Как сохранить здоровье ребенка на дистанционном обучении
Пытаемся найти баланс между здоровьем и успехами в учебе.
Дистанционный способ обучения влечет за собой кучу побочных эффектов. Один из них — необходимость для учеников, включая младших школьников, проводить большое количество времени перед компьютером и другими электронными гаджетами, что не может не сказаться на их здоровье.
Управление Роспотребнадзора по Пензенской области выпустило рекомендации родителям, которых желательно придерживаться, чтобы сохранить здоровье ребенка.
«В период карантинных мероприятий, когда дети вынуждены учиться удаленно и больше времени проводить дома в сидячем положении за компьютером, родителям рекомендуется ограничить использование гаджетов для профилактики заболеваний органов зрения, нарушения осанки и сколиоза у школьников», — перечисляет ведомство риски для ребенка.
Что можно и нужно сделать?
- Постарайтесь организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы на игры на телефоне или планшете оставалось меньше времени, чем на настольные игры, чтение книг, рисование и художественное творчество.
- Просмотр телевизионных программ также следует ограничить.
- При организации досуга ребенка, учитывая проблему гиподинамии, рекомендуется предусмотреть в режиме дня занятия физкультурой.
- Достаточно делать небольшие перерывы по 10 минут между занятиями, во время которых проводить несколько упражнений на снятие напряжения с мышц или гимнастику для глаз.
На что обратить внимание?
По данным гигиенических исследований, от 30 до 50 % школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни. В эпоху цифровых технологий, связанных с обучением, работой и досугом, существенно повышается нагрузка на орган зрения как во время школьных занятий, так и дома. Высокая нагрузка субъективно проявляется жалобами на покраснение и сухость глаз, расплывчатость и нечеткость зрения при взгляде вдаль, а также боли в шее, плечевом поясе, головную боль.
Появление этих симптомов у детей должно вас насторожить и стать основанием для обращения за консультацией к врачу. В качестве мер профилактики рекомендуется рациональное дозирование времени работы на компьютере и с гаджетами.
Рекомендуется также ежедневное выполнение гимнастики для глаз.
Кроме того, необходимо оборудование рабочего места ученика оптимальными условиями для выполнения зрительной работы: там должно быть левостороннее освещение, расстояние от монитора до органа зрения не менее 70 см, от рабочей поверхности до органа зрения не менее 25 см. Дозированная нагрузка на орган зрения является важным фактором профилактики различных заболеваний.
Другие полезные советы и лайфхаки актуальные в период пандемии коронавируса читайте здесь.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья учащихся в учебно-воспитательном пространстве урока
“Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто”.
Сократ
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровье состоит из нескольких компонентов:
- Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
- Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
- В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие [3, 187].
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся” [4, 258].
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед нами, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ученик устает на уроке не от объема полученных знаний, не от интенсивности урока, а от отсутствия интереса, отсутствия развития творческой деятельности на уроке, именно развития, так как доказано, что научиться творчески, мыслить можно, но для этого необходимо твердое желание научиться этому.
Цель учителя – разжечь это желание и постоянно поддерживать его так, чтобы для ученика было незаметно время, потраченное на данный урок. Всем известно чувство, когда время “летит”, если занимаешься любимым делом, и очень долго “идет”, если делаешь то, чего не желаешь.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашей школе длятся 40 минут: и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко предаться опасному безделью. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 40 минут концентрации внимания и напряжения.
Следует заметить, что физика, изучается в среднем и старшем звене, с 7-8 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И. Г. Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. По шкале трудности И.Александровой, М. Степановой физика в 9 классе, например, имеет самый высокий ранг трудности. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки.
В новых современных условиях перед нами встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.
В решении данных задач нам помогают здоровьесберегающие технологии.
С этих позиций нами представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках физики.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, предполагают соблюдение санитарно-гигиенических норм: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников:
“Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку”.
Существуют определенные требования к уроку с позиций здоровьесбережения, которые следует знать и выполнять:
— число видов учебной деятельности, используемых учителем;
— число использованных учителем видов преподавания;
— использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из “потребителей знаний” в субъектов деятельности по их получению и созиданию;
— длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами;
— позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
— оздоровительные моменты (физкультминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы, минутки релаксации);
— наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
— благоприятный психологический климат на уроке. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, который применяется в работе, для раскрытия способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Элементы, применяемые в работе:
— накопительная система бонусов;
— карточки, характеризующие состояние;
— “Мордашки”, характеризующие настроение;
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
— наличие на уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д.
— эмоционально-смысловые разрядки (улыбки, шутки, использование юмористических картинок, поговорок, пословиц, афоризмов с комментариями, стихотворений, музыкальных минуток и т.п.)
— темп и особенности окончания урока.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока и учителя.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Для снятия эмоционального напряжения используем игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
В этом направлении проводим нетрадиционные уроки, деловые игры, игры-упражнения, викторины, физические турниры, дидактические игры, кроссворды, ребусы, загадки, используем прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное физическое явление, стихотворения, сказки [2].
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. А. Шаталов)
Работаем по конспектам.
Часто урок начинаем с вопроса ПОЧЕМУ? Применяем рассказы о необычных жизненных ситуациях, решаем “рационализаторские задачи”, учебный мозговой штурм (УМШ).
Компьютерные технологии обучения
Компьютер на уроке позволяет реализовать в обучении современные технологии. Персональный компьютер это техническое средство обучения, помогающее нам решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, предлагается создание мультимедийных презентаций, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.
Технологии уровневой дифференциации [1]
а) объяснение нового материала;
б) домашнее задание;
в) отработка навыков при решении задач.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Таким образом, учителю желающему сохранить здоровье своих воспитанников необходимо:
— создавать на уроке благоприятный психологический климат;
— задавать посильное домашнее задание, желательно разноуровневое;
— учитывать психосоциотипы (экстраверт, интроверт), сенсорную типологию (чувственное восприятие) и другие психологические аспекты, приемы и методы, направленные на сохранение здоровья детей на уроке;
— учитывать возрастные, психические особенности учащихся при подборе методик и технологий обучения;
— организовать урок с учетом разнообразия видов учебной деятельности и соблюдением временного промежутка каждого вида – уменьшится физическая, психологическая усталость;
— работать систематически, комплексно – только тогда система даст результат;
— через преподаваемый предмет формировать у учащихся ценность здоровья и здорового образа жизни – мотивация к поддержанию здоровья и принятию здорового образа жизни;
— постоянно самостоятельно изучать вопросы возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.
Список литературы.
1. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. — Волгоград: Учитель,2007.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.:АРКТИ, 2003. – 272 с.
Источник