Глава 4. Сохранение витаминов при кулинарной обработке продуктов
Сохранение витамина C
Натуральные пищевые продукты и готовая пища при хранении и кулинарной обработке в домашних условиях теряют содержащиеся в них витамины. Неправильная кулинарная обработка при изготовлении пищи может привести к полному разрушению их.
Наименее стойким является витамин C, который под влиянием окислительных ферментов, содержащихся во многих плодах и овощах, превращается в дегидроаскорбиновую кислоту, очень неустойчивую, и под влиянием нагревания и других условий переходящую в химическое соединение — дикетогулоновую кислоту, не обладающую C-витаминной активностью и не восстанавливающуюся в аскорбиновую кислоту. Поэтому соблюдение перечисленных ниже мер, предупреждающих разрушение витамина C, сохранит его и другие витамины в пище. Какие же важнейшие факторы влияют на сохранность витамина C в пище?
Наиболее существенно на сохранность витамина C влияют: методы кулинарной обработки пищевых продуктов (механическая, тепловая и др.); наличие так называемых стабилизаторов витамина C в пище: материал, из которого сделана посуда; концентрация витамина C в блюде и реакция среды; сроки и условия хранения сырых продуктов; условия тепловой обработки полуфабрикатов, хранения и подогревания готовых блюд.
Овощи, используемые для домашнего приготовления пищи, должны отвечать существующим стандартам и техническим условиям: быть цельными, сухими, незагрязненными, здоровыми, отсортированными. Свежие овощи должны храниться в хорошо вентилируемых помещениях, без естественного света, при температуре 1 — 3°C и относительной влажности 85 — 90% (в подвале, погребе и т. д.). При несоблюдении этих условий они быстро вянут и много теряют витамина C. Бели такие условия для хранения овощей нельзя создать в домашней обстановке, то их следует хранить: картофель и свежую капусту до 3 — 5 дней, зелень — салат, шпинат, лук зеленый — до 5 — 6 дней.
Посмотрим, как меняется содержание витамина C в картофеле при его хранении. Содержание его в картофеле сразу после уборки урожая может доходить до 20 — 40 мг%. В убранном же картофеле содержание аскорбиновой кислоты снижается. Первые десять дней суточные потери высокие и составляют по 0,37 мг. В дальнейшем суточные потери с момента уборки урожая и до декабря составляют примерно 0,13 мг. За 6 — 8 месяцев хранения потери витамина C составляют 50 — 60%. Если в осенние месяцы (сентябрь — октябрь) содержание аскорбиновой кислоты в картофеле составляет 20 25 мг %, то в весенние месяцы (март — май) оно падает примерно до 10 мг%. При прорастании содержание в картофеле витамина C несколько повышается. Однако различные сорта картофеля теряют его с неодинаковой скоростью. Это зависит также от условий хранения и метеорологических условий.
При хранении свежей зелени в неохлажденном помещении витамин C быстро разрушается. Так, щавель за 24 ч теряет 45% витамина C, шпинат за 4 ч — 20%, а в нарезанном виде за 1 ч теряется 34% витамина. Поэтому свежую зелень необходимо хранить в холодном помещении (домашнем холодильнике, погребе, леднике).
Квашеная капуста, вынутая из рассола, через 3 ч теряет 33% витамина C, через 12 ч — 50% и через 24 ч — 70%. Поэтому ее следует немедленно использовать в пищу или подвергать кулинарной обработке.
Промывать квашеную капусту не рекомендуется. Это следует делать только в случае, если капуста очень кислая на вкус. Рекомендуется предварительно отжать рассол и в дальнейшем использовать его в пищу, так как в рассоле содержится 40% витамина C, находящегося в квашеной капусте.
Замораживание квашеной капусты снижает содержание в ней витамина C на 20 — 40%. Замороженную квашеную капусту надо быстро оттаять и использовать для приготовления пищи. Особенно сильно разрушается витамин C при повторном ее замораживании и оттаивании.
Как следует первично обрабатывать овощи?
