Меню

Сохранение физического здоровья детей дошкольников

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Ирина Черных
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Добрый день, уважаемые коллеги!

Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым!Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле здоровый дух». Одной из главных задач ДОУ, в соответствии с ФГОС, является — Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. О здоровье необходимо заботиться с юных лет. Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня — биологическое, социальное и психологическое. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников уменьшилось и составляет лишь около 30 % от числа детей, поступающих в школу. И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, весёлыми, физически хорошо развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. Ребенок испытывает влияние и семьи, и детского сада, поэтому так важно дополнять друг друга в воспитании. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Именно родители являются первыми воспитателями ребенка, и задача дошкольного учреждения помогать родителям.

Согласно современной государственной доктрине здоровье детей — это ценность и для нашей страны в целом. Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей. Но это в теории,а на практике часто картина другая: группы переполнены, педагогический процесс перегружен дополнительными занятиями и т. д. На здоровье детей в детском саду влияет множество факторов. Один из них это — психологическая атмосфера в дошкольном учреждении, эмоциональное здоровье взрослых, работающих с детьми. Необходимо помнить, что непоправимый вред детскому здоровью наносят грубость, несправедливость, бестактность, несдержанность. Состояния, которые они вызывают — уныние, тоска, зависть, злость, страх, — самым негативным образом влияют не только на личностное развитие детей, но и на их здоровье.

Главной целью дошкольного образовательного учреждения должно стать формирование здоровья детей, а, следовательно, необходимо формировать здоровьеукрепляющее пространство в ДОУ. Основой для построения всей жизнедеятельности детей в детском саду, должно стать, прежде всего, заботливое отношение, создание для них спокойной, уютной, доброжелательной обстановки. Помещения детского сада должны отвечать принципам эстетики и эргономики. Немаловажным является и состояние территории детского сада. Продуманность расположения игровых модулей, наличие физкультурного оборудования, эстетика и экологичность беседок для отдыха, озеленение — все это повышает эффективность оздоровительной работы.

Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье. Родителям необходимо объяснить, что соблюдение режима детского сада (например, прием ребенка утром) позволяет ему безболезненно включиться в жизнь группы, а опоздание способствует возникновению тревожности, вредит здоровью. Соблюдение режима детского сада непосредственно связано с соблюдением режима в семье. Поэтому воспитатель должен осуществлять просвещение родителей и активно привлекать их к деятельности детского сада.

Другой аспект соблюдения режима — это рациональное построение занятий, их соотношение со свободной деятельностью детей. Необходимо грамотно организовывать образовательный процесс,соблюдая следующие правила:

— объем и содержание информации должны соответствовать возрастным особенностям; ненужная информация может привести к переутомлению;

— четко соблюдать режим и сетку занятий;

— помнить, что проявление переутомления у детей с разными типами нервной системы разные (активность или снижается или становится «ненаправленной», хаотичной);

— проявляйте гибкость в ходе занятия; помните, что ребенок дошкольник может находиться в статичном положении не более 5–7 минут;

— давать детям возможность переключаться, используя физкультминутки.

Среди многих факторов оказывающих влияние на здоровье детей, первое место занимает физическая культура. Занятия физкультурой способствуют гармоничному развитию тела, быстрому восстановлению умственной работоспособности. Но физкультурные занятия, предусмотренные программой, не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в воспитательно — образовательный процесс различных форм физической деятельности.

Такими формами являются: физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения и т. д. Известно, что музыка оказывает мощное положительное влияние на детей — дошкольников. Следовательно, укрепляет их здоровье. Она может встречать детей по утрам, во время приема, в этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Тихую, легкую, спокойную музыку можно включать во время пробуждения детей. Но она должна жить в детском саду не только в виде прослушивания, но и в виде пения и танцев. Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы можем осуществлять закаливание детей естественными факторами. Воздушные ванны считаются самыми нежными, безопасными и доступными. Необходимо следить, чтобы группа постоянно проветривалась, занятия гимнастикой и подвижными играми должны проходить при открытых форточках. Непременный элемент закаливания —длительное пребывание на свежем воздухе: летом в течение всего дня, весной, зимой, осенью — не менее 3–4 часов.

