Меню

Сохранения здоровья статья научная

Сохранения здоровья статья научная

В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию ряда демографических и медико-статистических показателей, выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.

По данным различных авторов, насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные — хронические заболевания. Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей и подростков значительно ухудшается. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый — патологию сердечно-сосудистой системы [3].

Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья учащихся. За время обучения в школе число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза. Данная группа заболеваний включает как функциональные нарушения (неврозы, фобии, страхи, невротические реакции), так и органические заболевания, в том числе врожденную и генетически обусловленную патологию.

В научных исследованиях показано, что состояние здоровья детей и подростков особенно ухудшается в учреждениях нового типа (гимназиях, лицеях, авторских школах), в которых фактический объем недельной нагрузки (время, затраченное в образовательном учреждении и на выполнение домашних заданий) приводит к увеличению так называемого рабочего дня школьника до 10-12 часов для учащихся начальных классов и до 15-16 часов в сутки — для старшеклассников [2]. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного, и двигательной активности (75% школьников мало занимаются физической культурой, т.е. находятся в условиях гиподинамии).

Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40-55% учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20-30%; у 60-63% регистрируется изменение артериального давления (как правило, по гипертоническому типу), у 78-85% отмечаются неврозоподобные реакции. Более половины учащихся школ нового типа имеют различные хронические заболевания.

У подростков нервно-психические расстройства отмечаются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями подросткового возраста (интенсивное физическое развитие, половое созревание, нейрогормональная перестройка), психосоциальными факторами, и в определенной степени зависят от педагогической деятельности.

По данным Д.Н. Исаева, среди причин ухудшения нервно-психического здоровья учащихся, связанных со школой, первое место занимает перегрузка учащихся, второе — отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика, третье — неприятие детским коллективом, смена его и т.д. То есть школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний учащихся вместо того, чтобы выполнять оздоровительные функции.

Учитывая, что среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (50-55%), необходимо повышение роли системы образования в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни школьников [6].

Модернизация системы образования в России, вызванная потребностью в пересмотре образовательной парадигмы, обусловила появление новых форм и содержания образования, а также инновационных решений в сохранении здоровья обучающихся [4].

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование здоровья, здорового образа жизни.

В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий для сохранения здоровья школьников и других участников образовательного процесса [1; 6-9], предполагающих участие в нем различных специалистов, призванных обеспечить: воспитание у учащихся потребности в здоровье, у педагогов — идеологии здоровья; физиолого-гигиеническое обоснование учебных программ, условий, режимов обучения, труда и отдыха; валеологическую оценку педагогических технологий; формирование научного понимания сущности здорового образа жизни; проведение контроля и коррекции формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов; контроль обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья); организацию оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях; посещение уроков, в том числе уроков физического воспитания, и внеурочных мероприятий, занятий групп продленного дня для контроля за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности; наблюдение за состоянием здоровья школьников (по данным субъективного статуса и медицинской документации).

Педагог должен знать: основы возрастной физиологии, школьной гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний, медицинской реабилитации, первой медицинской помощи; особенности детской и педагогической психологии; основы возрастной, сравнительной, социальной педагогики, педагогической этики; педагогические здоровьесберегающие технологии; основы теории и методики физической культуры; основы безопасности жизнедеятельности; правовые вопросы охраны здоровья детей и подростков; вопросы управления деятельностью ученического и педагогического коллектива по проблемам здорового образа жизни; методологию и методику научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Педагог должен уметь: провести анализ и оценку учебно-воспитательного процесса, физического развития и состояния здоровья учащихся и учителей; организовать оздоровительную работу в учебном заведении; оказать первую медицинскую помощь при травмах и неотложных состояниях или организовать её оказание.