В процессе предварительной подготовки овощей их моют, перебирают, очищают и режут. Каждая из этих операций связана с потерей в большей или меньшей степени ценных пищевых веществ и в том числе витамина C. Для снижения этих потерь необходимо соблюдать следующие правила.
Овощи перед мойкой необходимо тщательно отсортировать по размеру и качеству. При сортировке следует одновременно удалить ботву у корнеплодов (если она имеется), корни и часть стебля у салата, шпината, укропа, зелени петрушки и сельдерея, а также возможные другие посторонние примеси и испорченные, непригодные в пищу экземпляры. Срок пребывания овощей в моечной ванне в должен быть не больше 10 — 15 мин с троекратной сменой воды. Машинная очистка овощей не должна превышать для картофеля 1,5 — 2,0 мин, а для корнеплодов 3 — 5 мин. Очищать и дочищать картофель (удалять глазки и испорченные части клубня) вручную необходимо как можно быстрее, сокращая срок пребывания его в воде. Удлинение сроков мойки и очистки овощей увеличивает потерн витамина C. При очистке капусты необходимо удалять верхние загрязненные и поврежденные листья, а также часть кочерыжки.
Ножи для резки, очистки и шинкования овощей должны быть изготовлены из нержавеющей стали. При использовании механического оборудования железные и медные части машин, соприкасающиеся с овощами, должны быть хорошо вылужены. Медь и железо, как указывалось выше, ускоряют разрушение витамина C.
Как следует поступать с овощными полуфабрикатами?
Изготовленные овощные полуфабрикаты необходимо как можно быстрее подвергнуть тепловой обработке, так как при их хранении происходит дальнейшая потеря витамина C. Так, целые очищенные клубни картофеля за 24 ч хранения теряют 20% витамина C, картофель, нарезанный половинками, — 30%, а нарезанный кубиками уже за 30 мин теряет 40% витамина C.
Если необходимо, то корнеплоды и другие овощи можно хранить в целом виде, покрыв их чистой влажной тканью для предохранения от загрязнения и высыхания. Капусту и лук репчатый покрывают сухой тканью. Температура хранения не должна превышать 12°C, срок хранения — 2 — 3 ч.
Как следует производить тепловую обработку овощей? Очень большое значение для сохранения витамина C в овощах имеет соблюдение определенных правил при их тепловой обработке. Прежде всего следует отметить значение материала, из которого сделана посуда. Некоторые сплавы, в которые наряду с алюминием входят железо и медь, способствуют разрушению витамина C. Медная посуда должна быть хорошо вылужена. Так, при варке свежей шинкованной капусты в хорошо луженой посуде теряется 50% витамина C, а в плохо луженой посуде — 70%. Для сохранения витамина C лучше всего использовать посуду из нержавеющей стали, алюминиевую, никелированную, эмалированную.
Овощи (картофель, морковь, свекла), предназначенные для приготовления холодных блюд (салатов, винегретов), следует варить в неочищенном виде в воде или на пару. Так, при варке картофеля в кожуре сохраняется 75% витамина C, а при варке очищенного картофеля — 50%. Рекомендуется чаще применять варку на пару, так как при этом в овощах лучше сохраняются витамины и другие питательные вещества. Овощи, предназначенные для приготовления гарниров и пюре, следует варить в очищенном виде, лучше на пару.
При варке в воде овощи рекомендуется закладывать в кипящую воду по частям, чтобы кипение не прекращалось или прекращалось на короткий срок.
Варку надо вести в посуде под крышкой. Варить щи следует только до состояния готовности, не допуская при этом выкипания воды. Готовые щи можно хранить не более 5 — 6 ч.
Недопустимо оставлять их на следующий день, так как в этом случае теряется 80% витамина.
При тушении капусты за первый час тушения теряется до 50% витамина C. Тушеную капусту следует приготовлять не ранее, чем за 1 ч до употребления.
Ниже приведены потери витамина C при кулинарной обработке овощей (по А. А. Покровскому):
При варке стручков фасоли не следует добавлять в воду соду для сохранения их зеленого цвета, так как она сильно разрушает витамин C.
