VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ
Проблемы со здоровьем современного общества, особенно молодежи становятся самой обсуждаемой темой научных форумах и даже обыденных разговоров. Все меньше молодых людей задумывается о необходимости занятий физической культурой и спортом. Они не замечают, как уже с юных лет портят свое здоровье.
Современный темп жизни вынуждает следить за своим здоровьем и давать организму физические нагрузки, особенно это актуально для студентов. Активная студенческая жизнь, постоянное общение, круговорот событий и умственная нагрузка изматывает организм. Мы нуждаемся в восстановлении наших сил и хотим спокойно провести наш досуг. Что делает большинство молодежи в свободное время? Смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, а ведь можно потратить его на свое здоровье. Почему бы вместо такого досуга, который не приносит нам пользы, а наоборот приносит вред, не заняться физическими упражнениями. Если постоянно давать себе необходимую нагрузку, организм скажет вам спасибо.
Молодежным возрастом считается от 19 до 28 лет. Научные исследования показывают, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается функциональное развитие организма. Как раз в это время юный организм наиболее приемлемо воспринимает физические нагрузки. Основными упражнениями должны быть на улучшение осанки, регулирование массы тела и т.д.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Целью физического воспитания студентов средних и высших учебных заведений является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. [1]
Студенты могут периодически делать самооценку физического и функционального состояния по пробам. Их перечень можно найти в свободном доступе в интернете. Самые известные из проб: индекс Кердо (вегетативный индекс), АДД (диастолическое артериальное явление),ЧСС (частота сердечных сокращений), проба Генчи (задержка дыхания на вдохе), проба Штанге (задержка дыхания на выдохе), теппинг-тест и многие другие.
Главным условием для проведения физических занятий среди студентов должно быть желание заниматься и хорошее настроение. Для студента состояние здоровья — показатель его общекультурного уровня развития, удовлетворения его физического и духовного интересов в учебе, быте, отдыхе, представлении своей будущности. [2]
По заключению медиков только 30% студентов не имеют отклонений в состоянии здоровья. Остальных можно разделить на следующие группы:
• студенты, у которых психоэмоциональные и функциональные нарушения обнаруживаются только в экстремальных условиях, например, в начале обучения или в период экзаменов;
• студенты, у которых уже выявляются предвестники болезни без экстремальных условий, например, периодические повышения артериального давления или уровня сахара в крови;
• студенты с функциональными нарушениями;
• студенты со стабильными патологическими симптомами (больные) [3].
Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте. [4]
Физическая культура направлена на сохранение и укрепление здоровья, она формирует здоровый образ жизни. Основными средствами физической культуры являются разные физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки и игры. Физическая культура начинается с элементарной утренней зарядки и заканчивается соревнованиями на установление личных и международных рекордов. Чтобы достигнуть результатов используются только естественные природные силы. Это включает в себя солнце, воду и воздух, правильное питание, гигиену и отдых.
Выполняя физические упражнения, мы вызываем потоки нервных импульсов от работы мышц и суставов, тем самым активизируем центральную нервную систему в активное состояние. Активно работают внутренние органы, обеспечивая нам прилив бодрости. Многие упражнения являются как профилактическими, так и способствуют лечению хронических расстройств.
Основные качества, характеризующие физическое развитие: сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость. Нужно стремится к укреплению здоровья, совершенствуя каждое из этих качеств.
Сегодня формирование здорового образа жизни молодежи является одним из основных направлений государственной молодежной политики. Большое внимание обращают на различные проекты, связанные с борьбой с алкоголизмом и наркоманией. Проводятся множество студенческих форумов о пользе физической культуры и спорта. Государство может поддерживать образовательные учреждения с вопросом о спортивном оборудовании и всем необходимом для занятий.
Можно сделать вывод, что единственно верным способом улучшения состояния здоровья молодежи будут являться занятия физической культурой и спортом. Изучив научные материалы и статьи, можно увидеть, как систематические занятия влияют на улучшения самочувствия студентов. Чтобы физические занятия приносили двойную пользу, нужно изначально определить для чего вы занимаетесь спортом и что он вам может дать. Определив мотивы ваших занятий, нужно поставить себе цели, к которым вы будете стремиться. Даже если вы не имеете хронических проблем со здоровьем, это не означает, что спорт будет лишним в вашей жизни, наоборот он поможет избавиться от проблем в дальнейшем.
Помощью для студентов является прикладная физическая культура в университете или ВУЗе. Посещение занятий по этому предмету-самый простой и доступный способ регулярно улучшать свое физическое состояние и здоровье, не имея профессиональных навыков и подготовки. Задачи ППФК — приобретение, воспитание и формирование прикладных
психических и личностных качеств;
умений и навыков. [5]
Занятия физкультурой – это полезно. Стоит присмотреться к своему здоровью и выбрать для себя наилучшие варианты занятия спорта, тогда любой недуг будет для вас не помеха.