Читайте также:  Ходить по холодному здоровье

Технологии оздоровления детейдошкольного возраста:

1. Утренняя гимнастика — в детском саду важна не как средство пробуждения, а как организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, развиваются быстрота, ловкость, выносливость, укрепляется здоровье.

2. Пальчиковая гимнастика;Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил: такие игры должны использоваться систематически и ежедневно; во время любого режимного момента — главное ребенку должно быть интересно; длительность упражнений зависит от эмоционального отклика детей, нельзя заставлять делать их насильно.Для развития мелкой моторики рекомендуется выполнять следующие виды деятельности: пальчиковый театр, выкладывание узоров из мелких камешков, вязание, шитье, вышивание, завязывание и развязывание узелков, застегивание и расстегивание пуговиц, комканье и сжимание пористых губок, лепка из глины и пластилина, нанизывание бус, перематывание клубочков ниток, собирание мозаики, матрешек, пирамид, узнавание предметов на ощупь. Систематическая тренировка движений пальцев и всей кисти рук выступает важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, повышается работоспособность коры головного мозга, улучшается артикуляция. Такую работу можно проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна — по 2 -3 минуты.

2. Динамические паузы; Систематическое применение двигательных игр — разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровне. Они могут проводиться в начале, середине или конце занятия. В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в середине и в конце занятия — восстановить внимание, работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться. Продолжительность разминки — 3- 7 минут. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой. В детском саду используются физкультминутки под стихотворные тексты,надо помнить: содержание текста должно сочетаться с темой занятия, стихи с четким ритмом, под них легче выполнять движения; текст произносится взрослым, чтобы у ребенка не сбилось дыхание.

3. Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Ее основная цель — профилактика нарушения зрения.

Предлагается следующее упражнение для усиления мышц глаз и зрения: Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо дружно посмотрели, влево взгляд перевели. Глазки все повеселели – Ну, ребята, молодцы! Снизу вверх и сверху вниз заскользили глазки. Нужно нам их всем беречь И не просто — с лаской! Посмотри на потолок, отыщи там уголок. Взгляд там свой останови, и минутку погляди. Чтобы мышцы крепче стали смотрим по диагонали. За окно ты посмотри, что увидишь там вдали? А теперь на кончик носа непременно посмотри. Повтори так восемь раз, лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, их потом мы закрываем.

4. Гимнастика пробуждения; Одной из главных особенностей нервной системы детей — медленное переключение из одного состояния в другое. Поэтому с детьми необходимо проводить специальные упражнения, позволяющие им перейти к бодрому состоянию после сна.Гимнастика должна включать в себя: звуковое или голосовое пробуждение, игры в постели или легкий массаж, бег босиком из спальни в группу, ходьба по дорожкам здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Читайте также:  Папка передвижка психологическое здоровье ребенка

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Консультация для родителей «Развитие моторики — укрепление здоровья детей» Цель: повышать мастерство родителей по вопросу охраны и укрепления здоровья детей. Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание.

Консультация музыкального руководителя «Музыка и укрепление здоровья дошкольников» Вопрос – может ли музыкальный руководитель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье дошкольника? Конечно,.

Мастер-класс «Сохранение презентации Microsoft Power Point в видеоформате» Мастер класс: «Сохранение презентации Microsoft Power Point в видеоформате».Уважаемые коллеги! Время не стоит на месте и современный воспитатель.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Проект на тему «Укрепление здоровья детей в детском саду и дома» «Здоровье-это главное богатство человека». «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». Вырастить ребенка здоровым,.

Сохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Источник

Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста»

НЕЛЯ ЩЕРБАКОВА
Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста»

Подготовил: инструктор по физической культуре МДОАУ д/с «Родничок» г. Пыть-Ях

«Сохранение и укрепление психического и физического

здоровья детей дошкольного возраста»

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

(Всемирная Организация Здравоохранения)

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является особенно актуальной. Только здоровый ребенок может достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития. Данное развитие немыслимо без формирования культуры здоровья. Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья

На современном этапе развития общества доказано, что здоровье на половину зависит от образа жизни, на четверть от окружающей среды и гораздо меньше от наследственности. Дошкольное детство – это период интенсивного роста и развития организма, повышенная его чувствительность к окружающему миру.

