Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
статья по зож
Прочитав статью узнаем, что такое здоровье школьника, от каких факторов зависит сохранение здоровья ученика в школе и какова роль отводится учителю и воспитателю в сохранении и укреплении здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
По данным ВОЗ на состояние здоровья человека и фактическую продолжительность жизни влияют следующие факторы: Индивидуальный образ жизни – 50 %, наследственность – 20 %, климат – 20 %, услуги системы здравоохранения – 10 %.
Положительные характеристики правильного образа жизни:
- полноценный отдых;
- активная жизненная позиция;
- физический и духовный комфорт;
- сбалансированное питание;
- высокая медицинская активность;
- материальная независимость;
- психофизиологическая удовлетворённость;
- регулярная двигательная активность.
В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация воспитателя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров , в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так ка стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонению нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость ; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общественные ценности.
Рассмотрим внутришкольные факторы , влияющие на здоровье учащихся:
- организация занятий (вид учебной деятельности, технология, стиль преподавания, отметки, оценка знаний, объём домашних заданий);
- уроки физической культуры, спортивные секции, кружки;
- взаимоотношения с одноклассниками, учителями;
- учебный план, выбор УМК, выбор программы;
- режим функционирования школы(режим дня, расписание учебных занятий, питание, санитарно – гигиенические условия, режим перемен;
- досуговая деятельность.
- «Не навреди!»
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся ;
- Непрерывность и преемственность;
- Субъект – субъективные взаимоотношения;
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
- Комплексный, междисциплинарный подход;
- Успех порождает успех;
- Активность;
- Ответственность за своё здоровье.
Учебный материал всех предметов в начальной школе, по любой программе, предоставляет учителю и воспитателю прямо на уроке или нвеклассном занятии формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся. Принцип «Не навреди» должен стать принципом деятельности педагога.
Источник
«Сохранение физического здоровья в начальной школе»
статья по теме
Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 712.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение физического здоровья
в начальной школе
Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. В последнее время государство все чаще задумывается о здоровье нации, в том числе президент РФ Д. А. Медведев на майском совещании 2011 г., посвященном детскому здоровью, отметил, что «эта тема для любого родителя актуальна и требует особого государственного внимания. Данные по здоровью детей постоянно рознятся, некоторые выглядят очень тревожными». А данные и в самом деле очень тревожные, по медицинской статистике лишь около 10% выпускников школы полностью здоровы, а 40% имеют к 14 годам хронические заболевания, среди которых лидируют сколиоз, гастрит и нарушения зрения.
В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой. Начать нужно с проведения утренней зарядки.
Важнейшим средством всестороннего развития детей является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника, что очень важно для укрепления нервной системы, предупреждения простудных заболеваний. После пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой, так как возбудимость центральной нервной системы понижена, наблюдается некоторая вялость, сонливость, работоспособность обычно несколько уменьшена. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Занятия гимнастикой до уроков оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуя регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Одним из обязательных условий организации урока в начальной школе являются физминутки.
Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.
Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
- Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы)
- Ленивые восьмёрки (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
- Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
- Моргания (полезно при всех нарушениях зрения)
- Вижу палец!
Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самых разнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе – динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.
Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту.
Дополнительный урок физкультуры предполагается использовать для увеличения двигательной активности и укрепления здоровья школьников, чтобы развивать их физические качества и прививать им навыки здорового образа жизни, а заодно внедрять в школах современные системы физического воспитания.
Таким образом, успешная работа по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках.
Источник
Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему
Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,
нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного
процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних
заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи
информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,
характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится
приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок
пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают
специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются
все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.
Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:
- интенсификация учебного процесса;
- нерациональная организация процесса обучения;
- несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.
С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской
патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения
школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников
помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех
используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только
сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов
образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры
здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для
учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации
и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и
. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.
Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета
возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-
оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование
различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию
разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в
организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.
Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,
продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились
искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность
учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во
время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить
здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,
происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.
«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.
2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.
3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.
4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).
Источник