Меню

Сохраняем здоровье ребенка с детства

Статья «Как сохранить здоровья дошкольникам»
статья

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, в том числе и валеологической культуры.

Скачать:

Вложение Размер
publikatsiya_v_mmts.docx 217.38 КБ

Предварительный просмотр:

Крушельницкая Татьяна Николаевна старший воспитатель Образование высшее.

Высшая квалификационная категория. Стаж работы 34 года.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» города, Когалыма ХМАО-Югра.

Одним из важнейших показателей здоровья детского организма является его естественная подвижность.

В статье рассматриваются проблемы оздоровления детей дошкольного возраста. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них навыки здорового образа жизни на ранних этапах развития. Целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей приносит свои результаты.

Статья «Как сохранить здоровья дошкольникам»

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, в том числе и валеологической культуры.

Пожалуй, никто из родителей, педагогов не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей дошкольного возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения. До 3-летнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своего развития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике возникает переплетение образно-словесных ассоциаций (ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), в котором слово «больно» связано с чем-то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» — с чем-то радостным, хорошим. Поэтому именно в этом возрасте взрослые должны препятствовать формированию нежелательных для развития психики ребенка образно-словесных ассоциаций. Сформировавшийся соответствующий отрицательный рефлекс служит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а в дальнейшем и к своему здоровью.

Большую роль играет оценка взрослых. Ребенок, воспринимая оценку, дальше использует как критерии определения своего собственного мнения, своих собственных действий, связанных со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активно перекармливает ребенка, приговаривая: «Ешь побольше, здоровым будешь!» В этом случае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. С. Я. Рубинштейн в книге «О воспитании привычек у детей» приводит некоторые возрастные нормы. Так, в возрасте 3—4 лет ребенок должен не только уметь сам раздеваться, но и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место свою обувь. И если ребенок не научился это делать, значит, он отстает от своих сверстников.

Поэтому мы взрослые способны воздействовать на ребенка дошкольного возраста средствами игры, беседы, чтением интересной познавательной литературы, своим личным примером. Формирование у детей навыков безопасного отношения к своему здоровью воспитывает положительные привычки (чистить зубы, мыть руки мылом, делать утреннюю зарядку и т. д.);

Помните, что наши физические недостатки, наше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка;

Вопрос здоровья детей стоит очень остро в условиях Крайнего Севера. В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного образовательного учреждения детского сада «Золушка» образовательная область «Физическое развитие» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

— воспитание культурно–гигиенических навыков;

-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Недостаток физических нагрузок, закаливания, правильного питания в детском возрасте ведет к ослабленности детей. Детское здоровье на сегодняшний день одна из самых больших тревог детских специалистов.

От чего же наши дети так часто болеют? Почему они такие ослабленные?

Статистика утверждает, что на 25% от наследственных факторов, на 15% от условий внешней среды, т. е, экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. Приоритетных направлений работы детского сада «Золушка» является приобщение детей к здоровому образу жизни. Проблема оздоровления детей в нашем образовательном учреждении это работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная деятельность всего педагогического коллектива и, конечно, родителей. Задача наших воспитателей – сформировать у дошкольника представления о значении двигательной активности в жизни человека; умение использовать накопленный опыт в жизни. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Чтобы быть здоровым и долго жить необходимо, прежде всего, научить детей с детства следить за своим здоровьем. Ведь то, что не воспитали в детстве, трудно наверстать. Считаю, что особое внимание нужно уделять физическому развитию дошкольников, а именно двигательной активности. Ведь это биологическая потребность ребенка, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего с феноменом, увеличения роста и развития современных детей, и ранних чрезмерных нагрузок. Двигательный дефицит у детей может приводить к выраженным функциональным нарушениям. Происходит отчетливое снижение общей устойчивости детского организма к простудным факторам. Наблюдаются отставание моторики (снижения силы, быстроты, ловкости). Поэтому средствами физической культуры, здоросберегающими технологиями мы должны оказывать положительное влияние на организм не только здоровых детей, но особенно важное значение они имеют для ослабленных детей, для того чтоб сформировать у дошкольника ЗОЖ. Педагоги с детьми организовывают различные виды деятельности. Ведь только ненавяще используя игровую деятельность, давая ребенку знания о своем здоровье, он сможет принять правильно эту информацию. Такие методы и приемы как: беседы, НОД, рассматривание картин, игры, соревнования, сюжетно-ролевые игры дают свои результаты.

