Меню

Сохранение витаминов естественной окраски компонентов при приготовлении салатов винегретов

Глава 4. Сохранение витаминов при кулинарной обработке продуктов

Сохранение витамина C

Натуральные пищевые продукты и готовая пища при хранении и кулинарной обработке в домашних условиях теряют содержащиеся в них витамины. Неправильная кулинарная обработка при изготовлении пищи может привести к полному разрушению их.

Наименее стойким является витамин C, который под влиянием окислительных ферментов, содержащихся во многих плодах и овощах, превращается в дегидроаскорбиновую кислоту, очень неустойчивую, и под влиянием нагревания и других условий переходящую в химическое соединение — дикетогулоновую кислоту, не обладающую C-витаминной активностью и не восстанавливающуюся в аскорбиновую кислоту. Поэтому соблюдение перечисленных ниже мер, предупреждающих разрушение витамина C, сохранит его и другие витамины в пище. Какие же важнейшие факторы влияют на сохранность витамина C в пище?

Наиболее существенно на сохранность витамина C влияют: методы кулинарной обработки пищевых продуктов (механическая, тепловая и др.); наличие так называемых стабилизаторов витамина C в пище: материал, из которого сделана посуда; концентрация витамина C в блюде и реакция среды; сроки и условия хранения сырых продуктов; условия тепловой обработки полуфабрикатов, хранения и подогревания готовых блюд.

Овощи, используемые для домашнего приготовления пищи, должны отвечать существующим стандартам и техническим условиям: быть цельными, сухими, незагрязненными, здоровыми, отсортированными. Свежие овощи должны храниться в хорошо вентилируемых помещениях, без естественного света, при температуре 1 — 3°C и относительной влажности 85 — 90% (в подвале, погребе и т. д.). При несоблюдении этих условий они быстро вянут и много теряют витамина C. Бели такие условия для хранения овощей нельзя создать в домашней обстановке, то их следует хранить: картофель и свежую капусту до 3 — 5 дней, зелень — салат, шпинат, лук зеленый — до 5 — 6 дней.

Посмотрим, как меняется содержание витамина C в картофеле при его хранении. Содержание его в картофеле сразу после уборки урожая может доходить до 20 — 40 мг%. В убранном же картофеле содержание аскорбиновой кислоты снижается. Первые десять дней суточные потери высокие и составляют по 0,37 мг. В дальнейшем суточные потери с момента уборки урожая и до декабря составляют примерно 0,13 мг. За 6 — 8 месяцев хранения потери витамина C составляют 50 — 60%. Если в осенние месяцы (сентябрь — октябрь) содержание аскорбиновой кислоты в картофеле составляет 20 25 мг %, то в весенние месяцы (март — май) оно падает примерно до 10 мг%. При прорастании содержание в картофеле витамина C несколько повышается. Однако различные сорта картофеля теряют его с неодинаковой скоростью. Это зависит также от условий хранения и метеорологических условий.

При хранении свежей зелени в неохлажденном помещении витамин C быстро разрушается. Так, щавель за 24 ч теряет 45% витамина C, шпинат за 4 ч — 20%, а в нарезанном виде за 1 ч теряется 34% витамина. Поэтому свежую зелень необходимо хранить в холодном помещении (домашнем холодильнике, погребе, леднике).

Квашеная капуста, вынутая из рассола, через 3 ч теряет 33% витамина C, через 12 ч — 50% и через 24 ч — 70%. Поэтому ее следует немедленно использовать в пищу или подвергать кулинарной обработке.

Промывать квашеную капусту не рекомендуется. Это следует делать только в случае, если капуста очень кислая на вкус. Рекомендуется предварительно отжать рассол и в дальнейшем использовать его в пищу, так как в рассоле содержится 40% витамина C, находящегося в квашеной капусте.

Замораживание квашеной капусты снижает содержание в ней витамина C на 20 — 40%. Замороженную квашеную капусту надо быстро оттаять и использовать для приготовления пищи. Особенно сильно разрушается витамин C при повторном ее замораживании и оттаивании.

Как следует первично обрабатывать овощи?

В процессе предварительной подготовки овощей их моют, перебирают, очищают и режут. Каждая из этих операций связана с потерей в большей или меньшей степени ценных пищевых веществ и в том числе витамина C. Для снижения этих потерь необходимо соблюдать следующие правила.

