Психическое здоровье школьника
учебно-методический материал на тему
Психическое здоровье школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove_shkolnika.docx | 7.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье – состояние психических процессов, функций, механизмов, его вызывающих. В концепции психического здоровья заложены также представления о степени социальной адаптации и личностной адекватности, о компенсаторных возможностях и существовании резервных
сил психики человека. Для младшего школьника ведущей деятельностью-двигателем его психического развития — является обучение, Психическое здоровье ребенка в начальных классах напрямую связано с включенностью в учебный процесс. С одной стороны, особенности психики сказываются на успеваемости и поведении школьника. С другой, — школа и семья являются центральными звеньями социальной среды, непосредственно влияющими на психику ребенка. Тесное взаимодействие школы и семьи всегда приводит к положительной динамике в самочувствии школьника и его достижениях. Психическое здоровье младшего школьника зависит от ряда факторов:
1. Биологические: зрелость мозговых структур, динамические свойства нервнойсистемы (сила, подвижность, возбудимость нервных процессов), эти факторы включают в себя так же и физическое здоровье. Любое нарушение на уровне физиологии может привести к таким проблемам как рассеянности, невнимательности и т.д. Положительно повлиять на этот фактор можно путём соблюдения правил ЗОЖа, правильного питания и эмоциональной обстановки в семье и в классе
2. Психологические: сформированность учебной мотивации, степень эмоционально-волевой зрелости, адекватное отношение к сверстникам,
учителям, успехам и неудачам. Недостаточное количество сна, нерегулярное и неправильное питание, недостаточная активность, продолжительные монотонные занятия — это факторы, которые накапливаются и в результате оказывают влияние на психологическое состояние школьника. Положительно повлиять на этот фактор можно путём ведения активного образа жизни, правильного питания и генерирования положительных эмоций
3. Социальные: к этим факторам можно отнести воспитание внутри семьи и общества, жизнь в мегаполисе и поток информации, который окутывает ребёнка не только вне школы, но и внутри её. Эти и другие факторы могут повлиять на психику учащегося как положительно, так и отрицательно. Ребенок слишком рано сталкивается с непростыми проблемами, ею психика не всегдасправляется с теми социальными условиями, в которых он оказывается. Положительно повлиять на этот фактор можно путём развития и соблюдения семейных традиций и умения найти точки соприкосновения с социумом. Так же на положительное проявление этих факторов может повлиять умение находить важные детали в потоке информации, и умения применить эти знания на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ведущая идея методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».
В статье описывается метод Х.Алиева «Ключ», применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников.
Тревожно-мнительных учащихся по результатам анализа психологов становится все больше. Страдают ли эти дети от предвзятого, несправедлигого отношения педагога в силу особенностей своей психики? Данная .
Сохранение здоровья школьников-актуальная проблема сегодняшнего дня. Успешное обучение в школе, повышение качества знаний возможны, если ребёнок здоров. В статье рассматриваются здоровьесберегающие и .
Инновационные технологии воспитательной работы с учащимися.
Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .
Сохранения психического здоровья школьника, родителям, педагогам необходимо придерживаться некоторым важным принципам.Предлагаю вашему вниманию памятку по сохранению психического здоровья младшего шко.
Источник
Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя
статья (1 класс) по теме
Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для профилактики заболеваемости и приобретения навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей бережного отношения к собственному здоровью. Первое направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на: адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников; гуманистический подход к организации образовательного процесса; идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopylova_2014_03_11.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя
Учитель начальных классов Копылова Т.А.
МАОУ «Гимназия №1», г.Пермь
Формирование и поддержание эмоционального настроя является основой сохранения психического и физического здоровья детей младшего школьного возраста, особенно – первоклассников.
Автором разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для профилактики заболеваемости и приобретения навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей бережного отношения к собственному здоровью. Первое направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на: адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников; гуманистический подход к организации образовательного процесса; идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.