Читайте также:  Тяжелые металлы вред для здоровья

Педагог должен владеть: методами оценки санитарно-гигиенических условий обучения и организации учебного процесса в образовательном учреждении; здоровьесберегающими технологиями обучения и воспитания, способствующими выявлению и активизации резервных возможностей человека, формированию личностно-интеллектуальной деятельности; методами научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

В школе необходимо ввести валеологическое сопровождение образовательного процесса, под которым понимается система взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, учителей. Системобразующим фактором валеологического взаимодействия будет выступать мотивационная заинтересованность и компетентность педагогов, психолога, врача, учащихся в формировании здорового образа жизни. Система взаимодействия включает: разработку мер по координации усилий педагогов и медицинских работников, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, определение уровней состояния здоровья учащихся и их взаимосвязи с объемами учебной нагрузки, разработку валеологически обоснованных инновационных технологий обучения и их внедрение и т.п. Такая система станет гарантом прав сохранения здоровья школьника и учителя.

Федеральными законами «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, а программы и методики обучения, используемые при этом, должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения об их безвредности для здоровья.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, обеспечении психологического комфорта участников образовательного процесса.

Впервые в стране перестройка образования проводится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации системы образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей, подростков и молодежи. В сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.

В соответствии с Инновационной образовательной программой РГПУ им. А.И. Герцена на 2007-2008 гг. коллективом авторов была разработана Учебная программа модуля «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере» в рамках современных тенденций в мире и в нашей стране, обусловливающих заботу об общественном и индивидуальном здоровье нации [1; 4; 10]. В 2010 г. разработана магистерская программа «Профилактика социальных отклонений (Превентология)», которая уже реализуется.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогическое сотрудничество, личностно-ориентированная педагогика и др.). Ее главной отличительной особенностью является приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий — здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты [5; 9].

Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

  • качественный мониторинг состояния здоровья;
  • представление о здоровье в соответствии с определением ВОЗ;
  • непрерывность и преемственность;
  • субъект-субъектное взаимодействие;
  • соответствие содержания и организации образования возрастным особенностям;
  • комплексный междисциплинарный подход;
  • гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
  • приоритет позитивных воздействий и активных методов обучения;
  • сочетание охранительной и тренирующей стратегий;
  • формирование ответственности за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий в зависимости от подходов к охране здоровья и, соответственно, от методов и форм работы:

  • медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии;
  • физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии;
  • экологические здоровьесберегающие технологии;
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии:

Таким образом, формирование и сохранение здоровья детей и подростков является не только медико-социальной, но и педагогической проблемой. Здоровьесберегающая образовательная технология — качественная характеристика любой гуманитарной образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья, это совокупность принципов, приемов, методов работы, которые дополняют задачами здоровьесбережения традиционные технологии обучения, воспитания, развития.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающая педагогика должна обеспечить высокий уровень образования при сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса.

Рецензенты

  • Котенко Петр Константинович, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной безопасности факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
  • Плахов Николай Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, старший научный сотрудник военного учебно-научного центра ВМФ, г. Санкт-Петербург.
Читайте также:  Школа здоровья для пожилых пациентов

Источник

Правильное питание как фактор сохранения здоровья человека

Дата публикации: 19.12.2017 2017-12-19

Статья просмотрена: 7065 раз

Библиографическое описание:

Губанихина, Е. В. Правильное питание как фактор сохранения здоровья человека / Е. В. Губанихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/184/46931/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье рассматриваются позиции различных ученых в отношении правильного питания и его основных принципов. Обращается внимание на значение правильного питания для сохранения здоровья человека.

Ключевые слова: правильное питание, здоровье.

В современном мире человек всё меньше внимания уделяет собственному здоровью. На полках сетевых супермаркетов лежит множество готовой продукции, но в спешке никто не обращает внимания на ее состав. Мало кто задумывается, насколько важно качество употребляемой в пищу продукции для сохранения здоровья. Рассмотрим, каким должно быть питание современного человека.

Основой подбора рациона должны становиться принципы правильного питания.

Правильное питание — это питание, которое обеспечивает рост, нормальную жизнедеятельность и развитие человека, укрепляет здоровье и обеспечивает профилактику различных заболеваний. В современной науке проводится множество исследований, направленных на оптимизирование рациона питания для профилактики множества известных хронических заболеваний (диабет, ожирение, повышенное давление, сердечно-сосудистые заболевания и рак).