Овощи перед мойкой необходимо тщательно отсортировать по размеру и качеству. При сортировке следует одновременно удалить ботву у корнеплодов (если она имеется), корни и часть стебля у салата, шпината, укропа, зелени петрушки и сельдерея, а также возможные другие посторонние примеси и испорченные, непригодные в пищу экземпляры. Срок пребывания овощей в моечной ванне в должен быть не больше 10 — 15 мин с троекратной сменой воды. Машинная очистка овощей не должна превышать для картофеля 1,5 — 2,0 мин, а для корнеплодов 3 — 5 мин. Очищать и дочищать картофель (удалять глазки и испорченные части клубня) вручную необходимо как можно быстрее, сокращая срок пребывания его в воде. Удлинение сроков мойки и очистки овощей увеличивает потерн витамина C. При очистке капусты необходимо удалять верхние загрязненные и поврежденные листья, а также часть кочерыжки.

Ножи для резки, очистки и шинкования овощей должны быть изготовлены из нержавеющей стали. При использовании механического оборудования железные и медные части машин, соприкасающиеся с овощами, должны быть хорошо вылужены. Медь и железо, как указывалось выше, ускоряют разрушение витамина C.

Как следует поступать с овощными полуфабрикатами?

Изготовленные овощные полуфабрикаты необходимо как можно быстрее подвергнуть тепловой обработке, так как при их хранении происходит дальнейшая потеря витамина C. Так, целые очищенные клубни картофеля за 24 ч хранения теряют 20% витамина C, картофель, нарезанный половинками, — 30%, а нарезанный кубиками уже за 30 мин теряет 40% витамина C.

Если необходимо, то корнеплоды и другие овощи можно хранить в целом виде, покрыв их чистой влажной тканью для предохранения от загрязнения и высыхания. Капусту и лук репчатый покрывают сухой тканью. Температура хранения не должна превышать 12°C, срок хранения — 2 — 3 ч.

Как следует производить тепловую обработку овощей? Очень большое значение для сохранения витамина C в овощах имеет соблюдение определенных правил при их тепловой обработке. Прежде всего следует отметить значение материала, из которого сделана посуда. Некоторые сплавы, в которые наряду с алюминием входят железо и медь, способствуют разрушению витамина C. Медная посуда должна быть хорошо вылужена. Так, при варке свежей шинкованной капусты в хорошо луженой посуде теряется 50% витамина C, а в плохо луженой посуде — 70%. Для сохранения витамина C лучше всего использовать посуду из нержавеющей стали, алюминиевую, никелированную, эмалированную.

Овощи (картофель, морковь, свекла), предназначенные для приготовления холодных блюд (салатов, винегретов), следует варить в неочищенном виде в воде или на пару. Так, при варке картофеля в кожуре сохраняется 75% витамина C, а при варке очищенного картофеля — 50%. Рекомендуется чаще применять варку на пару, так как при этом в овощах лучше сохраняются витамины и другие питательные вещества. Овощи, предназначенные для приготовления гарниров и пюре, следует варить в очищенном виде, лучше на пару.

При варке в воде овощи рекомендуется закладывать в кипящую воду по частям, чтобы кипение не прекращалось или прекращалось на короткий срок.

Читайте также:  Презентация по теме недостаток витамина с

Варку надо вести в посуде под крышкой. Варить щи следует только до состояния готовности, не допуская при этом выкипания воды. Готовые щи можно хранить не более 5 — 6 ч.

Недопустимо оставлять их на следующий день, так как в этом случае теряется 80% витамина.

При тушении капусты за первый час тушения теряется до 50% витамина C. Тушеную капусту следует приготовлять не ранее, чем за 1 ч до употребления.

Ниже приведены потери витамина C при кулинарной обработке овощей (по А. А. Покровскому):

При варке стручков фасоли не следует добавлять в воду соду для сохранения их зеленого цвета, так как она сильно разрушает витамин C.

