Сохранение здоровья детей эссе
2.3 методики и программы
2.4Физические упражнения — основное средство физического воспитания и формы организации физического воспитания
2.5Формирование двигательных навыков и воспитание психофизических качеств
3. Заключительная часть
«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно» Н.А. Амосов. Для меня эта фраза явилась ключом к выбору темы для эссе.
Человек-совершенство природы. Но чтобы он мог пользоваться благами жизни, очень важно иметь здоровье.
Я заметила, что в последнее время увеличилось количество детей, страдающих хроническими, соматическими и нервно-психологическими заболеваниями. Эта проблема стала одна из главных проблем ДОУ. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье дошкольников.
«Здоровье не всё, но всё без здоровья– ничто», -как говорил мудрый Сократ. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом закладки фундамента здоровья и это ставит определённые цели, которые решаются путем решения следующих задач:
1. Оздоровительные задачи (охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений).
2. Воспитательные задачи (формирование нравственно-физических качеств, потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств)
3. Образовательные задачи (формирование представлений о своем организме, здоровье; формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе).
Работа обычно ведется в таких направлениях:
1.Работа с детьми
2.Работа с родителями
Работа с детьми может проводиться как физкультурно-оздоровительная:
— на физкультурных занятиях
— как логоритмика в старших и подготовительных логопедических группах (1 раз в неделю по 30 минут);
— в режиме дня (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры с коррекционными упражнениями для осанки, плоскостопия подвижные игры, физминутки, психогимнастика, физические упражнения на прогулке, катание на лыжах);
— как самостоятельная двигательная деятельность (физические упражнения и игры определяются самими детьми);
— как активный отдых )
Работа с родителями предполагает следующие формы работы: коллективная, индивидуальная, наглядная пропаганда.
1. Коллективная: общие и групповые родительские собрания с привлечением психологов, специалистов ДОУ, детей (соревнования, концерты, итоговые занятия, КВН, «Новоселье» и др.). Консультации общие и групповые (с приглашением специалистов ДОУ и врачей), совместно с родителями проводятся праздники, развлечения, соревнования, концерты, «Дни открытых дверей».
2. Консультации у специалистов детского сада: логопедов, инструкторов по физической культуре, бассейна, врача, заведующей, психолога, старшего воспитателя, воспитателей групп).
3. Беседы с родителями на интересующие их темы.
4. Посещение детей на дому.
5. Анкетирование родителей, поручения родителям (индивидуальные рекомендации, журналы, издаваемые в группах рассказывающие о жизни детей в данной группе).
В физкультурно-оздоровительной работе ДОУ я использую методики А.Стрельниковой, М Норбекова, «Программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет»В.Т. Кудрявцева, методическое пособие «Двигательная активность ребёнка в детском саду»М.А руновой., программу «Радуга» .
Подытожив, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений решу сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.
Я считаю, что основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.
Детям, которые впервые переступили порог физкультурного зала, — особая забота. Как правило, эти дети не подготовлены работать в коллективе, физически слабые, эмоционально заторможенные. Снять напряжение, включить в деятельность помогают игровые приемы,игры, образные ситуации, сюжеты сказок, в которые малышу очень хочется поиграть..
Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разрабатывается двигательно-оздоровительный режим, в нем представлена система развития движения детей в течение одного дня и недели. Ввожу такие формы работы с детьми по развитию движений и по оздоровлению: «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». Обязателен оздоровительный бег.
Не совсем согласна с мнением специалистов, которые считают, что человеческое здоровье на 20% определяется качеством окружающей среды, на 30% — генетически закрепленными признаками, на 50% — факторами социокультурного и психолого-педагогического порядка: взаимодействиями внутри макро- и микросоциальных сред, воспитанием, образом жизни, индивидуально-личностными особенностями, включая отношение к миру, другим людям, самому себе и т.д.. Дело не только в преобладании удельного веса этих факторов, но и в их активном влиянии на характер генетической и «средовой» детерминации здоровья, которая по мере развития человека становится все более специфицированной, «избирательной».
С целью повышения устойчивости организма к быстро меняющейся внешней среде система физического воспитания ребенка предусматривает научно обоснованный режим закаливания, формирование двигательных навыков, которые выражаются в разнообразных формах организации двигательной деятельности: утренней гимнастики, занятиях, подвижных играх и спортивных упражнениях. При этом учитываются и погодные условия. Во-первых ,солнце, воздух и вода используются для повышения жизнестойкости организма. Во-вторых, закаливание и физические упражнения расширяют функциональные возможности организма ребенка, оказывают тренирующее воздействие на развитие мозга, высшей нервной деятельности, опорно-двигательного аппарата и личностных качеств, способствуя индивидуальному приспособлению к внешней среде, помогая общению со сверстниками и взрослыми людьми.
