Урок «Гигиена органов чувств»
план-конспект урока на тему
Конспект урока и презентация по теме «Гигиена органов чувств».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 21.12 КБ |
презентация часть 1 | 2.82 МБ |
презентация часть 2 | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Гигиена органов чувств.
Обобщающий урок по предмету: здоровье и охрана безопасности жизнедеятельности.
Цель: актуализировать и углубить знания учащихся по теме гигиена органов чувств.
— актуализировать знания учащихся о видах органов чувств;
— формировать представление о правилах ухода за органами чувств (глаза, кожа, уши, язык, нос)
— актуализировать знания детей о том, что такое гигиена.
— продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), через выполнение практических заданий в ходе урока;
— развивать внимание, восприятие учащихся путём работы с презентационным материалом;
— продолжить работу по развитию памяти учащихся кратковременной и долговременной, обогащению словарного запаса.
— прививать у учащихся аккуратность и бережное отношение в своему организму, к органам чувств в частности.
Место проведения занятия : кабинет
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: ноутбук, проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: цветок с карточками-органы чувств, закрытые пластиковые стаканчики с кусочками лимона, чеснока и кофе, соль, сахар, лимонная кислота, одноразовые ложки, МР3 записи – морской прибой, звуки леса, шум города.
Мы друг другу сказали:
И как будто светлее на улице стало.
Этим словом здоровья мы всем пожелали!
А вроде совсем ничего не сказали.
-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. Сегодня к нам на урок пришёл гость. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, кто же это.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Дети : Айболит. (Слайд 2)
Учитель: Правильно. Сегодня у нас в гостях Доктор Айболит. Посмотрите ребятки, он принёс с собой цветок. (цветок с лепестками – «органы чувств» закреплён на магнитной доске). Этот цветок не простой, он волшебный. С помощью этого цветка мы вспомним, какие органы чувств есть у человека.
А вы помните, для чего нам нужны органы чувств? С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.
Доктор Айболит: Ребята, вы же знаете, что здоровье – это великая человеческая ценность. Природа наделила человека огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно, если человек умеет правильно ухаживать за своим телом. Поэтому, мы с вами сегодня поговорим не только о органах чувств человека, но и о том, как правильно ухаживать за ними. Ребята, а как по- другому называется уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Учащиеся: личная гигиена (Слайд 3 )
Доктор Айболит : Правильно. Гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Учитель: А теперь, давайте вспомним, какие органы чувств есть у человека. Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза) (Слайд 4)
Учитель переворачивает лепесток цветка «Глаз – зрение» на доске.
Правильно, глаза являются органом зрения. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир.
Доктор Айболит: (Слайд 5)
Правила гигиены органа зрения
К глазам необходимо относиться бережно. Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.
- Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постели, не тереть глаза руками.
Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются. А при очень ярком, могут заболеть.
- Не читать, рисовать, играть при плохом освещении.
- Не находиться на ярком солнце без солнцезащитный очков.
Нужно беречь глаза от попадания в них пыли и песка, от повреждения острыми предметами.
- Беречь глаза от травм и попадания инородных предметов.
Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.
Учитель: А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.
Гимнастика для глаз
Учитель: Продолжим. У меня есть для вас ещё одна загадка. Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это — . (ухо) (Слайд 6)
Учитель переворачивает лепесток «Ухо – слух».
Учитель: Правильно ребята, это ухо – это орган слуха. Сейчас закройте пожалуйста глаза. Я включу вам запись звуков, а вы расскажете, что вы услышали, где побывали.
Игра «Где мы находимся?» (дети закрывают глаза. Учитель ставит МР3 записи: звуки леса, звук морского прибоя, звуки города и просит детей после прослушивания рассказать где они находились).
Доктор Айболит: (Слайд 7)
За ушами нужно тоже бережно ухаживать.
Правила гигиены органа слуха
- Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку
- Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами, ты можешь повредить барабанную перепонку.
- Мой уши каждый день или используй гигиенические ушные палочки.
- В случае болезни обязательно обращаться к врачу
Учитель: Отгадайте, а о каком органе чувств мы сейчас поговорим.
Меж двух озёр стоит утёс,
В нём две пещеры, это — . (нос) (Слайд 8)
Правильно нос является органом чувства обоняние. Обоняние — это способность человека чувствовать запахи.
Учитель переворачивает лепесток «Нос-обоняние».
— Определить, что лежит в стаканчике. (Детям раздаются пронумерованные стаканчики с перфорированной крышкой. Внутри лежат 1. ЛИМОН 2. ЧЕСНОК 3. КОФЕ. Ученики по запаху должны определит, что находится в стаканчиках.)
Доктор Айболит: (Слайд 9) А теперь давайте посмотрим какие правила нужно соблюдать, чтоб сохранить наш орган обоняния.
Правила гигиены органа обоняния
- Нельзя резко вдыхать пахучие вещества
- Необходимо регулярно проветривать помещение.
- Особенно опасна для здоровья человека пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.