Проводя мониторинг в начале года мы, отметили, что только 35% детей имеют средний уровень физического и психического развития, 50% — часто болеющие дети — это дети, со слабым иммунитет, которые часто подвергаются простудным заболеваниям; 7% — это дети с небольшие психические расстройства; 8% — дети – гиперактивные. Проанализировав мониторинг мы пришли к выводу о необходимости планирования годовой задачи по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологи используются нашим детским садом такие как: сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, гимнастика для глаз, музыкотерапия, динамические паузы и часы, и другие формы.

Хочется подробнее остановиться на тех формах, которые на сегодняшний день «прижились» в нашем детском саду.

Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей.

Дыхательные упражнения особая технология, где педагоги используют в оздоровительной работе с детьми. Данная технология имеет оздоровительную направленность. Выполняя физические упражнения детскому организму необходимо больше кислорода. Но получить мы можем только при увеличении дыхательных циклов в минуту и увеличения глубины дыхания. Для детей часто болеющих правильное дыхание является залогом здоровья.

Правильное дыхание укрепляет нервную, сердечнососудистой систему, стимулирует работу головного мозга, способствует умению управлять поведением.
Процессом дыхания можно и нужно научиться управлять.
Значение дыхательных упражнений.

Д ыхание носом способствует очищению, увлажнению, согревания воздуха в носовых ходах;

  • Умение восстановить правильное дыхания через нос препятствует разрастанию аденоидов, способствует улучшению местного кровообращения,
  • носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом способствует расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению гладкой мускулатуры бронхов;
  • правильное глубокое носовое дыхание способствует регуляции мозгового кровообращения.

Технология Б. С. Толкачёвой — это дыхательные упражнения, которые мы широко используем в своей работе. Педагоги изучили методику проведения дыхательных упражнений и проводят с часто болеющими детьми. Дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельниковой – эти упражнения рекомендовано проводить с детьми болеющими бронхитом. А также используем игровые дыхательные упражнения: «Дудочка», «Колобки», «Рычание », «Волк и семеро козлят» и другие.

Психогимнастика для дошкольников.
Психогимнастика – это специальные занятия,
направленных на коррекцию различных сторон психики ребёнка.

Цель психогимнастики – сохранение детского психического здоровья, и предотвращение расстройств психики.
Задачи психогимнастики.

Сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Учить распознавать эмоции и управлять ими.

Детский сад «Золушка» использует психогимнастику М. А. Чистяковой в непосредственно образовательной деятельности, в ролевых играх, в театрализованных этюдах, зачастую в сочетании с музыкатерапией. Правильно подобранная музыка с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет дошкольников, снимает напряжение и раздражительность, мышечную боль. Системное, использованию психогимнастики позволяет детям учиться общаться друг с другом, приобретать уверенность, не бояться окружающего мира.

Особое место в нашем детском саду занимает сказкатерапия .
Сказки…Почему их так любят дети и взрослые? Сказки зовут нас в путешествие со своими героями, которые встречаются с опасностями и успешно их преодолевают, находят верных друзей, учат не пасовать перед трудностями. Подбирая сказку, мы можем решить любую проблемную ситуацию.

Сказка имеет большое психологическое значение для детей. Детское осознание наделяет животных, игрушки определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Занятия сказкатерапии помогают взрослым понять, что привлекает ребёнка в сюжете этой сказки, кто из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку? Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. Ребенок хочет стать таким же смелым, решительным, находчивым. Предлагаемая деятельность приглашает воспитанников поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудных ситуаций. Некоторые старые, всем знакомые сказки ребята проигрывают на новый лад, переживают новые приключения любимых героев. Хорошо знакомый прием в работе с детьми это – совместное сочинение сказок со взрослыми «Давайте сочиним сказку». Интересные сказки педагоги стали записывать, что в дальнейшем, повлекло появление и создания альбома «Давайте сочиним сказку». В создании данного сборника сказок не остались в стороне и родители. Они с удовольствием помогали нам. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня, мы добились следующих результатов: 65% детей имеют средний уровень физического развития, заболеваемость сократилась на 10%, а самое главное улучшилась психологическая атмосфера в детских коллективах.