Нарезанные морковь, лук репчатый, сельдерей, предназначенные для приготовления первых и вторых блюд, надо предварительно пассировать с жиром в неглубокой посуде с закрытой крышкой в течение 12 — 15 мин, неоднократно помешивая их. Количество жира должно быть не менее 15 — 20% от веса овощей. Витамин C и каротин при пассировании почти полностью сохраняются.
При приготовлении супов на мясных и рыбных бульонах овощи необходимо закладывать в готовый кипящий подсоленный бульон в определенной последовательности, учитывая продолжительность варки каждого вида овощей. Так, вначале в кипящий бульон следует класть капусту, после того как бульон снова закипит — картофель и за 10 — 15 мин до конца варки — пассированные коренья, лук и специи. При изготовлении вегетарианских супов овощи необходимо закладывать в кипящую воду в такой же последовательности и варить столько же времени.
Шпинат и щавель, предназначенные для зеленых щей, рекомендуется предварительно варить в закрытой посуде на пару. При этом каротин в зелени полностью сохраняется, а потери в витамине C незначительны (не превышают 10%). Если не применять варку на пару, то шпинат и щавель надо варить в небольших количествах воды (припускать). При такой обработке теряется 30 — 35% витамина C. Если шпинат и щавель варить в большом количестве воды, то за 10 мин варки разрушается до 70% витамина C. Измельчение вареных шпината и щавеля через мясорубку приводит к полной потере содержащегося в них витамина C. Измельчать эту зелень можно, протирая ее через волосяное сито. Полученное пюре следует немедленно вводить в горячий бульон или воду и варить 8 — 10 мин.
Надо помнить, что витамин C при тепловой обработке разрушается тем интенсивнее, чем больше овощи находились под воздействием кислорода воздуха. Поэтому для уменьшения соприкосновения овощей с воздухом супы рекомендуется варить в наполненных доверху кастрюлях и плотно закрывать крышками. Овощи должны быть полностью покрыты водой или бульоном. Не следует допускать выкипания жидкости. Нагревать содержимое кастрюли с момента закипания надо умеренно, а кипение не должно быть бурным. Помешивать содержимое в кастрюле нужно осторожно, не вынимая овощи из жидкости. Часто помешивать не рекомендуется. Соблюдая указанные меры при варке овощей, можно сохранить до 90% содержащегося в них витамина C. В противном случае потери его составляют 50% и выше.
Припускание и тушение овощей ведут к наиболее значительной потере витамина C. В тушеном картофеле сохраняется 20% витамина C, а в тушеной капусте — 30%. Особенно велики потери в витамине при изготовлении картофельного пюре и блюд из этого пюре (картофельные запеканки, котлеты и др.).
В готовом картофельном пюре остается 10 — 20% витамина C, а в запеканках и картофельных котлетах (из-за повторного нагревания) — 5 — 7%. Однако при правильном приготовлении можно и в картофельном пюре сохранить до 80% витамина C. В вареном картофеле, вынутом из воды, резко снижается устойчивость витамина C. Наиболее губительным для него является измельчение на воздухе вареного картофеля для получения пюре и хранение растертой массы. Но при быстром растирании картофеля не металлическим предметом и немедленной заправке массы кипящим отваром значительная часть витамина C в картофельном пюре может сохраниться. Еще лучше витамин C сохраняется в картофельном пюре, если картофель не протирать через сито, а размять и быстро залить горячей жидкостью (бульоном, молоком), что влечет за собой клейстеризацию крахмала, являющегося стабилизатором витамина C. При таком методе сохраняется до 80% витамина C, содержащегося в картофеле.
Все же в зимне-весенний период времени, когда картофель и квашеная капуста являются основными источниками витамина C в пище, рекомендуется реже применять указанные методы кулинарной обработки (тушение, припускание, протирание до пюреобразного состояния), а использовать методы обработки, сохраняющие витамин C. Желательно приготовлять на гарнир отварной картофель, квашеную капусту, делать салаты из свежей и квашеной капусты. Лучше всего витамин C сохраняется при жарении картофеля с небольшим количеством жира (потери 20 — 25%), а еще лучше — при жарении во фритюре, с полным погружением картофеля в жир (сохраняется почти полностью).
