СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме
Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, родителей и воспитателей детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_emotsionalnogo_zdorovya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
СОХРАНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»
Проблема взаимосвязи родительско-детских отношений и эмоционального здоровья ребёнка до настоящего времени остаётся ещё недостаточно разработанной. Исследованиями Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной и др. был установлен ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся эмоционального развития ребёнка и его связи с родительским отношением. Но эти исследования единичны; до сих пор не представлены экспериментальные данные, свидетельствующие о зависимости благополучия эмоциональной сферы ребёнка от характера взаимодействия с родителями. Дошкольный период является одним из наименее изученных возрастных периодов, тогда как ряд авторов – Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др. указывают на «неповторимость, особую значимость» этого периода для всего последующего развития человека. Основное значение имеют создаваемые им уникальные условия, которые не повторятся в дальнейшем развитии детей и то, что будет «недобрано», наверстать в будущем трудно или вовсе невозможно.
Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, родителей и воспитателей детских садов. Мои наблюдения на занятиях в старших и подготовительных группах детского сада показали, что для более 65% детей характерны признаки эмоционального неблагополучия – повышенный уровень тревоги, часто они возбуждены, агрессивны, излишне капризны, с трудом подчиняются правилам, что затрудняет их контакт со сверстниками и взрослыми. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических проявлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в детском саду. А между тем развитие личности ребёнка должно обеспечить ему успешную адаптацию к условиям социальной среды, умение детей жить в обществе, отзываться на чужие переживания.
Дошкольный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от родителей и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребёнка со взрослым. Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности. Стиль отношения родителей к ребёнку влияет и на психическое здоровье детей. Неуверенность ребёнка в положительном отношении к нему взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, состояние смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционально созвучного общения между родителями и ребёнком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.
На сегодняшний день, я, как педагог, стою перед необходимостью воспитания гармоничного и уверенного в себе человека с позитивным самоощущением, сохранения его психического здоровья и социального благополучия ещё в дошкольном возрасте.
Целью моей деятельности является сохранение и укрепление эмоционального здоровья, создание условий для развития эмоционально-личностной сферы ребёнка дошкольного возраста.
Одним из таких условий выделяю направление — оптимизация родительско -детских отношений, т.е. создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, налаживание эмоциональных отношений в семье.
Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:
Способствовать становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений родитель – ребёнок.
Повышать психологическую компетентность родителей с целью помочь ребенку ощутить себя личностью, с которой считаются, которую уважают, в успехах которой заинтересованы.
Иными словами: помочь родителю и ребенку поверить в свои силы, научить детей и взрослых осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние друг друга, обучать их этическим ценным формам и способам поведения в отношениях друг с другом.
Свою работу строю исходя из основных ориентиров гуманности:
каждый ребёнок принимается таким, какой он есть;
каждый ребенок нуждается в помощи и развитии навыков, способностей, личностных качеств;
жизнь детей с трудностями в развитии не следует превращать в трагедию;
главным признается личность ребенка, а не предопределенность нарушения.
Опираясь на свой практический опыт можно с уверенностью сказать, что трудности в воспитании детей появляются в том случае, когда в семье возникает нарушение эмоционального контакта во взаимоотношениях с ребенком. Именно семейный микроклимат способствует формированию личности ребенка, его умению общаться, понимать и строить отношения с другими людьми, со сверстниками.
Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении, нарушениями в эмоционально-личностной сфере определяет в настоящее время необходимость поиска новых подходов и методов работы воспитателя с семьёй.
Повышение психологической компетентности родителей посредством собраний, бесед, информационных материалов в «Родительских уголках», а также индивидуальное консультирование – важные формы работы. Однако, этого недостаточно для формирования у родителей практических навыков адекватного взаимодействия с детьми. Наблюдения, беседы с родителями в ходе консультаций, анализ результатов психодиагностики позволяют сделать вывод о том, что большая часть трудностей, возникающих в эмоциональном развитии и поведении детей дошкольного возраста, имеет в своей основе нарушение детско-родительских отношений. Взаимодействие в родительско-детской паре зачастую носят дисгармоничный характер и проявляются в виде гипер- (или гипо-)опеки со стороны родителей, преобладание в отношениях авторитарного или противоречивого стиля воспитания.
