соприкосновение покровной перепонки и волосковых клеток. Такое строение слухового анализатора дает возможность анализировать звуковые раздражители по силе, высоте и характеру звука. Звуковое восприятие играет важную роль в процессе ориентировки в конкретной обстановке или окружающем человека пространстве. Слуховой анализатор позволяет различать огромное количество словосочетаний и слов. Таким образом, происходит общение с другими людьми. Кроме того, человек способен различать звук или шум на значительном расстоянии. Так слуховой анализатор, воспринявший шум поезда, например, заставляет отойти подальше от края платформы. В другом случае, восприняв звук шагов, возникших за спиной, человек настораживается и оборачивается. Воспринятая при помощи органов слуха музыка, помогает танцовщикам овладевать ритмом и темпом движений. При этом происходит взаимодействие слухового и двигательного анализаторов. Яндекс.Директ — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/22600/sluhovoy-analizator

Причины детской нервности

В нервной системе детей первых лет жизни возникшее возбуждение легко иррадиирует, приводя к общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение приводит к торможению. По мере образования новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятельности действие чрезмерных раздражителей все сильнее сказывается на поведении ребенка. При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит; при возбудимом типе — недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.

Следовательно, ребенок может унаследовать от родителей слабый или возбудимый тип нервной системы, а тем самым ее неустойчивость, легко приводящую к нервности. Нередко предрасположение к нервности бывает врожденным, т. е. возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки и вообще нарушала нормальный образ жизни. В таких случаях признаки нервности часто проявляются уже в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно, часто просыпается.

О приобретенной нервности говорят в тех случаях, когда причины, ее породившие, действовали на ребенка после его рождения. Такой причиной может быть все, что ослабляет, истощает организм ребенка, особенно его нервную систему, как, например, родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального режима, недостаточный сон, различные заболевания, в особенности протекающие хронически, т. е. длительно.

Часто ребенок становится нервным по вине окружающих людей. Ребенок замечает и по-своему переживает все, что совершается вокруг него. К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести часто повторяющаяся шумная обстановка, семейные споры, грубые перебранки. Ребенок тяжело переживает резкое, несправедливое или неровное отношение к нему, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, частые замечания и запрещения, подавление инициативы. Частые телевизионные передачи, посещения театра и кино, сильно возбуждая нервную систему, также могут способствовать развитию нервности.

Стресс и адаптация

Стресс (стресс и адаптация) — это неспецифическая реакция организма человека на сильный раздражитель. Физиологические понятия «стресс и адаптация» обозначают ответные реакции организма на необычные воздействия внешней среды (природной и социальной). При этом стресс является способом экстренного уравновешивания организма к необычным условиям за счет мобилизации функциональных резервов, а адаптация — механизмом долговременного уравновешивания (приспособления) организма, в процессе которого увеличивается мощность саморегуляции отдельных систем.

Адаптация(стресс и адаптация) — состояние уравновешивания организма к необычным условиям, как природным, так и профессиональным.

При длительном воздействии необычных факторов среды в организме, развиваются морфофункциональные адаптационные перестройки, направленные на уравновешивание организма в этих условиях. Сущность адаптации сводится к увеличению скорости транскрипции РНК на структурных генах ДНК в ядрах клеток, лимитирующих приспособление. Количественный рост ведет к качественным изменениям. Увеличение интенсивности функционирования структур является пусковым механизмом активации генетического аппарата клетки и активации синтезе белков и увеличения массы клеточных структур, а снижение интенсивности функционирования дает обратный процесс. Генетические и морфофункциональные перестройки при адаптации получили наименование — «концепция структурно-функционального следа».

Неврозы у детей

Неврозы – психогенные заболевания, представляющие собой реакцию личности на психическую травму (острую, внезапную или длительную психотравмирующую ситуацию).

Что провоцирует / Причины Неврозов у детей:

Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей, и окружающих, физические и эмоциональные перегрузки, недосыпание, ошибки в воспитание.

Эпилепсия

Эпилепсия – это хроническое заболевание головного мозга, основным проявлением которого являются спонтанные, кратковременные, редко возникающие эпилептические приступы. Эпилепсия – одно из самых распространенных неврологических заболеваний. У каждого сотого человека на Земле бывают эпилептические приступы.

