Меню

Сохранить здоровье детей с овз

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал

Данное выступление можно использовать на метод.объединении.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_seminare.docx 19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Куликова С.Е. учитель

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Личная культура здоровья- это часть культуры личности, включающая в себя сформированное ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивы к сохранению и укреплению здоровья, потребность быть здоровым, используя для сохранения и укрепления здоровья, накопленные обществом знания и оздоровительные практики.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания.

Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% детей относится к числу здоровых, 40%- к группе риска, а 50% имеют патологию развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, отличаются от своих сверстников по показателям психического и физического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость

И истощаемость нервных процессов, и т.д. Поэтому так необходим комплексный подход организации здоровье сберегающего пространства для детей с ОВЗ.

Обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:

— создание здоровье сберегающей инфраструктуры;

— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

— эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

— реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает :

— соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам , нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;

— наличие и необходимое оснащение помещение для питания воспитанников, а так же для хранения и приготовления пищи;

— организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

— оснащенность комнат, коридоров, игровых комнат;

— наличие помещений для медицинского персонала;

— наличие необходимого (В расчете на количество воспитанников)квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физкультуры, тренера, психолога, воспитателей).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников , направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления.

Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;

— введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;

— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

— ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ОВЗ, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.

Эффективная организация оздоровительной работы , направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:

— полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т.п.);

— организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

— регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий ( дней здоровья, соревнований, походов).

Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Для детей с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:

Изменение сроков сдачи , формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план ребенка. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды детей с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с педагогами, особенно с «сопровождающим» ребенка тьютором. Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.

Следует знать об этом и следить, чтобы права детей с ОВЗ соблюдались во всех образовательных учреждениях.

Источник

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ.
статья по физкультуре

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
sozdanie_usloviy_dlya_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_i_formirovaniya_zozh_dlya_detey_s_ovz.docx 19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ для детей с ОВЗ.

Неотъемлемой частью для сохранения и формирования здоровья в школе является физическое воспитание. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечнососудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

Следует отметить, что среди учащихся школы имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обуславливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода.

Учитель физкультуры может успешно решить стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контексте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.

Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.

Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами создания условий для сохранения и формирования здоровья в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
  • Формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
  • Коррекция нарушений развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
  • Формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
  • Воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
  • Содействие военно-патриотической подготовке.

Направления работы в школе по созданию условий для сохранения и формирования здоровья:

  • Педагогика здоровья. Цель: пропаганда здорового образа жизни и обучения навыкам ЗОЖ;
  • Оздоровительные и профилактические мероприятия. Цель: Профилактика заболеваний, принятия необходимых мер, предотвращающих ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья (последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы);
  • Профилактика употребления психоактивных веществ. Цель: формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других ПАВ, создание условий для открытого доверительного общения;
  • Физическое воспитание – традиционная форма работы школы;
  • Создание комфортной предметно-пространственной среды.
  • В школе неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения, Сан Пин.
  • Создана модель здоровьесберегающих технологий обучения школьников. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно оптимальная плотность урока, рациональное чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции. Проводится диагностика состояния здоровья детей.
  • В спортивном зале школы регулярно проводятся спортивные соревнования и тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал.
  • Тренировочная база и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня.
  • Здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровьесберегающей основе);
  • Активизация физической деятельности, создание санитарно-гигиенических норм и правил;
  • Пропаганда здорового образа жизни.

На каждом уроке и во внеурочной деятельности уделяются большое внимание сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Источник

Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ (опыт работы)
статья по коррекционной педагогике на тему

Основная цель деятельности современного педагога — психолога ДОУ — это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий , способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого воспитанника дошкольного учреждения. Опыт работы основан на выполнении требований ФГОС ДО.

Ключевые слова: реализация ФГОС ДО, психическое и психологическое здоровье детей, предметно-пространственная среда, психологический комфорт, эмоциональное благополучие.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_detey_s_ovz_opyt_raboty.docx 55.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»

по сохранению и укреплению

психологического здоровья детей с ОВЗ»

Педагог – психолог Радионова Е.И.

г. Биробиджан, 2018г

Основная цель деятельности современного педагога-психолога ДОУ – это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий, способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.

В опыте работы отмечается, что построение коррекционно — развивающей деятельности с детьми с учетом требований ФГОС ДО повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования.

Ключевые слова: реализации ФГОС ДО, психическое и психологическое здоровье детей, развивающая среда, территория психологической безопасности и комфорта, создание оптимальных условий, психологический комфорт, формы работы, мониторинговое обследование.

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема здоровья подрастающего поколения — создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 предъявляет требования к условиям, которые необходимы для создания социальной ситуации развития детей, способствующей обеспечению эмоционального благополучия соответственно специфике дошкольного возраста [п. 3.2.5.].