По мнению Ю.Б.Гиппенрейтер, «проблемные», «трудные», «непослушные» дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».
Исходя из этого, я считаю, что без изменения родительско-детских отношений работа с ребёнком будет недостаточно эффективной, и многие трудности ребёнка должны решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребёнку, мы разрешаем его проблему.
Поэтому, тренинг детско-родительских отношений представляется мне наиболее эффективной и интересной формой работы с семьёй.
На сегодняшний день я занимаюсь разработкой и апробированием программы тренинга ДРО – «Радость общения» , в которой использую материалы программ «Я и мой ребёнок» (авторы: Е.В.Карпова, Е.К.Лютова), «Осьминоги и осьминожки» (авторы: Ж.В.Лурье, О.Ф.Семёнова).
Концептуальной основой тренинга является идея взаимопонимания между взрослым и ребёнком, обретение теплоты отношений и радости общения.
Поэтому основная цель программы — установление доверительных отношений между родителями и детьми, налаживание эмоциональных отношений в семье.
обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
научить участников тренинга способам снятия эмоционального
напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя
вреда другим членам семьи;
формировать у каждого из участников тренинга чувства доверия и эмпатии;
формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
По результатам тестирования родителей и детей провожу комплектование микрогрупп из детско-родительских пар. Посещение занятий происходит на добровольной основе. Цикл занятий состоит из 6-8 встреч, длительность одного занятия до 40 минут. Периодичность встреч оговаривается на первом занятии.
В начале и в процессе работы провожу диагностику ДРО (Опросник родительского отношения; методика «Родительское сочинение», рисуночный тест «Моя семья»). Сама групповая работа тоже очень показательна, в ней проявляются особенности межличностного и внутрисемейного взаимодействия, а также личностные характеристики участников.
Каждое тренинговое занятие имеет свою структуру:
1. Организационная часть
Цель: сплочение группы, создание положительного настроя на занятие
(«Друг к дружке», «Давайте поздороваемся!», «Здравствуйте, это я» и др.)
Цель: активизация членов группы, поднятие настроения, снятие напряжения («Передай сигнал», «Подарки по кругу», «Кого нет, во что одет?», «В магазине зеркал», «Дракон кусает свой хвост» и др.)
2. Основная часть
Комплекс психологических упражнений и приёмов, направленных на решение задач занятия (упражнения, игры на невербальное общение, тактильный контакт, взаимодействие в паре «Родитель-ребёнок», релаксация, продуктивная деятельность,)
3 . Заключительная часть
Рефлексия занятия (подведение итогов занятия: что понравилось, что нет, почему; оценка своего эмоционального состояния)
Цель: эмоциональное сплочение группы.
Даже небольшой опыт работы показывает её эффективность .
Оценка эффективности работы группы осуществляется на основе наблюдений групповых процессов, взаимодействия в родительско-детских парах, анализа детских и родительских рисунков, высказываний участников тренинга в процессе обмена впечатлениями на каждом занятии, обработки результатов проведения диагностического блока на родительских занятиях.
По окончании работы группы родители отмечали следующее:
«появилось ощущение внутреннего спокойствия»;
улучшилось понимание мотивов поведения и проявления эмоций детей;
усилилось чувство принятия, как со стороны детей, так и со стороны родителей, увеличилась частота тактильных контактов;
повысилась самостоятельность, инициативность детей;
снизилось число конфликтов между родителями и детьми;
повысилась эмоциональная устойчивость;
возросло чувство уверенности при выполнении воспитательных обязанностей.
Т.о., тренинг ДРО не только повышает психологическую компетентность родителей в области взаимодействия с детьми, но и помогает формировать практические навыки адекватного взаимодействия.
У участников группы развивается позитивное взаимодействие на основе установившихся доверительных отношений друг с другом, снижается число родительско-детских конфликтов, возникает желание и умение общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций.