Чаще всего эпилепсия носит врожденный характер, поэтому первые приступы появляются в детском (5-10 лет) и подростковом (12-18 лет) возрасте. В таком случае повреждения вещества мозга не определяются, изменена только электрическая активность нервных клеток, и понижен порог возбудимости головного мозга. Такая эпилепсия называется первичной (идиопатической), течет доброкачественно, хорошо поддается лечению, и с возрастом пациент может полностью отказаться от приема таблеток.

Другой тип эпилепсии – вторичный (симптоматический), он развивается после повреждения структуры головного мозга или нарушения обмена веществ в нем – в результате целого ряда патологических влияний (недоразвитие структур мозга, черепно-мозговые травмы, инфекции, инсульты, опухоли, алкогольная и наркологическая зависимость и др.). Такие формы эпилепсии могут развиваться в любом возрасте и труднее поддаются излечению. Но иногда возможно полное излечение, если удаётся справиться с основным заболеванием.

Отказ от вредных привычек

Вредные привычки разрушают здоровье и жизнь человека и мешают ему добиваться исполнения ваших желаний. Они лишают здоровья не только физического, но и психического, тратят время и энергию, которых и так не слишком много.

Влияние вредных привычек

Основные причины появления вредных привычек в нашей жизни – стресс и скука. А основная причина появления стресса и скуки в нашей жизни – неумение с этой жизнью обращаться. Речь не только об алкоголе и курении; кусать ногти, спускать огромные суммы в магазинах, сутками сидеть в интернете — все те же способы немного уменьшить пустоту и тревогу, которые мы испытываем, когда понимаем, что не справляемся с собственной жизнью.

Однако все мы понимаем, что проблем от этого становится только больше. Мы предлагаем новые, здоровые способы борьбы со стрессом, а заодно и с вредными привычками. Конечно, стресс и другие психологические сложности зачастую имеют глубокие причины, но мы уверены, что отказ от вредных привычек сделает жизнь легче и освободит ресурсы для решения более важных проблем.

Определения понятия «здоровье» . Здоровье как целостное, динамическое, многоуровневое состояние.

Здоровье человека — это не только наличие или отсутствие у него болезней, а такое состояние индивида и среды его обитания, которое обеспечивает ему достижение чувства полноты жизни и максимально возможный для него вклад в человеческую культуру и цивилизацию.

Одной из фундаментальных проблем валеологии является отношение к понятию индивидуального здоровья. Системный подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблемы человека в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, формировании культуры здоровья в процессе индивидуального развития.

В настоящее время накоплено немало сведений по постнатальному онтогенезу, в частности, о целостности, дискретности и гетерохронности развития, об индивидуальности и типологии, о «критических периодах», однако в практической медицине, в педагогике, в физическом воспитании эти вопросы не нашли должного отражения, а большинство методических разработок ориентировано на среднестатистического человека.

Необходимо определить материальный (морфофункциональный и психофизиологический) субстрат и структуру индивидуального здоровья. Известно, что здоровье человека формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов, что должно находить отражение в методологических подходах к его изучению. Признание социальной сущности человека предполагает более глубокое изучение его естественного биологического бытия, закономерностей индивидуального развития, чтобы с помощью различных социальных мер способствовать реализации потенциальных возможностей, содержащихся и геноме.

Как видно из представленной таблицы (см. табл. 1), показатели, определяющие индивидуальное здоровье, имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно. В конечном итоге это дает суммарную величину уровня здоровья, динамика которой и позволяет судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека: о силе или слабости каждого из показателей индивидуального здоровья, об эффективности предпринимаемых оздоровительных мер применительно к каждому показателю.

соматическое, физическое, психическое, нравственное, индивидуальное, популяционное и репродуктивное здоровье.

. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основусоматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Этапрограмма развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапахонтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека(формирование его соматического здоровья), а с другой стороны — обеспечивают индивидуализацию этогопроцесса.

2. Физическое здоровье — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма.Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей,органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровьясоставляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Этосостояние обусловливается потребностями биологического и социального характера и возможностями ихудовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основунормального психического здоровья человека.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационнойосновы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяетсистема ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан собщечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Этот компонент в значительной мере определяетсядуховностью человека, его знаниями и воспитанием.

Источник

Читайте также:  Основным физическим качествам обеспечивающим высокий уровень здоровья относятся
Adblock
detector