Нарезанные морковь, лук репчатый, сельдерей, предназначенные для приготовления первых и вторых блюд, надо предварительно пассировать с жиром в неглубокой посуде с закрытой крышкой в течение 12 — 15 мин, неоднократно помешивая их. Количество жира должно быть не менее 15 — 20% от веса овощей. Витамин C и каротин при пассировании почти полностью сохраняются.

При приготовлении супов на мясных и рыбных бульонах овощи необходимо закладывать в готовый кипящий подсоленный бульон в определенной последовательности, учитывая продолжительность варки каждого вида овощей. Так, вначале в кипящий бульон следует класть капусту, после того как бульон снова закипит — картофель и за 10 — 15 мин до конца варки — пассированные коренья, лук и специи. При изготовлении вегетарианских супов овощи необходимо закладывать в кипящую воду в такой же последовательности и варить столько же времени.

Шпинат и щавель, предназначенные для зеленых щей, рекомендуется предварительно варить в закрытой посуде на пару. При этом каротин в зелени полностью сохраняется, а потери в витамине C незначительны (не превышают 10%). Если не применять варку на пару, то шпинат и щавель надо варить в небольших количествах воды (припускать). При такой обработке теряется 30 — 35% витамина C. Если шпинат и щавель варить в большом количестве воды, то за 10 мин варки разрушается до 70% витамина C. Измельчение вареных шпината и щавеля через мясорубку приводит к полной потере содержащегося в них витамина C. Измельчать эту зелень можно, протирая ее через волосяное сито. Полученное пюре следует немедленно вводить в горячий бульон или воду и варить 8 — 10 мин.

Надо помнить, что витамин C при тепловой обработке разрушается тем интенсивнее, чем больше овощи находились под воздействием кислорода воздуха. Поэтому для уменьшения соприкосновения овощей с воздухом супы рекомендуется варить в наполненных доверху кастрюлях и плотно закрывать крышками. Овощи должны быть полностью покрыты водой или бульоном. Не следует допускать выкипания жидкости. Нагревать содержимое кастрюли с момента закипания надо умеренно, а кипение не должно быть бурным. Помешивать содержимое в кастрюле нужно осторожно, не вынимая овощи из жидкости. Часто помешивать не рекомендуется. Соблюдая указанные меры при варке овощей, можно сохранить до 90% содержащегося в них витамина C. В противном случае потери его составляют 50% и выше.

Припускание и тушение овощей ведут к наиболее значительной потере витамина C. В тушеном картофеле сохраняется 20% витамина C, а в тушеной капусте — 30%. Особенно велики потери в витамине при изготовлении картофельного пюре и блюд из этого пюре (картофельные запеканки, котлеты и др.).

В готовом картофельном пюре остается 10 — 20% витамина C, а в запеканках и картофельных котлетах (из-за повторного нагревания) — 5 — 7%. Однако при правильном приготовлении можно и в картофельном пюре сохранить до 80% витамина C. В вареном картофеле, вынутом из воды, резко снижается устойчивость витамина C. Наиболее губительным для него является измельчение на воздухе вареного картофеля для получения пюре и хранение растертой массы. Но при быстром растирании картофеля не металлическим предметом и немедленной заправке массы кипящим отваром значительная часть витамина C в картофельном пюре может сохраниться. Еще лучше витамин C сохраняется в картофельном пюре, если картофель не протирать через сито, а размять и быстро залить горячей жидкостью (бульоном, молоком), что влечет за собой клейстеризацию крахмала, являющегося стабилизатором витамина C. При таком методе сохраняется до 80% витамина C, содержащегося в картофеле.

Все же в зимне-весенний период времени, когда картофель и квашеная капуста являются основными источниками витамина C в пище, рекомендуется реже применять указанные методы кулинарной обработки (тушение, припускание, протирание до пюреобразного состояния), а использовать методы обработки, сохраняющие витамин C. Желательно приготовлять на гарнир отварной картофель, квашеную капусту, делать салаты из свежей и квашеной капусты. Лучше всего витамин C сохраняется при жарении картофеля с небольшим количеством жира (потери 20 — 25%), а еще лучше — при жарении во фритюре, с полным погружением картофеля в жир (сохраняется почти полностью).

Установлено, что витамин C лучше сохраняется при более высокой его концентрации в жидкой части блюда. Более высокую концентрацию витамина C в блюде можно получить, добавляя препарат аскорбиновой кислоты в первые блюда или обогащая некоторые блюда концентратом шиповника.

