Меню

Сохранение психологического здоровья первоклассников

Психологическое и физическое здоровье будущего первоклассника
консультация (подготовительная группа) по теме

Первый раз в первый класс — событие более чем важное. На смену привычному режиму дня придут ранние пробуждения и 40-минутные уроки. Из круга детсадовских друзей ребенок попадет в новый коллектив. На что важно обратить внимание, оценивая физическое и психологическое здоровье будущих первоклассников, и как подготовить любимое чадо к новым нагрузкам и неизбежным стрессам?

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskaya_i_fizicheskoe_zdorove_budushchego_pervoklassnika.docx 20.49 КБ

Предварительный просмотр:

На что важно обратить внимание при подготовке детсадовца к школьной скамье

Первый раз в первый класс — событие более чем важное. На смену привычному режиму дня придут ранние пробуждения и 40-минутные уроки. Из круга детсадовских друзей ребенок попадет в новый коллектив. На что важно обратить внимание, оценивая физическое и психологическое здоровье будущих первоклассников, и как подготовить любимое чадо к новым нагрузкам и неизбежным стрессам?

Окулист, невролог, ортопед.

При подготовке к школе очень важно уделить особое внимание физическому и
психологическому здоровью ребенка, ведь поступление в первый класс — это всегда
тяжелый эмоциональный стресс, серьезная психофизиологическая нагрузка. Новый
коллектив, новый режим дня. Все неизвестное, все непривычно — как тут не
волноваться?

Итак, первое, о чем стоит упомянуть, — о визитах к врачам. Родителям будущего
первоклассника заблаговременно, как минимум за несколько месяцев, следует
посетить педиатра и проконсультироваться со специалистом на тему физической
готовности ребенка к школе, чтобы в случае вероятных проблем успеть принять
необходимые меры. Как вариант — пройти лечебные физиотерапевтические процедуры,
пропить курс витаминов или иммуностимулирующих препаратов. Хорошо бы заранее
пройти всех узких специалистов, посетить окулиста, невролога и ортопеда, ведь
даже незначительные проблемы со здоровьем могут усложнить адаптацию к школе.
Например, известно, что ребятишки с нарушением осанки быстро утомляются и часто
жалуются на слабость, а детям с нервно-психическими нарушениями труднее
справляться со стрессовыми ситуациями и находить контакт со сверстниками.
Словом, чем раньше мамы и папы озадачатся вопросами физиологической готовности
ребенка к школе, тем больших проблем им удастся избежать.

Визит к психологу не помешает

Между тем наряду с физиологической готовностью ребенка к школе неменьшего
внимания родителей требует и психологическая. Последняя, в свою очередь,
включает в себя интеллектуальную, волевую, мотивационную и личностную
готовность.

— Об интеллектуальной и волевой готовности ребенка к школе родители, как
правило, не забывают. Такие вопросы, как развитие памяти, мышления и
воображения, а также усидчивость и концентрация внимания, находятся, что
называется, во главе угла, — отмечет детский психолог Юлия Ярынич. — Однако
неменьшую роль в успешной адаптации к школе играет личностная и мотивационная
готовность. Во многом именно от этих двух вышеназванных факторов зависит то,
насколько быстро и легко совладает ребенок с первыми школьными сложностями,
привыкнет к ученическим будням. Личностная готовность к школе — это комплексный
показатель, который включает в себя такие навыки, как умение работать в
коллективе, идти на уступки, контактировать с окружающим миром, разрешать
конфликты. Чем выше уровень личностной готовности, тем быстрее и легче пройдет
адаптация. Определить же степень готовности родителям помогут собственные
наблюдения, отзывы педагогов и воспитателей, а также книжки-брошюрки с тестами
для будущих первоклашек. Нелишней будет и консультация с психологом.

— Такие проблемные вопросы, как застенчивость, робость, излишняя
восприимчивость к мнению окружающих или же, скажем, строптивость, чрезмерная
раздражительность или плаксивость, зачастую требуют планомерной и длительной
корректировки, — отмечает Юлия Ярынич. — Заблаговременная работа с психологом, а
если нужно и с неврологом, поможет своевременно выявить такие проблемы и
повысить степень личностной готовности к школе.

Почему ты хочешь в школу?

Мотивация к учебе — еще один немаловажный аспект, который требует особого
внимания родителей. Спросите будущего перво- классника, что он ожидает от школы.

Если малыш с восторгом будет говорить о новых друзьях — преобладает
коммуникативная мотивация. Если примется рассказывать о том, как увлекательно и
весело будет в школе, — мотивация игровая. Если же на ваш вопрос ребенок
отвечает примерно следующее: «О, в школе будет так здорово! У меня будет такой
замечательный костюм, такие красивые рюкзак и пенал!» — мотивация у малыша
внешняя.

А между тем в случае, когда у ребенка явно преобладает один из трех
вышеназванных вариантов, адаптация к школе не обещает быть легкой. Первоклашка
быстро поймет, что игры, друзья и внешние атрибуты — это лишь одна из
составляющих учебы. Главное в школе — усердие, труд и освоение новых знаний.
Словом, родители непременно должны поспособствовать развитию у ребенка учебной
мотивации к школе. Это позволит избежать излишних разочарований. Ведь очень
важно, чтобы первые впечатления от школы не обманули ожиданий вашего
первоклассника.