Список используемой литературы
1. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Основы физической культуры в вузе, М: 2008, 496 с.
2. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта, М: 2010, 305 с.
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура, М: 2000, 195 с.
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента, М: 2011, 280 с.
5. Бочкарева С.И., Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Митина Н.Ф., Плеханова О.З., Ростеванов А. Г.Физическая культура. Теоретический раздел, М: 2002, 589 с.
Источник
Сохранение физического здоровья молодежи
Современное население характеризуется достаточно низким уровнем физической подготовки, что характерно и для «подвижной» социальной группы – подростков и молодежи. Многие предпочитают проводить досуг в помещениях, за компьютерами и телевизором вместо активного отдыха; этим в том числе обусловлено снижение общего уровня здоровья населения. Кроме того, большинство населения ведет нездоровый образ жизни, испытывает стрессы на работе и в процессе обучения [1].
Ввиду этого оздоровление жителей нашей страны сегодня является достаточно важным направлением развития общества и политики государства, и исследование системы государственного управления в области физической культуры и спорта достаточно актуально.
Цель исследования: анализ современных тенденций молодежи в части отношения к здоровью, а также анализ управленческих, организационных, социальных тенденций в области укрепления и сохранения здоровья молодежи.
Материалы и методы исследования включают в себя анализ информационных и методических материалов для исследования отношения молодежи к здоровью и современных тенденций его сохранения и укрепления.
Результаты исследования и их обсуждение
Современные молодые люди имеют достаточно низкий уровень мотивации в области ведения здорового образа жизни, что выявлено на основании социологического опроса молодежи (возраст 18–30 лет), проведенного через социальные сети, в котором приняли участие 248 человек. Было выявлено, что среди опрошенных молодых людей достаточно высока доля тех, кто не настроен вести здоровый образ жизни (20 %), тех, кого здоровье интересует только в аспекте внешней привлекательности (30 %), что является недостаточно надежным стимулом, а также тех, кто полагает, что здоровье для человека неважно, а важнее интеллект и духовная сфера (25 %). При этом лишь 15 % опрошенных ведут здоровый образ жизни.
Результаты опроса указывают на то, что здоровье и здоровый образ жизни не находятся в списке приоритетов современной молодежи.
В свою очередь, повышению мотивации молодежи к ведению здорового образа жизни и снижению заболеваемости способствуют развитие системы популяризации физической культуры и спорта и повышение эффективности системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва [2]. Для этого необходимо обеспечить правовые и организационные механизмы взаимодействия общества и государства, которые в целом реализуются в процессе деятельности органов исполнительной власти различных уровней, включая федеральный, региональный и муниципальный.
На современном этапе деятельность органов исполнительной власти не имеет эффективного взаимодействия с обществом, что обуславливает значимость исследования особенностей их деятельности в области управления сферой физической культуры и спорта, а также разработку предложений по совершенствованию этой деятельности.
В условиях демографических проблем Российской Федерации (достаточно высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости в сравнении с развитыми странами) здоровью молодежи уделяется пристальное внимание. При этом само здоровье молодёжи рассматривается в двух аспектах – физическом и психологическом.
В аспекте физического здоровья особое внимание уделяется физической подготовленности и здоровому образу жизни молодежи. В части психологического здоровья сделан акцент на развитии соответствующих ценностных ориентиров молодежи – стремлении отказаться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни и заниматься физическими упражнениями.
На государственном уровне, в частности в «Стратегии развития физической культуры и спорта 2020», указано на ряд проблем в области развития современной молодежи [3]:
1) в Российской Федерации на 2018 г. не менее 60 % школьников и студентов имели какие-либо нарушения здоровья (и лишь 14 % обучающихся старших классов практически здоровы);
2) свыше 40 % допризывной молодежи в 2018 г. не соответствовали требованиям к состоянию здоровья, предъявляемым для прохождения армейской службы;
3) около 85 % населения не занимаются регулярно физической культурой или спортом, среди детей, подростков и молодежи соответствующая доля населения в 2018 г. составляла 65 %.
По сравнению с СССР, негодными к армейской службе оказывались лишь 15 % молодых людей, при этом около 75 % школьников и студентов регулярно занимались спортом и физической культурой. Учитывая приведенные статистические данные, можно отметить, что общая тенденция здоровья молодого поколения имеет отрицательный характер.