Правильное питание необходимо в любом возрасте. Это связано с тем, что основой жизнедеятельности человеческого организма является постоянный обмен веществ между средой и организмом. Организм поддерживает свой гомеостаз, т. е. состояние устойчивого равновесия всех его органов и систем с окружающей средой, регулярно потребляя определенное количество белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей. При нехватке в организме определенных веществ, начинают расходоваться собственные. В случае же избыточного поступления веществ организм, начинают откладываться жировые запасы. Помимо этого, вместе с пищей в человеческий организм могут поступать вредные вещества. Если рацион человека составлен правильно, рационально, то он меньше подвержен заболеваниям. Легче с ними справляется. Рациональное питание способствует предупреждению раннего старения. Стоит заметить, что неправильное же питание приводит к нарушению здоровья человека в различных направлениях.

Человек, стремящийся к соблюдению основ правильного питания должен рассчитать необходимую суточную дозу калорий, а также обратить внимание на соотношение углеводов, белков, жиров и минеральных солей в рационе. Также необходимо учитывать, насколько важно количество приемов пищи в день и сама эстетика питания. Заметим, что для здорового человека количество необходимых к употреблению калорий зависит как от интенсивности труда (домашнего, профессионального или иного), так и от антропометрических факторов и возраста.

Важно придерживаться конкретного и постоянного режима питания. Он включает в себя количество приемов пищи в день, временные интервалы между едой, равномерное и грамотное распределение энергетической ценности дневного рациона. Значительная часть специалистов сходятся во мнении, что наиболее правильным является четырех- и пятиразовое питание. Это связано с тем, что оно позволяет равномерно распределить нагрузку на пищеварительный тракт и сделать процесс переваривания пищи максимально комфортным.

Если перерывы между приемами пищи будут слишком большими, есть вероятность развития в организме гипогликемии, то есть значительно уменьшится количество сахара в крови. При недостаточном поступлении сахара в головной мозг может снизиться работоспособность и появиться раздражительность и сонливость.

Еще один важный аспект — пережевывание еды. В связи с тем, что темп жизни в последнее время значительно вырос, большинство продуктов тщательно перерабатываются, что оставляет всё меньше работы для челюсти. Известно, что это может способствовать развитию заболеваний зубов и десен. Именно поэтому в рацион правильного питания следует включить продукты, способные активизировать жевательную работу (яблоки, морковь и другие).

По мнению Поля С. Брэгга для беспрепятственного создания мощной нервной системы необходимо исключить из питания некоторый список продуктов. Обратим внимание на перечень «неправильного» питания по теории Брэгга: сахар рафинированный и продукты, которые его содержат; приправы — горчица, кетчуп, рыбные и мясные соусы, маринады; маргарин; продукты, насыщенные жирами; масло арахиса; сухие злаки; чай; кофе; алкогольные напитки; копченое мясо; копченая рыба и подобные продукты; табак; свежая свинина и продукты из нее; сушеные фрукты, которые содержат сильные химические вещества; консервированные супы.

В данном списке Брэгг не запрещает, но советует избегать в своем рационе определенных продуктов. Можно заметить, что многие специалисты в своих работах говорят о том, какое негативное воздействие на организм оказывает обилие жареного, мучного и копченого. А вред табака и алкоголя — уже общеизвестный факт.

Читайте также:  Миниатюра здоровье для меня это

При этом Брэгг обращает внимание на значение кальция в рационе человека. Кальций в правильных пропорциях дает нам стальные нервы, крепкие зубы, упругие мускулы, сильные кости, четкое сердцебиение, эластичную кожу, быстрый ум, прямую осанку и здоровые органы. При недостаточном количестве кальция в организме человек может стать раздражительным, нервозным. По мнению Брэгга кальций позволяет «регулировать» и держать под контролем здоровье и даже создавать личность. К основным доступным продуктам, которые содержат кальций, относят: свеклу; очищенный миндаль; сыры; зелень овощей; молоко.

