Меню

Сохранение здоровья как задача социальной работы

ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорта, удовлетворительного питания и предоставление достаточно-

го набора услуг. Однако конечной целью всех усилий являетсяохрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены — медицинской науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их ущербности и снижают их эффективность.

Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезировании, доставке продуктов, об отоплении, устранении вредных привычек, улучшении экологии, качества быта, установке телефона, восстановлении разорванных связей подопечного с семьей или обществом и т.п. — все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о здоровом образе жизни. Без таких представлений социальная работа неполноценна.

Существует немало определений понятия «здоровье». Однако все они характеризуют этот феномен односторонне либо поверхностно и не раскрывают его физиологической сущности. Поэтому целевой параметр, на который ориентируется вся система здравоохранения и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) населения, еще четко не определен. Однако неясность цели всегда порождает методические ошибки и обрекает усилия на недостаточную эффективность, что и наблюдается на протяжении текущего столетия. Медицина, государство в целом отдавали приоритет профилактике болезней, стремились создать здоровые условия быта и труда, привить населению здоровый образ жизни. Но эффективность была явно недостаточной. Ив значительной мере оттого, что усилия не имели четкой ориентации. Здоровый образ жизни трактовался как соблюдение набора правил, суть которых населением либо не понята, либо понята упрощенчески, поверхностно. Непонимание сути ЗОЖ сокращало осознанное стремление его исполнять.

Итак, здоровье суть состояние достаточно широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния банальных факторов окружающей среды. Причем функциональ

ные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последняя создается образом жизни как комплексом режимных моментов и моментов, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов.

Разъясним физиологическую сущность тренировки, адаптации и компенсации, что позволит лучше понять целесообразность исполнения компонентов ЗОЖ и поможет сформировать осознанное стремление практиковать именно этот образ жизни.

С формальной точки зрения, ЗОЖ— это комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрастах едва ли рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве же при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется прочно, на всю жизнь. В дальнейшем только особо хаотичные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек.

Четкое понимание феноменов здоровья, ЗОЖ, предболезни, болезни и профилактики формирует у будущих социальных работников конкретные ориентиры, на которые и должна направляться социальная работа.

Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.

За годы советской власти сделано многое в области формирования ЗОЖ у населения. Но массовым он не стал. Не является он таковым и теперь. Более того, к традиционным проблемам формирования ЗОЖ добавились еще и проблемы сохранения статус-кво. Ибо в условиях экономического кризиса и массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ, утрачиваются, становятся недоступными. Ведь на оплату водоснабжения, газификации, электроэнергии требуются немалые деньги, которых у многих просто нет.

Читайте также:  Побои причинен вред здоровью

Здоровый образ жизни — это выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками и всегда придерживаясь при этом рекомендаций гигиенической науки, т.е. действовал с пользой для здоровья.

Не следует прививать ЗОЖ с помощью назиданий и зазубривания — что полезно, а что нет (это подходит только для несмышленых детей). Для детей же старших возрастов и взрослых нужно объяснять работу санологических механизмов организма, которые включаются и поддерживаются элементами ЗОЖ

Например, следует объяснить, почему взбадривание утренней гимнастикой и водными процедурами рациональнее и предпочтительнее, чем химическое взбадривание — крепким чаем или кофе, почему для здоровья нужна физкультура, а не изматывающий спорт и т.д.

Особенно четко надо прояснить,что в основе нездорового образа жизни лежат такие пороки человека, как лень, лукавство и др.

В отличие от прежних лет сейчас всем ясно, что ЗОЖ включает в себя и культуру увеселения (культуру отдыха и разрядки). У человека есть физиологически обоснованная потребность отвлекаться на получение удовольствий. И надо, чтобы удовольствий было много. Но все они должны быть натуральными, естественными, а не искусственными (наркотическими). Нужны стереотипы сочетания пассивного, активного и праздничного видов отдыха.

Большое значение имеет-воспитание культуры межличностных отношений, здесь кроется залог успешной охраны психического здоровья населения, да и физического тоже (все знают, что и слово ранит, причем не только психику, но и сердце).

С переходом на страховую медицину появился дефицит профилактического надзора. В перечень страховых видов медицинских услуг не вошли многие виды профилактической работы. Они не оплачиваются. Медицина еще больше стала медициной «пожарного» образца. Поэтому контроль над образом жизни в детских и трудовых коллективах значительно ослаблен. Здесь должны прийти на выручку социальные работники. Они должны взять на себя эту важную миссию.

В эпоху рыночных отношений, работая с населением, следует постоянно подчеркивать, что вести ЗОЖ и быть здоровым — выгодно. А вести нездоровый образ жизни и болеть — неразумно и разорительно.

Источник

Сущность деятельности специалиста социальной работы в решении проблем здоровья населения

Сущность деятельности специалиста социальной работы в решении проблем здоровья населения Болдина М.А., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия

Аннотация: в современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения, возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. В статье рассматриваются понятия «социальная медицина», «медико-социальная работа», а также рассматривается сущность специалиста по социальной работе в решении проблем здоровья населения.

Ключевые слова: здоровье человека, медико-социальная работа, социальная медицина

Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека — биологическое и социальное — находятся в диалектиче­ском единстве и тесной взаимосвязи.

Биологические факторы характеризуются определенными анатомо­физиологическими особенностями функциональных систем организма, обеспечивающих устойчивость биологической системы в целом, ее уровень адаптационных ресурсов при взаимодействии с окружающей средой, а также наследственную предрасположенность биологических признаков и функциональных особенностей организма. В то же время в совокупности социальные условия создают определенную социальную среду, в которой проявляются биологические факторы.

