Психическое здоровье подростков
Основные факты
- Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
- На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
- Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения (1).
- Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
- Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
- Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.
Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе воздействие факторов бедности, жестокого обращения или насилия, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Повышение уровня психологического благополучия подростков и защита их от тяжелых потрясений и факторов риска, которые могут сказаться на их возможностях успешного развития, имеют важное значение для обеспечения их благополучия в подростковом возрасте, а также их физического и психического здоровья во взрослой жизни.
Детерминанты психического здоровья
Подростковый возраст — это важнейший период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. Примерно 10–20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения (1).
Состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их жизни в семье и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы к сексуальному насилию, которое несомненно влечет за собой ухудшение психического здоровья.
Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации или социальной изоляции, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.
Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.
Эмоциональные расстройства
В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, неудовлетворенность или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться быстрыми и неожиданными сменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в животе, головная боль или тошнота.
Депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности подростков в возрасте 15–19 лет и пятнадцатое место в возрасте 10–14 лет. Тревожные расстройства являются девятой по значимости причиной нарушений психического здоровья среди подростков в возрасте 15–19 лет и шестой в возрасте 10–14 лет. Эмоциональные расстройства могут сильно влиять, например, на посещаемость и успеваемость в школе. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться социальной отчужденностью. В наиболее тяжелых случаях депрессия может приводить к самоубийству.
Поведенческие расстройства в детском возрасте
Поведенческие расстройства в детском возрасте являются второй по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков в возрасте 10–14 лет и занимают одиннадцатое место среди подростков в возрасте 15–19 лет . К поведенческим расстройствам поведения в детском возрасте относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности (который характеризуется проблемами с концентрацией внимания, гиперактивностью и действиями без учета последствий, которые неприемлемы в таком возрасте) и расстройства поведения (с симптомами деструктивного или вызывающего поведения). Поведенческие расстройства в детском возрасте могут негативно влиять на обучение подростков и могут являться причиной противоправного поведения.
Расстройства пищевого поведения
Расстройства пищевого поведения обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Расстройства пищевого поведения чаще возникают у девочек, чем у мальчиков. Такие расстройства, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание, характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Расстройства пищевого поведения пагубно влияют на здоровье и нередко сопровождаются депрессией, тревожными расстройствами и/или злоупотреблением психоактивными веществами.
Психотические расстройства
Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации или бредовые расстройства. Психотические эпизоды могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации или нарушениям прав человека.
Самоубийство и самоповреждение
Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, и более 90% случаев подростковых самоубийств происходят среди подростков, проживающих в этих странах. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через электронные СМИ.
Рискованные формы поведения
Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.
В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.
Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет.
Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.
Укрепление психического здоровья и профилактика
Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.
Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно из числа наиболее уязвимых групп населения.
Раннее выявление и лечение
Реагирование на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья имеет крайне важное значение. Основные принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять серьезные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях низкой обеспеченности ресурсами.
Действия ВОЗ
ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи. Основными ресурсами в этом отношении являются:
Для деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты в отношении:
Все эти публикации касаются вопросов, затрагивающих молодых людей.
(1) Kessler RC, Angermeyer M, Anthony JC, et al. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization’s World Mental Health Survey Initiative. World Psychiatry 2007; 6: 168–76.
Источник
ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
статья по психологии по теме
В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_profilakticheskoy_raboty.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
МБОУ Гимназии №14 г.Выксы Нижегородской области
Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью.
Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Причины девиантного поведения многообразны. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая психической перестройкой; во-вторых, пограничность и неопределённость социального поведения и положения; в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушания уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились и не окрепли. Социальные факторы, способствующие девиантному поведению: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы.
Низкий уровень самоуважения также является причиной такого поведения. Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в асоциальных группах повысить свой психологический статус сверстников, найти такие формы самоутверждения, которых не было у него в семье и школе.
Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (акцентуации характера, свойства темперамента, особенности эмоционально-волевой сферы и т. п.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания, алкоголизация родителей), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе).
Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение может закрепиться в поведенческом репертуаре подростка.
Целью школьной психологической службы является создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения. Какого человека мы можем считать гармонично развивающимся? В нашем понимании это человек, который в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни.
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие: позитивное самоощущение (общий положительный фон настроения) и оптимистическое восприятие окружающего мира; высокий уровень способности осознания человеком себя; наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности (в частности, учебной); успешное прохождение возрастных кризисов; адаптированность к социуму (к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Конечно, это идеальный образ психологически здорового человека, который мы рассматриваем как эталон и стремимся к нему.
Реализации этой цели содействуют все направления деятельности педагога-психолога: консультирование, развивающая работа, психологическое просвещение, психодиагностика.
Одним из ведущих принципов деятельности педагогов и психолога гимназии является индивидуальный подход к детям, осуществляемый наряду с системным подходом постоянно и во взаимодействии с другими специалистами школы.
После получения запроса (от родителей, классного руководителя или администрации) начинается серия консультаций и бесед со специалистами, которые владеют информацией о ребенке и его проблеме. Проводятся беседы с социальным педагогом, классным руководителем. Затем, если в этом есть необходимость, проводится групповое исследование или психологический час в классе, после которого ребенок приглашается на консультацию. Во время индивидуальной консультации ребенка не столько знакомят с результатами исследования, сколько проводят беседу, дают рекомендации по преодолению имеющейся проблемы. На консультацию приглашаются родители. Если проблемы возникают у многих детей в классе, организуются группы развития. В такие группы включаются дети, требующие особого внимания и все желающие из данного класса. Работа в группе дает наибольший эффект.