Исходя из перечисленных проблем, функции системы государственного управления в области укрепления и сохранения здоровья молодежи сводятся к следующим основным положениям [4]: разработке направлений государственной политики в области развития физической культуры и спорта, а также оздоровления населения; реализации направлений государственной политики в области развития физической культуры и спорта, а также оздоровления населения; разработке методов повышения физической активности разных групп населения (школьников, молодежи, взрослых, пожилых); реализации и популяризации физического воспитания и спорта; контролю результатов внедрения мер, методов, мероприятий в систему физического воспитания.
В аспекте психологического здоровья особое внимание уделяется инструментам, которые позволят нивелировать негативное влияние на молодежь западных ценностей, например ориентаций на «свободную жизнь», брачно-семейные отношения без обязательств (регистрации брака), приобретение вредных привычек [5].
Ввиду этого особое значение приобретает исследование общих тенденций в молодежной среде, которые касаются отношения к здоровью в целом, а также тенденций в области сохранения и укрепления здоровья молодежи.
На основании исследования данных социологических опросов и системы здравоохранения и образования, был выявлен ряд негативных тенденций в области уровня здоровья молодого поколения, таких как:
1) «омоложение» наркомании и алкоголизма. В частности, в 1990 г. средний возраст начала употребления спиртных напитков составлял 20 лет, в 2010 – 16 лет, в 2015 – 13 лет [6]. Аналогичны данные по началу употребления наркотических (психотропных) веществ: в 2010 г. молодые люди, имеющие соответствующую зависимость, начинали употреблять наркотические или психотропные вещества в возрасте 18–22 лет, в 2015 уже в возрасте 14–16 лет [7];
2) снижение уровня физической подготовленности молодежи, что, в частности, отражено в Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г.;
3) снижение уровня репродуктивного здоровья молодежи (раннее начало половых отношений, рост числа родов с осложнениями). По статистике, в 1995 г. девушки начинали половую жизнь в 16–17 лет, в 2005 – в 14–15, в 2010 – в 13–14 лет. Современная российская молодёжь начинает сексуальные отношения в среднем в 16–17 лет. При этом всего 7,1 % приобретают первый опыт в браке. Такое отношение молодежи к сексуальному здоровью в дальнейшем негативно скажется на функции деторождения и в том числе обусловит усугубление демографических проблем;
4) снижение доли молодежи, которая придерживается здорового образа жизни (здоровый образ жизни подразумевает отказ от вредных привычек, регулярные занятия физической культурой, сбалансированное питание).
Также в нашем государстве практически отсутствует идеология, которая нацеливала бы молодежь на эффективную трудовую деятельность, на жизнь полноценной, активной жизнью, что провоцирует среди молодежи несколько халатное отношение к своему здоровью.
Крайне негативной тенденцией выступает и распространение ложной и неактуальной информации в интернет-сети. В частности, на сегодняшний день наряду с непроверенной информацией о путях сохранения и укрепления здоровья, в информационном пространстве имеются возможности для потенциальной информационной угрозы психическому и физическому здоровью молодежи [8].
В области управления оздоровлением молодежи в ходе исследования выявлены следующие социальные тенденции: молодежь возлагает ответственность за здоровый образ жизни на государство; органы власти и местного самоуправления не стремятся привносить новое в процесс управления оздоровлением населения.
Первая социальная тенденция выявлена на основе социологического опроса молодых людей, в ходе которого выясняли препятствия в организации здорового образа жизни (рис. 1). Анализ результатов показал, что молодые люди склонны обвинять государство в том, что для них не созданы условия для здорового образа жизни в контексте спорта (40 %) и правильного питания (30 %), лишь 5 % опрошенных указывают, что препятствием к организации здорового образа жизни является их собственная неорганизованность. Также 5 % обвиняют в отсутствии мотивации к здоровому образу жизни своих родителей, а 20 % ожидают внешней мотивации.
Рис. 1. Результаты опроса молодежи об организации ими здорового образа жизни
Рис. 2. Распределение ответов о предпринятых мерах для организации и развития молодежного спорта должностных лиц органов власти и местного самоуправления
При этом полученная тенденция (возложение ответственности за свой образ жизни на государство) пересекается с выявленными данными, когда органы власти не стремятся проявить инициативу в области организации спорта.
Вышеизложенное подтверждается результатами опроса (рис. 2) должностных лиц органов власти и местного самоуправления на предмет того, какие меры они предпринимают для организации здорового образа жизни молодежи (опрошено 32 человека, в полномочия которых входит организация спорта).
Было выявлено, что органы власти не стремятся отступать от утвержденных программ развития спорта на подведомственной территории (60 %), еще 10 % опрошенных хотели бы, но не имеют финансирования, 10 % не стремятся проявить инициативу, а 20 % считают, что граждане сами должны организовывать спорт.
Также существуют и более частные методы оценки отношения молодежи к своему здоровью (например, специализированные методы оценки психологического здоровья).
