Меню

Сохранение психологического здоровья одаренных детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
статья по теме

У одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивости.

Скачать:

Вложение Размер
u_odarennyh_detey_ne_takaya_uzh_i_prostaya_zhizn.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Васильченко М.А. учитель нач. классов.

п. Октябрьский, Красноармейский район, Россия

У одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивости.

Приято считать, что гениальный человек рождается раз в сто лет, а вот одаренных детей больше, в среднем 15-20 % от всего населения. При этом только около 5% таких детей вырастают полноценными личностями, а остальными находятся под угрозой социальной изоляции, становятся порой изгоями в среде своих сверстников, не могу легко адаптироваться к взрослой жизни. В классе общеобразовательной школы из 25- 30 учеников это 1-2 человека, которых можно отнести к числу одаренных детей.

Общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

В целом принято считать, что ребенок отличается одаренностью тогда, когда показатель его IQ выше 130 баллов. Но во внимание принимают не только результаты таких тестирований, а учитывают также такие критерии, например:

— способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

— потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

— способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

— обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

— стремление чаще общаться с взрослыми, чем с сверстниками;

— выбор друзей из детей старшего возраста;

— высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;

— интерес к миру взрослых;

— стремление быстрее научиться читать, любовь к чтению;

— развитое чувство юмора;

— интерес к сложным играм;

— критичное отношение к окружающим;

Среди прочих отличительных черт, у одаренных детей обычно ярко доминируют исключительная интеллектуальная любознательность, порой неосознаваемое стремление к одиночеству и самоизоляции, вызванное за частую осознанием своей яркой индивидуальности.

А. Маслоу выделил несколько уровней функционирования одаренного ребенка в своем жизненном пространстве:

1.первый уровень — уровень выживания (ребенок в ситуации находится лишь физически и отчаянно борется за сохранение своего Я во внешнем окружении);

2.второй уровень — уровень обороны (ребенок сохраняет свое «Я», старается удержать свои позиции и борется против всего, что квалифицируется им как угроза);

3. третий уровень – уровень уверенности (ребенок находит компромисс в преодолении социального отчуждения и неприятия, старается учиться, самоутверждаться, саморазвиваться);

4. четвертый уровень – процветание (преобладание творческих, продуктивных занятий).

Однако, четвертого уровня, к сожалению, далеко не всегда может достичь одаренный ребенок – нередко преобладают первых 2 уровня.

Одаренность не спасает от школьных неудач

Система современного среднего образования в России не сильно соответствует особенностям одаренных детей, так сама его структура в большей степени универсальна и рассчитана на детей с соответствующими их возрасту умственными способностями. Зачастую одаренному ребенку просто не интересно на уроке, потому что с изучаемым предметом он успел разобраться сам и его знания в этой области идут далеко за рамки установленных школьной программой норм. А порой такой ребенок имеет накопленные по учебному предмету знания, превосходящие даже по своему уровню знания преподавателя. Все это выделяет ребенка среди его школьных сверстников, такие его блестящие способности могут стать даже предметом насмешек и издёвок со стороны его одноклассников.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

Одаренные часто становятся «трудными» или подавленными

Такое неправильно отношение и учителей и одноклассников способствует тому, что одаренные дети нередко попадают в разряд «трудных». Ребенок может активно протестовать против сформировавшегося к нему отношения, и такой протест порой принимает агрессивные формы. К тому же стремясь подогнать себя под общепринятый стандарт, ребенок подавляет свои потребности, избегает проявлять все свои незаурядные способности. Это также может стать причиной его нарочито агрессивного поведения в отношениях с учителями и сверстниками, хотя такая агрессия, по мнению психологов, имеет скорее защитный характер.

Другим совершенно полярным вышеописанному может стать депрессивное поведение одаренного ребенка как реакция на неприятие его школьной средой, учителями и сверстниками. В ситуации постоянного подавления проявлений своей одаренности ребенок может замкнуться в себе, стать апатичным и потерять интерес к общению. Такое отношение к окружающему миру может усугубляться и тем, что ребенок не может найти близких себе по духу друзей и товарищей.

