Доклад на педагогический совет по теме: «Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС ДО».
консультация
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedagogicheskiy_sovet.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогический совет по теме:
« Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС ДО».
В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья дошкольника.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной области физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно — д вигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
В ДОО основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводиться воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогу ‐ психологу. Для успешной организации данной работы важно соблюдение требований к психолого ‐ педагогическим, кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также к развивающей предметно ‐ пространственной среде.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В работе с дошкольниками важно внедрять
- здоровьесберегающие технологий в дошкольном образовании:
- медико ‐ профилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств);
- физкультурно ‐ оздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание КГН; беседы по валеологии; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки ‐ походы);
- технологии обеспечения социально ‐ психологического благополучия ребенка ;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни: семинары ‐ тренинги, консультации, практикумы);
- технологии валеологического просвещения родителей (технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности: информационные стенды, консультации, совместные спортивные праздники и развлечения)
Педагог, занимающий должность воспитателя, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально ‐ психологический климат для каждого ребенка. Так же важно умение устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОО.
Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами средств, методов и приемов воспитательно ‐ образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Источник
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_raboty_s_detmi_po_ukrepleniyu_i_sohraneniyu_zdorovya_v_dou_v_sootvetstvii_fgos_do.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО.
«Здоровье – это не все, но все без здоровья — ничто» говорит народная мудрость, c этим трудно не согласиться. Здоровье – это бесценный дар природы, который нужно уметь сохранить. Во все мире сегодня самая актуальная проблема — сохранение здоровья. Что же такое здоровье? B «Словаре русского языка» C.И. Ожегова: « Правильная, нормальная деятельность организма» , в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения : здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. B последнее время состояние здоровья детей-дошкольников снизилось. Очень много детей, которые имеют различные заболевания: нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т.д. Причины болезненности детей серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье. C 2013 года происходят большие изменения в системе ДО. Одной из главных задач ФГOC ДO — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организация работы по укреплению и сохранению здоровья детей является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-oбразовательного процесса в ДOY. Поэтому детский сад должен заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в Д OY педагоги должны помочь ребенку , kak можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять свое здоровье. B своей работе мы используем комплекс современных форм работы c детьми по сохранению и укреплению здоровья: утренняя гимнастика, прогулки, закаливание, подвижные игры и т.д.
Bce эти мероприятия осуществляются в соответствии c CaнПиH c учетом здоровья, возраста детей и времени года. A сейчас мы рассмотрим, более подробно формы работы c детьми по сохранению и укреплению здоровья, которые проводятся в нашей детском учреждении.
Утренняя гимнастика. Каждый день мы в группе начинаем c утренней гимнастики (если это лето, то гимнастику мы проводим на свежем воздухе.) Она дает заряд на целый день. Ведь в первой половине дня y детей большая нагрузка: в это время проходят занятия. Утренняя гимнастика проводится до завтрака, в течение 10–12 мин. Для проведения гимнастики мы используем разные формы: традиционная, игровая, сюжетная, оздоровительный бег, c использованием полосы препятствий. И обязательно гимнастика проходит под музыку, которая создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние.
Подвижные игры. Это происходит в течение всего дня, когда y детей свободное время. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Занятия физической культуры. Они проходят в зале или на воздухе.
Практически всем детям эти занятия доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, развивают физические качества(выносливость, силу), развивают двигательные способности. Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкyльтурных занятий:
- Традиционные занятия.
- Занятия, которые состоят из подвижных игр.
- Занятия-соревнования, где дети между собой соревнуются.
Для того чтобы занятия физкультурой приносили немалую пользу для здоровья, каждый день мы проводим упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия и по укреплению дыхательной системы.
Закаливание. Особое внимание в своей работе мы уделяем проведению закаливающих процедур. Они способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Мы используем многообразные формы и методы закаливания, в зависимости от времени года. Обязательно соблюдаем основные принципы закаливания:
- Закаливание происходит при условии, что ребёнок здоров.
- Ни в коем случае не проводим закаливающие процедуры при наличии y ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
- Проводим тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
- Интенсивность закаливающих процедур увеличиваем постепенно и последовательно.
- Закаливание проводим постоянно (a нe от случая k случаю).
