Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал
Данное выступление можно использовать на метод.объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликова С.Е. учитель
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Личная культура здоровья- это часть культуры личности, включающая в себя сформированное ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивы к сохранению и укреплению здоровья, потребность быть здоровым, используя для сохранения и укрепления здоровья, накопленные обществом знания и оздоровительные практики.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания.
Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% детей относится к числу здоровых, 40%- к группе риска, а 50% имеют патологию развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, отличаются от своих сверстников по показателям психического и физического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость
И истощаемость нервных процессов, и т.д. Поэтому так необходим комплексный подход организации здоровье сберегающего пространства для детей с ОВЗ.
Обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:
— создание здоровье сберегающей инфраструктуры;
— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
— эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
— реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает :
— соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам , нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;
— наличие и необходимое оснащение помещение для питания воспитанников, а так же для хранения и приготовления пищи;
— организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
— оснащенность комнат, коридоров, игровых комнат;
— наличие помещений для медицинского персонала;
— наличие необходимого (В расчете на количество воспитанников)квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физкультуры, тренера, психолога, воспитателей).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников , направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления.
Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;
— введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;
— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
— ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ОВЗ, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.
Эффективная организация оздоровительной работы , направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:
— полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т.п.);
— организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
— регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий ( дней здоровья, соревнований, походов).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Для детей с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:
Изменение сроков сдачи , формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план ребенка. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды детей с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с педагогами, особенно с «сопровождающим» ребенка тьютором. Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.
Следует знать об этом и следить, чтобы права детей с ОВЗ соблюдались во всех образовательных учреждениях.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях детского санатория
статья (6, 7, 8 класс)
Данный материал содержит в себе информацию о значимости санаторно-курортного лечения для детей,описание категорий детей с ОВЗ,основные направления работы всех служб санатория по укреплению здоровья детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozlovskaya_s.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях санатория для детей с ОВЗ
Сегодня в России здоровье граждан — проблема государственного масштаба и одним из самых эффективных средств его укрепления является оздоровление в санаторно-курортных условиях. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена продолжающимся процессом преждевременного старения населения и высоким уровнем заболеваемости взрослого населения, подростков и детей. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса страны. Детский санаторий является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим этапное лечение и реабилитацию часто болеющих детей, детей с ОВЗ, ликвидацию последствий перенесенных ими заболеваний, подготовку и возвращение детей к обычному для сверстников образу жизни. В настоящее время детские санатории — это узкоспециализированные медико-педагогические учреждения, в которых лечебный процесс осуществляется в тесной взаимосвязи с воспитательно-образовательным процессом. Это обстоятельство дает возможность достигнуть наиболее эффективных результатов реабилитации больных за счет более узкой и поэтому более глубокой специализации медицинского и педагогического персонала, применения наиболее эффективных для различного профиля санаториев методов и сроков лечения, оптимального учета и подбора допустимых физических и психоэмоциональных нагрузок.
Не секрет, что процент полностью здоровых детей из года в год уменьшается, в геометрической прогрессии растёт число детей с ОВЗ. Современное сложное социально-экономическое положение подавляющего большинства российских семей, напряженный режим работы и неблагоприятные гигиенические условия обучения во многих образовательных учреждениях — эти и другие причины обусловливают нарастание у детей различных патологий. Практика показывает, что регулярные лечебно- профилактические мероприятия, проводимые на этапах восстановительного лечения по схеме поликлиника — стационар — санаторий — поликлиника, позволяют предотвратить переход острых заболеваний в хронические формы у подавляющего большинства больных детей.
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
- расстройства поведенческого характера
- совмещение нескольких дисфункций
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Для каждой группы используются определённые коррекционные механизмы, результатом может стать как сглаживание дефекта, или развитие навыков адаптации, так и полное избавление от недуга.