Существенное значение имеет стабилизирующее действие на витамин C ряда пищевых продуктов, в присутствии которых он сохраняется значительно лучше. Таким стабилизирующим действие ем обладают крахмал и крахмалсодержащие продукты: картофельная, пшеничная и ржаная мука, а также яичный порошок, яичный альбумин (белок), мясо, рыба, сахар концентрацией не менее 20% и глюкоза 3%-ная в вареньях и соках, имеющих слабокислую реакцию. Поваренная соль, добавленная в блюда, обладающие значительной кислотностью, также оказывает стабилизирующее действие на витамин C.

Как следует хранить овощные блюда?

При хранении овощных блюд, особенно горячих (суп, вторые блюда, гарниры), значительно снижается содержание в них витамина C. Так, в щах из свежей капусты через 3 ч после приготовления сохраняется только 20% витамина C, а через 6 ч — всего лишь 10%; в картофельном супе через 3 ч сохраняется 30% витамина C, а через 6 ч обнаруживаются только следы его. Поэтому горячие овощные блюда можно хранить не более 1 ч при температуре 75°C, хранить их при более низкой температуре не рекомендуется, так как это требует повторного подогревания блюд, а при повторном подогревании значительно, а иногда и полностью разрушается витамин C.

Некоторые овощные блюда и при хранении на холоде быстро теряют витамин C. Например, тушеная капуста через сутки теряет 90% его. Вареный картофель, хранящийся на леднике 15 ч, теряет 75% витамина C.

Салаты и винегреты до заправки их уксусом или сметаной надо хранить в холодильнике или в охлажденном помещении при температуре от 4 до 8°C не более 12 ч. Однако этот срок максимальный и его следует сокращать. Известно, что вареный и нарезанный кусочками картофель за 4 ч теряет до 40% витамина C.

Читайте также:  Как лучше проколоть весной витамин

Источник

Приготовление винегрета с полезными невидимками (витаминами)

Разделы: Технология

  • Ознакомить с питательной ценностью салатов и винегрета.
  • Научить их приготовлению.
  • Рассказать о витаминах, содержащихся в используемых овощах.
  • Познакомить с правилами первичной и тепловой обработки, с сохранением витаминов, нарезки и способами оформления готового блюда.

Воспитательная задача. Воспитывать бережное отношение к продуктам.

Развивающая задача. Развить творческую деятельность учащихся, активность и способность работать в группах.

Метод проведения: беседа, выступления учащихся.

1 Плакат. “Техника безопасности при работе с режущими инструментами”

2 Плакат. “Салаты”.

3 Плакат “Питательные вещества в овощах”.

1.Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач – 5 минут.

2.Объянение нового материала – 20мин.

3.Практическая работа — 45 мин.

4. Дегустация блюд. — 13мин.

5 Оценивание работ. — 5мин.

6 Домашнее задание — 2мин.

Организационная часть.

Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.

Объяснение нового материала.

— Ребята, ответьте на вопросы.

  1. Что такое кулинария? ( Искусство приготовления пищи).
  2. Какую пищу мы едим? ( Растительного и животного происхождения).
  3. Скажите, чем полезна растительная пища? (Белками, жирами, витаминами и др. )
  4. А что вы знаете о витаминах? (Они очень полезные для организма).

Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете как ученые открыли витамины, и какие витамины содержатся в овощах.

Всякому понятно, что без питания не может существовать живой организм. Ученые еще в прошлом веке выяснили, что пища человека содержит белки, жиры, углеводы и минеральные вещества, а также воду. Изучая состав пищи, для своих опытов они нередко использовали искусственные питательные смеси: из обычной пищи выделяли химически чистые белки, жиры, углеводы и минеральные вещества и готовили своеобразные блюда. Ими кормили разных подопытных животных. Наблюдая за животными, узнавали: сколько нужно организму белков? что случится, если не хватит в пище углеводов? какими вырастут животные, если лишить их жиров?

Искусственные смеси мастерски готовил и молодой русский врач Лунин, работавший в 1880 г. над своей диссертацией в старом университетском городе Тарту. Особенно интересовался он тем, какое значение имеют для организма минеральные вещества.