— Постарайтесь увлечь ребенка новыми знаниями. Расскажите о том, сколько
интересного он узнает, какими навыками овладеет, — советует детский психолог. —
Для кого-то стимулом к развитию учебной мотивации послужат рассказы о диковинных
животных или дальних странах, для кого-то — о средневековых рыцарях или пиратах.

Как повысить стрессоустойчивость?

Между тем главное не перестараться, развивая у малыша учебную мотивацию к
школе. Акцентируя внимание будущего первоклассника на труде, усердии и новых
знаниях, очень важно сформировать у ребенка позитивное отношение к школе. В
противном случае без проблем не обойтись.

— Зачастую, рассказывая о школе, родители не столько подбадривают своих
ребятишек, сколько стращают. Ну, скажем, в подробностях рассказывают о том, как
долго идут уроки, как много заданий задают на дом, как мало времени остается у
перво- клашек на игры и прочие развлечения. Конечно, такая тактика недопустима,
— отмечает Юлия Ярынич.

Еще одна крайность родителей — излишне усердная подготовка к школе, с жестким
регламентом занятий и чрезмерными нагрузками. Как итог — усталость и
раздражение. Ребенок еще и не приступал к учебе, а книжки и тетрадки ему уже не
в радость.

— Занимаясь с будущими первоклассниками, нельзя забывать про главное правило:
учеба должна быть в удовольствие и в радость. А значит, излишнее рвение и
чрезмерные нагрузки недопустимы, равно как и упреки родителей, — подчеркивает
психолог.

Тем более не стоит, столкнувшись с неудачей, демонстрировать сомнения в
способностях ребенка. Фразы из разряда «И как ты будешь учиться?» обладают
удивительно разрушительной силой. Если вы не верите в малыша, то кто же в него
поверит?

— Ничто не повышает стрессоустойчивость ребенка так, как уверенность в
собственных силах, а также в любви и поддержке родителей. И здесь роль мам и пап
сложно переоценить, — утверждает детский психолог Юлия Ярынич. — Не пугайте
ребенка наказаниями за неудачи, не ругайте за допущенные ошибки, а как можно
чаще хвалите и восхищайтесь его успехами. Всегда акцентируйте внимание на
победах ребенка и никогда — на промахах.

Чем больше летних впечатлений, тем лучше

Подготовка ребенка к первому классу — дело не одного дня. По-хорошему, к
планомерной работе по развитию физической и психологической готовности ребенка к
школе нужно приступать как минимум за два года до учебы. И тем не менее лучше
поздно, чем никогда, тем более что последние полгода — это, пожалуй, самое
ответственное время. Весенние месяцы можно посвятить походам по специалистам и
максимально объективной оценке готовности ребенка к школе, ну а летние месяцы —
корректировке вероятных проблем и, конечно, полноценному, качественному отдыху.
В целом же будущий первоклассник обязательно должен много гулять, дышать свежим
воздухом и как можно больше времени проводить на природе. В идеале — посещать
бассейн, занятия в спортивных секциях.

— В последнее дошкольное лето лучше оградить ребенка от излишних
интеллектуальных нагрузок, а свободное время посвятить укреплению иммунитета, —
советует психолог. — Дача, походы в горы, путешествие к морю, поездка к бабушке
в деревню — чем больше впечатлений, тем лучше.

Советы родителям будущих первоклассников

* Уважайте ребенка как личность. Не ругайте и не оскорбляйте его,
особенно в присутствии посторонних.

* Не стройте взаимоотношения на запретах, как можно чаще хвалите и
восхищайтесь ребенком.

* Старайтесь сохранять в семье доброжелательную и эмоциональную
атмосферу. В сознании малыша дом должен быть надежным тылом.

* Поощряйте успехи ребенка и не акцентируйте внимание на неудачах,
развивайте и поддерживайте интерес к обучению.

* Не требуйте любой ценой только отличных результатов и высоких оценок.

* Как можно чаще гуляйте на свежем воздухе, выезжайте на природу. По
возможности посещайте бассейн.

* Чаще разговаривайте с любимым чадом, всегда отвечайте на все его
вопросы.

Источник

Психологическое здоровье первоклассников
статья (1 класс) по теме

Внимание к вопросам психологического здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к психологическому здоровью школьников.

Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие учёные, психологи ХХ века, изучавшие теорию личности. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о «психологическом здоровье».

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Скачать:

Вложение Размер
психологическое здоровье 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Адиятулина С. Г., педагог-психолог

СОШ-13 г. Нерюнгри

Внимание к вопросам психологического здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к психологическому здоровью школьников.

Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие учёные, психологи ХХ века, изучавшие теорию личности. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о «психологическом здоровье».

  • Дубровина И. В., вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа.
  • Пахальян В.Э. определяет психологическое здоровье как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития».
  • В.А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:

— развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных

ситуациям в жизни человека;

— умение разводить реальные и идеальные цели, границы между

разными подструктурами «Я» – Я – желающим и Я –

— умение регулировать свои поступки и поведение в границах

социальных норм (Лазурский А.Ф.)

