Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников
консультация
Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».
1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».
2. Дать рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.
3. Способствовать выработке новых навыков взаимодействия с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психологическое здоровье дошкольников | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».
1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».
2. Дать рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.
3. Способствовать выработке новых навыков взаимодействия с ребенком.
Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Большинство ребят нашего детского сада требуют той или иной психологической поддержки, т.к находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов оказывающих не самое лучшее влияние на психологическое здоровье. Этими факторами являются: ускорение темпа современной жизни, ранний выход матери на работу, дефицит времени и общения и т. д. Следствием этого, является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. Дети начинают видеть мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеют общаться со сверстниками, понимать требования взрослых, не умеют выражать свои эмоции.
Одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье.
Психологическое здоровье как целостное состояние личности нередко выражается такими понятиями как:
• Внутренний душевный комфорт
Старший дошкольный возраст особо значим для укрепления психологического здоровья ребенка, который задумывается над тем, какой он – «плохой» или «хороший». Испытывая потребность во внимании взрослых и не получая его, ребенок может начать нарушать правила поведения, не выполнять требования родителей, предпочитая быть наказанным, но обязательно замеченным.
Психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий.
Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.
Для того чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу дома каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:
1) Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.
2) Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
3) Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Катей и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на неё».
4) Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.
5) Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Хочется обратить особое внимание родителей на детскую игру. И не просто обратить внимание, а принять в игре со своими детьми непосредственное участие.
В настоящее время много детей, испытывающих ущемление потребности в общении с родителями. Увеличивается число семей, которые нуждаются в возрождении, установлении взаимопонимания, теплых, близких взаимоотношений, так значимых для психологического здоровья ребенка.
А все ли родители участвуют в детских играх? Готовы ли современные папы и мамы стать партнерами ребенку в так значимой для него деятельности?
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые направлены на формирование психологического здоровья вашего ребенка. В эти игры вы легко сможете поиграть со своим малышом дома.
1. Овладение языком эмоций.
Игра «Повторяй за мной»
Родитель ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Ребенок повторяет его движения.
2. Пантомима «Смелый зайка»
Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.
Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка! (Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки) ».
3. «Подушка для битья»
Когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет выплеснуть отрицательные эмоции.
4. Упражнение «Возьми себя в руки»
Цель: поощрять конструктивные варианты решения конфликтов, проблемных ситуаций, подчеркивая их значимость для ребенка и других людей.
Цель: научит сдерживать себя.
Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
5. Игра «Мешочек криков»
Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.
Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
Примечание. Так называемый «мешочек криков» вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в семье оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка, тем самым сохраняется и укрепляется психологическое здоровье детей. Все в ваших руках, родители.
Источник
Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Мурманска №151
Сохранение психического здоровья детей дошкольного возраста через работу с родителями.
Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.
- Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции
- Адекватные возрасту уровень зрелости личностных сфер — эмоционально волевой и познавательной
- Адаптивность в микросоциальных отношениях
- Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и т.д. [4]
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности.
Одним из направлений моей деятельности является работа по обеспечению эмоционального благополучия всех участников педагогического процесса.
Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Это связано с тем, что первоклассниками теперь стали шестилетние дети. И они, как бы ни была упрощена учебная программа, могут оказаться в состоянии психоэмоционального напряжения из-за физической неподготовленности к предлагаемым учебным нагрузкам, завышенных ожиданий со стороны родителей, отрицательной оценки учителя, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде.
Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы как во время пребывания в дошкольном учреждении, так и во время учебного процесса в начальной школе.
В связи с этим одной из главных задач в своей работе считаю обеспечение благоприятного эмоционального климата всего педагогического процесса.
Для реализации данной задачи в своей работе использую следующие психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации.
Элементы сказкотерапии — способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне.
Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку, способы решения конкретной проблемы.
Сказка дает общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках.
Сказка более информативна, чем обычная речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами дети, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.
Игровые технологии . Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются определенной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к совместной деятельности.
Выделяются четыре группы целей игровых технологий:
Воспитывающие — воспитание самостоятельности, воли; формирование мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества;
Дидактические — расширение кругозора, применение 3УН в практической деятельности; развитие умений и навыков;
Развивающие — развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие мотивации учения;
Социализирующие — приобщение к нормам и ценностям общества; стрессовый контроль, обучение общению и др.
Тренинг как метод психологического воздействия — новая форма взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой. Совокупность самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью. Тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы . [2]
Технология консультативного сопровождения. Важным аспектом моей деятельности является организация сотрудничества с семьями воспитанников : консультации, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, практические рекомендации с целью повышения психологических знаний родителей и вовлечения их в педагогический процесс. Необходима в работе подборку консультаций и памяток для родителей.
Все мероприятия необходимо проводить с обеспечением дифференцированного и индивидуального подхода к детям, с учётом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, стимулируя индивидуальные возможности каждого ребёнка, детской самостоятельности.
Работа с родителями на примере тренинга детско-родительских отношений «Вместе с мамой»
«Определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности» — Дружинин В.Н.
Для профилактики эмоциональных перегрузок с воспитанниками и родителями в нашем детском саду проводятся тренинговые занятия по оптимизации детско-родительских отношений в период подготовки к школе (рабочая программа «Вместе с мамой») по программе Марковской И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» и циклу занятий Лютовой-Робертс Е.К. «Вместе с мамой».
Данная программа разработана для того, чтобы родители научились лучше понимать своих детей, и попытались сами ответить на некоторые «каверзные» вопросы. Как разговаривать с ребенком, если у него возникли проблемы в школе? Как ему помочь в усвоении программы, не теряя доверительных отношений с ним? Как стать более терпеливым и внимательным по отношению к его трудностям?
Многие вопросы из перечня, которые задаются родителям, касаются наших желаний, нереализованных возможностей, представлений об идеальном существовании. Далеко не всегда родители хорошо знают об истинных чаяниях и желаниях своих детей. Обмен собственными ответами на вопросы не только способствует знакомству родителей друг с другом, но и побуждает их к самоанализу.
Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.Оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе.
- развитие коммуникативных склонностей ребенка;
- развитие познавательных процессов и креативности ребенка;
- развитие произвольной сферы ребенка;
- обучение родителей приемам развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей ребенка в игровой форме.
Требования к проведению: Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок—родитель) было не менее 3 (6 человек) и не более 8 (16 человек). Оптимальное число участников — 5-7 семейных диад (10-14 человек).
Для занятий необходимы мягкие игрушки, небольшой мяч, колокольчик, карандаши, бумага, магнитофон, большой ковер или большой стол, за которым смогли бы разместиться все участники группы.
Данный цикл рассчитан на старших дошкольников. Занятия проводятся раз в неделю в течении двух месяцев (10 занятий), с учетом интересов детей и запроса родителей. Продолжительность одного занятия — полтора часа.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
- возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка;
- увеличение заинтересованности в специальных упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей;
- повышение уровня активности участников занятий, проявляющейся в желании создавать новые игры или модифицировать старые;
- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Источник