Лунин ставил свои опыты на мышах. Он кормил их искусственной смесью, содержавшей все известные в то время питательные вещества, меняя лишь состав минеральных солей. Но мыши гибли, получая искусственную смесь, когда же Лунин запер их в клетки и стал кормить коровьим молоком, они почувствовали себя отлично.

После долгих сомнений, догадок Лунин понял, что в его искусственной смеси чего-то не хватает. Вероятно, естественная пища, кроме белков, жиров, углеводов и минеральных солей, содержит в ничтожных количествах другие вещества, которые остаются незамеченными. Опыты Лунина убедительно доказывали, что эти вещества необходимы. Ведь мыши гибли, не получая их. Конечно, и человек погиб бы, питаясь пищей, лишенной этих веществ.

Такой вывод и сделал Лунин. “Очевидно, — писал он, подводя итог своим наблюдениям, — в естественной пище, такой, как молоко, должны присутствовать в малых количествах, кроме известных, еще и неизвестные вещества, необходимые для жизни”. Эти вещества, на существование которых указал Лунин, были витамины. О том, что в пище находятся какие-то еще не известные вещества, говорили и широко распространенные тогда болезни: пеллагра, цынга, бери-бери.

Многое можно приготовить из кукурузного зерна. Кукуруза — полезнейшее растение. Она дает крахмал и патоку, сахар, масло, спирт. Но в южных странах, где беднякам приходилось обходиться одной лишь кукурузой, нередко свирепствовала тяжелая болезнь — пеллагра. Она начиналась с кишечного заболевания. Потом на шее и руках больного появлялись красные пятна.

Кончалось все это зачастую тяжелым нервным заболеванием. Но болезнь проходила, если больному давали печень, яйца. Прекрасно помогали пекарские и пивные дрожжи.

Большое недоумение у врачей вызвала и другая болезнь. До революции в русских селах обычно к весне, когда простой народ, забывая даже вкус мясных щей, рыбной ухи или молочной каши, перебивался, как говорится, с хлеба на квас, начиналась повальная болезнь, известная под названием “куриной слепоты”.

Многих отважных путешественников и моряков безжалостно сваливала с ног цынга. Правда, в народе давно знали, как справляться и с этой тяжелой болезнью. Еще в древней Руси заготовляли сосновые “вершинки” — молодые побеги сосны. Из хвои готовили настой, им лечили цынгу. Знали и другие средства против цынги: шиповник, свежую зелень, квашеную капусту, зеленый лук, хрен.

В конце прошлого столетия в странах юго-восточной Азии стала свирепствовать не известная в Европе болезнь — бери-бери. Она начиналась с общей слабости. У больного немели руки и ноги. Потом шею и ноги сводили судороги, сковывал паралич.

В Индонезии, Китае и Японии эта болезнь была нередкой гостьей. В эти-то края в 1890 г. приехал голландский врач Эйкман и поселился в приморском городе на острове Ява. Вскоре ему пришлось работать в местном госпитале и столкнуться с этой загадочной болезнью.

Не один год вел свои наблюдения Эйкман, пока не убедился, что бери-бери вызывает в сущности очень простая причина. Если питаться одним очищенным от отрубей, так называемым белым рисом, обязательно заболеешь бери-бери, Рисовые отруби излечивали больных бери — бери. Они и были тем продуктом, который позволил открыть секрет пищи. Польскому химику Казимиру Функу в 1912 г. удалось извлечь из отрубей неприятные на вкус желтые кристаллы, излечивавшие голубей, у которых намеренно вызывали бери-бери, давая им в пищу очищенный от отрубей белый рис.

Неизвестные вещества пищи, о существовании которых писал Лунин, были, наконец, найдены, извлечены. Желтые кристаллы, выделенные из шелухи риса, назвали витамином, от латинского слова “вита” — жизнь.

Вскоре из различных овощей, мяса, молока, жира удалось извлечь другие витамины. Их стали обозначать буквами латинской азбуки. Вещество, отсутствие которого вызывает слабость зрения в сумерках, назвали витамином А. Вещество, излечивающее от цынги и скрывающееся в свежей капусте и овощах, получило название витамина С (цэ). Витамин, избавляющий от пеллагры, наименовали РР (пэ-пэ), излечивающий от бери-бери — В (бэ), а предохраняющий от рахита — Д.