Вместе с тем врожденные наследственные заболевания, дефекты физического и психического развития, наследственная предрасположенность к ряду заболеваний, таких как изменения биологической системы организма, в свою очередь оказывают воздействие на социальную среду.

Читайте также:  Кто как проводил день здоровья

Состояние социальной среды обитания человека, экономическое благополучие об­щества определяют такие демографические показатели, как рождаемость, смертность, структура заболеваемости населения, инвалидизация и др., являющиеся предметом специ­альных медико-социальных исследований, на основе которых разрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества [1, с.261].

Здоровье относится к числу основных социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Однако анализ современной демографической ситуации в нашей стране определил тенденцию ухудшения здоровья всех возрастных групп, сокращения рождаемости и роста смертности, развития депопуляции.

В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения, возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико­социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности и т.д. и будут способствовать решению связанных со здоровьем социальных проблем.

Вследствие этого в 90-е гг. в России стала развиваться медико-социальная работа как ка­чественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности. Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, социальной за­щиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования экономиче­ского уклада и структуры общественных отношений [2, с.221].

Социальная медицина — наука о закономерностях общественного здоровья, объектом исследования которой является система «человек-общество-среда». Предметом социальной медицины является общественное здоровье. Общественное здоровье имеет два смысловых аспекта: медицинский и нравственный. Первый является приоритетным для социальной медицины. Субъектом социальной медицины являются конкретные живые люди со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией.

Основными задачами социальной медицины являются изучение закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, а также его отдельных групп и теоретическое обоснование эффективной системы государственных и общественных мероприятий, путей и методов, направленных на устранение влияния вредных факторов окружающей среды, обеспечение высокого уровня здоровья всех членов общества, увеличение периода их активного творческого долголетия [3, с.11].

Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения, — профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения — социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного при­юта и др. [4, с.38].

Наряду с этим в данной сфере деятельности могут использоваться также формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере. Конкретная структура медико-социальной работы в каждом случае определяется конкретным профилем патоло­гии или проблемой жизненной ситуации, в которой оказался клиент. Умение на практике сочетать необходимые формы и методы является важнейшей задачей профессиональной подготовки специалиста [5, с.38].

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Социальный медик отвечает не только за здоровье, но и за социальное благополу­чие своих подопечных и является непосредственным создателем социальной защиты на­селения. Общественные последствия любого заболевания тоже являются сферой прило­жения сил социального медика.

Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводи­мых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной кон­цепции здоровья и теории социальной защиты населения.

Система социальной работы в государственном здравоохранении включает профилактику, диагностику, лечение, сохранение здоровья и реабилитацию. Эта система действует на разных этапах, начиная от составления программ здравоохранения до работы в больницах общего типа или специализированных.

Типы медико-социальной работы

Существует два типа медико-социальной работы — патогенетический и профилактический. Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Читайте также:  Магия заговор для здоровья

Профилактическая медико-социальная работа подразделяется на два типа: первичной и вторичной профилактики. Задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т. е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения. Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных, т. е. комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, полное или частичное восстановление нарушенных функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности. Степень восстановления социальной активности человека и его адаптационных ресурсов является своеобразным итогом медико-­социальной работы. Отсутствие в штате лечебных учреждений социальных работников объясняет тот факт, что реабилитацию больных осуществляют медицинские работники.

Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, — это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся. Для оказания полноценной медико-­социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжёлыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трёх уровней [6, с.182].

В ряде случаев социальная работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельности. Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким категориям населения, как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилые люди.

Задачи социальной работы в системе здравоохранения

К задачам социальной работы в системе здравоохранения относятся содействие пациенту в повышении его адаптационных ресурсов в обществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья, трудоустройстве, организации доврачебной медицинской помощи и ухода за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения, санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементарных жизненных навыков [6, с.267].

Медико-социальная работа является новым видом мультидисциплинарной профес­сиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально — ­правового характера, направленным на восстановление, сохранение и укрепление здоро­вья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в области охраны здоровья, так как предполагает проведение системных медико-социальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, потенциально веду­щих к тяжелым осложнениям, инвалидности [7, с.160].

В связи с тем, что сегодня на первый план выдвигается не болезнь сама по себе, а больной организм со всеми его особенностями и проявлениями, все более становится яс­ным, что заболевшему человеку нужен не только врач, но и социальный работник, спо­собный решить его жизненные проблемы. Социальный работник, который готовит себя для службы на поприще психологии, психиатрии, геронтологии, гериатрии, наркологии, медикаментозной токсикологии, медицины катастроф, да и общей инфекционной медици­ны, непременно должен знать в определенных аспектах психосоматику и психотерапию. Психосоматика в широком смысле слова понимается как организм личности (или орга­низм социального человека).

Таким образом, забота о здоровье населения является одним из направлений дея­тельности социального работника. К его задачам относится содействие в повышении у клиента адаптационных ресурсов для жизни в обществе, помощь в более полном исполь­зовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья, организация дов­рачебной медицинской помощи и уход за больными, оказание социальной помощи уми­рающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарная помощь инвалидам и многое другое.

Все это требует от социального работника различных знаний, как в области соци­альной работы, так и в области медицины, а также умения сотрудничать с другими спе­циалистами.

Источник

Adblock
detector