В начальной школе педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с учащимися 1 классов по преодолению трудностей адаптации, коммуникации и эмоционально-волевых нарушений у детей.
Мы разделяем мнение ведущих психологов о том, что чем раньше будет начата профилактика различных зависимостей, тем больший эффект будет иметь работа по сохранению здоровья детей. Поэтому уже с учащимися 4 классов проводятся занятия по профилактике наркотической зависимости с использованием арт-технологии «Ловушка для Поленьки». Прослушивание аудиозаписи сказки сопровождается обсуждением сказки, рисованием иллюстраций на тему сказки. Дети уже в этом возрасте способны правильно оценить негативное влияние наркотиков на здоровье человека.
В средней школе проводится диагностика школьной тревожности в 5, 9 классах, процессов адаптации в 5, 10 классах, благодаря которой выявляется группа детей, имеющих высокую тревожность в отношениях с одноклассниками, учителями, социальный стресс, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения. Затем выстраивается коррекционно-развивающая работа по профилактике тревожного поведения, предэкзаменационной тревожности, эмоционально-волевых нарушений и формированию социальных навыков.
В работе с учащимися 1 и 5 классов педагог-психолог реализует программы тренинговых занятий по формированию социальных навыков «Я и Мы» (авторы: В.Родионов и М.Ступницкая) и «Тропинка к своему Я» (автор О.В.Хухлаева). Эти циклы занятий оказывают помощь учащимся в период адаптации: снижают у них тревожность, учат пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать личностные качества. Часть занятий посвящена развитию навыков здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. На занятии «Мы, наши недостатки и достоинства» мы учимся различать слабости и пороки (алкоголизм, наркомания). Социальный опыт детей этого возраста постепенно расширяется. Приобретенный в тренингах опыт становится для участников также и профилактикой трудностей пубертатного периода (периода половой зрелости).
Неизменным успехом у гимназистов пользуется час психологии «Горячий стул», во время которого создаются психологические портреты участников. Это занятие дает возможность подросткам получить обратную связь от сверстников, что приводит в большинстве случаев к благотворным изменениям в поведении подростков.
С целью профилактики в 10 классах были проведены занятия «Школа и я», «Каждый в своем уголке».
В 10 – 11 классах проводятся практические занятия с элементами социально-психологического тренинга: «Как противостоять стрессу», «Как помочь себе и другу в кризисной ситуации» по профилактике суицида.
В апреле 2013 года в гимназии были проведены акции «Мы выбираем здоровье и жизнь!» с учащимися 5 – 6 классов и «Мы выбираем радость и счастье» с учащимися 9 – 10 классов. Результатами этих акций стали большие панно с рисунками подростков, касающимися здоровья, будущих профессий и счастливой жизни. Главная идея обеих акций: выбирать нужно здоровье, радость и счастье, самим творить собственное будущее.
Огромное воздействие на детей оказывают педагоги, поэтому психолог гимназии проводит с ними семинары-практикумы с элементами СПТ. Так педагоги участвовали в практикуме «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей и подростков» и семинаре-тренинге «Возможности педагогов по защите прав уязвимых подростковых групп». После подобных занятий и исследований социально-психологического климата в классах педагоги больше обращают внимание на создание положительного психологического климата в классных коллективах.
Проблемы сохранения психологического здоровья детей решаются на общешкольных конференциях и родительских собраниях: «Адаптация первоклассников», «Возрастные и психологические особенности детей» (2, 4 классы), «Учебные трудности пятиклассников», «Период «бури и натиска» (7 – 8 классы), «Конфликты отцов и детей» (родители 8, 9 классов), «Девятиклассники: проблемы возраста» и другие. Они носят профилактический характер и способствуют налаживанию более гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми. Для родителей организован виртуальный лекторий для учителей и родителей, для них выкладываются памятки на сайте гимназии: «Советы ребенка своим родителя», «Профилактика употребления курительных смесей», «Причины агрессивности детей», «Как стать идеальным родителем для подростка» и др.
Если детские проблемы очень сложны, они рассматриваются на профилактическом совете гимназии, где определяются стратегия и тактика поведения специалистов в отношении конкретного ребенка, а также выстраивается индивидуальная траектория его развития.
Совместными усилиями с педагогами, родителями психолог способствует созданию условий для благоприятного развития гимназистов и профилактики саморазрушительного поведения. Психологическое здоровье учащихся остается одной из наиболее актуальных задач, решаемых психологической службой гимназии, поэтому и впредь педагоги и психолог будут уделять ей большое внимание.
- Еделева, Е.Г. Новые подходы в психопрофилактической деятельности психолога и в определение субъектов профилактики асоциального поведения детей и подростков //Материалы интернет-конференции НИРО «Профилактика асоциального поведения» 2011 года.
- Родионов, В.А., Ступницкая, М. Я и Мы: тренинг социальных навыков.- Ярославль, 2001.
- Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Начальная школа (1-4 класс). – М.: Генезис, 2012. – 175 с.
- Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: (5-6 класс). – М.: Генезис, 2012. – 175 с.
Источник