Меню

Сохранение здоровья семьи имеющей ребенка

Кризисный центр
помощи женщинам и детям

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка

Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,

сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!

«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Семья – это социальный институт, участвующий в формировании личности человека. Каждый человек, рождаясь, имеет генетически заданные способности, однако личностью он становится, пройдя социализацию. Первыми в процесс социализации включается семья. Через родителей ребенок учится социально опосредовать свои телесные и психические функции. Если родители соматически и психически здоровы, ведут здоровый образ жизни, то процесс социализации функций ребенка будет успешен. Однако если родители болеют, то ребенок может копировать как сами симптомы, так и способы реагирования на болезнь, усваивая семейные стереотипы здоровья и болезни. Поэтому медики часто сталкиваются с детьми, чьи симптомы схожи с заболеваниями их родных не только потому, что есть фактор наследственной слабости систем органов, но и потому, что дети подражают своим близким. Однако, если, несмотря на заболевания, родные демонстрируют направленность на здоровый образ жизни, желание справиться с болезненными ощущениями, то ребенок учится правильным способам сохранения и поддержания своего здоровья.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Однако рассказы и нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя. После этого на первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. К этим средствам относятся: деятельность, общение, отношения.

Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.

Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект.

Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, используя оба механизма взаимодействия с ребенком:

1-й механизм: Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья

2-й механизм: идентификация — подражание своим родителям, ориентация на родительский пример. Замечу, что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (Например, утренняя зарядка: детей заставляем делать, а сами?)

Задача родителей — донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.

Какие же формы совместного отдыха детей и родителей, способствующих формированию ЗОЖ, можно выделить?

  • Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов и др.;
  • Совместная творческая деятельность: оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ и др.;
  • Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке и др.;
  • Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки и др.;
  • Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

  • знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
  • умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
  • понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
  • знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
  • умение правильно строить режим дня и выполнять его;
  • знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
  • понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
  • знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
  • знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
  • знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
  • умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
  • умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
  • знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;
  • умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.
Читайте также:  День здоровья беседа с детьми подготовительной группы

Родителям необходимо также знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

  • положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
  • уменьшение заболеваемости;
  • формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности.

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.

Материал подготовила педагог-психолог, заведующий стационарным отделением Агеева Л.А.

Источник

Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников

Марина Тернова
Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников

Тернова Марина Вячеславовна

Воспитатель, ГБДОУ № 5 Приморского района.

Статья: Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников. Здоровый образ жизни – это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в гармонии с миром. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребёнок ещё не способен осознанно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своём здоровье. Именно поэтому на первый план перед родителями и ДОУ выдвигается проблема выработки у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребёнок.

Существует правило: «Если хочешь воспитывать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

В семье ребёнок находит пример для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,то должны решать эту проблему совместно: детский сад-семья-общество. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо один от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно друг друга. Поэтому возникла необходимость разработки единой программы, которая станет ориентиром, как для воспитателей, так и для родителей.

Каждая мама и каждый папа любят своих детей и мечтают о счастье для них. Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье. Для обеспечения нормального физического развития детей необходимо, прежде всего, соблюдение гигиенического режима, то есть рациональное, в соответствии с возрастными особенностями детей распределение времени для сна, еды, различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Надо, чтобы и в семье, как и в дошкольном учреждении, выполнялось основное требование режима точность во времени и правильное чередование режимных процессов, смена одних видов деятельности другими. Чтобы родители сознательно стремились к выполнению этого требования, им следует рассказать о значении режима в жизни ребёнка. Донесение до родителей этих знаний одна из основных задач работы дошкольного учреждения с семьей. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает начальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Именно поэтому роль и важность воспитания в физкультурно-оздоровительном развитии детей определяет взаимодействие двух важных институтов социализации детей – семьи и дошкольного учреждения.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья детей, им не всегда удаётся грамотно решать многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья дошкольников. Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, является сохранение и укрепление здоровья детей. В настоящее время под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Основой являются каждодневные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнёрская совместная деятельность педагогов и детей в течение дня.

Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа не только в дошкольном учреждении, но и, прежде всего, в семье.

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Читайте также:  Беседа с подростком здоровье это

Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме «Роль семьи в преодолении дефектов.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Источник

Сохранение здоровья семьи имеющей ребенка

Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия . При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая . Духовное здоровье обеспечивается системой мышления , познанием окружающего мира и ориентацией в нем . Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой , родными , друзьями , обществом , умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий .

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям , их интерес к спорту , активность и инициативу . Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях , естественно возникающая их совместная деятельность ( обсуждения успехов спортивной жизни страны , переживания при просмотре телевизионных спортивных передач , иллюстраций в книгах на спортивные темы и др .).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям , положительному поведению отца и матери , укладу жизни семьи .

Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка , которые являются фундаментом здоровья . Для этого необходимо развивать в нем доброту , дружелюбие , выдержку , целеустремленность , смелость , оптимистическое отношение к жизни , чувство радости существования , способность чувствовать себя счастливым , верить в собственные силы и доверять миру .