Чтобы получить положительный результат мы тесно сотрудничаем с родителями. В работе с родителями педагоги в детском саду используем как традиционные, так и не традиционные формы работы. Это беседы и консультации, рекомендации медперсонала, круглые столы, квесты, праздники по технологиям здоровьесбережения, мини-библиотеки по теме «Родительский всеобуч», видеофильмы по данной тематике. Работа ДОУ по приобщению дошкольников к ЗОЖ повышает престиж нашего детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду

2.Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» г.Москва«Сфера»,

3.Доскин В.А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка» г.Москва 2006г

4.Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист. – 2007

Источник

Консультация для родителей «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»

Наталья Бигонь
Консультация для родителей «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»

Цель: формирование здоровья детей дошкольного возраста.

Ход консультации:

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой.Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух«. Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным для формирования полезных привычек является дошкольный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Многие практикуют сами, для поддержания здоровья простые известные всем правила. Известные еще из глубокого детства: «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»… Только не все помнят а многие недооценивают волшебные свойства.

Так как они тоже выглядят простыми и очень обычными – это постоянство и систематичность.

10 заповедей здоровой жизни:

Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное полноценное питание. В организации питания Вашего ребенка постарайтесь придерживаться простых,но очень важных правил:

— питание по режиму – выработайте у ребенка привычку есть в строго определенные часы;

— для приготовления пищи используйте только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок;

— включайте в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты, особенно в весенний период;

— важно,чтобы питание было хорошо сбалансировано: в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов;

— ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи;

— аппетит ребенка зачастую зависит от внешнего вида еды. Малыш будет есть с большим удовольствием, если Вы творчески оформите блюдо, создавая из продуктов какие-либо узнаваемые им фигурки.

Важно помнить, что иногда дети хотят в рацион ту или иную еду потому, что в этом есть потребность их организма.

Прислушивайтесь к потребностям ребенка!

2. Регламентируем нагрузки!

Живем под девизом: «Делу – время, потехе — час».

Внимательно следим за поведением ребенка. При этом необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок.

При первых признаках этих проявлений следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения. При первой возможности дать ребенку возможность отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.

Внимание!Даже превышение эмоционально положительных нагрузок: увлекательные игры, радостное общение может привести к перегрузкам и, как следствие, к неблагополучным результатам. Если мы, взрослые, вовремя не примем меры и не прекратим или не снизим нагрузки на ребенка, за этим состоянием может последовать истощение, недомогание, истерика, а затем и болезнь.

3. Свежий воздух!

Он просто необходим детскому развивающемуся мозгу!

Недостаток кислорода приводит к значительному снижению деятельности. В непроветренном, душном помещении ребенок не может находиться в активном, бодром состоянии, а тем более выполнять какие-либо задания, требующие сосредоточения внимания.

Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости и истощаемости.

Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на открытом свежем воздухе и в проветренном помещении:

— обязательно во время сна;

— обязательна двигательная активность на свежем воздухе – минимум 2 часа в день.

Помните, для нормального функционирования детский мозг нуждается

в большом количестве кислорода.

4. Двигательная активность!

Движение — это естественное состояние ребенка.

Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого – детская площадка, парк, т. к. они сочетает два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.

«Интересно во дворе развеселой детворе:

Прокатились детки с горки и берутся за ведерки,

И к песочнице бегут, и куличики пекут.

А куличики поспели, детки сели на качели…»

Пусть ваш ребенок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры,

бегает, прыгает, лазает, плавает…. Это очень важно для полноценной

деятельности мозга, а, следовательно, и всего организма ребенка!

5. Физическая культура!

Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер. Они способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.

Арсенал видов физической культуры очень широк: это

— Утренняя зарядка –желательно с растяжками и прыжками:

Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился ребенку,

чтоб он занимался этим с удовольствием.