Установлено, что витамин C лучше сохраняется при более высокой его концентрации в жидкой части блюда. Более высокую концентрацию витамина C в блюде можно получить, добавляя препарат аскорбиновой кислоты в первые блюда или обогащая некоторые блюда концентратом шиповника.
Существенное значение имеет стабилизирующее действие на витамин C ряда пищевых продуктов, в присутствии которых он сохраняется значительно лучше. Таким стабилизирующим действие ем обладают крахмал и крахмалсодержащие продукты: картофельная, пшеничная и ржаная мука, а также яичный порошок, яичный альбумин (белок), мясо, рыба, сахар концентрацией не менее 20% и глюкоза 3%-ная в вареньях и соках, имеющих слабокислую реакцию. Поваренная соль, добавленная в блюда, обладающие значительной кислотностью, также оказывает стабилизирующее действие на витамин C.
Как следует хранить овощные блюда?
При хранении овощных блюд, особенно горячих (суп, вторые блюда, гарниры), значительно снижается содержание в них витамина C. Так, в щах из свежей капусты через 3 ч после приготовления сохраняется только 20% витамина C, а через 6 ч — всего лишь 10%; в картофельном супе через 3 ч сохраняется 30% витамина C, а через 6 ч обнаруживаются только следы его. Поэтому горячие овощные блюда можно хранить не более 1 ч при температуре 75°C, хранить их при более низкой температуре не рекомендуется, так как это требует повторного подогревания блюд, а при повторном подогревании значительно, а иногда и полностью разрушается витамин C.
Некоторые овощные блюда и при хранении на холоде быстро теряют витамин C. Например, тушеная капуста через сутки теряет 90% его. Вареный картофель, хранящийся на леднике 15 ч, теряет 75% витамина C.
Салаты и винегреты до заправки их уксусом или сметаной надо хранить в холодильнике или в охлажденном помещении при температуре от 4 до 8°C не более 12 ч. Однако этот срок максимальный и его следует сокращать. Известно, что вареный и нарезанный кусочками картофель за 4 ч теряет до 40% витамина C.
Источник
Приготовление винегрета с полезными невидимками (витаминами)
Разделы: Технология
- Ознакомить с питательной ценностью салатов и винегрета.
- Научить их приготовлению.
- Рассказать о витаминах, содержащихся в используемых овощах.
- Познакомить с правилами первичной и тепловой обработки, с сохранением витаминов, нарезки и способами оформления готового блюда.
Воспитательная задача. Воспитывать бережное отношение к продуктам.
Развивающая задача. Развить творческую деятельность учащихся, активность и способность работать в группах.
Метод проведения: беседа, выступления учащихся.
1 Плакат. “Техника безопасности при работе с режущими инструментами”
2 Плакат. “Салаты”.
3 Плакат “Питательные вещества в овощах”.
1.Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач – 5 минут.
2.Объянение нового материала – 20мин.
3.Практическая работа — 45 мин.
4. Дегустация блюд. — 13мин.
5 Оценивание работ. — 5мин.
6 Домашнее задание — 2мин.
Организационная часть.
Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.
Объяснение нового материала.
— Ребята, ответьте на вопросы.
- Что такое кулинария? ( Искусство приготовления пищи).
- Какую пищу мы едим? ( Растительного и животного происхождения).
- Скажите, чем полезна растительная пища? (Белками, жирами, витаминами и др. )
- А что вы знаете о витаминах? (Они очень полезные для организма).
Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете как ученые открыли витамины, и какие витамины содержатся в овощах.
Всякому понятно, что без питания не может существовать живой организм. Ученые еще в прошлом веке выяснили, что пища человека содержит белки, жиры, углеводы и минеральные вещества, а также воду. Изучая состав пищи, для своих опытов они нередко использовали искусственные питательные смеси: из обычной пищи выделяли химически чистые белки, жиры, углеводы и минеральные вещества и готовили своеобразные блюда. Ими кормили разных подопытных животных. Наблюдая за животными, узнавали: сколько нужно организму белков? что случится, если не хватит в пище углеводов? какими вырастут животные, если лишить их жиров?