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности.

  • 1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.
  • 2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.
  • 3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.
  • 4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.
  • 5. Глубинная событийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.
  • 6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.
  • 7. Ощущение собственной дееспособности «Я могу».
  • 8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом – живые люди.
  • 9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности. Состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном жизненном мире.

Проблема здоровья школьников становится в настоящее время всё более актуальной. О нерешённости этой проблемы говорят данные обследований физического здоровья учащихся, а также – результаты изучения их психических состояний таких, как тревожности, безопасности, интереса, мотивации.

Типология развитости первоклассников

Вот 1-классники. Кто они такие (их психологические особенности) и с какими проблемами им приходится сталкиваться?

Поступление в 1 класс – переломный момент в жизни каждого ребёнка.

В этот период жизни преобразуется личность ребёнка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Дети с признаками умственной одаренности

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Задания выполняет самостоятельно, без внешней стимулирующей помощи. Легко работает в быстром темпе на материале повышенной сложности. Он хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное. Он обладает хорошей памятью, задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов, любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную. Он обгоняет своих сверстников по учебе; причем не обязательно является отличником, иногда жалуется что в школе ему скучно. Он очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное.

Дети готовые к обучению в школе

Достаточно развернутые и конкретные представления об окружающем мире. Речь содержательная, выразительная. Уровень интеллектуальных умений соответствует возрастной норме; правильно определяет содержание, умеет сравнивать, выделять главное. Присутствует волевое управление процессом внимания. Внимание устойчивое, умеет распределять внимание. Правильно переносит в тетрадь графический образ с классной доски.

Представления о мире достаточно конкретны, но ограничены. Испытывает затруднение в поиске слов для выражения своих мыслей. Может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания. Умеет наблюдать за явлениями (ставить вопросы по существу), сравнивать. Умеет удерживать цель деятельности, намечает план, проверяет результат, но часто отвлекается и нуждается в психологической поддержке (стимулирующей помощи взрослого). Волевое усилие присутствует не всегда. Графический образ с классной доски переносит с незначительными искажениями. Внимание устойчивое, но в ходе работы может отвлекаться.

Дети, нуждающиеся в коррекции познавательной сферы

Деятельность хаотична, непродуманна, часто прерывается. Кругозор ограничен, ответы односложные, речь невыразительна. При выполнении заданий требующих сравнения, выделения главного, установления закономерностей требуется постоянная обучающая помощь, которая воспринимается с большим трудом. Самостоятельно перенести освоенный способ деятельности на выполнение задачи по образцу не может. Мышление предметно — образное. Уровень активности низкий, внимание непроизвольное, не устойчивое. При переносе с доски графического образа допускает грубые искажения. Требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь и внешняя стимуляция, хотя и она зачастую не дает должного эффекта. Запоминание и воспроизведение происходит с большим трудом.

На первых этапах школьного обучения ребёнок сталкивается с большим количеством трудностей. Основная причина возникновения их у первоклассников – это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм ребёнка работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Поэтому для успешной Адаптации важна психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Мониторинг психологического здоровья первоклассников нашей школы выявил следующие проблемы.

Из 96 учащихся, поступивших в 1 класс нашей школы, 62 % уч-ся психологически готовы к обучению в школе, их адаптация прошла успешно.

Трудности в Адаптации имеют 38% уч-ся – они составляют гр Риска. По сравнению с прошлыми годами мы наблюдаем увеличение количества детей группы Риска. Каковы же их психологические особенности?

  • 12% уч-ся прибили после прохождения городской ПМПК в нашу школу с диагнозом ЗПР (Задержка психического развития);
  • у 6% уч-ся выявлена первичной диагностикой «Готовность к школьному обучению» Н. Семаго Условная Неготовность;
  • 2 % уч-ся имеют Синдром Дефицита Внимания и Гипперактивности ;
  • у 18 % уч-ся выявлена Возможная Дезадаптация .

На диаграмме за 2007 — 2008 учебный год показан результат коррекционной работы с детьми группы Риска – из 100 % учащихся коррекционной группы улучшение психологического развития отмечено у 100%. В этом учебном году тоже наблюдается положительная динамика психологического процесса адаптации первоклассников у 84% учащихся группы Риска.

Количество используемых мной коррекционных программ увеличилось. Если раньше для 1-классников требовалось 2 коррекционные программы, то сегодня, в связи с увеличением количества психологических трудностей нынешних первоклассников, увеличилось число используемых коррекционных программ вдвое.

Родители тоже могут оказать ребёнку существенную помощь в вопросе школьной Адаптации. Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение , обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка. Всё это поможет 1-класснику почувствовать значимость своей деятельности, будет способствовать повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

Для Родителей и Педагогов имеется консультативно-просветительский материал по вопросам сохранения и восстановления психологического здоровья первоклассников

Источник

Читайте также:  Здоровье медицина для детей
Adblock
detector