Условием нормального развития организма является двигательная активность. Развивающая двигательно-игровая деятельность ребенка благотворно сказывается на его психофизическом развитии, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.
Завершая своё эссе , я бы хотела ещё раз сделать акцент на том, что, учитывая потенциальные возможности организма, органические предпосылки и особенности нервной системы, необходимо правильно организовать процесс физического воспитания. Исходя из врожденных особенностей нервной системы ребенка и роли внешних воздействий на ее формирование, обеспечивается оптимальный режим (полноценный сон, дозировка занятий, двигательная активность, время пребывания на воздухе, система закаливания).
Хочу также заметить, какое особое значение имеет микроклимат группы, эмоционально-положительная обстановка в ней, знание типологических особенностей каждого ребенка, его психофизиологических возможностей.
Итак, в настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализируя специальную литературу могу засвидетельствовать, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.
Подводя общий итог рассуждения могу сказать, что ”.
1.Здоровый ребенок — практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление — не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство оздоровительно- развивающей работы с дошкольниками.
- Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. — Москва: Педагогика, 2000. – 256 с.
- Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. — Москва: Аркти , 2001. – 211 с
- Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. [Текст]/ Авт. сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. – Москва: АРКТИ, 2001. – 80 с.
- Рунова, Т.И. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]/ Т.И. Рунова. — Москва: Педагогика, 2000. – 249 с.
- Алямовская В.Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»
- Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М., 2001 г.
Источник
Доклад на тему: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
материал (подготовительная группа)
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorove.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.
Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм.
В детском саду проводится комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для укрепления здоровья детей:
1. сквозное проветривание;
2. соблюдение санитарно–гигиенического режима;
3. утренняя гимнастика в проветренном помещении;
4. дыхательная гимнастика (2–3 раза в день);
5. игровой массаж (2–3 раза в день);
6. гимнастика в постели после дневного сна;
7. хождение босиком по массажным коврикам;
8. умывание прохладной водой;
9. прогулка на свежем воздухе;
10. оптимальное чередование различных видов деятельности;
11. подвижные игры;
12. дни здоровья;
13. совместные развлечения родителей и детей.
Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.
Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму.
Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых рук. Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, стараемся проводить ее как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячики).
Игровой массаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. На ушной раковине расположено большое количество биологически активных точек, связанных рефлекторно со всеми органами тела. Игра с ушными раковинами полезна, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Упражнения проводим 1-2 раза в день, используя различные стишки, соответствующие выполняемым действиям. Дети с большим удовольствием включаются в такую игру.
Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.
После дневного сна проводим закаливающую зарядку в постели. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты. Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем используем игровые упражнения, сопровождая их различными стихами.
Массажные коврики, нестандартное оборудование. Являются средством профилактики
плоскостопия. Коврики изготавливаются из различного бросового и природного материалов:
фломастеров, пробок от бутылок, пуговиц, галек, шишек. Такие упражнения нравятся всем детям.
Практика показывает, что любое воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т.е. улучшает физическую терморегуляцию. Поэтому, хождение раздетыми по коврикам, переодевание ребенка перед сном, сон в холодное время в майке, а в теплое – в трусиках, а также прохождение по коврикам после сна является ценнейшим закаливающим мероприятием.
Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.
Прогулка. Подвижные игры.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулку выходим в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя, и при температуре воздуха не ниже – 15С. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чихания и т.д. Прогулка включает подвижную игру с повышенным двигательным режимом. Во время прогулки проводится 2–3 различных игры.
Оптимальное чередование различных видов деятельности.
При проведении занятий, применяем здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. На занятиях дети ходят, стоят, сидят на стуле, на полу, ищут предметы, тянутся за ними. Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включает в себя: элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног. Физкультминутки подбираю в соответствии с темой занятия, они не являются какой-то отдельной частью занятия. В конце занятия провожу подвижную игру или выполняем танцевальные движения под музыку.
Для физического развития детей в группе созданы условия. Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности: мячи; обручи; игрушки, которые можно катать. В группе есть место для совместных игр детей, имеется открытое пространство для подвижных игр. Весь спортивный инвентарь и оборудование доступно детям.
Уважаемые родители! Помните здоровье ребёнка в Ваших руках!
Давно замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большое значение в своей работе мы уделяем здоровью детей.Очень важно не только сохранить ,но и укрепить здоровье наших дошколят,прививать им основы здорового образа жизни.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинатьс.
Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации.
ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.
Этот материал будет полезен как педагогам по физической кудьтуре, так и родителям воспитанников.
ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.
Источник