Презентация «Условия сохранения психического здоровья детей»
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Понятие психическое здоровье ребенка, причины нарушения психического здоровья , признаки нарушения психического здоровья, профилактика нарушений психического здороья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_psihologicheskoe_zdorove.pptx | 647.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Составила: педагог-психолог Лебедева Е.В.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков
Психическое здоровье способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт; адекватное поведение; умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс; психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
Нарушение психического здоровья характеризуется наличием отклонений: сомато-вегетативного , эмоционального, психомоторного характера.
Вегетативный статус Сон – не спит в дневное время; спит беспокойно, чутко; медленно засыпает, с трудом просыпается, разговаривает, ходит во сне, скрипит зубами. Аппетит – имеет много нелюбимых блюд, продуктов питания; снижен аппетит, отказывается есть в ДОУ, не умеет хорошо жевать, давится пищей. Боли – в сердце, в животе – не связанные с определенными заболеваниями. Повышенная потливость – общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.
Психомоторная стабильность Энурез (дневной, ночной), постоянно или в связи с определенной ситуацией. Энкопрез . Двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, особенно если волнуется, не может долго усидеть на месте, делает много лишних движений). Шумный, возбужденный. Медлительность, заторможенность , долго одевается, убирает игрушки, ест. Теребит одежду , теребит или выдергивает волосы , облизывает губы, грызет ногти, сосет палец , наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики , мигает, онанирует .
Особенности личности Жестокость в обращении с другими детьми или животными. Не эмоциональность. Не критичность к своим поступкам. Не понимание дистанции в общении со взрослыми. Грубость.
Факторы риска, которые вызывают нарушения психического здоровья: Субъективные – обусловлены индивидуально-личностными особенностями Объективные – факторы среды (влияние семейного воспитания, влияние ДОУ)
Встреча с чужим значимым взрослым. Организация предметно-пространственной среды. Недостаток в организации игровой деятельности. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками. Факторы риска, связанные с ДОУ:
Факторы риска, связанные с семьей: Резкое отделение ребенка от матери (помещение ребенка в ясли, рождение второго ребенка).
Факторы риска, связанные с семьей: 2. Взаимодействие родителей с ребенком по принципу «ребенок кумир в семье».
Факторы риска, связанные с семьей: 3. Отсутствие одного из родителей или конфликтные отношения между ними.
Факторы риска, связанные с семьей: 4.Явление «родительского программирования».
Факторы риска, связанные с семьей: 5. «Неправильный» стиль семейного воспитания. Авторитетный Либеральный Авторитарный Индифферентный
Рекомендации по сохранению психического здоровья Соблюдение режима дня. Организация рационального двигательного режима детей. Создание теплой, радушной атмосферы в доме. Применение приемов эффективного общения. Проявление любви и внимания к детям.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психическое здоровье — это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. В основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональны.
Психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации.
Консультация для воспитателей : «Сохранение психического здоровья детей в детском саду и дома».
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко.
Цель курса: раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачи курса: — разви.
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного.
Источник
презентация «Как сохранить психическое здоровье ребенка в семье»
презентация по теме
На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Поэтому в настоящее время актуальным остается сохранение психического здоровья детей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sohranit_psihicheskoe.pdf | 712.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье.
Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.Достаточно часто трудности ребёнка берут начало ещё в младенчестве ( от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью мо.
Работа с родителями по здоровьесбережению детей — дошкольников.
Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.· Не оказывайте нажима н.
Автор раскрывает признаки семьи с благоприятным психологическим климатом. Поясняет термин «психологическое здоровье» в семье.В данной статье рассматриваются модели отцовского поведения, влия.
В мате собраны простые практические советы, для родителей по психической поддержке ребенка.
Источник
УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ
презентация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_sohraneniya_psihicheskogo_zdorovya_detey.docx | 44.62 КБ |
usloviya_sohraneniya_psihicheskogo_zdorovya_detey.pptx | 650.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17» г. Воронежа
на тему: УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ
Термин «психическое здоровье» введен Всемирной организацией
здравоохранения в 1979 году в докладе Комитета экспертов «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей». В нем говорится, что нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, которые воздействуют на психику и связанны с социальными условиями.
В «Новейшем психологическом словаре» дается следующее определение «психическому здоровью» — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.
В результате исследования Стивена Джюэта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека
Психически здоровый человек – это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.
Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья ребенка можно условно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
Влияние факторов среды.
Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.
Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребенка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важным становится и взаимоотношения с отцом.
Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком в этом возрасте можно отнести:
- Слишком резкое и быстрое отделение , которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождение второго ребенка;
- Продолжение постоянной опеки над ребенком , которую нередко проявляет слишком тревожная мать.
Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку , поскольку он:
- Подает ребенку пример отношений с матерью;
- Выступает прообразом внешнего мира, то есть освобождение матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому – то;
- Является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу « ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.
Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.
Вторая пара факторов, как мы уже упоминали, связана с детскими учреждениями.
Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около 50 % направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности, психосаматизации.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появится серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка , нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Подводя итог объективным факторам риска нарушения психического здоровья ребенка, поступающего в школу, можно сделать вывод, что преобладающими являются те или иные внутрисемейные факторы, однако негативное воздействие может оказать и пребывание ребенка в детском саду.
Довольно интересно проследить влияние индивидуальных свойств темперамента в плане риска нарушения психического здоровья. Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Данные психологических исследований позволяют сделать вывод, что отдельные свойства темперамента могут быть существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.
Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов).
Рекомендации родителям, которые заботятся о психическом здоровье своих детей:
- Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок — единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.
- Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
- Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
- В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
- Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
- Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инструкции.
- Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях, лучше понять друг друга.
- Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.
Рекомендации для педагогов:
Создайте в группе «уголок уединения» — место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.
Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.
В уголке уединения можно использовать:
- Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачную ширму;
- Мобильный «Домик-трансформер» — дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное равновесие;
- «Подушки-думки», «подушки-плакушки», мягкие игрушки разных размеров — обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
- Телефон, по которому малыш «звони’т» маме поделиться чем-то сокровенным;
- Любимая вещь мамы — ребёнок может найти среди разных вещей мамину любимую и мысленно оказаться рядом с ней, прижаться, успокоиться;
- Дидактические игры «Собери бусы» и «Собери букет» берут на себя функцию умиротворения. Создание красивых вещей для мамы поможет ребёнку быть в гармонии с собой.
Также эта зона может использоваться как «Уголок настроения»
Цель создания «Уголка настроения» — способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
В этом случае используются различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: — «Чувства и эмоции»; «Как поступают друзья»; «Угадай эмоцию»; «Найди друзей»; «События и эмоции»; «Мои чувства»; «Эмоции в сказках».
Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. В случае, если ребёнок чувствует себя некомфортно, сначала необходимо мягко выяснить причину его состояния, а затем предложить ребёнку поиграть в ту или иную игру.
В зависимости от состояния детей уголок может использоваться как «Уголок гнева»
Цель создания «Уголка гнева» — дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.
В уголке гнева используются:
- «Коврик злости» — коврик, на котором дети могут потоптаться;
- Коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» — коробочка темного цвета, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «плохого»);
- Коробочка «Попробуй порви» — дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры;
- «Подушка-колотушка»;
- Стаканчики «Для крика»;
- Пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно.
Всё это, при умелом использовании педагогами, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе.
В завершении мне хотелось бы пожелать всем детям эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, а коллегам — творческих успехов в нашем общем деле!
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. — Л.: Медицина, 1990.
- Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков. — М.: Академия, 2000.
- Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. — М.: Медицина, 1988.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
- Психология здоровья / Под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — (Учебник для вузов).
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под. ред. В.Б. Шапаря. — изд. 2-е — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Шнейдер Л. Б. Психология семенных отношении, Курс лекции. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000.
Источник