Детский сад является оптимальным местом деятельности дошкольников и в наиболее интенсивный период их развития, следовательно, детский сад должен создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Сегодня накоплен некоторый опыт формирования культуры здоровья в системе дошкольного образования «Физическая культура – дошкольникам» (Л. Д. Глазырина, «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» (В. Т. Кудрявцев, «Здоровье» (В. Г. Алямовская, «Театр физического воспитания» Н. Н. Ефименко) и др.

Для организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы определенные условия, которые способствуют становлению потребности в здоровом образе жизни, поддержании положительных эмоций, чувств, «мышечной радости» от процесса физической культуры.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Используя здоровьесберегающие технологии систематически внедряю нестандартные методы и средства оздоровления— это разного вида гимнастики: пальчиковая – повышает работоспособность головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка; зрительная – снижает утомление, облегчает зрительную работу; дыхательная – способствует восстановлению дыхания после упражнений, учит правильно дышать при физической нагрузке; корригирующая — направленная на исправление или предупреждение дальнейшего развития деформаций опорно-двигательного аппарата и нарушений осанки.

Читайте также:  Творческие конкурсы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы осуществляем закаливание детей естественными факторами. Однако в нашем детском саду применяются и нетрадиционные методы закаливания дошкольников – «Метод трех тазов».

Немаловажную роль для растущего организма ребенка имеет организация сбалансированного питания, так же в нашем детском саду предусмотрено индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией (аллергики, выведение токсинов и тяжелых металлов из организма осуществляется путем включения в пищу запаренного яблока, морских водорослей (сухой ламинарий).

Особое внимание отводится пищеварительной гимнастики — используется для оптимизации работы системы пищеварения.

Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется как на физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности. На занятиях физической культурой активно используются нетрадиционные методы физического воспитания, а именно элементы фитбол — гимнастики, которые не только повышают уровень физического развития, но и помогают проявить интерес к занятиям физической культурой и поднять эмоциональную атмосферу занятий.

Широко используются подвижные и спортивные игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта (пионербол, хоккей, футбол, бадминтон, баскетбол и др.). Позволяют показать разнообразие движений, а систематическое их проведение формирует определённые навыки и умения.

Систематически применяются спортивные упражнения: велосипед, лыжи, катание на санках — способствуют укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, помогают детям более длительное время выполнять упражнения, не испытывая усталости, Проведение спортивных видов физических упражнений в различных условиях способствует воспитанию волевых качеств (смелость, выдержка, выносливость).

В детском саду регулярно проводятся занятия на свежем воздухе, которые дают возможность детям накопить необходимый опыт, научиться исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.

Воспитателями и специалистами детского сада широко используется такая инновационная образовательная технология как проектная деятельность, которая дает ребенку возможность самому искать пути решения проблем в области физического воспитания. Реализованный воспитателями старей группы долгосрочный проект «Будь здоров, который был направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, активное вовлечение родителей в систематические совместные занятия физическими упражнениями и воспитание детей культуры здоровья, позволил значительно повысить двигательную активность детей повысилась путем совместных физкультурных и спортивных досугов (не менее 1-2 раз в месяц).

Регулярное проведение Осенних и Весенних стартов позволяет детям не только показать уровень их физической подготовки, но и пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, повысить эмоциональное состояние.

В проблеме сохранения и укрепления здоровья детей мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.

Просвещение родителей организуется через различные формы:

«круглый стол для родителей»,по теме: «Современное детское питание дома и в детском саду», где каждый родитель может попробовать блюда, которые готовят в детском саду, предлагаются рекомендации по составу домашних ужинов

• папки-передвижки, консультации, фотовыставки — все это помогает выявить интерес, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности, дают возможность родителям ознакомиться с работой ДОУ, формировать знания в области физического воспитания

• Досуговая деятельность — помогает устанавливать эмоциональный контакт между всеми членами педагогического процесса (дети, родители и воспитатели) – это праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Наша армия сильна» с участием пап, совместные походы в физкультурно-оздоровительные учреждения города и т. д.

На родительских собраниях, индивидуальных консультациях родители учатся оценивать здоровье ребенка, повышают знания о физическом развитии дошкольников.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться.

Таким образом, все средства, методы и приемы, используемые в ДОУ, позволяют нам постепенно приобщить детей к здоровому образу жизни.

Источник

Adblock
detector