Искусственные смеси мастерски готовил и молодой русский врач Лунин, работавший в 1880 г. над своей диссертацией в старом университетском городе Тарту. Особенно интересовался он тем, какое значение имеют для организма минеральные вещества.
Лунин ставил свои опыты на мышах. Он кормил их искусственной смесью, содержавшей все известные в то время питательные вещества, меняя лишь состав минеральных солей. Но мыши гибли, получая искусственную смесь, когда же Лунин запер их в клетки и стал кормить коровьим молоком, они почувствовали себя отлично.
После долгих сомнений, догадок Лунин понял, что в его искусственной смеси чего-то не хватает. Вероятно, естественная пища, кроме белков, жиров, углеводов и минеральных солей, содержит в ничтожных количествах другие вещества, которые остаются незамеченными. Опыты Лунина убедительно доказывали, что эти вещества необходимы. Ведь мыши гибли, не получая их. Конечно, и человек погиб бы, питаясь пищей, лишенной этих веществ.
Такой вывод и сделал Лунин. “Очевидно, — писал он, подводя итог своим наблюдениям, — в естественной пище, такой, как молоко, должны присутствовать в малых количествах, кроме известных, еще и неизвестные вещества, необходимые для жизни”. Эти вещества, на существование которых указал Лунин, были витамины. О том, что в пище находятся какие-то еще не известные вещества, говорили и широко распространенные тогда болезни: пеллагра, цынга, бери-бери.
Многое можно приготовить из кукурузного зерна. Кукуруза — полезнейшее растение. Она дает крахмал и патоку, сахар, масло, спирт. Но в южных странах, где беднякам приходилось обходиться одной лишь кукурузой, нередко свирепствовала тяжелая болезнь — пеллагра. Она начиналась с кишечного заболевания. Потом на шее и руках больного появлялись красные пятна.
Кончалось все это зачастую тяжелым нервным заболеванием. Но болезнь проходила, если больному давали печень, яйца. Прекрасно помогали пекарские и пивные дрожжи.
Большое недоумение у врачей вызвала и другая болезнь. До революции в русских селах обычно к весне, когда простой народ, забывая даже вкус мясных щей, рыбной ухи или молочной каши, перебивался, как говорится, с хлеба на квас, начиналась повальная болезнь, известная под названием “куриной слепоты”.
Многих отважных путешественников и моряков безжалостно сваливала с ног цынга. Правда, в народе давно знали, как справляться и с этой тяжелой болезнью. Еще в древней Руси заготовляли сосновые “вершинки” — молодые побеги сосны. Из хвои готовили настой, им лечили цынгу. Знали и другие средства против цынги: шиповник, свежую зелень, квашеную капусту, зеленый лук, хрен.
В конце прошлого столетия в странах юго-восточной Азии стала свирепствовать не известная в Европе болезнь — бери-бери. Она начиналась с общей слабости. У больного немели руки и ноги. Потом шею и ноги сводили судороги, сковывал паралич.
В Индонезии, Китае и Японии эта болезнь была нередкой гостьей. В эти-то края в 1890 г. приехал голландский врач Эйкман и поселился в приморском городе на острове Ява. Вскоре ему пришлось работать в местном госпитале и столкнуться с этой загадочной болезнью.
Не один год вел свои наблюдения Эйкман, пока не убедился, что бери-бери вызывает в сущности очень простая причина. Если питаться одним очищенным от отрубей, так называемым белым рисом, обязательно заболеешь бери-бери, Рисовые отруби излечивали больных бери — бери. Они и были тем продуктом, который позволил открыть секрет пищи. Польскому химику Казимиру Функу в 1912 г. удалось извлечь из отрубей неприятные на вкус желтые кристаллы, излечивавшие голубей, у которых намеренно вызывали бери-бери, давая им в пищу очищенный от отрубей белый рис.
Неизвестные вещества пищи, о существовании которых писал Лунин, были, наконец, найдены, извлечены. Желтые кристаллы, выделенные из шелухи риса, назвали витамином, от латинского слова “вита” — жизнь.