Сложность оценки тенденций в области здоровья молодежи сегодня состоит в том, что сама по себе категория «здоровье» и здоровье молодежи, как объект управления, носит интегративный характер, в частности психологическое здоровье молодежи тесно взаимосвязано с физическим, и эта связь достаточно тесная. Это обуславливает разнообразие направлений и трендов в области укрепления и сохранения здоровья молодежи.
В целом тенденции управления в области поддержания и сохранения здоровья молодежи можно условно классифицировать на те, которые направлены на поддержку физического здоровья, и те, которые направлены на поддержку психологического здоровья молодежи.
В области сохранения и укрепления физического здоровья молодежи, это такие направления деятельности, как принятие государственных (федеральных, региональных, муниципальных) программ развития здорового образа жизни и физической культуры; установление нормативных требований к уровню физической подготовленности (например, нормы ГТО); внедрение специализированных технологий, например здоровьесберегающих технологий в школах и вузах.
Следует подчеркнуть, что на современном этапе роль государственных организаций и учреждений (в частности, различных спортивных школ, образовательных организаций) достаточно велика в части сохранения и укрепления здоровья молодежи в силу выполнения ими следующих функций: воспитание ценностей здорового образа жизни у подрастающего поколения (школы); создание материально-технических условий для занятия физической культурой и спортом детям и подросткам; привлечение бюджетных средств на оздоровительные и физкультурные мероприятия (распорядителями которых являются местные администрации – исполнительные органы власти и, в частности, их структурные подразделения – отделы спорта); организация таких мероприятий; реализация программ физического воспитания школьников.
На данный момент развития государственного муниципального управления серьезной проблемой является отсутствие налаженного взаимодействия в части сохранения и укрепления здоровья молодежи на муниципальном уровне, в первую очередь взаимодействия в формате «муниципальное образование – общественные и государственные организации».
Следует отметить, что многие муниципальные образования имеют утвержденные на определенный срок программы развития физической культуры и спорта, программы пропаганды здорового образа жизни на подведомственной территории. В то же время в рамках соответствующих муниципальных программ процесс взаимодействия с общественными и государственными организациями отражен в достаточно общем виде, например «оказание поддержки спортивным объединениям на территории муниципального образования», «содействие в развитии физической культуры и спорта гражданам и организациям» и др. Однако не указываются ни плановые показатели, ни критерии оценки эффективности такого взаимодействия или содействия.
Это указывает на низкий уровень организации взаимодействия между субъектами развития сферы физической культуры и спорта, особенно ощутимый на муниципальном уровне.
Сам процесс взаимодействия в значительной степени формализован, что также затрудняет процесс организации взаимодействия субъектов регулирования физической культуры и спорта и особенно – вовлечения в этот процесс учреждений и организаций.
В связи с тем, что сохранение и укрепление здоровья молодежи является достаточно многоаспектной проблемой общества, сегодня актуальна тенденция формирования таких управленческих, социальных психологических, организационных механизмов, которые позволяют комплексно сохранять и укреплять здоровье молодежи.
Например, сегодня актуальной тенденцией является развитие технологий в области сохранения репродуктивного здоровья молодежи, которое детерминировано как психологическими факторами (сформированными у молодежи семейными ценностями, отказом от случайных сексуальных связей), так и физическими – уровнем физической активности, отказом от вредных привычек.
Особую роль в сохранении и укреплении здоровья молодежи сегодня играют также и здоровьесберегающие технологии, которые используются в образовательных организациях и призваны нивелировать действие негативных факторов (малоподвижного образа жизни, высокой загруженности) на здоровье школьников и студентов.
Отдельно следует отметить внедрение и популяризацию норм ГТО, которые призваны повысить общий уровень физической подготовленности населения, в том числе молодежи.
Cледует отметить, что разработка норм ГТО сегодня является достаточно важным направлением в области сохранения и укрепления здоровья молодежи, ввиду того, что вовлекает широкие массы населения, и молодежь в первую очередь, в регулярные занятия физической культурой, что способствует сохранению и укреплению здоровья молодежи.
Заключение
Современная молодежь характеризуется низким уровнем здоровья – физического и психического, при этом отмечается негативная тенденция, которая сводится к тяготению со стороны молодежи к нездоровому образу жизни (низкая физическая активность, вредные привычки).
На уровне государства актуальной тенденцией в области сохранения и укрепления здоровья молодежи является развитие и реализация соответствующих государственных программ – на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Основными субъектами, которые реализуют программы, являются образовательные и спортивные организации, при этом их связь с органами власти не позволяет обеспечить полноценную координацию управления и действий.
На современном этапе отсутствует единая система мониторинга уровня здоровья молодежи, однако проводятся регулярные исследования, оценивающие здоровье молодежи на основе того или иного показателя.
Источник