Девочки адаптируются легче

Специалисты считают, что одаренные девочки проще адаптируют к такой усредненной школьной программе и реже проявляют недисциплинированность. Мальчики же более эмоциональны и чаще девочки демонстрируют поведенческие проблемы. Они более подвижны, менее усидчивы и внимательны. Зачастую это объясняется тем, что одаренные мальчики просто не считают нужным концентрироваться на изучении того предмета, который и так им понятен. Однако среди девочек реже встречаются одаренности и проявляются они в более позднем по сравнению с мальчиками возрасте.

Как помочь одаренному ребенку адаптироваться в обществе?

Возможную проблему адаптации советуют начинать решать заблаговременно, еще в дошкольном возрасте. Не стоит обособлять ребенка от его сверстников, пусть он имеет возможность общаться, как и с «обычными» детьми, так и с детьми своего интеллектуального уровня развития. Это поможет одаренному ребенку приобрести навыки социального взаимодействия, научиться понимать людей, реально оценивая их достоинства и недостатки и ценить индивидуальность каждого из них.

Родителям стоит поостеречься демонстрировать своему одаренному ребенку оценочное и сравнительное отношения к другим детям. Здесь важно научить ребенка не сравнивать себя с другими детьми, а показать ему, что каждый из них по- своему особенный.

В случае, если у ребенка в детском саду возникают какие-либо проблемы и если пребывание там не вызывает у него положительной реакции (при этом ребенок может быть постоянно встревожен, видеть кошмары, быть в подавленном настроении), стоит на некоторое время отказаться от посещения ДОУ, возможно даже подыскать другой детский сад. В этот период, однако, не надо «запирать» ребенка дома, изолировать его от общества сверстников, а организовать для него полноценный круг общения.

При выборе школы для одаренного ребенка, многие психологи советуют обратить внимание на специализированные школы и колледжи. Это оказывается целесообразным с точки зрения возможности максимальной самореализации, которую получает одаренный ребенок, поступив в специализированное школьное учреждение. К тому же именно в подобных школах реально на практике применить принципы индивидуального подхода к обучению одаренного ребенка. Этому способствует, в том числе и низкая наполняемость классов и возможность выбрать учебную программу, составленную с учетом потребностей самого ребенка и, что немаловажно, помочь ему многосторонне развиваться.

Со стороны родителей одаренному ребенку требуется особенно много внимания, терпения и заботы. Ведь одаренный ребенок тонко чувствует и глубоко переживает, отличается особой эмоциональностью и ранимостью. Родители также не должны забывать, что их вундеркинд – это, прежде всего ребенок, для которого полноценное детство, проведенное в атмосфере любви и понимания, становится очень важным потенциалом, основой его будущего благополучия.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Основные принципы работы с одаренными детьми:

— реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

— использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;

— психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

— развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

— целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;

— максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

— увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;

— совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.

Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.

Одаренные дети. — Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.

Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.

Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.

Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация учащихся 1 класса, адаптированный ребенок, этапы адаптации, карта наблюдений.Учитель начальных классов Костарева В.Р. .

В данной работе речь идет об особенностях периода адаптации первоклассников, пути решения психологических проблем.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе.

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям.

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п.

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Источник

Статья: «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

специалист в области арт-терапии

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным

изучением отдельных предметов» г. Белгорода

«Одаренность требует мужества».

Каждый ребенок рождается с богатейшими творческими способностями, которые нуждаются в развитии. При отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся, а также при отсутствии грамотного управления ими, творческие порывы у ребенка исчезают. Поэтому, для поддержки талантливых детей нужна система деятельности.

Обучение в нашей школе ориентировано на обучение детей с повышенной познавательной мотивацией. При поступлении ребенка в школу, педагог проводит мониторинг одаренности для выявления и раскрытия круга интересов, увлечений и способностей обучающихся.

Кого причислить к одаренным? По каким меркам считать того или иного ребенка одаренным? Как не упустить из виду одаренность? Как выявить утаенные потенциальные возможности ребенка, как выстраивать работу с детьми, которые опережают по уровню развития своих сверстников, выделяются среди них способностью учиться, что-то придумывать необычное, находить нестандартное решение задач, рисовать, лепить, сочинять, осваивать спортивные виды деятельности? – очень важные и наиболее трудные вопросы, которые волновали и волнуют родителей и педагогов. Для этого используются различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Карта одаренности» и другие.