Так получилась своеобразная азбука здоровья. Ни одно открытие в медицине не получило сразу такой известности. Мы постоянно заботимся о том, чтобы в пище было необходимое количество витаминов.

Овощи Белки, г

Углеводы, г

Минеральные вещества

Витамины, г

Калорий-ность в 100 г продукта Картофель 2 17 – 22 (в виде крахмала) Калий, соли железа, фосфора, йода, магния, кальция, марганца, меди и др. В1, В2, РР, С

88 ккал Капуста 1,8 5,4 Калий, кальций, натрий, магний, железо, фосфор В1, В2, В3, РР, С(50мг)

29 ккал Морковь очень мало сахароза, пектин Кальций, калий, фосфор, магний, йод, железо А(каротин 9 мг) РР, Е, С, В1, В2, В6

34 ккал

Читайте также:  Какие витамины помогают при болезни
Свекла

— сахароза, глю- коза, фруктоза, пектин Калий, натрий, железо, марганец С, Р, В1, В2

Учитель. Как называются блюда из мелко порезанных овощей?

Немного истории.

Современный словарь объясняет понятие “салат”, как блюдо из мелко накрошенных овощей, мяса, яиц, грибов, фруктов. Одним словом, крошеное и холодное – это и есть салат.

Однако первоначально под словом “салат” понимались исключительно растительное блюдо, притом из зелёных листьев и огородных трав, которые вплоть до XX века назывались салатными растениями. В международную кухню попались салаты как блюдо Древнего Рима, где известны 2500 лет назад, а состояли они из эндивия, петрушки и лука, приправленных мёдом, перцем, солью.

За пределы Аппенинского полуострова и прежде иных — во Францию попал салат лишь 16 и 17 веков вначале как изысканное блюдо, подаваемое к жаркому. Высокий уровень французского искусства, климат, дававший обильную сочную растительность- это и помогло обрести салату вторую родину. А тут ещё французы ввели в состав салата латук — растение с нейтральным вкусом, состоящее из одних листьев. Растение это было названо салатом в честь приготовленного из него кушанья.

Затем в салат стали входить и другие растения: одуванчик, цикорий, лебеда. В самом конце 18 века в салаты вошла капуста, а также сельдерей, перец. И лишь вслед за ними — свежие огурцы, спаржа, артишоки – растения все того же зелёного цвета, служившего “пропуском” в блюдо. Появилась и пикантная французская заправка. Заправка состояла из соли, перца, сухого вина, винного уксуса, лимонного сока, с добавлением прованского масла и разнообразных душистых, ароматических и пряных приправ.

И только на рубеже XVIII и IX веков в салаты начинают проникать растения незелёные и корнеплоды, усложняется и салатная заправка, вводятся соусы, в первую очередь майонез.

Свёклу, картофель, морковь — все “подземные” овощи не решались вводить в салаты сырыми, их стали отваривать. Так появился особый подвид салата – винегрет. Более грубый, он потребовал и новых заправок, способных заглушить земляной привкус корнеплодов, раздражавших гурманов. В винегреты начали вводить солёные и квашеные овощи, а в Германии и в России — солёные грибы, сельдь

Россия приняла салаты далеко не сразу. Любителей этого блюда россияне иронично называли “французскими салатниками”, да и оставалось оно “барским кушаньем”. Мнение народное было однозначно — “салат не еда! Травкой-то сыт не будешь!”

Но два преимущества салата оказались подкупающими. Быстрота приготовления, отсутствие подогрева — это первое. А второе, что привлекло в салатах, так это новое магическое слово “ВИТАМИНЫ”, которые горожанин склонен был видеть во всём растительном и зелёном.

Учитель. Как называется любимый на Руси салат из варёных овощей с обязательным присутствием свёклы?

Учитель. Попробуем разгадать кроссворд, и узнать, какие овощи входят в классический винегрет.

По вертикали:

2.Вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Всех до слёз доведу. (Лук.)

4.Что легче воды? (Масло.)

6.Что родится из воды, а воды боится? (Соль.)

По горизонтали:

1.Над землёй трава,

Под землёй алая голова. (Свёкла.)