Поддержание эмоционального настроя ребенка реализуется через успешность его действий. Для этого необходимо:
— оптимизировать образовательный процесс по критерию сохранения и укрепления здоровья ребенка в учебной деятельности и в системе межличностных отношений путем реализации идей обновления образования;
— гуманизировать систему отношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выстраивая их на принципе оценочной безопасности и эмоционального комфорта в учебной деятельности.
Современная школьная практика к списку причин нервно–психических растройств у учащихся добавляет учебные перегрузки, которые в свою очередь, возникают из-за неумения учиться и несоответствия внешних требований психофизиологическим возможностям детей, их индивидуальным психологическим особенностям («слабые» и «инертные» дети адаптируются к школе с большими потерями в здоровье). Программа «Здоровые дети» строится на утверждении о том, что здоровые дети – это успешные дети. Переживание состояния успешности и благополучия обуславливает у ребенка охоту к занятиям основным делом этого жизненного периода – учебной деятельностью. Очень важно, чтобы успехи ребенка были увидены не только педагогом, но и самим учеником, были проговорены нм самим. «Я могу сегодня похвалить себя за то, что сам решил задачу». Ребенку порой бывает сложно увидеть, что у него получается, а что нет, утвердить самого себя среди других. Особенно сложно это сделать «неуспешным», неуверенным в себе детям. Формирование адекватного состояния уверенности в своих силах, самопринятия и самоуважения имеет мощную подпитку в конструктивном отношении ребенка к собственным ошибкам и неудачам.
При формировании эмоционального настроя необходимо научить детей переводить ошибки и неудачи в задачи учения, а не в обиды на одноклассника или учителя, которые дают рекомендации и делают замечания, или поводы к унынию, отказу от каких бы то ни было усилий к дальнейшим действиям. Правильно сформированная реакция даст возможность ученику увидеть свои успехи и неуспехи и самому выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.
В связи с этим, важны следующие действия:
— формировать у учащихся установку на предъявление учителю не только своих знаний, но и незнаний;
— учить детей соизмерять свои возможности с поставленной целью и не останавливаться перед задачей, для решения которой у него еще нет средств и способов;
— учить осуществлять при этом самостоятельный поиск недостающей информации о способах решения той или иной задачи в различных средствах информации, запрашивать помощь у учителя.
Умение учащихся осуществлять самостоятельные поисковые действия формируются на основе обеспечения субъектности ребенка в процессе обучения. Она реализуется путем постановки ребенка на уроке в позицию активного деятеля в результате включения его в целеполагание, планирование собственной и групповой деятельности, простраивания учебного диалога, рефлексию достигаемых результатов.
Рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, какую трудность она представляет, как эту трудность преодолеть, в чем новизна способа действия, которым овладели, как хорошо этим способом владеет, что нужно в нем усовершенствовать.
Для формирования у детей большей самостоятельности и независимости, волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих достижений дети вовлекаются в совместные учебные действия. В обществе сверстников ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку).
Постоянное использование парных, микро групповых, групповых форм деятельности учащихся расширяет детскую коммуникативную компетентность, формирует новые решения проблем в группе, расширяет возможности для переживания ситуации успеха каждым учащимся, способствует преодолению монотонии (однообразия выполняемых действий) и минимизации утомления.
Субъектная позиция ребенка в процессе обучения обеспечивается также путем дифференциации предъявления содержания образования, предложения различных вариантов изучения программного материала и индивидуализации обучения на основе построения учащимся своей собственной образовательной траектории.