- Учитель: А теперь немного отдохнём и наше тело разомнём. Физкультминутка
Учитель: Что ж, продолжим наш урок. Наш следующий орган чувств отгадайте.
Но его не проглотишь.
Всегда он в работе,
Когда мы молчим. (язык) (Слайд 10)
Учитель переворачивает лепесток «Язык — вкус».
Учитель: Правильно, это язык. Он является органом вкуса. Благодаря ему мы можем понять, что мы едим. А давайте сейчас проверим как работает наш язык.
Практическое задание. Учитель просит учеников определить на вкус сладкое (сахар), солёное (соль), кислое (лимонная кислота или лимон).
Доктор Айболит: (Слайд 11) Вы ребята молодцы. А теперь я расскажу вам о правилах гигиены органа вкуса.
Правила гигиены органа вкуса
- Не употребляй слишком горячую пищу.
- Соблюдай режим и рацион питания.
- Мой руки перед едой.
- Не бери в рот незнакомые растения.
- Содержи в порядке полость рта.
- Соблюдай правило «Когда я ем — я глух и нем».
Учитель: Ну что же, на нашем цветке осталось перевернуть только один лепесток.
Тело сверху прикрываю,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (Кожа) (Слайд 12)
Учитель: Кожа – орган осязания. Кожа защищает тело человека от различных повреждений. Через кожу удаляются вредные для организма вещества. А давайте проведём небольшой эксперимент.
Задания на тактильное восприятие.
1. «Тепло\холодно». Дети закрывают глаза. Им предлагают потрогать бутылки с водой тёплой и холодной водой и определить где и какая.
2. « По ладошке побежала белка\ёжик». Учитель проводит по ладони ученика поочерёдно мягкой кисточкой, кисточкой для клея /или щетиной / и спрашивает: «Кто побежал по ладошке? Белочка или ёжик?»
Доктор Айболит: (Слайд 13) За кожей необходимо ухаживать: содержать в чистоте!
Правила гигиены органа осязания
- Личная гигиена. Ежедневные водные процедуры
- Гигиена одежды. Одежда должна быть проницаема для воздуха и влаги, а главное она должна быть чистой.
- Необходимо беречь кожу от ожогов, обморожений и других травм.
- Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
- Не трогай незнакомых животных на улицах.
5. Подведение итогов
Учитель: Ну вот мы и вспомнили с вами все органы чувств человека. (Слайд 14) Все лепестки нашего волшебного цветка открылись. А замечательный Доктор Айболит рассказал нам какие правила мы должны соблюдать, чтоб сберечь наши органы чувств. Ребята, давайте поблагодарим его и пообещаем соблюдать все эти правила.
Источник
Тема урока: «Органы чувств и сохранение здоровья человека»
Цель урока: создать условия для:
– проведения исследования над предметами с помощью разных органов чувств;
– формирование культуры здоровья учащихся, уважительное отношение к своему телу и здоровью.
I. Вступительное слово учителя.
– Ребята, давайте закроем глаза и представим себя на листе древних людей, то есть, попробуем очутиться в эпохе первобытного общества.
- Опишите свою одежду, жилище.
- Что вас больше всего интересует?
- Как первобытные люди удовлетворяли свое любопытство?
- Какие знания они имели?
Дети фантазируют, спорят, размышляют.
Учитель обобщает все сказанное:
– Древними людьми двигала великая сила – любознательность. И не обладай они ею, многое, что нас окружает, не было бы создано. Людям свойственно стремление узнавать, испытывать, открывать, изобретать новое. Так появляется наука – достоверные и упорядоченные знания.
II. Актуализация знаний учащихся.
На доске вывешено наглядно-методическое пособие – ромашка (естественные науки) (смотри Приложение 2).
– Современный окружающий нас мир изучают множество наук. Давайте попробуем классифицировать науки. Мы с вами изучаем окружающий мир, природу. А что такое природа? (Природа – это все, что нас окружает. Природа бывает живая и неживая.)
Живая природа – животные и человек. Неживая – вода, воздух, почва, полезные ископаемые.
Схема на доске (живая, неживая природа) (смотри Приложение 1).
– Посмотрите внимательно на доску. Соотнесите известные вам науки с тем, что они изучают. (Смотри Приложение 3.)
Ботаника Зоология Анатомия и физиология География п Геология | животные растения человек поверхность земного шара полезные ископаемые |
II. Знакомство с новой темой. Беседа с учащимися.
– Изучение окружающего мира требует очень многого. Но, прежде всего, нужен человек потому, что только он может изучать. Человека мы и будем сегодня рассматривать.
– Представьте, что вы вошли в лес. (Звучит музыка с пением птиц, журчанием ручейка.) – Расскажите, что вы узнали о жизни леса. Какие органы чувств вам помогли в этом.
– Давайте попробуем исследовать наши органы чувств.
Проведем несколько экспериментов:
1. “Мешочек”. Целью эксперимента является показать роль осязания.