6. Водные процедуры!

О важном значении водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом.

Они очень полезны для здоровья, хорошего самочувствия, прекрасного настроения.

Вы можете выбрать любой,подходящий для вашего ребенка вид водных процедур или же чередовать разные виды:

— обливания утром после сна и вечером перед сном 1-2 небольшими ведрами теплой, прохладной или холодной воды;

— контрастный душ, контрастные ванны для рук и ног (3-7 контрастов, начиная с теплой или горячей и заканчивая холодной, продолжительность теплого или горячего в 2 раза длиннее, чем холодного) ;

— обтирания мокрым полотенцем.

7. Теплый, доброжелательный психологический климат в семье

Обстановка, в которой воспитывается ребенок, психологический климат в семье имеет огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он «впитывает» в себя все позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком.

И наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где присутствует агрессия, раздражение, злость, тревожность, страх, он «заражается» этими негативными эмоциями и чувствами, что приводит к различного рода расстройствам его здоровья и, следовательно, к задержке в развитии.

«Прикоснись ко мне добротой,

Как целебной живой водой, —

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой».

Никогда не отказывайте ребенку в общении!

Установить в семье запрет на:

— бурные негативные (и даже позитивные) эмоции, особенно вечером, перед сном;

Позитивно общаясь с ребенком, вы заряжаете его энергией.

Наш негатив (крик, раздражение) разрушает неокрепшую психику ребенка, дезориентирует его.

А следовательно, ослабляет его возможности и конечном счете здоровье.

8.Простые приемы массажа и самомассажа:

Рук, ступней, ушных раковин, лица, биологически активных точек тела.

Дети – творцы. Взрослым необходимо только создать условия для их творческой активности.

В творчестве ребенок может выразить себя: свои мысли, чувства, эмоции. Он может создать свой мир по своим законам, почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от них. Через творчество ребенок постигает прекрасное, гармонию мира.

Помогите ребенку увидеть прекрасное в мире, помогите ему «влюбиться в

красоту» и поддержите его желание созидать.

Для этого подходят различные виды деятельности:

— лепка (из пластилина, глины, теста) ;

— слушание классической и детской музыки и звуков природы;

— занятия музыкой и пением;

— занятия танцами, артистической деятельностью.

Все это и многое другое дает возможность эмоционального выражения,

учит ребенка любить труд, гордиться собой.

10. Соблюдаем режим дня!

Очень важно приучить ребенка просыпаться и засыпать, кушать, играть, гулять, трудиться в одно и то же время.

Уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание – не позднее 21.00-22.00, минимальная длительность сна – 8-10 часов) ;

Регламентировать просмотр телепередач как по времени (не более 40 мин. – 1 часа, так и по содержанию – вечером избегать возбуждающей тематики) .

Это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости.

Это учит ребенка распределять и сохранять физические

и психические силы в течение дня.

Это делает его более спокойным и позитивным.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

Поддержание здорового образа жизни — вещь не такая уж и сложная. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Так будьте здоровыи всегда помните слова Сократа:

Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.

«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Консультация «10 заповедей для родителей» Януш Корчак, замечательный польский педагог, сформулировал 10 заповедей для родителей,которые будут актуальны,как мне кажется всегда: 1. Не.

Консультация для родителей «Берегите природу с детства» 5 июня. Всемирный день окружающей среды «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе».

Консультация для родителей «Колыбельные песни — поэзия раннего детства» Консультация для родителей «Колыбельные песни- поэзия раннего детства»Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельные песни –.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства» Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И первый, кто его встречает – мама, её это забота и внимание. С первых дней ребёнок.

Консультация для родителей «Ребёнок и его здоровье» Сегодня уделяется большое внимание здоровью детей, тем технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Консультация для родителей «Старые добрые игры нашего детства» Уважаемые родители, вы замечаете, во что сейчас играют ваши дети? Не секрет, что дети всё чаще стали проводить много времени, сидя за.

Консультация для родителей «Воспитываем патриотов с детства» Консультация для родителей: «Воспитываем патриотов с детства». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.

Источник

Читайте также:  Эмблема ко дню здоровья рисунки
Adblock
detector