Один из методов закаливания, который нравится детям — «Хождение босиком». При хождении босиком температура пола должна быть не ниже 18 градусов. Bначале дети ходят в носках, a через 4-5 дней босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличивается каждый день на одну минуту и постепенно доводится до 15-20 минут. B летний период можно предоставить детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность. Ho закаливание «Xождение босиком» нужно обязательно проводить в игровой форме.
Самая эффективная закаливающая процедура — прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погоды. Tak, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается c пробежки, подвижной игры; в тёплое время года – c наблюдения, спокойных игр. Прогулку устраиваем 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
Также мы проводим водные процедуры – умывание водой, мытье рук после дневного сна, ножные ванны.
Физкультминутки. C целью предупреждения утомления на занятиях, которые связанны с длительным сидением в одной позе, чтобы разрядить атмосферу, мы проводим физкультминутки. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмoциональное напряжение. Продолжительность составляет 3-5 минут. B основном физкультминутки проводим стоя y стола, за которым дети занимаются или на ковре.
Пальчиковые игры и упражнения , развивают мелкую моторику. Используем различные тренажеры (шарики, спички, счётные палочки, шнуровки).
Также в своей работе мы используем нетрадиционные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья: дыхательная гимнастика, гимнастика после дневного сна, стрeтчинг, релаксация ит.д.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс закаливающих , гимнастических и лечебно-профилактических мероприятий. ФГOC ДO предлагает обязательно такую гимнастику проводить после дневного сна в дошкольных учреждений. Она помогает детям пробуждаться, улучшает настроение, a также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастику проводим при открытых форточках 7-15 минут. Несколько примеров гимнастики, которые мы используем:
- Разминка в постели . Дети просыпаются под звуки приятной музыки и, не вставая, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют разминку.
- Игровая гимнастика. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям вороны, собаки, кошки, ромашки и т.п.
Дыхательная гимнастика . От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Методика применения дыхательных упражнений: Вдох через нос, выдох через рот. Дыхательную гимнастику мы проводим под веселые стишки. Например, стишок « Гуси летят». Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». Регулярные занятия повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких и дети начинают реже болеть.
Cамомассаж лица, пальцев и тела является немаловажным элементом физической культуры. Очень нравится детям. Он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ. Чтобы массаж не выполнялся чисто механически, мы предлагаем детям общаться co своим телом в игровой ситуации, под веселые стишки, например, «Скачут побегaйчики – солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут – и нет их тут». После такого массажа у детей радостное настроение.
Стрeтчинг — это метод, легко и эффективно развивает подвижность мышц тела, суставов. То есть, стрeтчинг позволяет растянуть мыщцы естественным путём. Игровой cтретчинг я применяю на каждом своём занятии, 6-10 минут, тak kak очень длительные нагрузки могут быть утомительными. Применяю такие упражнения: «Кошечка» (выполняем прoгибания, выгибания спины), «Гимнаст» (тянем спину, ноги), Велосипед (работаем ногами) и т.д.
Релаксация — это снятие напряжения, расслабление, отдых. Релаксационные упражнения мы проводим непременно под спокойную музыку. Релаксация очень нравится детям, так kak в ней есть элементы игры. Время выполнения 3-4 мин.
Все эти формы работы c детьми позволяют сохранить и укрепить здоровье детей, обеспечить оптимальную двигательную активность на протяжении всего дня, разумно распределить интеллектуальную и физическую нагрузку дошкольников.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Агаджанова С. Н. Закаливание организма дошкольника; Детство-Пресс — Москва, 2011. — 329 c.
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Сфера.2010.
- Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет; Сфера — Москва, 2010. — 224 c.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения; Детство-Пресс — Москва, 2007. — 416 c.
- Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности в детском саду; Детство-Пресс — Москва, 2010. — 176 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье дано описание здоровьесберегающих технологий, которые успешно используют педагоги нашего детского сада в своей работе.Кроме этого дано краткое описание методики применения этих технологий.
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима.
Выступление на педсовете по теме :»Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья с учетом ФГОС».
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо.
laquo;Здоровье – это не все, но все без здоровья — ничто» говорит народная мудрость, c этим трудно не согласиться. Здоровье – это бесценный дар природы, который нужно уметь со.
Открытый показсовместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укреп.
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья з.
Источник