В мешочке лежат различные предметы, которые нужно определить на ощупь. Участвуют несколько детей. Им завязывают глаза. В мешочке могут лежать такие предметы: линейка, очки, ножницы, лист бумаги. Учащиеся по очереди вытаскивают из мешочка предметы, определяют их на ощупь. Дети говорят какой орган чувств помог им разгадать предмет.
2. “Узнай чей голосок”.
Определяется функция слуха. Дети становятся в круг, в центре водящий с закрытыми глазами. Он должен на слух определить человека, который его позвал. Выясняется роль органа слуха.
Целью эксперимента является определение роли языка в распознавании вкуса пищи. Несколько учеников парами кормят друг друга. У одного из них глаза завязаны. Он и должен распознать продукт на вкус. (Ребятам предлагается яблоко, лимон, сахар, соль.) Учитель спрашивает детей об их вкусовых ощущениях, о том, что им помогло назвать конкретный продукт.
Выявляется функция обоняния. Детям предлагаются коробочки с чесноком, луком, долькой апельсина. Они должны с завязанными глазами определить предмет по запаху. Ученики рассказывают, какой орган их тела предназначен для различения запахов.
5. Игра “Не ошибись – покажи”.
В игровой ситуации учениками закрепляются изученные органы чувств. Учитель показывает табличку, на которой написаны органы чувств, а дети должны показать на соседе этот орган чувств.
(Осязание– рисунок руки, вкус – рисунок рта с языком, обоняние – нос, зрение – глаза, слух – уши.)
Подведение итогов игровых экспериментов.
– Какие органы чувств мы рассмотрели? Какую функцию они выполняют?
IV. Путешествие в страну здоровья.
– Мы выяснили, какие органы чувств помогают человеку исследовать окружающий мир. А что нужно делать, чтобы сохранить их здоровыми? Совершим небольшое путешествие по станциям здоровья нашего организма и выясним: нужно ли заботиться, ухаживать за своим телом; как это правильно делать?
Станция “Забота о глазах”.
Попробуйте определить, о каком органе чувств идет речь. Загадка.
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)
– Вы наверное уже догадались, что мы будем говорить о зрении. Как вы думаете, нужно ли человеку беречь свое зрение? (Да нужно.)
– Чтобы не испортить зрение при письме и чтении нужно держать книгу на расстоянии 30 сантиметров, а смотреть телевизор не ближе 2 метров. Но это еще не все правила сохранения зрения. На уроках часто случается, что наши глаза устают. Вспомните, какие меры мы предпринимаем для снятия напряжения с глаз? (Мы делаем гимнастику для глаз.) Давайте отдохнем и вспомним как делается гимнастика глаз. Дети выполняют несколько знакомых упражнений.
– С помощью игры мы выясним, знаете ли вы правила сохранения здоровья глаз.
Игра “Согласен, не согласен”.
– Чтобы сберечь глаза я делаю так (дети показывают табличку со знаком “+” или “-” если согласны, либо не согласны):
– читаю лежа;
– не читаю в транспорте, в темноте, лежа;
– сижу за столом прямо, не пишу с низко опущенной головой;
– ставлю лампу слева при выполнении домашнего задания;
– смотрю телевизор сколько хочу;
– смотрю телевизор не более 40 минут, на расстоянии 2– 2,5метра от экрана;
– не бегаю с острыми предметами в руках;
– соблюдаю нужное расстояние при письме и чтении.
Станция “Уход за кожей. Личная гигиена”.
– Как мы заботимся об органах осязания, обоняния и слуха? Как бережем их? Беседа с детьми о здоровье и сохранении этих органов чувств.
– Разгадайте загадки и узнаете, какие вещи, предметы нам помогают заботиться о нашей коже, ушах, носе, полости рта;
Намочи меня водой
Да потри рукой.
Как начну гулять по шее,
Сразу ты похорошеешь.
(Мыло.)
Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала.
(Зубная щетка.)
Вафельное, полосатое,
Гладкое, лохматое.
Всегда под рукой –
Что это такое?
(Полотенце.)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос.
(Носовой платок.)
Игра “Согласен – не согласен”: (дети показывают карточку со знаком “+” – согласен и “-” – не согласен).
– Микробы очень маленькие и живые, они попадают в организм человека через кожу рук, слизистые оболочки носа и рта. Чтобы защититься от микробов я делаю так:
– раз в неделю основательно моюсь горячей водой с мылом;
– когда чихаю никогда не закрываю нос и рот платком;
– всегда мою руки с мылом перед едой;
– чищу уши булавкой или еще чем-нибудь острым;
– использую только ватные палочки для чистки ушных раковин;
– ем только мытые овощи и фрукты;
– чищу зубы дважды в день.
– Молодцы ребята! Справились с заданиями. Пора возвращаться назад. Наше путешествие подходит к концу. Дома вы попробуете составить памятку: “ Как сохранить органы чувств здоровыми”. А в классе мы обсудим ваши работы.
IV. Рефлексия урока:
– Что нового вы узнали?
– Какие исследования нам в этом помогли?
– Где вам могут пригодиться эти знания?
Источник