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония , адекватная положительная самооценка , которые возникают , если ребенок свободен от чувства тревоги и страха , живет с уверенностью в своей защищённости и безопасности . Важно , чтобы по мере освоения духовной культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе , настроение особой радости от понимания своей уникальности , неповторимости , безграничности своих творческих возможностей , чувство доверия к миру и людям .

Организуя духовное воспитание , помните :

— если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе ,

— если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить ,

— если ребенку удается достигать желаемого — он учится надежде ,

— если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь .

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны . Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться , позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности , повышать свой интеллектуальный потенциал .

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести здоровый образ жизни . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , и каждый сам несет ответственность за сохранение своего здоровья .

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение , необходимо заинтересовать

В семье проходит большая часть жизни человека . Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство , целая экологическая микросистема , в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности , развивать , реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи .

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным . Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире .

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством , в котором протекает большая часть жизни каждого из них .

Каждый член семьи занимает определенную нишу , то есть выполняет определенные , необходимые для поддержания баланса системы функции .

Проблема состоит в том , что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества . При этом , сокращение свободного времени родителей из – за необходимости поиска дополнительных источников дохода , психологическая перегрузка , стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости , что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку . Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка , им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы , тем более , что многие дети большую часть времени находятся в образовательном учреждении . Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка . Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума , который его окружает .

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего . И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой , с постоянным ростом нагрузок , психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии , но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни . Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности , гигиенической культуры родителей и уровня их образования .

Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок , а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда , когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь . Большинство родителей не понимают самой сущности понятия « здоровье » , рассматривая его только как отсутствие заболеваний , совершенно не учитывая взаимосвязи физического , психического и социального благополучия . В результате у детей формируются вредные привычки , от которых избавиться бывает очень трудно . Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой , а формируется у человека с ранних лет , прежде всего внутри семьи , в которой родился и воспитывался ребенок .

Читайте также:  Благоприятная среда для здоровья человека

Задача родителей – донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка , обучить искусству укрепления здоровья .

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями . Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья , а вести их за собой по этому пути своим примером .

Основной задачей для родителей является : формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести ЗОЖ . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , главное условие достижения любой жизненной цели , и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья .

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – « Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести !».

Роль семьи в системе здорового образа жизни человека , во многом определяет , кем станет ребёнок в будущем , в том числе , какой образ жизни он изберёт . Таким образом , можно сделать вывод , что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения .

Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний . Следует подчеркнуть , что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний , предотвращающая их возникновение , расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека .

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это – рациональный режим ; систематические физкультурные занятия ; использование эффективной системы закаливания ; правильное питание ; благоприятная психологическая обстановка в семье .

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний , опыта , терпения и непосредственного участия . Родители должны : периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни ; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом ; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой ; следить за состоянием физического развития , осанкой , здоровьем детей .

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому , чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения . И роль семьи здесь неоспоримо высока .

Несколько советов, как приучить своего ребенка к здоровым привычкам

1. Рациональное питание . Реклама фастфуда и вредных продуктов берет верх над пропагандой здоровой пищи . Важно оградить ребенка от негативного влияния маркетинговых компаний . Рациональное питание предполагает отказ от вредной пищи . Это не обозначает , что нужно сидеть на строгой диете . Есть огромное разнообразие разрешенных и экологических продуктов . Ваша задача – привить ребенку любовь к полезной и здоровой пище . Не отходите от правила покупать в дом только полезные продукты . Сначала ребенок может капризничать и возмущаться , а потом привыкнет . И в будущем скажет вам спасибо за то , что вы вырастили из него здорового и полноценного человека .

2. Регулярные занятия спортом . Для этого вам нужно тоже участвовать в этом процессе . Здесь важно показать на собственном примере , насколько важны физические упражнения . Можно для начала устраивать спортивные пробежки , либо игры с мячом на природе . Не помешает учить ребенка различным видам спорта , желательно все — таки при этом что — то уметь самому и быть физически подготовленным . Показывайте ему , как прекрасно прыгать на скакалке , попадать мячом по кольцу , наворачивать круги на велосипеде . Можно записать свое чадо в какую — нибудь спортивную секцию . Это может быть секция в школе или в любом другом заведении . Обязательно выясните , какие у вашего ребенка предпочтения , что именно он любит . Чтобы у него не возникало отвращения или страха перед занятиями . Вы должны привить любовь к какому — либо спорту .

3. Исключите вредные привычки . Если не получается этого сделать , то хотя бы не курите и не употребляйте спиртные напитки при ребенке . Такое поведение должно быть исключено , если вы не хотите вырастить больного и несчастного человека . Лучше , конечно , не иметь таких привычек самому . Поскольку , так или иначе , ваш ребенок узнает о вашей зависимости и обязательно захочет это попробовать .

4. Соблюдайте гигиену . Приучите себя и свое чадо к чистоте и соблюдению личной гигиены . Важно с ранних лет привить ребенку чистоплотность . Чистота – залог здоровья , она снижает риск заболеваемости в разы .

5. Не устраивайте скандалов при ребенке . Психологическое здоровье отражает все свои изъяны на физическом состоянии человека . Помните , что ваш ребенок должен расти в здоровой психологической атмосфере .

192281, Санкт-Петербург, улица Малая Балканская, дом 16, корпус 2, литера А

Источник

Adblock
detector