Вскоре из различных овощей, мяса, молока, жира удалось извлечь другие витамины. Их стали обозначать буквами латинской азбуки. Вещество, отсутствие которого вызывает слабость зрения в сумерках, назвали витамином А. Вещество, излечивающее от цынги и скрывающееся в свежей капусте и овощах, получило название витамина С (цэ). Витамин, избавляющий от пеллагры, наименовали РР (пэ-пэ), излечивающий от бери-бери — В (бэ), а предохраняющий от рахита — Д.
Так получилась своеобразная азбука здоровья. Ни одно открытие в медицине не получило сразу такой известности. Мы постоянно заботимся о том, чтобы в пище было необходимое количество витаминов.
Овощи
Углеводы, г
Минеральные вещества
Витамины, г
Калорий-ность в 100 г продукта
88 ккал
29 ккал
34 ккал
—
Учитель. Как называются блюда из мелко порезанных овощей?
Немного истории.
Современный словарь объясняет понятие “салат”, как блюдо из мелко накрошенных овощей, мяса, яиц, грибов, фруктов. Одним словом, крошеное и холодное – это и есть салат.
Однако первоначально под словом “салат” понимались исключительно растительное блюдо, притом из зелёных листьев и огородных трав, которые вплоть до XX века назывались салатными растениями. В международную кухню попались салаты как блюдо Древнего Рима, где известны 2500 лет назад, а состояли они из эндивия, петрушки и лука, приправленных мёдом, перцем, солью.
За пределы Аппенинского полуострова и прежде иных — во Францию попал салат лишь 16 и 17 веков вначале как изысканное блюдо, подаваемое к жаркому. Высокий уровень французского искусства, климат, дававший обильную сочную растительность- это и помогло обрести салату вторую родину. А тут ещё французы ввели в состав салата латук — растение с нейтральным вкусом, состоящее из одних листьев. Растение это было названо салатом в честь приготовленного из него кушанья.
Затем в салат стали входить и другие растения: одуванчик, цикорий, лебеда. В самом конце 18 века в салаты вошла капуста, а также сельдерей, перец. И лишь вслед за ними — свежие огурцы, спаржа, артишоки – растения все того же зелёного цвета, служившего “пропуском” в блюдо. Появилась и пикантная французская заправка. Заправка состояла из соли, перца, сухого вина, винного уксуса, лимонного сока, с добавлением прованского масла и разнообразных душистых, ароматических и пряных приправ.
И только на рубеже XVIII и IX веков в салаты начинают проникать растения незелёные и корнеплоды, усложняется и салатная заправка, вводятся соусы, в первую очередь майонез.
Свёклу, картофель, морковь — все “подземные” овощи не решались вводить в салаты сырыми, их стали отваривать. Так появился особый подвид салата – винегрет. Более грубый, он потребовал и новых заправок, способных заглушить земляной привкус корнеплодов, раздражавших гурманов. В винегреты начали вводить солёные и квашеные овощи, а в Германии и в России — солёные грибы, сельдь
Россия приняла салаты далеко не сразу. Любителей этого блюда россияне иронично называли “французскими салатниками”, да и оставалось оно “барским кушаньем”. Мнение народное было однозначно — “салат не еда! Травкой-то сыт не будешь!”
Но два преимущества салата оказались подкупающими. Быстрота приготовления, отсутствие подогрева — это первое. А второе, что привлекло в салатах, так это новое магическое слово “ВИТАМИНЫ”, которые горожанин склонен был видеть во всём растительном и зелёном.
Учитель. Как называется любимый на Руси салат из варёных овощей с обязательным присутствием свёклы?
Учитель. Попробуем разгадать кроссворд, и узнать, какие овощи входят в классический винегрет.
По вертикали: 2.Вырос на грядке, Характер мой гадкий: Всех до слёз доведу. (Лук.) 4.Что легче воды? (Масло.) 6.Что родится из воды, а воды боится? (Соль.) | По горизонтали: 1.Над землёй трава, Под землёй алая голова. (Свёкла.) 3.Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи, Нам зелёный хвост не нужен. (Морковь.) 5.Лето целое старалась, А как осень подошла, Нам одёжки отдала, Сложили в бочонок. (Капуста.) 7 Неказиста, шишковата, А придёт на стол она, Скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна!” (Картошка.) |
1Проверка готовности к работе.