Основой субьектной позиции и учебной самостоятельности ребенка является здоровая самооценка и уверенность в себе. Очень важно, чтобы ребенок научился оценивать себя адекватно и конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, сохраняя при этом положительную общую самооценку и самоуважение. Эта цель трудно достижима в условиях применения общепринятой пятибалльной системе оценивания. Она является травмирующим элементом начального обучения, нервотизирующим детей и повышающим их тревожность. Для ребенка отметка обуславливает ложную основу для самооценки. Отметка для ученика младшего школьного возраста определяет отношение учителя не к его действиям, а к его личности: «Меня не любят, я плохой», «Мне поставили 5, я хороший». Для слабых учеников плохая отметка травматична, потому что фиксирует их неуспешность в классе и создает эмоциональное напряжение в отношении с учителем, нередко со сверстниками, а особенно с родителями, что существенно влияет на его психическое, а значит и физическое здоровье. Для сильных учеников забота о том чтоб поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы. Каждая «плохая» отметка создает для него стрессовую ситуацию, влечет дополнительное «просиживание» за учебниками, что тоже негативно сказывается на его здоровье.
Программа «Здоровые дети» опирается на формирование оценочной деятельности учащихся, осуществляется на основе реформ в системе школьного образования. Оценочная самостоятельность заключается в создании оценочной безопасности для ребенка в процессе его учебной деятельности, что является основой благоприятного психолого-педагогического климата. Использование безопасных, достойных для ребенка форм оценивания его учебных достижений опирается на правила оценочной безопасности. Суть их кратко сводится к следующему содержанию:
-не скупиться на поощрение детей, замечать малейшее продвижение ребенка вперед, малейший его успех;
— поощрять исполнителя, критиковать только исполнение;
— помогать ребенку находить элементы успешности в любых случаях;
— ставить перед ребенком только конкретные цели;
— создать условия, в которых каждому ребенку можно предоставить возможность высказать свое мнение, исключить метод принуждения, не упрекать ребенка по поводу неправильных учебных действий.
Знание и соблюдение правил оценочной безопасности благотворно влияет на психологический климат урока, взаимоотношения учителя и учащихся, деловое и личностное общение, эмоциональный комфорт, т.е. обеспечивает психологическую безопасность.
Программа «Здоровые дети» строится и на основе учета эмоциональноличностных особенностей детей. Тревожные дети, в силу особенностей своего темперамента, при неудачах быстро теряют уверенность в себе. По отношению к таким детям важно соблюдение правила «безболезненное оценивание». Для неуверенного в себе ученика ответ с места предпочтительнее вызова к доске. Вызывать такого ребенка к доске следует только в том случае, если учитель знает, что материал школьником хорошо понят и усвоен. Дети с повышенной физической и умственной утомляемостью часто проявляют плаксивость. Они нуждаются в дозировке нагрузок, в более частых перерывах, заполненных либо активными движениями, либо релаксацией, а иногда в дополнительном выходном дне посередине учебной недели. Дети с повышенной двигательной активностью, для которых характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлеченность внимания, часто оказываются в ситуации замечания, наказания. Не следует постоянно одергивать таких детей, замечать мелкие нарушения и, конечно, наказывать за это. Работу направить на самоконтроль, саморегуляцию своего поведения. В случае проявления у детей признаков гиперактивности следует рекомендовать родителям обратиться к специалисту. Дети с замедленным темпом деятельности не должны подвергаться осуждению за медлительность, поскольку, это связано с их физиологической природой (медленное протекание нервных процессов), и ребенок над ней не властен. Для таких детей можно сокращать объем работы и учить их правильному выполнению задания.
Таким образом, данное направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на:
— адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников;
— гуманистический подход к организации образовательного процесса;
— идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.
Индикаторами благоплучия детей, их позитивного эмоционального настроя при выполнении данного направления будут следующие показатели: 1) процент детей, согласных, что школа-это благоприятное место; 2) повышение мотивации учения, а, следовательно, улучшения результатов образовательного процесса; 3) сформированность рефлексивных действий по умению выстраивать учебную траекторию; 4) чувство уверенности учащихся в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п.
Укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников.
Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной.
Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников.
Физическое воспитание младших школьников через якутские национальные игры История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций н.
Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание .
Источник