Главный принцип в работе детского санатория для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ – « Не навреди!». Основные направления работы это: лечение, воспитание, обучение. Решением задач по укреплению здоровья детей с ОВЗ, их реабилитацией и адаптацией , занимаются следующие службы:
Кратко рассмотрим роль каждой из служб в сохранении и укреплении детского здоровья. Итак, медицинская служба- одна из главных и первостепенных служб, стоящих на страже физического и психического здоровья детей.Лечение – это первоочередная задача медицинской службы, состоящая из множества звеньев и этапов. Сюда входит диагностика,составление индивидуального плана лечения, медикаментозная терапия, определение диеты и режима питания, лечебные процедуры.Огромное количество людей от врачей узкой специализации, до младшего медицинского персонала, помогают детям с ослабленным и ограниченным здоровьем окрепнуть и продолжить адаптацию и полноценную жизнь в социуме.
Приезжая в санаторий, ребенок отрывается (часто впервые) от привычной для него семейной обстановки, попадает в условия нового для него распорядка дня и быта. В связи с этим исключительное внимание должно быть уделено методически правильному введению детей в новые условия быта и режима санатория, установлению контактов с товарищами, персоналом, отвлечению от неприятных переживаний, связанных с болезнью и разлукой с близкими . Именно для этого в каждом детском санатории создана педагогическая служба, в состав которой входят опытные воспитатели и учителя. И именно от них зависит конечный результат лечения, поскольку задача воспитателя на данном этапе пребывания детей – помощь в адаптации к новым условиям и позитивный настрой. Именно воспитатель запускает адаптивный механизм ребёнка, а как известно это уже половина дела. В своей работе кроме соблюдения «Конвенкции о правах ребёнка», Конституции РФ,основ педагогики и возрастной психологии, педагог обязан владеть здоровье сберегающими технологиями и умело применять их на практике, поскольку санаторий это именно то место, где дети с ослабленным и ограниченным здоровьем должны не только сохранить ,но и улучшить показатели своего здоровья. Как в ДОУ, так и в санатории, воспитатель при организации воспитательно-образовательного процесса руководствуется ФГОС, а так же обязательно учитывает диагноз и предписания врачей. Для детей с ОВЗ предусмотрен особый режим обучения: сокращённые по времени уроки, пониженный темп прохождения учебного материала, индивидуальные занятия с учителем. Воспитатель же в свою очередь не просто помогает ребёнку организовать быт, он организует активные прогулки и досуг детей на посту.
Итак, выделим основные функции воспитательно-образовательной службы в санатории: защита, коррекция и компенсация. Для многих детей санаторий — это единственное место, где о них по-настоящему заботятся. Это своеобразная экологическая ниша. Однако попадая в новые для него условия, ребенок испытывает дискомфорт из-за отрыва от привычной для него жизни, новый мир ему незнаком и кажется чужим и даже враждебным, ребенок боится непонимания, недоверия, незнакомых людей. Поэтому функция защиты занимает ведущее место в деятельности педагогического коллектива. Функция коррекции обусловлена тем, что в рамках такого достаточно автономного учреждения, как санаторий, его коллективу приходится корректировать асоциальное влияние внешней среды, неблагополучно сложившихся отношений в семье и школе, противопоставляя им ценностные ориентации и правила жизни, сложившиеся в условиях совместной деятельности детей и взрослых. В санатории многие дети впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить себя в творческой деятельности, найти свое «я», реализовать потребность в общении. Большое значение имеет влияние педагогов-мужчин на детей из неполных семей. Но, к сожалению мужчины – педагоги и уж тем более воспитатели большая редкость нынче. Функция компенсации реализуется и в процессе обучения. Эти функции наиболее полно осуществляются в санатории с учетом автономности этого учреждения, временности пребывания в нем, отсутствия стереотипов, сложившихся по отношению к ребенку в том социуме, где он живет постоянно. Педагоги не знают, каким он был дома. Здесь его никто не станет оценивать по прошлым поступкам.
Системообразующими видами деятельности в воспитательной системе санатория являются оздоровительная, досуговая, учебная деятельность и жизнедеятельность первичных детских коллективов. Под оздоровительной деятельностью мы понимаем комплекс мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья детей, режим отдыха в экологически благоприятной среде, формирование навыков здорового образа жизни, способствующих преодолению трудностей в общении и социально-психологической адаптации. Именно для этого в санатории созданы логопедическая и психологическая службы, которые работают в тесной связи с медицинской и педагогическими службами.
Климатотерапия, интересная досуговая деятельность, здоровый психологический климат на постах и в группах, созданные педагогами ситуации успеха, комплекс оздоравливающих и лечебных мероприятий без сомнений служат источником сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ.
Источник