Сохранение и укрепление здоровья студентов
статья на тему
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории, учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_mart.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Огнев Виктор Васильевич, преподаватель
физической культуры ГОУ СПО «КПТТ»
Сохранение и укрепление здоровья студентов
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории , учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
- Айзман, Р. И. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся [Текст] / Р. И. Айзман, Е. Ю. Плетнева // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 5(9). – С. 93-98.
- Бороненкова, Л. С. Формирование учебной социальной компетентности у студентов на занятиях по физической культуре [Текст] / Л. С. Бороненкова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 31–33.
- Габриелян, К. Г. Категория «индивидуальное здоровье» в студенческих представлениях : гендерная дифференциация [Текст] / К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 3. – С. 30–49.
- Гуров, А. Е. Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Е. Гуров // СПО. – 2010. – № 8. – С. 43–47.
- Кирпа, А. И. Механизм внедрения технологий здоровьесбережения в образовательные учреждения РФ [Текст] / А. И. Кирпа // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 1. – С. 81–83.
Источник
Как подготовиться к сессии без вреда для здоровья
Как подготовиться к экзаменам и при этом сохранить здоровье — вопрос, которым задаются многие студенты во время сессии. Правда в том, что студенты испытывают стресс, а это вполне естественно. Но следует помнить, что высокий уровень стресса может повлиять на способность воспринимать информацию адекватно. Он может помешать сохранить здоровье во время сессии, а от здоровья студента напрямую зависят результаты экзаменов
В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменов желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима.
1 Режим сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна.
Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти. Как показали исследования учёных, именно во время сна происходит перевод информации, полученной за день, из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение количества времени, отведённого на сон, не только приведёт к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1-1,5 часа) дневной сон.
2 Чередование умственной и физической деятельности.
Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами междуними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения — это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и т. д. При этом дляусиления кровообращения в организме желательно задействовать все группы мышц. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счёт работы мышц. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1-2 больших перерыва для прогулок на свежем воздухе. Летние прогулки желательно организовывать в парках, скверах и других местах с зелёными насаждениями, чтобы обеспечить активную вентиляцию лёгких и насыщение организма кислородом.
3 Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего студенту наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред здоровью , наносимый напряженной учебой во время экзаменов. го и психологического состояния студенты могут применять две группы приёмов, одна из которых направлена на релаксацию, например
Для нормализации физиологического и психологического состояния студенты могут применять две группы приемов, одна из которых направлена на релаксацию, например самомассаж.
Перед началом массажа для гибкости и эластичности движений необходимо расслабить плечи, кисти рук и запястья. Самомассаж каждой части тела нужно делать не более 3-5 минут. Как только закончите массаж, постарайтесь расслабить напряженные руки.
Массаж лица. Кончиками пальцев легонько давите вокруг бровей, двигаясь от центра к вискам, а затем — за ушами вниз до мочек и к шее.
Массаж спины. Сядьте на стул и положите руки на спину так, чтобы большие пальцы легли на живот, а остальные — на спину. Массируйте вверх и вниз мышцы вокруг спины. Затем сожмите кулаки и поколотите спин. Потом быстрыми движениями разотрите ягодицы.
Массаж рук. Массажируйте ладонь круговыми движениями большого пальца другой руки.
Массаж ног и ступней. Пощипайте лодыжки ног от ступней до колен, чтобы стимулировать кровообращение. Поочередно повращайте ступнями. Помассируйте каждую ступню в центре стопы большими пальцами рук.
4 Питание. Даже если сессияв самом разгаре, не стоит забывать о правильном питании. Первое, о чём следует помнить, питаться надо регулярно. Разнообразное и полноценное питание, здоровая пища и достаточныйобъём жидкости — вот ответ навопрос, как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье.
— Для ума необходимы железо и витамины группы В. Первое содержится в красном мясе, зерновых культурах, яблоках. Вторые попадают в организм с молочными продуктами, яйцами, рыбой.
— Отказываться от полноценной еды, но пить витаминный комплекс — не выход, так как последнее всего лишь биологически активная добавка Совместное их употребление принесёт куда больше энергии.
— Следует есть немного, но часто. Трёхразовое питание с огромными порциями — пережитки прошлого. Однако если нет времени на приготовление еды, то даже консервы из магазина могут оказать неоценимую помощь. Можно смело покупать треску, скумбрию и сардины — они, снабдят организм омега-3 кислотами, и то, что пять минут назад казалось непонятным, вдруг окажется ясно изложенным материалом.
— Завтрак должен быть обязательно. Только это не кофе с бутербродом. Кофе вовсе не стоит злоупотреблять во время сессии. Отличным энергетическим завтраком будут мюсли с молоком или йогуртом, каши, омлет.
— Фрукгы должны стать лучшими друзьями студента перед экзаменами. Апельсины, мандарины, ананасы способствуют лучшему восприятию новой информации.
— Нужно употреблять как можно больше жидкости. Следует отдавать предпочтение зелёному чаю, минеральной воде или фруктовым сокам, лучше свежевыжатым.
— Шоколад действительно заряжает энергией, но по сравнению с фруктами эффект от него кратковременный. Затем наступает ухудшение и требуется новая доза. Учёные рекомендуют заменять шоколад на аптечный гематоген.
Советы для подготовки к экзамену.
Если необходимо срочно запомнить большой объем информации, можно воспользоваться излюбленным приёмом многих театральных актёров: во время заучивания съесть несколько ломтиков ананаса. Большое количество активных веществ, которые содержатся в этом фрукте, помогут удержать в памяти большой объём информации.
На помощь придут цитрусовые, ведь ударная доза витамина С способствует лучшему восприятию новой информации.
Перед экзаменом можно съесть салат из тёртой моркови, изюма и измельчённых грецких орехов, заправленный растительным маслом, сметаной или майонезом. Он поможет быстро соображать. Можно выпить разведённую накануне в воде настойку женьшеня, элеутерококка, аралии, лимонника, что повысит умственную и физическую работоспособность, снимет усталость, простимулирует нервную систему и творческую активность.
Подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье — задача довольно сложная, но посильная. Главное научиться расставлять приоритеты даже тогда, когда вы испытываете сильный стресс. Правильное питание и физические нагрузки помогут сохранить здоровье во время экзаменов. Здоровая диета всегда лучше, чем кофе и энергетики. В совокупности с физическими нагрузками она поможет избавиться от стресса и успешно сдать сессию. Тем не менее, соблюдая заповеди правильного питания, выполняя физические упражнения и расслабляясь с помощью самомассажа, все же не стоит забывать про учебники!
Информация из журнала «Здоровый образ жизни» / январь 2016г.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 Тел.: +7 (4912) 25-58-02 Соц. сети: Источник ➤ Adblockdetector |