На сегодняшний день родителям приходится нести значительную долю ответственности за организацию необходимых условий для развития своего одаренного ребенка. У них часто вызывает опасение и страх процедура формального разделения детей в школе по способностям. Родители бывают озадачены, даже сломлены бременем ответственности за воспитание одаренного ребенка. По этой причине в школе разрабатывается и проводится анкетирование родителей.

Затем создается банк данных, ведется анализ успехов и достижений ученика. Этот список ежегодно корректируется на основании данных, полученных в результате диагностик, на основании результатов всевозможных конкурсов и олимпиад, в которых участвуют обучающиеся, на основании данных, полученных в результате наблюдения за реальной деятельностью ребенка. Мы стараемся выявить как можно больше детей с признаками общей и частной одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности. Для раскрытия способностей и талантов ребенка ведется портфолио достижений обучающихся. У школьника появляется возможность накапливать свои собственные достижения. Следовательно, в системе работы раскрываются и потаенные способности обучающегося.

Одна из первостепенных задач поддержки и развития талантливых детей – создание ситуации успеха. Уже в начальной школе эта задача решается через проведение уроков и внеурочных занятий развивающего типа, практически стопроцентное вовлечение детей начальной школы хотя бы в один из видов творческой деятельности: занятия по прикладному искусству, театральному, хореографическому, робототехнике и конструированию и др.

У ребенка формируется чувство уверенности, если он действенно участвует в различных творческих конкурсах, интеллектуальных и предметных марафонах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Эти занятия увеличивают пространство, в котором обучающиеся развивают свою творческую и познавательную активность, где они проявляют свои лучшие личностные качества, демонстрируют те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования.

Олимпиада является одной из важнейших форм поддержки талантливых детей — это и соревнование, и праздник. При организации и проведении олимпиады очень важно создать для учащихся комфортную атмосферу: четко организовать работу, проследить за тем, чтобы задания были сформулированы с учетом возрастных психологических особенностей детей. Нужно обязательно предупредить участников олимпиады, что они вправе выполнять задания не по порядку, а в удобной для них последовательности. А самое главное — развивать в ребенке веру в себя, в свой успех. С помощью олимпиадных заданий внимательный, чуткий и проницательный педагог сможет помочь детям задуматься над вопросами, интересными и трудными, но одновременно важными для интеллектуального становления личности ребенка, у которого велика жажда открытий, огромное желание учиться творчески, активно, исследовательски.

Учитывая, что главным общим свойством одаренных детей является преобладание у них исследовательской активности, в школе организована деятельность научного общества, которое в настоящее время включает в себя секции по различным предметным областям (математике, физике, биологии, экологии, истории, краеведению и др.). Происходит развитие навыков взаимодействия детей и взрослых (педагогов, родителей) в процессе творческой и поисково- исследовательской деятельности. Ребята представляют свои труды на городских научно-практических конференциях. Лучшие работы мы отправляем на конкурсы регионального, всероссийского уровней. Научное общество не новая, но очень эффективная форма работы с одаренными детьми, поскольку является мощным средством индивидуализации и развития личности.

Мощной дополнительной поддержкой развития талантливых детей является оглашение их успехов. В школе существует система поощрения одаренных детей. Особую ценность имеет такое традиционное мероприятие как Церемония награждения обучающихся по итогам учебного года «Звёздный олимп». На сайте школы в специальных разделах публикуются успехи и достижения обучающихся по результатом конкурсов и мероприятий различных уровней.

Работа с одаренными детьми очень непростая, на пути мы встречаем много проблем и трудностей: не хватает знания методик, специальной литературы. Некоторые вопросы пока так и остались без ответа. Но мы находимся в поиске новых подходов, которые смогут позволить совершенствовать работу с одаренными детьми. Будем стремиться к четвертому уровню в пирамиде потребностей по Маслоу «процветанию — конечной цели для одаренных детей и их родителей. В таком психологическом климате одаренный ребенок может почти всю свою энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям».

Ландау, Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка/ Эрика Ландау. – М.: Академия, 2002.

Маслоу, А. Мотивация и личность. / Абрахам Маслоу/ Перевод А.М. Татлыбаевой — СПб.: Питер, 2007.

Источник

Читайте также:  Гигиенические требования для сохранения здоровья
Adblock
detector