Меню

Сохранить здоровье ребенка школе

Как сохранить здоровье ребенка в школе и дома.
статья (5 класс)

При всей нашей любви и заботе о здоровье детей, мы не можем полностью оградить их от контакта с микробами. Особенно актуальна эта проблема для школьников. Родители должны воспитывать детей в духе уважения и любви к своему здоровью

Скачать:

Вложение Размер
Здоровье ребенка в школе и дома: как его сохранить? 41 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье ребенка в школе и дома: как его сохранить?

При всей нашей любви к детям и заботе об их здоровье, мы не можем полностью оградить их от контакта с микробами. Особенно актуальна эта проблема для школьников .

Ведь школа с ее обилием тесно контактирующих между собой детей является основным очагом большинства простудных и инфекционных заболеваний, которыми в течение учебного года «благополучно» заражаются и болеют наши дети. Поэтому вопрос здоровья детей в школе остается актуальным и первостепенным уже не один год.

Почему дети так часто болеют в школе ? Каковы основные причины их болезней? Как сохранить здоровье ребенка в школе? Как оградить его от наиболее частых школьных заболеваний? На все эти вопросы дает ответ женский сайт sympaty.net.

Ни закаливанием, ни зарядкой, ни здоровым образом жизни нельзя предотвратить детские хвори на все сто процентов. Каждый ребенок встречается в своей жизни (особенно в школе) с огромным количеством микробов. И до тех пор, пока к большинству из них в организме малыша не будет выработан иммунитет , инфекционные болезни, увы, — неизбежность.

Но и тогда всегда остается большая вероятность того, что найдется тот микроб, защиты к которому у ребенка нет. Поэтому дети так часто болеют.

Наиболее частые инфекции, поражающие школьников

  • ОРЗ,
  • грипп,
  • стрептококковая ангина,
  • ветрянка,
  • краснуха,
  • педикулез ( особенно в начальной школе ),
  • конъюнктивит.

Общий жизненный тонус ребенка, а также общий уровень его здоровья во многом определяются уровнем энергозатрат организма и нагрузкой на все его основные системы. А ведь обычный ребенок в школе большую часть времени находится в состоянии стресса (невропатологи утверждают, что двойка, поставленная ручкой красного цвета, эквивалентна сердечному приступу!). Он испытывает колоссальную нагрузку на нервную систему и на организм в целом.

Ежедневные стрессы, связанные с плохими отметками, заданиями на дом, контрольными, опросами и зачастую с неподготовленностью к школе (у первоклашек) вызывают неврозы, переутомления, проблемы с позвоночником, близорукость, гастрит, хронические респираторные заболевания. Этот список можно продолжать еще очень долго.

Так почему многие родители делают основной упор на учебу, забывая о здоровье ребенка? И разве малыш, замученный постоянными болезнями ( насморк, головная боль, головокружение и т.д. ) и не умеющий бороться с недугами, может учиться на «отлично»?

А ведь здоровье – это не просто отсутствие болезней , это — состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Основные причины школьных болезней

  • несоответствие школьных программ возрастным и функциональным особенностям детей;
  • несоблюдение элементарных гигиенических требований;
  • чрезмерная интенсификация (ускоренный темп и увеличенный объем нагрузки) учебного процесса;
  • неоправданно ранний старт дошкольного образования (систематического);
  • недостаточная осведомленность учителей в вопросах охраны здоровья детей;
  • недостаточная грамотность родителей в таких важных вопросах, как формирование, сохранение и укрепление здоровья детей.

Как сохранить здоровье ребенка в школе

Да, мы не можем спрятать своего ребенка от вредных бактерий, но мы можем научить его избегать по мере возможности контакта с ними!

И для этого нужно всего-ничего :

  1. Полноценный 9-ти часовой сон может сотворить чудеса и сделать иммунитет ребенка крепким и стойким. Малыши с постоянным дефицитом сна чаще болеют, хуже развиваются физически и умственно, чаще имеют неблагоприятные реакции на прививки. А все из-за телевизора и компьютера, поставленных в их спальнях! Подумайте над этим.
  2. Здоровое питание . Кормите свое чадо полноценным здоровым завтраком, если хотите, чтобы он хорошо учился, был активным на уроках, более внимательным в выполнении различных заданий и даже более послушным Не нужно недооценивать завтраки! Ведь витамины , усвоенные вместе с ними, стимулируют иммунитет ребенка и значительно повышают его сопротивляемость простудным заболеваниям.
  3. Гигиена. Банальное мытье рук, полоскание ротовой и носовой полости помогут избавиться от вредоносных бактерий. Но делать все это нужно правильно : чтобы тщательно вымыть руки, следует намыливать их мылом не меньше 20-30 секунд. Научите своего ребенка мыть руки с мылом после улицы, перед едой, после каждого пользования туалетом. Обеспечьте его влажными антибактериальными салфетками ( благо цивилизации ), чтобы он мог протереть ими руки в школе при необходимости.
  4. Занятия физкультурой. Все без исключения понимают, как важно заниматься спортом, делать зарядку, вести активный образ жизни и закаливать свой организм, но ведь делать это так лень. Как итог — малоподвижный образ жизни постепенно становится нормой существования для детей и взрослых. И даже если ребенок в силу своей активности двигается достаточно много, его движения однообразны и вовлекают не все группы мышц. В результате: проблемы со здоровьем, стойкие трудности в учебе (проблема концентрации внимания и памяти, проблема запоминания материала и усидчивости на уроках, боязнь ответа у доски и т.д.). А ведь ребенку достаточно всего 10 минут активно подвигаться (зарядка, танцы, бег), чтобы результат не заставил себя ждать. Сделайте упражнения вместе с ним, помогайте ему и одобряйте – для него это важно.
  5. Ранец. Забитый до отказа учебниками и тетрадями портфель заставляет страдать в первую очередь позвоночник школьника. Запомните, вес ранца должен быть не больше 15-20% веса ребенка. Т.е. если школьник весит 30 кг, то его портфель должен быть не тяжелее 5-6 кг.

Все это вкупе с прививками, комплексами витаминов, своевременными посещениями врачей-специалистов (окулист, педиатр, хирург и т.д.), постоянным тесным контактом со школой (медсестра, психолог, классный руководитель) сохранит здоровье ребенка в школе надолго.

И самое главное: воспитывайте своего ребенка в духе любви и уважения к своему здоровью, подавайте ему достойный пример.

Источник

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.

Скачать:

Вложение Размер
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).

Источник

Читайте также:  Репродуктивное здоровье лекция для детей
Adblock
detector