Программа способна помочь родителям:
выйти на новый уровень понимания детей,
более внимательно относиться к их потребностям;
проявлять большую меру родительского принятия, уважения к чувствам детей,
признавать необходимость автономии ребёнка,
быть более компетентным в собственных воспитательных
Лишь благодаря подобным изменениям в родительско–детских отношениях
возможно сохранение эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста.
Слова благодарности участников тренинга в свой адрес подвигают меня на усовершенствование работы, на поиск нового и интересного, а ради этого стоит творить.
Список используемой литературы.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М,:АПНСССР,1968.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком Как? М., «МАСС МЕДИА», 1995.
Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Педагогика,1985.
Карпова Е.В.,Лютова Е.К. Программа «Я и мой ребёнок». Семейная психология и семейная психотерапия. № 3- 1998.
Лурье Ж.В., Семёнова О.Ф. Программа «Осьминоги и осьминожки». Семейная психология и семейная терапия. № 4- 1999.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Санкт-петербург, «Речь», 2001.
Мухина В.С. Детская психология. – М,:Апрель Пресс, 2000.
Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Детско-родительское сообщество: теория и практика. Уч.пособие – Красноярск, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические технологии и их элементы, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, его самореализации.
Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род.
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья.
Цель: Ознакомление педагогов с современными идеями обеспечения физического развития детей дошкольного возраста.Задачи: Совершенствование и обогащение знаний и умений педагогов о современных техно.
Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Буклет.
Что такое «психическое» здоровье? Какие факторы влияют на его сохранение.
Процесс дыхания сопровождает нас от появления на свет и буквально до последнего вздоха. Мы не замечаем его, но стоит лишиться дыхания лишь на минуту, как мы готовы отдать за глоток воздуха всё.
Источник
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
консультация на тему
Статья раскрывает эффективные здоровьесберегающие методы и приемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста. Предназначена для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobeva_-_statya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.
Однако тенденция нестабильности жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.
Важной составной частью здоровья человека является его психологическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.
Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Особую тревогу вызывает значительный рост детей с заболеваниями органов дыхания. Среди них первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.
Хронические проблемы с дыханием приносят в детскую жизнь ощущения незащищенности, страха, зависимости и беспомощности. Паника, боль и боязнь смерти — совершенно обычные ощущения во время приступа. К характерным чертам эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией относятся: продолжительные смены настроения, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, чувство безнадежности, комплексы неполноценности и абсолютное равнодушие ко всему. Это влечет за собой снижение аппетита, ухудшение сна, изменение работоспособности и вызывает особенное беспокойство, потому что те из них, кто постоянно находится в подавленном расположении духа, могут не заметить предостерегающих симптомов начинающегося тяжелого приступа.
Большинство бронхолегочных заболеваний имеют в основе психосоматическую природу. Нервно-психические факторы считаются одними из самых существенных в возникновении приступов заболевания. Поэтому, оказывая психологическое влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка можно существенно улучшить физическое состояние.
Здоровьесберегающие технологии находят все более широкое применение в оптимизации образовательного процесса сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Они способствуют физиологической активации процессов саморегуляции и мобилизации защитных сил организма, хорошей совместимости с другими оздоровительными средствами и методами восстановления и укрепления здоровья детей.
Воздействуя на эмоциональное состояние двигательными, дыхательными, музыкальными, психологическими упражнениями, можно добиться восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов, что способствует уравновешиванию процессов в коре головного мозга и повышению нервного тонуса организма, рефлекторно уменьшая спазм бронхов.
Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Данный опыт работы детского сада является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и профильных специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие методы и технологии такие как: психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкальная релаксация (музыкотерапия), игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, дыхательные упражнения, медитативные сказки, мнемотехнические приемы используются совместно педагогами и профильными специалистами во всех видах детской деятельности и режимных моментах.
Из ряда перечисленных здоровьесберегающих методов и технологий хочется остановиться на некоторых, представляемых на наш взгляд наибольшую значимость своеобразие и эффективность –
- психогимнастика «Гимнастика для ума»
- мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»
- релаксационные упражнения «Медитативные сказки»
- дыхательные упражнения
- использование полифункционального интерактивного оборудования
Каждое занятие с ребенком желательно начинать с «Гимнастики для ума» (комплекс упражнений на развитие сенсомоторной пластики, целью которых является развитие межполушарной специализации и синхронизация работы полушарий головного мозга, стимуляция активных точек), великолепного коррекционного приема, связанного с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.