3.Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи,

Нам зелёный хвост не нужен. (Морковь.)

5.Лето целое старалась,

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала,

Сложили в бочонок. (Капуста.)

7 Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

“Ну, рассыпчата, вкусна!” (Картошка.)

1Проверка готовности к работе.

А) Наличие сваренных овощей.

Б) Приготовление санитарной одежды ( фартук, косынка).

В) Личная гигиена.

2 Распределение обязанностей.

Каждый член бригады получает вид работы:

г) посудомойка (прикрепляет эмблему к фартуку).

Несколько учеников получили задание приготовить карточки к уроку.

Карточка 1. Последовательность первичной обработки овощей.

Овощи Переработка и сортировка Мойка Очистка Промывание Нарезка
Картофель, морковь, свёкла.

+

Капуста белокочанная

+

Лук репчатый

Карточка 2. Правила хранения продуктов для сохранения витаминов.

1. Овощи хранят без света и при температуре +1. 3’С, квашеную капусту — под слоем рассола.

2. Мыть овощи можно не более 10. 15 мин, иначе витамины перейдут в воду. Если квашеную капусту надо промыть, то сначала отжимают из нее рассол, потом промывают и смешивают с рассолом. В рассоле содержится до 40% общего количества витаминов.

3. Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов.

4. Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду, потеря витамина С минимальная. Если овощи предназначены для салатов и винегретов – их варят в кожуре.

5. Отвары от овощей не выливают, а используют в качестве добавок при варке супов, соусов, так как в них переходит большое количество витаминов.

6. Следует строго соблюдать время варки продуктов.

Карточка 3. Вес овощей средней величины (1 штук.- граммах).

Капуста – 1,5-2 кг.

Карточка 4. Техника безопасности с режущими предметами.

1.Правильно держите нож и руки на продукте, не поднимайте нож слишком высоко над разделочной доской.

2.Передавайте нож ручкой вперёд.

3.Не измельчайте на тарелке очень мелкие кусочки продуктов.

Карточка 5. Формы нарезки овощей.

а) дольки; б) брусочки; в) соломка; г) кубики; д) ломтики и шашечки; е) кружочки;

ж) полукольца и кольца

Карточка 6. Без чего не получится хорошего салата.

1.Все продукты должны пройти первичную и тепловую обработку.

2.Нельзя соединять теплые и холодные овощи.

3.Солить салаты нужно перед подачей на стол, а нежные салаты поливают лимонным соком.

4.Оформлять салаты нужно перед подачей.

Примеры оформления салатов

Объяснение технологии приготовления винегрета.

Технологическая карта
Приготовление овощного винегрета

Инвентарь и посуда: доска разделочная ОВ, нож поварской, кастрюля емкостью 1 л, миска глубокая, ложка столовая, салатник.

Норма продуктов: картофель — 100 г, свекла — 75 г, морковь — 50 г, огурцы соленые или квашеная капуста— 80 г, лук репчатый — 75г, масло растительное — 50 г. Выход — 500 г.

Технология приготовления. Нарезанные ломтиком вареные овощи соединить, добавить нарезанный лук и заправить растительным маслом. Перемешать.

1.Нарезать ломтиками вареные картофель и морковь, репчатый лук — полукольцами. Переложить в кастрюлю емкостью 1 л.

2. Соленые огурцы или капусту нарезать ломтиками. Соединить с нарезанными овощами.

3. Нарезать ломтиками очищенную вареную свеклу. (Ее нарезают в последнюю очередь, чтобы не окрасилась доска.) Переложить в глубокую миску и смешать с растительным маслом. Масло, обволакивая свеклу, предохраняет и другие овощи от окрашивания, и винегрет приобретает приятный вид.

4. Добавить замасленную свеклу в подготовленные овощи, влить оставшееся масло, соль и все аккуратно перемешать.

5. Переложить в салатник горкой.

Для украшения винегрета можно использовать морковь, соленые огурцы и зеленые веточки петрушки.

В качестве добавок в винегреты могут входить мясо, рыба, сельдь.

Салаты и винегреты отпускают порциями по 100…150г.

Выполнение работы учащимися.

Выставление оценок с учётом выполненных работ.

Источник

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector