Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему
Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,
нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного
процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних
заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи
информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,
характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится
приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок
пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают
специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются
все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.
Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:
- интенсификация учебного процесса;
- нерациональная организация процесса обучения;
- несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.
С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской
патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения
школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников
помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех
используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только
сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов
образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры
здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для
учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации
и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и
. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.
Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета
возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-
оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование
различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию
разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в
организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.
Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,
продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились
искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность
учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во
время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить
здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,
происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.
«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.
2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.
3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.
4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).
Источник
Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме
Выступление на IX научно-практическая конференции «Модернизация образования в условиях информационного общества»
Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам IX научно-практическая конференции «Модернизация образования в условиях информационного общества», Москва, 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_oer_pri_obuchenii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
Калачёва Наталья Анатольевна,
учитель математики МОУ-СОШ № 8,
г.Клина Московской области
Расти должны все цветы.
В статье 26 Всеобщей декларации прав человека (Принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) говорится:
- Каждый человек имеет право на образование.
- Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и увеличение уважения к правам человека и основным свободам.
Право на получение образования относится ко всем людям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.
Проблема образования детей с ограниченными возможностями является национальным приоритетом. Многие регионы включены в программы организации обучения детей с ограниченными возможностями. В обучении детей, не имеющих возможность посещать образовательные учреждения, используют современные дистанционные образовательные технологии.
Использование дистанционных технологий реализует право детей на получение образования, причем обучение возможно в удобное время для участников образовательного процесса. Это немаловажно, так как дети с ограниченными возможностями здоровья часто посещают врачей, различные процедуры, находятся на плановом лечении в стационаре. Кроме того, практически все учебные материалы имеются в цифровом формате, что делает менее актуальной проблему приобретения учебников.
Образовательные среды, которые предлагаются сегодня общественности, позволяют рационально использовать время. Ученику не надо ждать, пока учитель запишет задание, так как материалы, используемые на уроке, сохранены в цифровом варианте. Виртуальные лаборатории позволяют проводить наглядные опыты, не используя вредные вещества (химия) или контакт с электричеством (физика). Многие задания предполагают самостоятельный поиск материала, используя поисковые системы сети Интернет, тем самым способствуют формированию познавательной активности учащихся, созданию различных учебных проектов.
Учитель имеет возможность комментировать действия ученика до полного решения учебной задачи, объяснять материал, исправлять ошибки.
Тем не менее, процесс обучения детей, с ограниченными возможностями, не может быть решен полноценно только за счет поставки современного оборудования и подключения к сети Интернет. Это лишь техническая сторона дела. Но ничто не может заменить «живое» общение с друзьями, с учителями. Только живое общение способствует развитию коммуникативных отношений с людьми, так необходимых для социализации ребенка. Именно в этом заключается один из минусов надомного обучения.
Кроме того, в дистанционном обучении с помощью компьютерных технологий может быть следующий отрицательный момент – отсутствие контроля со стороны взрослых, «уход» ребенка в виртуальный мир. Профилактика и недопущение вышеназванных негативных ситуаций лежит не только на администрации учебного заведения, но и на педагогах, занимающихся с ребенком и родителях.
Многие учебные заведения организовывают групповые занятия для детей-инвалидов, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Итак, в процессе обучения необходимо уделять внимание не только получение новых знаний, но и социализации ребенка с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.
При организации дистанционного обучения детей-инвалидов регламентируется время работы на компьютере (не более 30 минут). Остальное рабочее время обучающиеся используют на работу с различными источниками информации, в том числе с учебником, тетрадями, фото и видеосъемку, разработку и написание сценариев опытов, поиски натуральных объектов для исследовательской деятельности, сборку конструкций, моделей и т.д., в зависимости от целей и задач занятия.
В процессе обучения часто возникает необходимость использовать в процессе обучения наглядные изображения. Особенно это касается таких предметов, как математика, физика и т.д. В обычной жизни на уроке в классе я использую для этого модели геометрических фигур и тел, презентации, доску, на которой пишу мелом или маркером. Однако при проведении урока математики с использованием дистанционных технологий возникает проблема невозможности доступно объяснить материал из-за отсутствия универсальной программы для работы с наглядными изображениями и моделями и возможности одновременной работы учителя и ученика с задачей. Как же можно решить указанную проблему?
Особое место в процессе дистанционного обучения занимает использование программы Skype. Эта программа позволяет проводить уроки в режиме он-лайн.
При использовании программы Skype, можно пользоваться функцией демонстрации экрана, однако эта функция не всегда удобна. Она не поддерживает возможности совместного редактирования задач и примеров, выполнение письменных заданий.
Плагин IDroo для Skype предназначен как раз для этих целей. Используя данную надстройку, можно не только рисовать в Skype, но и открывать изображения, совместно работать с ними.
Маркерная доска IDroo проста в использовании, так как имеет те же функции и панели, что и любая программа для интерактивной доски.
Источник