«Расскажи стихи руками» (мнемотехнический прием) — замечательный организационный прием, способствующий развитию памяти, мышления наблюдательности.
«Медитативные сказки» используются для накопления образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.
«Музыкотерапия» — музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.
«Дыхательные упражнения» — уже в древности люди, не обладая современным пониманием физиологических механизмов, выяснили, что дыхание может серьезно влиять на процессы, происходящие в организме. Тем более что дыхание хорошо поддается сознательному управлению. О пользе дыхательных упражнений говорил еще Авиценна. В нашем ДОУ используется технология «БОС – Здоровье». Суть метода биологической обратной связи сводится к выработке нового типа дыхания – диафрагмально-релаксационного. Релаксация – важный компонент методики.
«Использование полифункционального интерактивного оборудования»- Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений в сенсорной комнате дает полное состояние расслабления, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, воображение, снимает мышечное напряжение, создает положительный эмоциональный фон, активизирует функции нервной системы.
Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников играют целенаправленные занятия, организуемые педагогом-психологом. При их разработке учитываются составляющие характеристики эмоционального состояния ребёнка. Своеобразие эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией (индивидуальные особенности, самооценка, тревога, частые пропуски по болезни) оказывают влияние на познавательное развитие детей, однако только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Совокупность их обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.
Совместная с педагогом-психологом деятельность строится по блокам:
— снятие эмоционального напряжения,
— создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого,
— формирование адекватной самооценки у детей,
— привитие новых форм поведения.
— обучение распознаванию эмоциональных состояний окружающих,
— развитие умения выразить свое эмоциональное состояние,
— формирование моральных представлений, тренировка психомоторных функций.
— снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками,
— развитие навыков общения,
— формирование адекватных форм поведения,
— стимуляция познавательной активности.
- Приветствие;
- Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
- Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды) в сенсорной комнате;
- Формирование смыслообразующих функций психических процессов;
- решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
- релаксационные упражнения и тренировка дыхания;
- рефлексия.
- Блок «Релаксационно-диафрагмальное дыхание» на основе здоровьесберегающей психоэмоциональной компьютерной технологии «Биологическая Обратная Связь» Сметанкина Александра Афанасьевича.
— обучение и автоматизация навыка диафрагмально-релаксационного
— снятие эмоционального напряжения
— активизация работы всех органов и систем
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников через развитие эмоционально-личностной сферы на основе использования здоровьесберегающих технологий предполагает организацию специализированной деятельности воспитателей с детьми как на занятиях, так и вне их.
Совместная с педагогом деятельность заключается:
— в создании эмоционально-благоприятной обстановки для детей;
— во включении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и в ходе режимных моментов.
Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами:
- Психогимнастика (метод замещающего онтогенеза), пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, упражнения на диафрагмальное дыхание – проводятся перед каждым познавательным занятием с детьми в группе.
- Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания на тренажере-имитаторе (после прохождения курса сеансов с педагогом-психологом) – перед выходом на прогулку.
- Музыкальная релаксация и медитативные сказки – перед дневным сном. Медитативные сказки проводятся при непосредственном участии педагога-психолога.
- Закаливающие процедуры на основе стимуляции невербальных психических процессов – после дневного сна.
В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования здоровьесберегающих тхнологий педагогами и профильными специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.
- Анциферова Л.И. «Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии» М.1968.
- Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. 1990.
- Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» М. 1997.
- Дубровина И.В. «Руководство практического психолога» М. «Академия» 1995. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. 2002.
- Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка» М 1989.
- Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха» С-П. 1995.
- Изард К.Е. «Эмоции человека» М. 1980.
- Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными людьми» С-П. «Речь» 2001.
- Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсьи радуюсь» М. «Генезис» 2003.
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.
- Малюткина Н.В. «Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка» С-П. «Каро» 2003.
- Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» М. «Плэйт» 2004.
- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.
- Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек.
Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет.
сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется.
Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.
Источник