V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УНИВЕРСИТЕТА)
Коренное реформирование системы образования и, как следствие, преобразования, проводимые в системе высшей школы, актуализировали проблему физического воспитания студентов. Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности студентов I курсов. Увеличивается численность студентов полностью освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья и количество занимающихся, отнесенных к специальной и подготовительной медицинских групп [2,4].
Выраженное ухудшение здоровья студентов требует поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового образа жизни. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. Однако, как отмечают исследователи, наблюдается повсеместное снижение физической активности и наиболее резкое ее падение наблюдается в период от 15 до 25 лет [1,6].
В последнее время постоянно говорят о здоровье, как о важнейшей ценности, которая формируется под влиянием ряда социальных факторов, именуемых как здоровый образ жизни. На сегодняшний день специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 50% зависит от здорового образа жизни, поэтому первоочередной задачей является сохранение и укрепление здоровья [3].
По выражению академика Н.М. Амосова «Чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем».
Актуальная мотивация к здоровому образу жизни среди студенчества, формирование у них высокого поведенческого уровня по отношению к своему образу жизни. Студенты — это наше будущее, от которого зависит социально-экономическое благополучие нашей страны и здоровья населения в последующие годы.
Цель статьи. Проанализировать современное состояние ситуации сохранения здорового образа жизни студенческой молодежи и рассмотреть имеющиеся здоровьесберегающие технологии на примере психологической службы университета.
Объект — здоровый образ жизни.
Предмет — сохранение здоровой жизни студенческой молодежи с помощью здоровье сберегающих технологий.
В национальной Доктрине развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Знание и использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, преподавателей, кураторов, необходимых для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.
Понятие «здоровьесберегающих технологий» относится к качественной характеристики любой образовательной технологии, показывает, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающей технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здравоохранения [1,5].
Здоровьесберегающей технологией в образовательно-воспитательной среде высшей школы следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья студентов, учитывая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения его влияния на здоровье данной группы лиц.
Главными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:
• рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
• проведение ежегодной диспансеризации студентов;
• рациональная организация двигательной активности студентов, включающая предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические изменения и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
• организация рационального питания студентов;
• система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
• создание службы психологической поддержки студентов;
• организация доврачебного выявления факторов и групп риска девиантного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ среди студентов (популяционный скрининг и мониторинг) с применением медико-технических технологий.
Существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее полная в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым.
К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Это совместная деятельность педагогов и медицинских работников. Также в медико-гигиенических технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий.
Ко второй группе относятся физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), которые направлены на физическое развитие. Реализуются на занятиях физической культуры и секциях на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
К третьей группе относятся экологические здоровьесберегающей технологии (ЕЗТ), которые направлены на создание природосоответствующем, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных отношений с природой.
К четвертой группе относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Реализуют специалисты по охране труда, защиты в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители (учебных корпусов), инженерно-технические службы, пожарной инспекции и т.д.. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом, как сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
К пятой группе относятся здоровьесберегающих образовательных технологии (СВТ), которые делятся на три подгруппы:
• Организационно-педагогические (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления и гиподинамии и других дезаптационная состояний.
• Психолого-педагогические технологии (ППТ) связаны с непосредственной работой на уроках физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
• Учебно-воспитательные технологии (НПО), которые включают в себя программы по обучению заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья студентов, мотивации их к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ), предупреждения вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно -воспитательной работы со студентами после занятий.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, которые в последнее время все чаще включаются в внеурочную работу вуза:
Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии — формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики).
Так, к социально-адаптирующих и личностно-развивающих технологий можно отнести психологическую службу поддержки студентов.
Такая служба должна осуществлять поддержку психологического здоровья студентов по нескольким направлениям:
1. Диагностика уровня психологического здоровья; уровня индивидуально-психологического развития.
2. Консультирование, направленное на сохранение и развитие психологического здоровья и индивидуально-личностных особенностей студентов.
3. Психокоррекция познавательных процессов, эмоционально-воловьей сферы, неблагоприятных форм поведения и конфликтных отношений в процессе адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении.
4. Учебно-методическая работа, включающая разработку и апробацию социально-психологических тренингов профессионально-личностного развития учащихся.
Для более полной организации работы по сохранению психологического здоровья студентов необходимо оборудовать кабинет психологической регуляции.
Кабинет должен быть оснащен специальным оборудованием, набором методик и программ:
— Проекционный устройство «Цветодин»;
— Прибор биологической обратной связи «рела»;
— Универсальный прибор «Активациометр АЦ-6»;
— Настенный ковер «Звездное небо»;
— Набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ;
— Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.п.);
— Библиотека психолога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).
Занятия в кабинете психологической регуляции должны рассматриваться как самостоятельная реабилитационная процедура, способ подготовки к другим медико-психологических мероприятий.
Следовательно, такая психологическая служба должна в течение учебного года викоеуваты следующие задачи:
— Психологический анализ социальной ситуации в университете, выявление основных проблем, причин и средств их решения;
— Проведение мониторинговых исследований психологического здоровья студентов;
— Содействие адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе;
— Выявление плохо адаптированных студентов и психологическая помощь им;
— Консультирование преподавателей, кураторов по оказанию помощи студентам в адаптационный период;
— Оказание психологической помощи и поддержки студентам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
— Осуществление коррекции асоциального поведения студентов;
— Организация информационных бесед, посвященных развитию и сохранению психического здоровья студентов.
Выводы. Непонимание благоприятного отношения к своему состоянию здоровья, невысокая мотивация к занятиям физической культурой, неразвитость навыков самоконтроля и во многом неадекватное восприятие состояния собственного организма приводят к формальному отношению студентов к своему здоровью, его сохранению и укреплению. В связи с необходимо обоснование содержания, средств и методов, способствующих эффективному формированию готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности, и повышению уровня психологического здоровья.
Целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений вызвана факторами риска нарушений здоровья у студентов. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений способствует становлению и развитию психически, соматически, физически и нравственно здоровой личности.
Горелов, А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, ОГД. Румба, В.А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований – 2008.- Вып.6.- С.28-33.
Дубровский, В.М. Лечебная физическая культура: учебник для вузов / В.М. Дубровский. – М: Владов,1998. — 608с.
Егорьев, А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А.О. Егорьев // Теория и практика физической культуры. – 2003. — №2 –С.53-56
Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. – М. : Гордорики, 2003. – 448с.
Лисицин, Ю.П. Слово о здоровье / Ю.Л. Лисицин. – М: Советская Россия, 1986. – 192с.
Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: учеб. Пособие / В.Ю. Волков – СПб.:Государственный технический университет, 1996. – 89с.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья студентов
статья на тему
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории, учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_mart.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Огнев Виктор Васильевич, преподаватель
физической культуры ГОУ СПО «КПТТ»
Сохранение и укрепление здоровья студентов
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории , учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
- Айзман, Р. И. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся [Текст] / Р. И. Айзман, Е. Ю. Плетнева // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 5(9). – С. 93-98.
- Бороненкова, Л. С. Формирование учебной социальной компетентности у студентов на занятиях по физической культуре [Текст] / Л. С. Бороненкова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 31–33.
- Габриелян, К. Г. Категория «индивидуальное здоровье» в студенческих представлениях : гендерная дифференциация [Текст] / К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 3. – С. 30–49.
- Гуров, А. Е. Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Е. Гуров // СПО. – 2010. – № 8. – С. 43–47.
- Кирпа, А. И. Механизм внедрения технологий здоровьесбережения в образовательные учреждения РФ [Текст] / А. И. Кирпа // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 1. – С. 81–83.
Источник