На сегодняшний день, соответственно требованиям ФГОС ДО, главная цель психологической службы Д0У это:

-создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе дошкольного образовательного учреждения.

Следует разграничивать термины: «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

Для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Заботой медицинских работников здесь является избавление от патологических факторов.

Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Он связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. И направление действий педагогов-психологов идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации ребенка к социуму.

В своей практике, в соответствии с принятой классификацией, я выделяю несколько уровней психологического здоровья детей. Эти уровни условные, но необходимы для организации практической работы с детьми, и позволяют дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются и не требуют психологическую помощь. Это высокий креативный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья
  • Ко второму адаптивному уровню относится большинство детей. Эта группа довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья. Дети адаптированы к социуму, но нуждаются в целенаправленной психопрофилактической помощи с использованием групповой работы.
  • К третьему — низкому уровню психологического здоровья относятся дети, которые требуют индивидуальную психологическую помощь

Основное направление опыта уделено сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения, обращено внимание на взаимосвязь всех участников образовательного процесса.

Соответственно специфике дошкольного учреждения основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая педагогами и родителями, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Очень важно сохранять эмоциональное психологическое здоровье детей с ОВЗ именно в дошкольном учреждении, потому что ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов. Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов педагога— это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Собственную активность ребёнка обеспечивает комфортность предметно-развивающей среды.

В Стандарте зафиксированы критерии к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть [ФГОС ДО3.3.4.]:

Предметно – пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Рассматривание вопроса по созданию и обогащению предметно – пространственной психологически комфортной среды помогло определить основные направления игровой деятельности с детьми по теме и включило в себя:

1.организацию зоны для психологической разгрузки
2.обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
3.обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции
4.обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр

5.повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей
6.обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Таким образом, психологическая комфортность образовательной среды:

-это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости и удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении;

-это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.

В целях сохранения и укрепления психологического здоровья в развития личности ребёнка важным являются взаимоотношения между сотрудниками учреждения, от умения и согласованности их действий. В ДОУ такая работа отмечена положительной и благоприятной.

Для определения уровня психологической атмосферы в коллективе использовала диагностическую методику «Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру).

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря правильно организованному режиму дня дошкольника, благоприятному стилю общения с ним. В общепринятой классификации выделяются стили отношений: демократический, авторитарный и либеральный. Для выявления стилей общения использовала диагностическую анкету «Стиль педагогического общения ».

Для перехода всего коллектива педагогов к применению демократического стиля общения с детьми организовала и провела консультации:

  • Психологический климат в коллективе как составляющая психологического здоровья детей и взрослых
  • Благоприятный психологический микроклимат – условие повышения эффективности образовательного процесса
  • Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у дошкольников
  • Психогимнастические игры и упражнения для детей на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей
  • Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса и др.

Для собственной психологической разгрузки педагогам были предложены:

  • Приемы психологической защиты
  • Тренинговые упражнения на снятие эмоционального напряжения.

Основные компоненты системной работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ:

1. Организация успешной адаптации дошкольников к условиям дошкольного учреждения 2. Использование игровой деятельности с детьми разного возраста.

3. Успешно помогает созданию психологического комфорта у детей психомышечная гимнастика

4. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Результат проведенной работы по обеспечению психологического здоровья, психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада отразился в результатах мониторинга.

Эмоционально – психологический комфорт детей в дошкольном учреждении

5. Учитывание роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка.

Решение проблемы мы находим в использовании разнообразных форм и методов работы с родителями.

В работе с родителями я основываюсь на их ознакомлении с нормативными правовыми документами:

-Конвенцией о правах ребёнка

-Семейным кодексом РФ

-Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

-Федеральным законом «Об образовании», где прописано, что приоритет по воспитанию детей остаётся за семьёй.

-Федеральным Государственным Образовательным Стандартом

ФГОС ДО каждого участника образовательного процесса призывает к поиску, апробированию разных методов и форм работы с детьми. Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность, создавая для нее психологически комфортную обстановку: не дети для нас, а мы для детей.

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.

Организация работы по сохранению психологического здоровья детей ОВЗ исходит из принципа «не навреди» и способствует эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.

Положительная динамика в работе всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ, а также создание в ДОО психологически комфортной образовательной среды, способствовало улучшению эмоционального благополучия воспитанников, а также охране и сбережению их психологического здоровья.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
  2. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. — Волгоград: Учитель, 2015
  3. Вежновец И. Развитие эмоциональной сферы. Дошкольный психолог, М, 2003.
  4. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей (формы работы с родителями в ДОУ). — Уфа: НИМЦ при ГУНО, 2005. – 44с.
  5. Иванова Г.М., Краснова С.П. В детском саду – как дома // Управление ДОУ. – 2003. — №4. – с.112-115.
  6. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, 2010. – 127 с.
  7. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

Источник

Читайте также:  Правила выплаты возмещения вреда здоровью
Adblock
detector