Герберт Шелтон в своей книге «Правильное сочетание пищевых продуктов» обращает внимание на следующее: «Природные сочетания белков, жиров и крахмалов (например, молоко, крупы, сливки, хлеб) нетрудны для переваривания, но недопустимы случайные сочетания хлеб — мясо, хлеб — яйца, каша — яйца, картофель — мясо, каша — молоко, хлеб — ветчина и т. п».

Крахмалистая и белковая пища по-разному ведет себя в желудке. Если обратить внимание на первые стадии переваривания белков и крахмалов, то можно заметить, что они происходят в разных средах — в кислой и щелочной. Из этого можно сделать вывод, что крахмалистую пищу (картофель, каши, хлебобулочные изделия) и белковую пищу (рыба, птица, мясо всех видов, сыр, творог, яйца, орехи, молоко) следует употреблять раздельно друг от друга, в разное время.

Шелтоном было сформулировано несколько советов для корректировки собственного рациона и улучшения качества питания.

  1. Холодные напитки, мороженое и т. п. вредны тем, что замедляют и даже прекращают действие пепсина.
  2. Хлеб с маслом — благоприятное сочетание, как и картофель или каша с любыми жирами.
  3. Молоко необходимо употреблять отдельно от остальной пищи.
  4. Морковь, цветная капуста, тыква, свекла и другие продукты, в которых содержится крахмал, отлично сочетаются с различной крахмалистой пищей (как добавка к ней).
  5. Арбузы и дыни стоит есть отдельно от остальной пищи. То же касается и фруктов.

Отвечая на значимый вопрос «Когда есть?» большая часть диетологов натуропатического направления в медицине сходятся во мнении: начинать есть можно только при появлении натурального чувства голода, а не аппетита. Необходимо уметь различать данные понятия.

Голод — это естественный «голос природы», предупреждающий человека, что организму необходима пища. Иного фактора, указывающего на то, когда стоит садиться есть, не существует.

Аппетит — это привычка, которая побуждает есть в момент наступления определенного времени, ощущения конкретного запаха, вкуса, а также при мыслях о еде.

Подытожить вышесказанное можно так: при возникновении голода любая пища будет восприниматься с удовольствием, так как удовлетворяет человеческую потребность, в случае же возникновения аппетита для удовлетворения необходимо употребление определенной еды, которая на конкретный момент времени кажется самой привлекательной.

Того же мнения придерживались и древние йоги времен Авиценны: «Нельзя есть, пока не появится настоящий голод и не захочется пить. Настоящий голод появляется спустя продолжительное время после последнего приема пищи, когда кишечник освободится от газов».

Потребность часто есть — это нездоровое явление, которое можно исправить, сократив число приемов пищи. Вместе с этим исчезает и ряд недомоганий. Многие наблюдения показывают оздоровляющее влияние больших промежутков между приемами пищи.

М. Бирхер-Беннер (врач из Цюриха, разработавший в фундаментальном труде «Основы лечения на началах энергетики» (изданного в России в 1914 году) теорию и практику естественного питания, при котором каждый прием пищи дает организму необходимый энергетический потенциал) сформулировал 3 основные правила питания, которые, по его мнению, должен соблюдать каждый человек:

  1. Есть медленно и тщательно пережевывать пищу.
  2. Принимать пищу только три раза в течение суток.
  3. Прекращать употребление пищи до наступления чувства полного насыщения.

Можно заметить противоречие в количестве приемов пищи в советах Шелтона и Бирхера-Беннера. Опираясь на мнение большинства современных ученых, мы будем придерживаться именно позиции Герберта Шелтона.

Подводя итог, стоит заметить, что вопрос, связанный со здоровьем, стоит на одном из первых мест в жизни каждого, и почти для каждого эта проблема — нерешенный вопрос. Человек может и должен позаботиться о себе сам, и один из самых эффективных методов — правильное питание, соблюдение правил которого в наших руках.

  1. Гуров В. А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация //Валеология. — 2006. — № 1. — С. 53.
  2. Родионова Л. Ю., Родионов А. И. Питание, сохраняющее здоровье // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 285–289

Источник

Adblock
detector