А) Наличие сваренных овощей.
Б) Приготовление санитарной одежды ( фартук, косынка).
В) Личная гигиена.
2 Распределение обязанностей.
Каждый член бригады получает вид работы:
г) посудомойка (прикрепляет эмблему к фартуку).
Несколько учеников получили задание приготовить карточки к уроку.
Карточка 1. Последовательность первичной обработки овощей.
Овощи | Переработка и сортировка | Мойка | Очистка | Промывание | Нарезка |
Картофель, морковь, свёкла. | + | ||||
Капуста белокочанная | + | ||||
Лук репчатый | Карточка 2. Правила хранения продуктов для сохранения витаминов. 1. Овощи хранят без света и при температуре +1. 3’С, квашеную капусту — под слоем рассола. 2. Мыть овощи можно не более 10. 15 мин, иначе витамины перейдут в воду. Если квашеную капусту надо промыть, то сначала отжимают из нее рассол, потом промывают и смешивают с рассолом. В рассоле содержится до 40% общего количества витаминов. 3. Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов. 4. Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду, потеря витамина С минимальная. Если овощи предназначены для салатов и винегретов – их варят в кожуре. 5. Отвары от овощей не выливают, а используют в качестве добавок при варке супов, соусов, так как в них переходит большое количество витаминов. 6. Следует строго соблюдать время варки продуктов. Карточка 3. Вес овощей средней величины (1 штук.- граммах). Капуста – 1,5-2 кг. Карточка 4. Техника безопасности с режущими предметами. 1.Правильно держите нож и руки на продукте, не поднимайте нож слишком высоко над разделочной доской. 2.Передавайте нож ручкой вперёд. 3.Не измельчайте на тарелке очень мелкие кусочки продуктов. Карточка 5. Формы нарезки овощей. а) дольки; б) брусочки; в) соломка; г) кубики; д) ломтики и шашечки; е) кружочки; ж) полукольца и кольца Карточка 6. Без чего не получится хорошего салата. 1.Все продукты должны пройти первичную и тепловую обработку. 2.Нельзя соединять теплые и холодные овощи. 3.Солить салаты нужно перед подачей на стол, а нежные салаты поливают лимонным соком. 4.Оформлять салаты нужно перед подачей. Примеры оформления салатов Объяснение технологии приготовления винегрета. Технологическая карта Инвентарь и посуда: доска разделочная ОВ, нож поварской, кастрюля емкостью 1 л, миска глубокая, ложка столовая, салатник. Норма продуктов: картофель — 100 г, свекла — 75 г, морковь — 50 г, огурцы соленые или квашеная капуста— 80 г, лук репчатый — 75г, масло растительное — 50 г. Выход — 500 г. Технология приготовления. Нарезанные ломтиком вареные овощи соединить, добавить нарезанный лук и заправить растительным маслом. Перемешать. 1.Нарезать ломтиками вареные картофель и морковь, репчатый лук — полукольцами. Переложить в кастрюлю емкостью 1 л. 2. Соленые огурцы или капусту нарезать ломтиками. Соединить с нарезанными овощами. 3. Нарезать ломтиками очищенную вареную свеклу. (Ее нарезают в последнюю очередь, чтобы не окрасилась доска.) Переложить в глубокую миску и смешать с растительным маслом. Масло, обволакивая свеклу, предохраняет и другие овощи от окрашивания, и винегрет приобретает приятный вид. 4. Добавить замасленную свеклу в подготовленные овощи, влить оставшееся масло, соль и все аккуратно перемешать. 5. Переложить в салатник горкой. Для украшения винегрета можно использовать морковь, соленые огурцы и зеленые веточки петрушки. В качестве добавок в винегреты могут входить мясо, рыба, сельдь. Салаты и винегреты отпускают порциями по 100…150г. Выполнение работы учащимися. Выставление оценок с учётом выполненных работ. Источник ➤ Adblockdetector |